К Дню защитника Отечества
и 85-летию СОШ № 85
Поднимем голову и вглядимся в это необозримое в прямом и образном смысле пространство. Куда-то далеко-далеко ушло множество разных событий связанных с ним. Они были обыденные и необычные, радостные и печальные, героические и трагические.
Краеведческие изыскания приводят к разным результатам: находишь принципиально новые материалы по истории Тайшетского района или наталкиваешься на какие-то факты, ранее известные, но уже забытые. Складывая привычный краеведческий пазл, вдруг получаешь совершенно новую картинку прошлого, обнаруживаешь какую-то особенность, специфичность. Эти необыкновенности сами по себе интересны, потому что единичны, много их не бывает. Однако, есть они практически на всех страницах тайшетской летописи.
В 2014 г. с Рубцовым П., Фокиным В. (старшеклассники-краеведы СОШ № 85, ныне студенты) изучали историю тайшетского авиатранспорта, и заметили одну такую особенность. Оказывается, жизнь Тайшетского района и многих его жителей была связана с авиацией еще с середины 30-х годов ХХ в. Она наполнена интересными, крупными и мелкими, косвенными и прямыми событиями, разными фактами. И сегодня, наверняка, есть тайшетцы-авиаторы, но речь сейчас не о настоящем, а о прошлом.
В конце мая 1919 г. чешский разведывательный аэроплан из-за сильной бури упал и разбился, летчик остался жив, но что с ним стало далее неизвестно. Это, вероятно, самое первое упоминание об авиационном происшествии в нашем небе.
С довоенных времен в нашем городе существовал аэродром для маленьких самолётов У-2. Документальным подтверждением этого факта являются «Докладная записка по вопросу о переводе рабочего поселка Тайшет в город» Тайшетского поселкового Совета депутатов трудящихся от июля 1937 г. и прилагаемый к ней перечень предприятий и учреждений. В перечне есть запись: «Посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота», то есть Главного управления гражданского воздушного флота при правительстве СССР, оно было образовано 25 февраля 1932 года.
Другим свидетельством существования аэродрома является фотография самолета У-2, сделанная в июле 1935 г. в с.Тайшете в дни первого районного слёте передовиков производства и культуры.
О самолетах в Тайшете можно прочесть и в воспоминаниях писателя Я.Мустафина о своем довоенном детстве: «Двукрылые фанерные самолетики раза два в году приземлялись…, чем вносили в размеренную, спокойную жизнь тайшетцев великое смятение и радость. Глазеть на чудо ХХ века сбегались и стар и млад». Так что, аэродром точно был, только не известно его предназначение.
Воздушные авиалинии в тайшетском небе начали прокладывать, вероятно, в 1928 г. в связи с созданием воздушной линии Иркутск-Москва. Потребовались промежуточные аэродромы, и тайшетский в том числе. Хотя он, наверно, был маловат для больших самолётов. Не ясна его принадлежность к какому-то региональному управлению гражданского воздушного флота. 20 мая 1929 г. был организован Нижнеудинский объединенный авиационный отряд, называвшийся первоначально «авиастанция». Возможно, нижнеудинские самолеты и прилетали в Тайшет, а может быть красноярские. 4 октября 1928 г. в Красноярске было создано авиапредприятие и построен аэродром общества «Добролет», то есть акционерного общества Добровольный воздушный флот СССР, это предшественник «Аэрофлота» (1932 г.).
Аэродром находился там, где сейчас пришкольный участок школы №24 РЖД и стадион техникума. В одном из решений Тайшетского горисполкома удалось найти такую запись: «Разрешить Ангарстрою МПС строительство в 1954 году больничного городка, школы на 440 мест и интерната на площади 25 га бывшего аэродрома». В 50-е годы прошлого века аэропорт начали строить на южной окраине улицы имени Пушкина. Сегодня это лишь посадочная площадка для авиатранспорта областного комитета охраны лесов.
