3 февраля 2016 г. на сайте администрации города Тайшета опубликована «Точка зрения» пресс-центра (?) и директора районного краеведческого музея. Затем эту точку зрения в небольшом сокращении была размещена на сайте информационного агентства «Тайшет 24». Авторов растиражированной  точки зрения беспокоит скептическое отношение Селезнёва Е.С. к некоторым результатам труда местных краеведов. Предлагаем вниманию читателя его мнение по поводу этих публикаций.

    Сразу же скажу – все «легко обнаруживаемые»  в брошюре «2431 верста…» сомнения научно обоснованы, то есть не огульные.

   Затем советую авторам «Точки зрения» открыть любой толковый словарь:  скептицизм (с гр.яз.  рассматривающий, исследующий)  это философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. А сомнение  – это неуверенность,  колебание  в том, следует ли принимать  в качестве истинного или правильного какое-то утверждение  или  систему  утверждений. Можете попутно уяснить еще понятие критическое мышление.  И что же плохого   в   скептицизме, сомнениях? Критическому же мышлению детей учат в школах   с начальных классах.

    Кстати сказать, «Тайшет 24» опубликовал не всю статью «Точка зрения»: пропустил ту часть, где авторы «Точка зрения» написали о «причинах» её появления. Указана не причина, а  повод: «явное скептическое отношение к трудам краеведов, которое легко обнаружить, прочитав брошюру историка». Иначе с чего бы вдруг вспомнилось это авторам «точки зрения» спустя два года – был повод.  Кстати сказать, в брошюре оспариваются датировки основания Тайшета не только, и даже ни сколько, краеведов. Прочтите внимательно брошюру.

   Еще добавлю, мой скептицизм не только скептицизм историка, но еще и краеведа.    

   И еще два момента: 1. как можно упрекать человека за его сомнения в существующих вариантах датировки основания Тайшета;  2.  брошюра «2431 верста…» труд коллективный, следовательно, сомнения  тоже.

     Ну и для прочей убедительности в уместности сомнений, приведу афоризмы известных людей. Хотя разговаривать афоризмами плохое дело, на любой из них всегда найдутся слова противоположного смысла.  Тем не менее, вот, например, слова Вольтера,   того самого, знаменитого мыслителя – Мари Франсуа Аруэ: сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии. Или вот еще из гариков  на каждый день от И.Губермана: сомненье — лучший антисептик от загнивания ума.

   Вот что важно еще. Мой скептицизм, например, имеет место быть благодаря самим краеведам, к чьим трудам пришлось обратиться при решении проблемы датировки основания населенного пункта Тайшет.  Они сами дали повод сомнениям. И вы не давай те повода сомневаться в ваших утверждениях. Как это сделать? Прежде сами сомневайтесь в том, что видите и слышите, принимаете на веру, а не спешите об этом заявлять, писать. Трудно это делать, по себе знаю, поверьте.

    Вот и вы, обладатели своей точки зрения,   даёте  повод для сомнений в сути ваших заявлений, в успехах вашего краеведческого труда. Точнее говоря, во всем  что написали. Доводы ваши совершенно не убедительные и ничего не доказывают, ни в чем не убеждают  в деле установления даты основания Тайшета.

  Фотографию  группы людей на перроне тайшетского вокзала вы  датируете 1914 годом. Во-первых, она не относится к периоду 1894-1897 гг. Отметим следующее – в вашей статье ничто не опровергает  мысль о том, что начальный период истории Тайшета будет всегда вне внимания исследователей, если продолжать считать 1897 год датой основания его основания. 

    Во-вторых, приходится сомневаться в вашей датировке фотографии – не указан источник даты.   Проведя простейшее исследование, легко обнаружить несколько вариантов датировки фотографии или  отсутствия указания даты, авторами которых, заметьте, являются   краеведы:  

 1.  Фото-летопись: год за годом// Бирюсинская новь за 26 сентября 2003 г.,  фото датировано 1916 годом;

2. Этапы большого пути. Документальная книга-альбом, посвященная труженикам Тайшетского филиала ВСЖД. Коллектив авторов под руководством Карих В.П. , отв. за выпуск Шулаев В.А.-  г.Зеленогорск, 2003 г.: это фото на  стр. 6 датировано  1916 годом;

