К Дню защитника Отечества

и 85-летию СОШ № 85

Поднимем голову и вглядимся в это необозримое в прямом и образном смысле пространство. Куда-то далеко-далеко ушло множество  разных событий связанных с ним. Они были  обыденные и необычные, радостные и печальные, героические и трагические.

Краеведческие изыскания приводят к разным результатам: находишь принципиально новые материалы по истории Тайшетского района или наталкиваешься на какие-то факты, ранее известные, но уже забытые. Складывая  привычный краеведческий пазл,  вдруг получаешь    совершенно новую картинку  прошлого,     обнаруживаешь какую-то  особенность, специфичность. Эти необыкновенности  сами по себе   интересны, потому что единичны, много их не бывает. Однако, есть они практически на всех страницах тайшетской летописи.

В 2014 г.  с Рубцовым П., Фокиным В. (старшеклассники-краеведы СОШ № 85, ныне студенты) изучали историю тайшетского авиатранспорта, и   заметили одну такую особенность. Оказывается,     жизнь Тайшетского района и многих его жителей  была связана     с авиацией еще с середины 30-х годов ХХ в. Она наполнена интересными,   крупными и мелкими, косвенными и прямыми событиями, разными   фактами.  И сегодня, наверняка, есть тайшетцы-авиаторы, но речь сейчас не о настоящем, а о прошлом.

 В конце мая 1919 г. чешский разведывательный аэроплан   из-за сильной бури  упал и разбился, летчик остался жив,  но что с ним стало далее  неизвестно.   Это, вероятно, самое первое упоминание об авиационном происшествии  в нашем небе.

           С    довоенных времен в нашем городе  существовал аэродром для маленьких самолётов У-2. Документальным подтверждением этого факта являются   «Докладная записка по вопросу о переводе рабочего поселка Тайшет в город» Тайшетского поселкового Совета депутатов трудящихся от июля 1937 г.  и  прилагаемый к ней  перечень предприятий и учреждений. В перечне есть запись:  «Посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота», то есть Главного управления гражданского воздушного флота при правительстве СССР, оно было образовано 25 февраля 1932 года.  

  

Другим    свидетельством  существования     аэродрома является фотография самолета У-2, сделанная в июле 1935 г. в с.Тайшете в дни  первого  районного слёте передовиков производства и культуры. 

      О самолетах  в Тайшете можно прочесть и в воспоминаниях писателя Я.Мустафина о своем довоенном детстве: «Двукрылые фанерные самолетики раза два в году приземлялись…, чем вносили   в размеренную, спокойную жизнь тайшетцев великое смятение и радость. Глазеть на чудо ХХ века сбегались и стар и млад». Так что, аэродром точно был, только не известно его предназначение.

       Воздушные авиалинии в тайшетском  небе   начали прокладывать, вероятно, в 1928 г. в связи с созданием воздушной линии Иркутск-Москва.   Потребовались   промежуточные аэродромы, и тайшетский в том числе. Хотя  он, наверно,  был маловат для больших самолётов.   Не ясна его принадлежность  к какому-то региональному управлению гражданского воздушного флота. 20 мая 1929 г.   был организован Нижнеудинский  объединенный  авиационный отряд, называвшийся  первоначально     «авиастанция».  Возможно, нижнеудинские самолеты  и прилетали в Тайшет, а может быть красноярские.   4 октября 1928 г. в  Красноярске было создано авиапредприятие  и  построен   аэродром общества «Добролет»,  то есть    акционерного общества  Добровольный воздушный флот СССР, это предшественник «Аэрофлота» (1932 г.).

     Аэродром  находился там, где сейчас пришкольный участок   школы   №24 РЖД и стадион техникума. В  одном из решений Тайшетского горисполкома удалось найти такую запись: «Разрешить Ангарстрою МПС строительство в 1954 году больничного городка, школы на 440 мест и интерната на площади 25 га бывшего аэродрома».   В   50-е годы прошлого века аэропорт начали строить  на южной окраине улицы имени Пушкина. Сегодня это лишь посадочная площадка для  авиатранспорта областного комитета охраны лесов.

     Подробнее о работе авиатранспорта Тайшета можно прочитать в уже названной  исследовательской работе Рубцова П. и Фокина В.,  мы поищем новые сведения о связи нашего района с авиацией страны Советов.