Подробнее о работе авиатранспорта Тайшета можно прочитать в уже названной исследовательской работе Рубцова П. и Фокина В., мы поищем новые сведения о связи нашего района с авиацией страны Советов.
С середины 30-х годов в Шиткинском районе (район объединился с Тайшетским в феврале 1960 г.) трест «Севполярлес» (г.Енисейск Красноярского края) заготавливал лес в с.Шелаево, поселках Каен, Полинчет, Ерокта и плотами сплавлял его по рекам Чуна (Уда), Она (Бирюса), Ангара, Енисей до Енисейска и далее на север до северного морского порта. Енисейская транспортно-сплавная контора имела Казачинский, Туруханский, Кежемский, Богучанский, Она-Чунский, Шиткинский леспромхозы, Игарский лесокомбинат, Маклаковский и Енисейский лесозаводы, Чунскую механизированную лесозаготовительную базу, лесосплавные рейдовые конторы и лесосплавный речной флот, а в с. Шелаево авиаплощадку, на которую изредка производил посадку самолет треста.
В мае 1935 г. тайшетцы и шиткинцы из сообщений газет и радио узнали о катастрофе самолета-гиганта «Максим Горький», гордости СССР. АНТ-20 «Максим Горький» — это советский агитационный, пассажирский, многоместный, 8-моторный самолёт, самый большой самолёт для своего времени с сухопутным шасси. (фото 3). Тайшетская районная газета «Сталинский путь» опубликовала сообщение Агентства новостей Восточной Сибири (Востсибтасс) об этой трагедии, о намерениях правительство СССР и Центральный комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков построить три новых с названиями «Владимир Ильич Ленин», «Иосиф Сталин» и «Максим Горький»!
Тайшетцы и шиткинцы, как все советские люди, с большим патриотическим чувством сами активно собирали рубли и копейки на их постройку и других призывали к этому. 21 мая 1935 г., например, отличились учителя — произвели подписку на постройку самолетов и тут же внесли наличными 72 рубля. Работники Союза рабочего просвещения, Тайшетской МТС отчислили на это дело свои однодневные заработки. Бывшие партизаны Шиткинского фронта внесли в фонд постройки самолетов 95 рублей: Жичкин М. — 15, Юшков – 30, Иванов – 10, Корчагин -30 и Бокарев – 10 рублей.
На 4 июля 1935 г. по всей стране было собрано 68 113 276 рублей и еще 14 242 рублей валютой. Известно, что Туполевым А.Н. был построен только один самолет-дублёр, да и тот, к сожалению, разбился в декабре 1942 г. Планировалось построить ещё 18 самолётов АНТ-20 бис, но они так и не были пущены в серию, работы по их строительству прекратились в 1936 г.
Молодежь страны Советов грезила авиацией. В мае 1933 г. ОСОАВИАХИМ Тайшетского района начал набор в школу планеристов, по окончанию которой лучших учеников обещали направить в летные училища.
Многих тайшетских парней тянуло не просто в авиацию, а именно в небо, мечтали не обслуживать самолеты, а летать на них. Не у всех мечты сбылись. Миша Водопьянов, который в 1910-1911 годы жил в Тайшете и начал учиться в железнодорожной школе, сбылись – он стал одним из героев полярной авиации, военным летчиком, писателем, книги которого очень любили тайшетские мальчишки 50-70-х годов.
Михаил Васильевич участвовал в спасении членов советской полярной экспедиции, совершавшейся на пароходе «Челюскин». Как известно, он затонул 13 февраля 1934 г., а 104 члена экспедиции высадились на льды и ждали до 4 марта помощи. Кстати сказать, участников экспедиции во главе с Шмидтом О.Ю. тайшетцы встречали 15 июня 1934 г. на перроне вокзала, и бурно радовались, если верить статье в районной газете, что «Пурга и торосы Арктики оказались бессильными удержать в своих объятиях людей воспитанных и руководимых великой партией Ленина и ее славным Центральным комитетом во главе с мудрым любимым ленинцем нашим Сталиным!». Вот так судьба Водопьянова М.В. дважды пересеклась с нашим городом, пусть даже весьма незначительным образом и весьма косвенно. Если бы не он, и его товарищи полярные летчики, не видать бы тайшетцам знаменитых челюскинцев.
