Оказывается, жизнь Тайшетского района и многих его жителей была связана с авиацией еще с середины 30-х годов ХХ в. Она наполнена интересными, крупными и мелкими, косвенными и прямыми событиями, разными фактами. И сегодня, наверняка, есть тайшетцы – авиаторы, но речь сейчас не о настоящем, а о прошлом.
В конце мая 1919 г. чешский разведывательный аэроплан из-за сильной бури упал и разбился, летчик остался жив, но что с ним стало далее неизвестно. Это, вероятно, самое первое упоминание об авиационном происшествии в нашем небе.
С довоенных времен в нашем городе существовал аэродром для маленьких самолётов У-2. Документальным подтверждением этого факта являются «Докладная записка по вопросу о переводе рабочего поселка Тайшет в город» Тайшетского поселкового Совета депутатов трудящихся от июля 1937 г. и прилагаемый к ней перечень предприятий и учреждений. В перечне есть запись: «Посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота», то есть Главного управления гражданского воздушного флота при правительстве СССР, оно было образовано 25 февраля 1932 года.
Другим свидетельством существования аэродрома является фотография самолета У-2, сделанная в июле 1935 г. в с.Тайшете в дни первого районного слёте передовиков производства и культуры.
О самолетах в Тайшете можно прочесть и в воспоминаниях писателя Я.Мустафина о своем довоенном детстве: «Двукрылые фанерные самолетики раза два в году приземлялись…, чем вносили в размеренную, спокойную жизнь тайшетцев великое смятение и радость. Глазеть на чудо ХХ века сбегались и стар и млад». Так что, аэродром точно был, только не известно его предназначение.
Воздушные авиалинии в тайшетском небе начали прокладывать, вероятно, в 1928 г. в связи с созданием воздушной линии Иркутск-Москва. Потребовались промежуточные аэродромы, и тайшетский в том числе. Хотя он, наверно, был маловат для больших самолётов. Не ясна его принадлежность к какому-то региональному управлению гражданского воздушного флота. 20 мая 1929 г. был организован Нижнеудинский объединенный авиационный отряд, называвшийся первоначально «авиастанция». Возможно, нижнеудинские самолеты и прилетали в Тайшет, а может быть красноярские. 4 октября 1928 г. в Красноярске было создано авиапредприятие и построен аэродром общества «Добролет», то есть акционерного общества Добровольный воздушный флот СССР, это предшественник «Аэрофлота» (1932 г.).
Аэродром находился там, где сейчас пришкольный участок школы №24 РЖД и стадион техникума. В одном из решений Тайшетского горисполкома удалось найти такую запись: «Разрешить Ангарстрою МПС строительство в 1954 году больничного городка, школы на 440 мест и интерната на площади 25 га бывшего аэродрома». В 50-е годы прошлого века аэропорт начали строить на южной окраине улицы имени Пушкина. Сегодня это лишь посадочная площадка для авиатранспорта областного комитета охраны лесов.
Подробнее о работе авиатранспорта Тайшета можно прочитать в уже названной исследовательской работе Рубцова П. и Фокина В., мы поищем новые сведения о связи нашего района с авиацией страны Советов.