     С середины 30-х   годов в   Шиткинском районе (район объединился с Тайшетским в феврале 1960 г.)  трест  «Севполярлес» (г.Енисейск Красноярского края)  заготавливал  лес  в   с.Шелаево, поселках Каен, Полинчет, Ерокта      и плотами сплавлял его по рекам Чуна (Уда), Она (Бирюса), Ангара, Енисей до Енисейска и далее на север до северного морского порта. Енисейская транспортно-сплавная контора  имела  Казачинский, Туруханский, Кежемский, Богучанский, Она-Чунский, Шиткинский леспромхозы, Игарский лесокомбинат, Маклаковский и Енисейский лесозаводы, Чунскую механизированную лесозаготовительную базу, лесосплавные рейдовые конторы и лесосплавный речной флот, а в с. Шелаево  авиаплощадку, на которую изредка  производил посадку самолет треста.

       В мае 1935 г. тайшетцы и шиткинцы   из сообщений газет и радио  узнали о  катастрофе  самолета-гиганта «Максим Горький», гордости СССР. АНТ-20 «Максим Горький» — это советский агитационный, пассажирский, многоместный, 8-моторный самолёт, самый большой самолёт для своего времени с сухопутным шасси.  (фото 3). Тайшетская районная газета «Сталинский путь» опубликовала сообщение   Агентства новостей Восточной Сибири (Востсибтасс) об этой трагедии, о намерениях   правительство СССР и  Центральный комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков     построить три новых с названиями «Владимир Ильич Ленин», «Иосиф Сталин» и «Максим Горький»!  

     Тайшетцы и шиткинцы, как все советские люди, с большим патриотическим чувством   сами активно  собирали рубли и копейки   на их постройку и других призывали к этому.   21 мая   1935 г., например, отличились  учителя — произвели подписку на постройку самолетов и тут же внесли наличными 72 рубля. Работники Союза рабочего просвещения, Тайшетской МТС отчислили на это дело свои однодневные заработки. Бывшие партизаны Шиткинского фронта внесли в фонд постройки самолетов  95 рублей:   Жичкин М.   — 15, Юшков – 30, Иванов – 10, Корчагин -30 и Бокарев – 10 рублей.

      На 4 июля 1935 г. по всей стране было собрано 68 113 276 рублей  и еще  14 242 рублей валютой. Известно, что Туполевым А.Н. был построен только один самолет-дублёр, да и тот, к сожалению, разбился в декабре 1942 г. Планировалось построить ещё 18 самолётов АНТ-20 бис,  но они так и не были пущены в серию,  работы по их строительству прекратились в 1936 г.

   

 Молодежь страны Советов грезила   авиацией. В мае 1933 г. ОСОАВИАХИМ Тайшетского района начал набор в школу планеристов, по окончанию которой лучших учеников обещали направить в летные училища.  

      Многих тайшетских парней тянуло не просто в авиацию, а именно  в небо, мечтали не обслуживать самолеты, а летать на них.  Не у всех мечты сбылись.   Миша Водопьянов, который в 1910-1911 годы жил в Тайшете и начал учиться в железнодорожной    школе,  сбылись – он стал  одним из героев   полярной авиации, военным летчиком, писателем, книги которого очень  любили     тайшетские  мальчишки  50-70-х годов.

      

Михаил Васильевич участвовал в спасении членов советской полярной экспедиции, совершавшейся  на пароходе «Челюскин». Как известно, он затонул 13 февраля 1934 г., а 104 члена  экспедиции  высадились на льды и ждали до 4 марта помощи. Кстати сказать,   участников  экспедиции во главе с Шмидтом О.Ю. тайшетцы встречали 15 июня 1934 г. на перроне вокзала, и бурно  радовались, если верить статье в районной газете, что «Пурга и торосы Арктики оказались бессильными удержать в своих объятиях людей воспитанных и руководимых великой партией Ленина и ее славным Центральным комитетом во главе с мудрым любимым ленинцем нашим Сталиным!».   Вот так  судьба Водопьянова М.В. дважды пересеклась с   нашим  городом, пусть даже  весьма незначительным образом  и весьма косвенно. Если бы не он, и его товарищи полярные летчики, не видать бы тайшетцам знаменитых челюскинцев.

     Этот митинг на вокзальной площади Тайшета в честь героев ученых и летчиков полярников подогрел и без того большой интерес тайшетских мальчишек к авиации.  Назовём  некоторых из них, чьи имена ныне хорошо известные тайшетцам.

