Интересующиеся историей Тайшета и Тайшетского района знают о существовании в довоенное время двух лесозаводов — Бирюсинского и Тайшетского. И если о первом из них известно многое, то о втором практически ничего. Во всяком случае мне. Нет архивных документов, нет фотографий завода или фотографий Тайшета на котором хотя бы краешком фотообъектива он был бы запечатлен. Отсутствие сведений о лесозаводе — белое пятно истории. Впрочем, кое-какую информацию удавалось заполучить. Например, в брошюре «Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Часть 1. Накануне войны» есть скудная информация о Тайшетском лесозаводе. На стр. 80 он называется лесозаводом Восточно-Сибирской железной дороги. В сведениях о промышленности Шиткинского района есть упоминания о лесозаготовительных пунктах треста Союзполярлеса. В брошюре №9 «Время местное, время прошедшее…» есть рассказ об этом.
Интересующиеся историей знают о существовании с дореволюционных времен в Тайшетском районе Бирюсинского и Тайшетского лесозаводов. Они были открыты предпринимателями в связи с постройкой Среде-Сибирской железной дорогой. После в первые же годы Советской власти они были национализированы. В производственном отношении в разные годы они подчинялись разным ведомствам и трестам и относились к числу крупных промышленных предприятий , как говорили тогда — цензовым, то есть хозяйственно самостоятельным, государственным, а не областным-краевым-городским (бюджетным).
До образования Иркутской области (1937 г.) Тайшетская волость относилась к Канскому округу Енисейской губернии. Могло ли это обстоятельство определять, и как?, территориально-производственную подчиненность Тайшетского лесозавода? В связи с этим немного истории. В 1920 году для развития лесозаготовок, лесопиления и транспорта Енисейской губернии было организовано управление «Енлес» — Енисейсклес. В 1925 году на базе этого управления был организован трест «Сиблестрест». В 1929 году за Полярным кругом, в 800 км выше устья Енисея началось строительство Игарского лесопильного комбината и в тогда же еще строящийся комбинат отгрузил на экспорт первые 1,5 тыс. куб. м пиломатериалов. Лес на экспорт транспортировали Северным морским путем.
Наш район был связан с Енлесом. И это документально доказано. Древесина для комбината поставлялась с таежных делянок в бассейнах рек Чуна, Бирюса (Она), Ангара в нижнем течении и Енисея. Лес подвозился к берегам, формировались плоты и в навигацию Енисейским речным пароходством доставлялись в Игарку.
Но это уже отдельный разговор о развитии лесной промышленности Енисейской губернии и затем Красноярского края. Нас же волнует вопрос о ведомственной принадлежности Тайшетского лесозавода. Может быть и он был частью Енисейской лесной промышленности?
Есть ли документальные подтверждения принадлежности Тайшетского завода Енлесу?
Точно известно следующее.В докладной записке о присвоение Тайшету статуса город от июля 1937 г. он числится как завод Восточно-Сибирской железной дороги, образованной в марте 1934 г., а в 1936 г. из ее состава была выведена Красноярская железная дорога.
И вот его величество Случай! Из семейного альбома тайшетца Лавриновича В.Ю. мы получили две уникальные фотографии. Вы видите их. И конечно же, наряду со многими деталями, нас и вас привлекает и надпись на одной из них: «Рабочие и технический состав …йшетского л/з Енлеса». Нет сомнения, речь идет о Тайшетском лесозаводе, хотя и обрезаны начальные буквы слова, обозначающего местоположение завода. Сомнений в этом не может быть еще и потому что, родственник Лавриновича В.Ю. — Многогрешных Максим Иванович, (ему и принадлежали изначально эти фотографии, затем его дочери Щербаковой Галине Максимовне), работал на Тайшетском лесозаводе парторгом, иначе говоря секретарем первичной организации РКПб , с 1925 г. — ВКПб. Вот он стоит крайний слева на фотографии группы рабочих и техников у локомотива — молодой человек в кепи, высоких сапогах, с папиросой в левой руке. Максим Иванович не вернулся с фронта Великой Отечественной войны.
Далее мы видим на надписи дату — 1925 г. Это год создания Сиблестреста на базе Енисейсклеса (Енлес). Следовательно, после национализации лесозавода в Тайшете, он был подчинен Енлесу и работал на лесоэкспорт СССР в составе всесоюзного объединения «Экпортлес». И шел за рубеж и лес Шиткинского района, связанный в плоты в Шелаево, и волей плотогонов совершавший длинный путь в Игарку.
А вот в 1938 г., ко времени получения Тайшетом статуса город, завод был переподчинен и, в соответствии с административно-территориальным устройством, отдан был Иркутской области, в частности — Восточно-Сибирской железной дороге. Стоит поискать документальные подтверждения этому. Пока же порадуемся новым фотографиям тайшетской истории, поблагодарив Лавриновича Валерия Юрьевича. Возможно, у кого-то в семейных альбомах найдутся иные фотографии лесозавода. Просим поделиться .
Селезнев Е.С.