Этот митинг на вокзальной площади Тайшета в честь героев ученых и летчиков полярников подогрел и без того большой интерес тайшетских мальчишек к авиации. Назовём некоторых из них, чьи имена ныне хорошо известные тайшетцам.
Николай Дмитриевич Пахотищев, в 1940 г. закончил Челябинское военно-авиационное училище, стал штурманом военного бомбардировщика, орденоносцем. 29 июня 1945 г. ему присвоено высокое звание — Герой Советского союза.
Степан Степанович Брюханов, Герой Советского союза, орденоносец, в 1941 г. учился в Омской военной авиационной школе пилотов. Был командиром эскадрильи, совершил 125 боевых вылетов. (фото 7)
Оба этих героя учились в железнодорожной школе.
Марсюкаев Хамзя Ахметжанович, по окончанию этой же железнодорожной школы, поступил в 4-ю военную школу авиатехников г.Иркутска. Там же учился Гдовский Адольф Владиславович, уроженец г. Тайшета, но был арестован в июле 1938 г. и уже в августе расстрелян. Реабилитирован в 1957 г. В октябре того же года расстреляли его брата Александра, работавшего счетоводом конторы депо ст. Тайшет ВСЖД. Оба они были обвинены и казнены как члены польской шпионско-диверсионной организации.
Мечта о небе для многих оказалась несбыточной, а вот для Льва Бадина, Виктора Глазкова, Николая Курбатова, выпускников железнодорожной школы, она оказалась счастливой.
В годы Великой Отечественной войны Шиткинский и Тайшетский районы были глубоким тылом, тем не менее, жизнь тайшетцев и шиткинцев оказалась связанной с борьбой советских летчиков против немецко-фашистских войск. Они вносили деньги на постройку не только танков, но и самолётов. Рабочие Тайшетского и Бирюсинского лесозаводов выполняли оборонный заказ — изготавливали деревянные авиабруски для сборки самолётов на авиазаводах Иркутска, Новосибирска.
В небе Тайшета пролегли авиатрассы для перегона боевых самолетов на фронт. Один из таких самолетов в 1942 г. совершил вынужденную посадку на лед р.Бирюсы в районе д.Джогино. Из Иркутска прибыла ремонтная бригада, самолет отремонтировали. Колхозники помогли расчистить взлетную полосу, и он продолжил свой полёт. Кстати, в районе этой деревни в годы войны потерпел крушение другой военный самолёт, но об этом чуть позже.
Говоря о тайшетцах-авиаторах к нам должно придти удивление от одной особенности, вовсе не надуманной: многие ученики именно железнодорожной средней школы как-то особенно рвались в авиацию и даже стали её настоящими героями! Хотя, наверное, мальчишки других школ Тайшетского, Шиткинского районов тоже.
На сайте «Подвиг народа» и в справочнике «Боевой подвиг тайшетцев» найдены имена летчиков войны, ранее широко или вообще неизвестные. Нашли, и возгордись земляками.
Гаев Алексей Митрофанович, уроженец Тайшета. В наградном листе за 1943 г. о нем написано так: комсомолец-доброволец, в армии с 1938 г., на фронте с июня 1941 г. До прибытия в 715 полк в составе истребительного полка он совершил 52 боевых вылетов на самолете И-16 (фото 8). В 715 полку совершил 36 боевых вылетов и уничтожал технику, строения и противника. Только в январе 1943 г. он уничтожил 17 строений, 12 автомашин, 4 дзота и несколько десятков солдат и офицеров противника.
