Оказывается,  жизнь Тайшетского района и многих его жителей  была связана     с авиацией еще с середины 30-х годов ХХ в. Она наполнена интересными,   крупными и мелкими, косвенными и прямыми событиями, разными   фактами.  И сегодня, наверняка, есть тайшетцы – авиаторы, но речь сейчас не о настоящем, а о прошлом.

    В конце мая 1919 г. чешский разведывательный аэроплан   из-за сильной бури  упал и разбился, летчик остался жив,  но что с ним стало далее  неизвестно.   Это, вероятно, самое первое упоминание об авиационном происшествии  в нашем небе.

      С    довоенных времен в нашем городе  существовал аэродром для маленьких самолётов У-2. Документальным подтверждением этого факта являются   «Докладная записка по вопросу о переводе рабочего поселка Тайшет в город» Тайшетского поселкового Совета депутатов трудящихся от июля 1937 г.  и  прилагаемый к ней  перечень предприятий и учреждений. В перечне есть запись:  «Посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота», то есть Главного управления гражданского воздушного флота при правительстве СССР, оно было образовано 25 февраля 1932 года.  

    Другим    свидетельством  существования     аэродрома является фотография самолета У-2, сделанная в июле 1935 г. в с.Тайшете в дни  первого  районного слёте передовиков производства и культуры. 

      

О самолетах  в Тайшете можно прочесть и в воспоминаниях писателя Я.Мустафина о своем довоенном детстве: «Двукрылые фанерные самолетики раза два в году приземлялись…, чем вносили   в размеренную, спокойную жизнь тайшетцев великое смятение и радость. Глазеть на чудо ХХ века сбегались и стар и млад». Так что, аэродром точно был, только не известно его предназначение.

       Воздушные авиалинии в тайшетском  небе   начали прокладывать, вероятно, в 1928 г. в связи с созданием воздушной линии Иркутск-Москва.   Потребовались   промежуточные аэродромы, и тайшетский в том числе. Хотя  он, наверно,  был маловат для больших самолётов.   Не ясна его принадлежность  к какому-то региональному управлению гражданского воздушного флота. 20 мая 1929 г.   был организован Нижнеудинский  объединенный  авиационный отряд, называвшийся  первоначально     «авиастанция».  Возможно, нижнеудинские самолеты  и прилетали в Тайшет, а может быть красноярские.   4 октября 1928 г. в  Красноярске было создано авиапредприятие  и  построен   аэродром общества «Добролет»,  то есть    акционерного общества  Добровольный воздушный флот СССР, это предшественник «Аэрофлота» (1932 г.).

     Аэродром  находился там, где сейчас пришкольный участок   школы   №24 РЖД и стадион техникума. В  одном из решений Тайшетского горисполкома удалось найти такую запись: «Разрешить Ангарстрою МПС строительство в 1954 году больничного городка, школы на 440 мест и интерната на площади 25 га бывшего аэродрома».   В   50-е годы прошлого века аэропорт начали строить  на южной окраине улицы имени Пушкина. Сегодня это лишь посадочная площадка для  авиатранспорта областного комитета охраны лесов.

     Подробнее о работе авиатранспорта Тайшета можно прочитать в уже названной  исследовательской работе Рубцова П. и Фокина В.,  мы поищем новые сведения о связи нашего района с авиацией страны Советов.

Loading