3.Родионов А.М.  Рождённый Транссибом. Очерки истории локомотивного депо ст. Тайшет. – Иркутск , 2006 г.: это фото на стр.7 датировано   1911 годом;

4.Родионов  А.М. На перекрестке железных дорог. – Тайшет, 2006 г., стр.6: здесь эта фотография  без даты;

 5.  Селезнёв Е.С., Селезнёва Т.А. «2431 верста….», 2013 г., фото датировано 1911 годом;

6. И вот статья «Точка зрения» , 2016 г., на сайте администрации Тайшетского городского поселения – фото датировано    1914 годом; 

    Шесть публикаций  и три даты выполнения этой легендарной фотографии.   Ну, скажите на милость, как тут не сомневаться в трудах краеведов по части этих дат?   Вот вам и история фотографии, изучение которой вами пока безуспешное.

    Как не сомневаться в другом  утверждении –  вами никто не забыт, ничто не забыто. Вообще эта фраза сама по себе  пустая, фигура речи, как говорится, и к обсуждаемому вопросу не имеет прямого  отношения.   

  В качестве доказательства     своей крепкой памяти, вы приводите факт установления   именно вами  имён   людей,  изображенных на упомянутой фотографии неизвестно когда сделанной. При этом заявляете буквально следующее: «Так вот сегодня, благодаря оставленному рукописному наследству краеведа Адольфа Черневского,  удалось установить имена практически всех «участников торжества».

   Вы сами понимаете что написали?  Вероятно, нет.  Установил имена    Черневский А.Ю., а не вы, и сделал это, как вы сами пишите, еще в 1962 г., а не сегодня. Вы же  не знали этих имен, и   только благодаря счастливой случайности получили записи Черневского А.Ю., вычитали там имена, и выдали  их   открытие для себя самих  за своё большое общественное значимое краеведческое достижение.   

    Кстати сказать, при всем уважении к   краеведческим заслугам этого краеведа,  он установил имена лишь пяти человек, а их на фотографии более 30-ти. Если даже взять тех, кто сидит и стоит за ними («участники торжества»), то это 22 человека, следовательно, установлены имена всего 23 %  от числа изображенных на фото. Вы же утверждаете – установили имена практически всех! Смелое заявление и какое-то …., ну догадались сами, наверное, какое.

   Получается, кто-то забыт, а вы заявляете «никто не забыт, ничто не забыто».   А что за «торжество», не названное вами, запечатлено на фотографии? Наверное, не знаете, коль не объяснили в статье своей. Значит  что-то тоже  забыто.

    Под сомнение попадает и  ваше  умозаключение: если на каменной кладке   гидротехнического сооружения есть надпись «1896 год», то это значит – станция Тайшет уже существовала. Как дата постройки  этого  гидротехнического сооружения   связана с датой начала строительства станции Тайшет?!  Нет никаких оснований так считать, иначе будет нарушен закон тождества: А = А, или, иначе говоря,  А суть А, и никак иначе. Не подменяйте понятия: гидротехническое сооружение есть гидротехническое сооружение, а станция это станция.   Да и потом, что значит «станция существовала»? Уже была построена?

     Следующее ваше   заявление: «Вот так на сегодняшний день выглядит история этой фотографии, которая, вместе с другими старыми снимками, поможет прийти к первому колышку». Ваша «история этой фотографии» далеко неполная –   перечислены имена не всех целенаправленно и случайно сфотографировавшихся , сомнительна и датировка фотографии, нет имени фотографа, неясно по какому поводу сделан снимок…      С 1962 года по сей день ничего нового в истории этой фотографии не установлено, и она, сама по себе, не играет никакой   роли в установлении даты основания Тайшета.    К первому колышку   с такой куцей историей  она никак не приведет.

    Спорно выглядит и мысль, завершающая статью «Точка зрения». Мелочи в исследования важны, спору нет, но не они определяют ход «истинной истории населенного пункта». Впрочем, что имеется в виду под мелочами, под истинной историей? Мелочи, вероятно, это детали, а вот с истиной, как-то сложнее определиться. Когда кто-то говорит о постижении её, меня лично  охватывает страх.