В наградном документе за 1944 г. указано, что за период с 13 июня 1941 г. по 28 октября 1944 г. он совершил 126 ночных вылетов на самолете ПО-2 и 17 боевых вылетов на Ла-5 (фото 9). С октября 1944 по март 1945 г. совершил еще 38 боевых вылетов, провел два воздушных боя, сбил один самолет противника ФВ – 190. В феврале 1945 г., в составе 8 гвардейского истребительного авиационного Тернопольского полка 8-й гвардейской истребительной авиационной Киевской Краснознамённой ордена Б.Хмельницкого дивизии громил врага с неба над Бреслау. Летчик-штурмовик Гаев Алексей 25 февраля 1945 г. сбросил две бомбы ФАР-50 и заставил замолчать артиллерию врага, что помогло советским войскам перейти в наступление и выполнить боевую задачу.
За годы войны Гаев А.М. был награжден орденами Отечественной войны II и I степеней, медалью «За отвагу».
Калинин Александр Николаевич, уроженец с.Шелаева, кадровый военный, подполковник, политработник-летчик не только воспитывал солдат и офицеров , но лично и успешно уничтожал врага во время боевых бомбометаний. За что и был награжден орденами Ленина и Красного знамени. Он еще с 1929 г. воевал с бандами в Казахстане, с белофиннами, с первых дней войны начал бить немецких захватчиков.
Хомченко Василий Яковлевич в 1932 г. учился в Тайшетской городской средней школе, затем работал в Байроновском лестрансхозе.
Приведу полностью его архивную биографическую справку, так о нём нет сведений в изданный томах справочника «Боевой подвиг тайшетцев»: «В марте 1941 г. по набору Тайшетского райвоенкомата, поступил учиться в Иркутскую летную школу гражданского воздушного флота. С этой школы в сентябре 1941 г. был направлен в 31-ю Новосибирскую летную военную школу.
По окончанию этой школы, в июле 1942 г., как летчик-разведчик был направлен на Волховский фронт в 82 эскадрилью 706 авиабазы. С августа 1942 г.а по август 1943 г.воевал на Волховском фронте в 72 стрелковом полку 24 гвардейской дивизии 8-й армии, был помощником командира взвода. За время войны получил три ранения и тяжелую контузию. С августа 1943 года по май 1944 г. лечился в госпитале № 1397 в г. Омске, после чего был демобилизован из армии, вернулся домой в с. Ново-Шелехово.
С марта 1944 г. по декабрь 1944 г. работал зав. избой-читальней в Ново-Шелеховском сельсовете, один месяц исполнял обязанности председателя Ново-Шелеховского сельсовета.
С 28 декабря 1944 г. по октябрь 1946 года работал в Тайшетском райкоме комсомола в должности первого секретаря РК ВЛКСМ.
С октября1946 года по февраль 1948 г. – комсорг обкома Тайшетского леспромхоза.
С февраля 1948 г. по октябрь 1951 г. работал в органах МВД в должности инспектора культурно-воспитательного отдела Ангарстроя МВД г. Тайшет.
С октября 1951 г.по октябрь 1953 года работал в должности инструктора а потом старшего инструктора политчасти Управления дороги Тайшет-Лена в г. Тайшете.
С октября 1953 г. по апрель 1954 г. – начальник жилищной части 1-го эксплуатационно-строительного р-на МПС г. Тайшет.
С апреля 1954 г. по январь 1955 года был зам. начальника по политчасти в первой дистанции пути Ангарстроя Министерства транспортного строительства в пос. Невельский. Но по решению ЦК КПСС эта должность была упразднена и т. Хомченко вновь назначают начальником жилищной части 1-го эксплуатационно-строительного района строительства железной дороги Тайшет-Лена.
В мае 1955 г. на заседании бюро Иркутского обкома КПСС рассматривалось заявление т. Хомченко В.Я., изъявившего желание в ответ на обращение ЦК КПСС работать председателями колхозов. Бюро Обкома КПСС постановило рекомендовать председателем колхоза «Путь к коммунизму» Хомченко Василия Яковлевича. С августа 1955 года по февраль 1962 года он работал председателем колхоза «Путь к коммунизму» и был освобожден от работы по состоянию здоровья.