      Николай Дмитриевич Пахотищев,   в 1940 г. закончил  Челябинское военно-авиационное училище, стал штурманом  военного бомбардировщика, орденоносцем.   29 июня 1945 г. ему присвоено высокое звание  — Герой  Советского союза.

   Степан Степанович Брюханов, Герой Советского союза,  орденоносец, в 1941 г. учился в Омской военной авиационной   школе пилотов. Был командиром эскадрильи, совершил 125  боевых вылетов.  (фото 7)

     Оба этих героя  учились в железнодорожной школе.

    Марсюкаев Хамзя Ахметжанович, по окончанию этой же железнодорожной школы, поступил  в 4-ю военную школу авиатехников г.Иркутска.   Там же учился  Гдовский Адольф Владиславович,     уроженец г. Тайшета, но был арестован  в июле 1938 г. и уже в августе расстрелян. Реабилитирован в 1957 г.  В октябре того же года расстреляли его брата Александра, работавшего  счетоводом конторы депо ст. Тайшет ВСЖД.  Оба они были обвинены и казнены  как члены польской шпионско-диверсионной организации. 

    Мечта о небе для многих оказалась  несбыточной, а вот для Льва Бадина, Виктора Глазкова, Николая Курбатова, выпускников железнодорожной школы,  она  оказалась счастливой.

        В годы Великой Отечественной войны Шиткинский и Тайшетский районы были глубоким тылом,   тем не менее, жизнь тайшетцев и шиткинцев оказалась   связанной с борьбой советских летчиков против немецко-фашистских войск. Они вносили деньги на постройку не только танков, но и самолётов. Рабочие Тайшетского и Бирюсинского лесозаводов выполняли оборонный заказ — изготавливали деревянные авиабруски для сборки самолётов  на авиазаводах Иркутска, Новосибирска.

     В небе Тайшета пролегли авиатрассы для перегона боевых самолетов  на фронт. Один из таких самолетов в 1942 г. совершил вынужденную посадку на лед р.Бирюсы в районе д.Джогино. Из Иркутска прибыла ремонтная бригада, самолет  отремонтировали. Колхозники помогли расчистить взлетную полосу, и   он продолжил свой  полёт. Кстати, в районе этой деревни в годы войны потерпел крушение другой военный самолёт, но об этом чуть позже.

     Говоря    о тайшетцах-авиаторах   к нам должно придти  удивление от одной особенности, вовсе не надуманной: многие ученики  именно железнодорожной   средней школы  как-то особенно рвались в авиацию и даже стали её настоящими героями! Хотя, наверное,  мальчишки  других школ Тайшетского, Шиткинского районов  тоже.  

       На  сайте «Подвиг народа» и в справочнике «Боевой подвиг тайшетцев» найдены имена   летчиков войны, ранее широко или вообще неизвестные. Нашли, и возгордись земляками.    

      

Гаев Алексей Митрофанович, уроженец Тайшета. В наградном листе за 1943 г. о нем написано так:  комсомолец-доброволец, в армии с 1938 г., на фронте с июня 1941 г.   До прибытия в 715 полк в составе истребительного полка он совершил 52 боевых вылетов на самолете И-16 (фото 8). В 715 полку совершил 36 боевых вылетов и уничтожал технику, строения и   противника. Только в январе 1943 г. он уничтожил 17 строений, 12 автомашин, 4 дзота и несколько десятков солдат и офицеров противника.   

    В наградном документе за 1944 г. указано, что за период с 13 июня 1941 г. по 28 октября 1944 г. он совершил 126 ночных вылетов на самолете ПО-2 и 17 боевых вылетов на Ла-5 (фото 9). С октября 1944 по март 1945 г. совершил еще 38 боевых вылетов, провел два воздушных боя, сбил один самолет противника ФВ – 190. В феврале 1945 г., в составе 8 гвардейского истребительного авиационного Тернопольского полка 8-й гвардейской истребительной авиационной Киевской Краснознамённой ордена Б.Хмельницкого дивизии громил врага с неба над Бреслау. Летчик-штурмовик Гаев Алексей 25 февраля 1945 г. сбросил две бомбы ФАР-50 и заставил замолчать артиллерию врага, что помогло советским войскам перейти в наступление и выполнить боевую задачу.

    За годы войны Гаев А.М.  был награжден  орденами Отечественной войны   II   и I  степеней, медалью «За отвагу».