   Люди помогают восстановить события, спору нет.  Только вот  картина эта получается чаще всего такой, как и следует – весьма субъективной, если она основана  на воспоминаниях    одного-двух человек.  Воспоминания такие не репрезентативны. Много зависит и от   толкователей этих воспоминаний.  Примеров таких множество. Вспомните, какими словами краеведов характеризовались предприниматели Корней Супрун, священник Василий Шаравин  в советские годы. А если людей, помнящих те или иные события,  нет сегодня? Кто тогда о чем поведает?  Да что   говорить о прописных истинах работы с устными источниками, не стоит.  Закончим так – с течением времени люди помнят уже не сами события, а свои последние воспоминания о них. 

    Одним словом, важны и мелочи, и воспоминания, и документы, и что тут глубокомысленно рассуждать-то? И не к чему  заявление поучительно-назидательного характера с претензией на какое-то открытие: «Если я хочу найти того, кто забил первый колышек, то надо искать точно не из тех (наверное, среди тех?), кто пришел сюда в форме инженера командовать станцией, когда ее уже открыли».  Дело хозяйское, как говориться, где искать.  

    Если же это сказано в адрес участников проекта «Первый колышек», то стоит кое-что объяснить.  Мы искали информацию о начале строительства станции Тайшет и поселка при нём в документах строителей, что логично. И ещё не добрались до фондов   Томского областного архива, где хранятся документы Управления Томской железной дороги, то есть того органа, представители которой   «в форме инженеров  командовали станцией», то есть это эксплуатационники.   Только почему не стоит искать сведения у них? Вы же, авторы статьи «Точка зрения» пользуетесь информацией по упомянутой фотографии, полученной именно от тех, кто работал на станции, «командовал станцией».

    Имена людей, имевших отношение к тайшетской истории вообще, к истории тайшетского участка Транссиба  в частности, возвращаем из небытия и мы. Стараемся помнить обо всем и о всех, только знаем – это   невозможно сделать в принципе,  важно стремиться к этому. Так что нет в этом, в поиске и установлении имён,  ничего особенного. Обычная краеведческая работа, маленькие успехи в которой вызывают удовлетворение любого искателя. Нам, не музейным краеведам, например,  удалось найти такие  исторические источники,  в которых, среди прочих других имён,  есть      имена  начальников паровозного депо,  самой станции Тайшет,  их заместителей,     врачей ж/д больницы. Встречаются в них и имена первых жителей первой улицы поселка Тайшет, ныне    Северовокзальная.        Расскажем о них  в другой своей  работе, а не в этой, вынужденной для нас  в связи  с появлением непонятно для чего опубликованной   и, мягко говоря, странной  статьи «Точка зрения».  Да и в брошюре «2431 верста…»  тайшетцам впервые рассказано о многих людях, начавших делать  тайшетскую историю.  Многое из этого не было известно тайшетским краеведам, а, возможно, забыто было ими.

     Но ценность брошюры авторов «Точки зрения» не волнует, если говорят только о  скептицизме автора и своей беспочвенной обиде за краеведов 

     И заканчивая,  как понимать выражение «первый колышек»? Как образное выражение факта начала строительных работ на тайшетском участке Средне-Сибирской железной дороги (XI  участок строительных работ). Не день, а год начала строительных работ.   Вероятно, мы бы   установили и день начала этих работ, но небольшой по размеру грант и скудные личные сбережения, особенности распорядка работы архива и кратковременность поездки   не позволили долго работать в РГИА. К сожалению. Может быть, и был бы найден, например, подрядный или субподрядный договор о производстве каких-либо работ по строительству станции Тайшет. Нашли же подобный договор с предпринимателем А.Бонди на строительство ж/д моста через Бирюсу, датированный августом 1894 г.