Член КПСС с июля 1947 г., принят Тайшетским РК КПСС номер партийного билета 04417440. Комсомольский стаж с 1940 по 1948 г., в других партиях не состоял, в оппозициях не участвовал, член профсоюза с 1940 года. Образование – 9 классов.
Имеет награды: орден Красной Звезды и четыре медали – «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией». Вот такая биография нашего земляка.
На сегодняшний день из материалов сайта «Подвиг народа» автору известны сведения только о 13 тайшетцах, воевавших в годы Великой Отечественной войны в авиачастях СССР. Биографические сведения о Хомченко В.Я. получены из Центра документации по новейшей истории Иркутской области.
Думается, тайшетцев воинов-авиаторов было больше, будем продолжать искать. Пока же 13 человек из Военно-воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной армии (Советская Армия — с 1946 г.) СССР это всего 1 % от 1201 тайшетцев, награжденных за боевые заслуги и подвиги и названных в двух томах справочника «Боевой подвиг тайшетцев».
Пока же попробуем в обобщенной форме представить их боевой вклад в Победу. Из 13 человек пятеро воевали летчиками, четверо стрелками-радистами, четверо авиатехниками , один авиасвязистом. Все вместе воевали 22 года (8030 дней), а война шла 3 года и 10 месяцев, это 1418 дней. Восемь человек были на фронте с первых дней войны. Родина высоко оценила их ратный труд. Если они сегодня встанут в строй, то мы увидим на их мундирах 41 награду. Сверкнут серебром и золотом две медали «Золотая звезда», три ордена Ленина, орден А.Невского, пять орденов боевого Красного знамени, десять орденов Красной звезды, десять орденов Отечественной войны, десять медалей, в том числе «Партизан Отечественной войны» (1), «За отвагу» (4), «За боевые заслуги» (3), «За оборону Сталинграда» (1).
Краеведческий поиск дал интересные материалы о тайшетцах, о выпускниках школы № 85, которые связали свою судьбу с авиацией, стали участниками важных событий военных лет имевших международное значение и имеющих по сей день.
В книге иркутянина М.Денискина «Иркутск крылатый: люди и самолёты войны» обнаружены такие свидетельства: «На радиста» они стали учиться еще перед войной – тайшетские мальчишки Лёва Бадин, Витя Глазков и Коля Курбатов. Война развела друзей. Бадин попал в 12-ю Особую группу и стал гонять на фронт наши Ил-4 из Приморья. Глазков в г.Иванове ждал отправки в Якутск. А Курбатов проходил подготовку во Внукове…».
Получается, что шестеро из школы № 85 (бывшая ж/д средняя школа №1) стали летчиками, штурманами, бортрадистами военной авиации!
Л.Бадин, В.Глазков, Н.Курбатов оказались на легендарной авиатрассе Аляска – Сибирь (АлСиб). На фотографии 11 слева в первом ряду Курбатов Н., справа от него Бадин Л.
Сейчас история этой трассы, по которой в военные годы перегонялись ленд-лизовские самолеты для Красной армии из США, или из Иркутского авиазавода на фронт, очень популярна. Многие историки, писатели, поисковики и даже школьники нашего района изучают, пишут, искали остатки самолетов потерпевших катастрофы в тайшетском небе. Об участии бортрадиста Виктора Дмитриевича Глазкова в перегоне самолетов из Аляски в Красноярск районная газета «Заря коммунизма» писала еще в 1989 году. В.Д.Глазков выполнял свой боевой долг бортрадиста на трассе Алсиб с сентября 1942 года, участвовал в перегоне 286 самолетов! В экипаже Героя Советского союза летчика Г.С.Бенкунского в 1944 г. он совершил доставку советской делегации во главе с А.А.Громыко в Вашингтон для подготовки учреждения Организации Объединенных Наций.