      Калинин Александр Николаевич, уроженец с.Шелаева, кадровый военный, подполковник, политработник-летчик не только воспитывал солдат и офицеров , но лично и успешно уничтожал врага  во время боевых бомбометаний. За что и был награжден орденами Ленина и Красного знамени. Он еще с 1929 г. воевал с бандами в Казахстане, с белофиннами,   с первых дней войны начал бить немецких захватчиков.  

       Хомченко Василий Яковлевич в 1932 г. учился в Тайшетской городской средней школе, затем работал в Байроновском лестрансхозе.

     Приведу полностью его архивную биографическую справку, так о нём нет сведений в изданный томах справочника «Боевой подвиг тайшетцев»: «В марте 1941 г. по набору Тайшетского райвоенкомата, поступил учиться в Иркутскую летную школу гражданского воздушного флота. С этой школы в сентябре 1941 г. был направлен в 31-ю Новосибирскую летную военную школу.

         По окончанию этой школы, в июле 1942 г., как летчик-разведчик был направлен на Волховский фронт в 82 эскадрилью 706 авиабазы. С августа 1942 г.а по август 1943 г.воевал на Волховском фронте в 72 стрелковом полку  24 гвардейской дивизии  8-й армии, был помощником командира взвода. За время войны получил три ранения и тяжелую контузию. С августа 1943 года по май 1944 г. лечился в госпитале № 1397 в г. Омске, после чего был демобилизован из армии, вернулся домой в с. Ново-Шелехово.

          С марта 1944 г. по декабрь 1944 г. работал зав. избой-читальней в Ново-Шелеховском сельсовете, один месяц исполнял обязанности председателя Ново-Шелеховского сельсовета.

         С 28 декабря 1944 г. по октябрь 1946 года работал в Тайшетском райкоме комсомола в должности первого секретаря РК ВЛКСМ.

            С октября1946 года по февраль 1948 г. – комсорг обкома Тайшетского леспромхоза.

            С февраля 1948 г. по октябрь 1951 г. работал в органах МВД в должности инспектора культурно-воспитательного отдела Ангарстроя МВД г. Тайшет.

           С октября 1951 г.по октябрь 1953 года работал в должности инструктора а потом старшего инструктора политчасти Управления дороги Тайшет-Лена в г. Тайшете.

           С октября 1953 г. по апрель 1954 г. – начальник жилищной части 1-го эксплуатационно-строительного р-на МПС г. Тайшет.

          С апреля 1954 г. по январь 1955 года был зам. начальника по политчасти в первой дистанции пути Ангарстроя Министерства транспортного строительства в пос. Невельский. Но по решению ЦК КПСС эта должность была упразднена и т. Хомченко вновь назначают начальником жилищной части 1-го эксплуатационно-строительного района строительства железной дороги Тайшет-Лена.

         В мае 1955 г. на заседании бюро Иркутского обкома КПСС рассматривалось заявление т. Хомченко В.Я., изъявившего желание в ответ на обращение ЦК КПСС работать председателями колхозов. Бюро Обкома КПСС постановило рекомендовать председателем колхоза «Путь к коммунизму» Хомченко Василия Яковлевича. С августа 1955 года по февраль 1962 года он работал председателем колхоза «Путь к коммунизму» и был освобожден от работы по состоянию здоровья.

           Член КПСС с июля 1947 г., принят Тайшетским РК КПСС номер партийного билета 04417440. Комсомольский стаж с 1940 по 1948 г., в других партиях не состоял, в оппозициях не участвовал, член профсоюза с 1940 года. Образование – 9 классов.

          Имеет награды: орден Красной Звезды и четыре медали – «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией». Вот такая биография нашего земляка.

        На сегодняшний день   из материалов сайта «Подвиг народа» автору известны  сведения  только  о  13   тайшетцах, воевавших в годы Великой Отечественной войны    в авиачастях СССР.  Биографические сведения о Хомченко В.Я. получены из   Центра документации по новейшей истории Иркутской области.

     Думается, тайшетцев воинов-авиаторов было больше, будем продолжать искать. Пока же 13 человек из Военно-воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной армии  (Советская Армия  — с 1946 г.) СССР  это всего 1  %   от    1201 тайшетцев,   награжденных за боевые заслуги и подвиги и названных в двух томах справочника  «Боевой подвиг тайшетцев».