   Время не тратим, материалы по истории строительства станции и пос.Тайшет искали и ищем в Интернете. Что поделаешь, архивы далеко, и никто не заинтересован выделить деньги на поездку по их изучению…

       Нашли случайно на аукционе вот такую замечательную фотографию (прилагаем).  Надпись на ней «День памяти 25 июня. Николая 1-ому Основателю железных дорог». Жаль, не указан год. Вероятно, (с большим сомнением думаю так) что это 1896 год. Почему? Фотография сделана по случаю празднования дня рождения императора Николая  I.  Сначала железнодорожники России праздновали этот день так:  «В 1895 г. к 100-летию со дня рождения Николая I были приурочены торжественные мероприятия: состоялся праздник департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог, т.е. тех, которые были созданы в период его царствования. Служащим этих дорог были пожалованы «вензельные изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны перечисленных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили прекрасные мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 г.)».  Этот   из Интернета, с сайта об истории Дня железнодорожника, в основе которого было празднование дня рождения Николая-I.

        Через год приказом № 68 от 9 июля 1896 г. министра путей сообщения князя М. И. Хилкова было установлено «ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России» этого события, дня рождения императора Николая I.

     Тайшетцы впервые, а поэтому особенно    радостно, отпраздновали     свой профессиональный праздник в 1896году, и…сфотографировались. Следующие такие праздники стали не столь значимыми, обыденными, наверное, чтобы фотографироваться. Если фотография 1896 года, то, как видим, вокзал, а значит и станция, уже существовали. Потому датировать основание Тайшета 1897 г. будет неправильно.    

       Хочу, чтобы было именно так, но такое рассуждение довольно сомнительное, оттого отнесусь к нему скептически.  И буду прав. 

     А вот относительно другой фотографии, которую обнаружил/нашел/увидел  в Интернете 15.02.2016 г., никаких сомнений! Одна радость, которой и спешу поделиться с тайшетцами: посчастливилось найти  фотопортрет замечательного для Тайшета человека, его первостроителя – Манучарова Василия Львовича. Мы впервые видим, как выглядел этот человек!

      Посмотрите и познакомьтесь, прочтя отрывок из брошюры «2431 верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет»:  «Первоначально начальником ХI-го строительного участка (336 верста– 435 верста) был назначен Придонов М.Ф. В связи с его переназначением на 16-й участок, строительные работы с 1 ноября 1895 г. возглавил инженер путей сообщения Манучаров Василий Львович.   

    По списку чинов ведомства путей сообщения на 1896 г. значится: «Манучаров Василий Асланович. Имеет Станислава 3-й степени, 1890 (орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников  ). Состоит по министерству штатным инженером VIII класса. Женат (на православной), 1 сын и 4 дочери. Место жительства: в с. Бирюса. Вероисповедание – армяно-грегорианское. Год рождения – 1858. Происхождение – О.О.С. (обер-офицерский сын). Образование – Институт Инженеров Путей Сообщения, окончил в 1883 г. В государственной службе: с 22.10.1886. В ведомстве: с 22.10.1886. В настоящей должности: с 1.05.1895, штатным инженером с 1.05.1895. Класс должности – VIII. В чине с 22.10.1889. Содержание – 5000. Последняя награда – Станислав 3-й степени, 31.10.1890. Числящиеся по Министерству инженера, уволенные в частные предприятия».   Добавим еще следующее – жену Манучарова В.Л. звали Евдокией Александровной. Ее имя упоминается в метрической книге   церкви св.Николая села Тайшет за 1911 г.  Получается что Манучаровы не покинули Тайшет по завершению строительства дороги, то есть в 1898 г. Вероятно, Василий Львович участвовал и в реконструкции горных участков Сибирской железной дороги, прокладке вторых путей в строительный период 1908-1911 гг.

       Что касается происхождения, имени и отчества Манучарова, то на указанном Интернет – форуме сообщается: Манучаровы – это обрусевший армянский род, было три брата  Василий, Иван и Давид Манучаровы – Львовичи (Аслановичи, Аслан в переводе с армянского Лев). У Василия Манучарова был сын Арсен, железнодорожник…Брат Василия Львовича – Манучаров Ованес Ашотович (Иван Львович) (1863-1909), участник народнического движения, узник Шлиссельбургской крепости (1886-1895), ссыльнопоселенец на Сахалине (1896-1902)». Василий Львович внес вклад и в развитие культуры построенной им станции – он подарил 700 собственных книг   первой публичной библиотеке  в Тайшете».

 Интересна сама фотография, из которых выделен портрет Манучарова В.Л., это эпизоды строительства разных сооружений 11-го участка и инженеры, соратники Василия Львовича.   

Loading