Лев Иванович Бадин летал по трассе АлСиб бортрадистом 3-го перегоночного полка. Николай Васильевич Курбатов тоже, а весной 1945 г. был в составе экипажа самолета, который доставил делегацию Украинской ССР во главе с Д.З. Мануильским на конференцию ООН в США.
Конечно, во время проведения этого исследования, не удалось собрать сведения о всех тайшетцах, воевавших в авиационных частях или как-то иначе были связаны с авиацией .
В школьной исследовательской работе Урыкиной Ольги (творческое объединение краеведов ЦДО «Радуга», 11 класс, школа №85, фото 12), представленной на научной конференции «Проспект свободный» (Красноярск, СФУ) одной из познавательных задач являлась определение вклада тайшетцев в историю перегоночной трассы АлСиб (Красноярск-Аляска). В газете «Бирюсинская новь» на эту тему ранее публиковались материалы — «Рейс во имя мира. Выпускник школы № 85 Глазков В.Д.» (1986 г.) и статья краеведа Чистовой Т. «Лётчик Николай Курбатов» (2014 г.). Урыкина О. постаралась уже известную и свою новую информацию упорядочить, определить форму и содержание вклада тайшетцев в историю легендарной воздушной трассы. Это был, конечно же, трудовой вклад, то есть доля труда тайшетцев в общем деле создания и обеспечения функционирования АлСиба. Содержание, то есть сущность вклада, как оказалось, была значительной по разнообразию – это и строительство аэродромов и обеспечение их материальными ресурсами, перевозка грузов и пассажиров, перегон самолетов. Вклад был существенным и по количеству тайшетцев, тружеников трассы.
На сегодняшний день известны имена четверых тайшетцев-алсибовцев: Лев Иванович Бадин, Виктор Дмитриевич Глазков, Николай Васильевич, Симоненко Иван Францевич.
К этим именам следовало бы добавить имена заключенных, сотрудников исправительно-трудового лагеря «Южный», управление которого в декабре 1940 г. обосновалось в Тайшете. В марте 1941 г. Южлагу было поручено специальное строительство № 218 – аэродром (лётное поле) в Красноярске. (фото 13) Для выполнения поставленной задачи был создано Красноярское лагерное отделение Южлага во главе с начальником строительства аэродрома капитаном Данковым, начальником планового отдела Чириковым. С апреля и до конца декабря 1941 г. 1729 заключенных, 459 вольнонаёмных рабочих и служащих трудились на стройплощадке. Основная часть проекта — «лётное поле площадью в 70.0 кв.га», была принята комиссией в эксплуатацию в октября 1941 г. Аэродром имел две бетонные взлетно-посадочные полосы 1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные помещения, технический склад, гараж, водомаслогрейку. Красноярский аэропорт был базовым для приема самолетов из Якутска, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре.
Интересна результатами часть исследования о наградах и званиях тайшетцев – алсибовцев. В наградных документах найдены биографические сведения о них.
Было известно, что Глазков В.Д. был награжден двумя орденами Красной звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За боевые заслуги», тремя знаками «За безаварийный налёт одного миллиона километров». На фотографии – экипаж Ли-2, крайний слева (фото 14) Глазков В.Д. Эта фотография из книги Нагенбля И.Е. «Аляска-Сибирь. Трасса мужества».
Из наградного листа удалось узнать следующее: старшина Глазков Виктор Дмитриевич родился в 1924 г., комсомолец с 1939 г., в действующую армию прибыл из Гражданского воздушного флота, с мая по август 1942 г. участвовал в войне в составе Московской авиадивизии особого назначения. В сентябре 1942 г. был зачислен воздушным стрелком-радистом в 8-й транспортный полк 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии. К 1945 г. в составе экипажа он налетал 2160 часов, перевёз 230 тонн грузов и 2600 пассажиров.