     Пока же попробуем в обобщенной форме представить их боевой вклад в Победу. Из 13 человек пятеро воевали  летчиками, четверо стрелками-радистами, четверо авиатехниками  , один авиасвязистом.  Все   вместе  воевали  22 года (8030 дней), а война шла 3 года и 10 месяцев, это 1418 дней. Восемь человек были на фронте с первых дней войны. Родина высоко оценила их ратный труд. Если   они сегодня встанут   в строй, то мы увидим   на их   мундирах  41 награду.  Сверкнут серебром и золотом две медали «Золотая звезда», три ордена Ленина,   орден А.Невского, пять орденов боевого Красного знамени, десять орденов Красной звезды, десять орденов Отечественной войны, десять медалей, в том числе «Партизан Отечественной войны» (1), «За отвагу» (4), «За боевые заслуги» (3), «За оборону Сталинграда» (1).

     Краеведческий поиск дал интересные материалы о тайшетцах, о выпускниках школы № 85, которые связали свою судьбу с авиацией, стали участниками важных событий военных лет имевших международное значение и имеющих по сей день.

     В книге иркутянина М.Денискина «Иркутск крылатый: люди и самолёты войны» обнаружены такие свидетельства:  «На радиста» они стали учиться еще перед войной – тайшетские мальчишки Лёва Бадин, Витя Глазков и Коля Курбатов. Война развела друзей. Бадин попал в 12-ю Особую группу и стал гонять на фронт наши Ил-4 из Приморья. Глазков в г.Иванове ждал отправки в Якутск. А Курбатов проходил подготовку во Внукове…».  

   

Получается, что шестеро из  школы № 85 (бывшая ж/д средняя школа №1) стали летчиками, штурманами, бортрадистами военной  авиации! 

       Л.Бадин, В.Глазков, Н.Курбатов оказались на легендарной авиатрассе Аляска – Сибирь (АлСиб). На фотографии  11 слева в первом ряду Курбатов Н., справа от него Бадин Л. 

     Сейчас история этой трассы, по которой в военные годы перегонялись ленд-лизовские самолеты для Красной армии из США, или из Иркутского авиазавода на фронт,   очень популярна. Многие историки, писатели, поисковики и даже школьники нашего района изучают, пишут, искали остатки самолетов потерпевших катастрофы в тайшетском небе.  Об участии бортрадиста  Виктора Дмитриевича Глазкова в перегоне самолетов из Аляски в Красноярск районная газета «Заря коммунизма» писала еще в 1989 году.   В.Д.Глазков выполнял свой боевой долг бортрадиста на трассе Алсиб с сентября 1942 года, участвовал в перегоне 286 самолетов! В экипаже Героя Советского союза летчика Г.С.Бенкунского в 1944 г. он  совершил    доставку советской делегации во главе с А.А.Громыко в Вашингтон для подготовки учреждения Организации Объединенных Наций.     

      Лев Иванович  Бадин  летал по трассе  АлСиб  бортрадистом 3-го перегоночного полка.     Николай Васильевич Курбатов тоже,  а весной 1945 г. был в составе экипажа самолета, который доставил   делегацию Украинской ССР во главе с Д.З. Мануильским на конференцию ООН в США.            

    Конечно, во время проведения этого исследования, не удалось собрать сведения   о всех тайшетцах,  воевавших в авиационных частях или как-то  иначе были связаны с авиацией .

    В школьной исследовательской работе Урыкиной Ольги (творческое объединение краеведов ЦДО «Радуга», 11 класс, школа №85, фото 12), представленной на научной конференции «Проспект свободный»  (Красноярск, СФУ)   одной из познавательных задач    являлась определение вклада тайшетцев в историю перегоночной трассы АлСиб (Красноярск-Аляска). В газете «Бирюсинская новь»    на эту тему   ранее публиковались     материалы — «Рейс во имя мира.   Выпускник школы № 85  Глазков В.Д.» (1986 г.) и статья краеведа Чистовой Т.  «Лётчик Николай Курбатов» (2014 г.).   Урыкина О. постаралась уже известную и    свою  новую информацию упорядочить, определить форму и содержание  вклада тайшетцев в историю легендарной воздушной трассы. Это был, конечно же,  трудовой вклад, то есть  доля труда тайшетцев  в общем   деле    создания  и  обеспечения функционирования АлСиба.   Содержание, то есть сущность    вклада, как оказалось, была значительной по   разнообразию – это и   строительство аэродромов  и обеспечение их  материальными ресурсами, перевозка грузов и пассажиров, перегон самолетов. Вклад был существенным и  по количеству тайшетцев, тружеников трассы.