Ко времени награждения он перегнал 23 транспортных самолёта СИ -47 на различных участках трассы. Выполнил ряд особо важных заданий по перевозке международных пассажиров и грузов от Москвы до Вашингтона и обратно, а так же полеты на Камчатку, Тикси. На фото 16 Глазков второй слева сфотографирован в Вашингтоне. Имеет 5 благодарностей от командования полка и дивизии. До прибытия на Алсиб, он совершил 28 вылетов на линии фронта по доставке продовольствия и боеприпасов для защитников Украины, Ленинграда, Сталинграда и Москвы в составе Московской авиадивизии особого назначения. В июне 1945 г., приказом по Военно-Воздушным силам СССР от имени Верховного Совета СССР, Глазков В.Д. был награжден медалью «За боевые заслуги», а его представляли к награждению орденом Красной звезды. За все время работы на АлСибе Виктор Дмитриевич перегнал 286 самолетов, совершил множество рейсов с грузами, налетал за всю свою службу 18 300 часов. Когда и за что Глазков В.Д. был награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны пока не установлено. С 1960 г. Виктор Дмитриевич работал в Управлении Гражданской авиации Украины.
Сержант Бадин Лев Иванович, начавший летать на Алсибе с января 1943 г. бортрадистом 3-го полка 1-й перегоночной авиадивизии, за успешный перегон 106-й группы самолётов на участке Сеймчан – Якутск (1200 км) в мае 1944 года был представлен к награждению медалью «За отвагу». Однако, был награжден медалью «За боевые заслуги». После войны Лев Иванович стал летать на Ту-104.
Их друг детства Курбатов Николай Васильевич (вы его видите на фотографии 17) прибыл на АлСиб раньше своих друзей детства и юности – в декабре 1942 г. из гражданского воздушного флота. Хорошо владел радиотехникой на американских самолетах А-20, Б-25, СИ-47, к октябрю 1943 г. налетал 615 часов, в составе экипажа преодолел 27500 километров, перевез 1700 пассажиров и 120 тонн грузов. Был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги» и получил ее в марте 1944 г. Курбатов Н.В. в составе экипажа обеспечил перелет вице-президента США Г.Уоллиса по трассе АлСиба в 1944 г., в 1945 г. доставил делегацию дипломатов Украины на конференцию ООН в г.Вашингтон. В 1945 г. участвовал в разгроме Квантунской армии Японии в Приморье, затем работал в Иркутском авиаотряде до 1975 г.
Автором статьи среди имен тайшетцев-алсибовцев было названо имя — Симоненко Иван Францевич. Он не был связан с небом и авиацией, он был моряк – старшина, начальник каравана самоходных барж для Анадырского аэропорта Красноярк- Уэлькаль. За проводку этого каравана был награжден орденом Отечественной войны II степени.
И еще о героическом небе Тайшета. Именами летчиков – героев названо несколько улиц и микрорайон, школа нашего города – имени Чкалова В.П., Гастелло Н.Ф. Пахотищева Н.Д., Николаевой-Терешковой В.В., Осипенко П.Д., Расковой М.М. Обратим внимание читателей на две последние фамилии — это Герои Советского союза. В 1938 г. они установили женский мировой рекорд беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяженностью в 6450 километров, полёт продолжался 26 часов. За это и были награждены Золотыми звездами Героев. Именем Гризодубовой В.С. , командира их экипажа, улица в Тайшете не была названа. (фото 18, экипаж самолета «Родина). Вероятно, из-за того, что в 1944 г. Валентина Степановна была обвинена в ложной жалобе на командующего Авиации Дальнего Действия, и надолго попала в опалу. Впрочем, ненадолго. Что именно помешало назвать улицу в Тайшете ее именем – непонятно. Отсутствие такой улицы есть проявление несправедливости по отношению к бывшему командиру самолёта «Родина», к герою Советского союза, Социалистического труда, фронтовику, общественному деятелю СССР. Легендарная была женщина, которой в городах страны установлены мемориальные знаки и сооружения. У нас нет даже улицы с ее именем..
Селезнёвы Т.А. и Е.С. в соавторстве с выпускники школы Пискун Полина, Урыкина Ольга, Рубцов Павел, Фокин Вячеслав