На сегодняшний день известны имена четверых тайшетцев-алсибовцев: Лев Иванович Бадин, Виктор Дмитриевич Глазков, Николай Васильевич, Симоненко Иван Францевич.

К этим именам следовало бы добавить имена заключенных, сотрудников исправительно-трудового лагеря «Южный», управление которого в декабре 1940 г. обосновалось  в  Тайшете.  В марте 1941 г. Южлагу было поручено специальное строительство № 218   – аэродром (лётное поле) в Красноярске. (фото 13)   Для выполнения поставленной задачи был создано Красноярское лагерное отделение Южлага во главе с начальником строительства аэродрома капитаном Данковым, начальником планового отдела Чириковым.  С апреля и до конца декабря 1941 г.  1729 заключенных, 459 вольнонаёмных рабочих и служащих трудились на стройплощадке.  Основная часть проекта — «лётное поле площадью в 70.0 кв.га», была принята комиссией в эксплуатацию   в    октября 1941 г.  Аэродром имел две бетонные взлетно-посадочные полосы 1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные помещения, технический склад, гараж, водомаслогрейку.   Красноярский аэропорт  был базовым  для приема самолетов из Якутска, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре.  

Интересна результатами   часть исследования  о наградах и званиях тайшетцев – алсибовцев. В наградных документах найдены     биографические сведения о них.

  Было известно, что Глазков В.Д. был награжден двумя орденами Красной звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За боевые заслуги», тремя знаками «За безаварийный налёт одного миллиона километров». На фотографии – экипаж Ли-2, крайний слева  (фото 14)  Глазков В.Д. Эта фотография из книги Нагенбля И.Е. «Аляска-Сибирь. Трасса мужества».

 

Из наградного листа   удалось узнать следующее: старшина Глазков Виктор Дмитриевич родился в 1924 г., комсомолец с 1939 г., в действующую армию прибыл из Гражданского воздушного флота, с мая по август 1942 г. участвовал в войне в составе Московской авиадивизии особого назначения. В сентябре 1942 г.   был зачислен воздушным стрелком-радистом в 8-й транспортный полк 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии.  К 1945 г. в составе экипажа он налетал 2160 часов, перевёз 230 тонн грузов и 2600 пассажиров.

Ко времени награждения он  перегнал 23 транспортных самолёта СИ -47 на различных участках трассы. Выполнил ряд особо важных заданий по перевозке международных пассажиров и грузов от Москвы до Вашингтона и обратно, а так же полеты на Камчатку, Тикси. На фото 16 Глазков второй слева сфотографирован в Вашингтоне.  Имеет 5 благодарностей от командования полка и дивизии. До прибытия  на Алсиб, он совершил  28 вылетов на линии фронта по доставке продовольствия и боеприпасов для защитников  Украины, Ленинграда, Сталинграда и Москвы в составе Московской авиадивизии особого назначения.  В июне 1945 г., приказом по Военно-Воздушным силам СССР от имени Верховного Совета СССР, Глазков В.Д. был награжден медалью «За боевые заслуги», а его представляли к награждению орденом Красной звезды.  За все время работы на АлСибе Виктор Дмитриевич перегнал 286 самолетов, совершил множество рейсов с грузами, налетал за всю свою службу 18 300 часов.  Когда и за что Глазков  В.Д. был награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны пока не установлено.  С 1960 г. Виктор Дмитриевич работал в Управлении Гражданской авиации Украины. 

 Сержант Бадин Лев Иванович, начавший летать на Алсибе с января 1943 г. бортрадистом 3-го полка 1-й перегоночной авиадивизии, за успешный перегон 106-й группы самолётов на участке Сеймчан – Якутск (1200 км) в мае 1944 года был представлен к награждению медалью «За отвагу». Однако, был награжден медалью «За боевые заслуги». После войны Лев Иванович стал летать на Ту-104. 

 Их  друг детства Курбатов Николай Васильевич (вы его видите на фотографии 17)  прибыл на АлСиб раньше своих друзей детства и юности  – в декабре 1942 г. из гражданского воздушного флота. Хорошо владел радиотехникой на американских самолетах А-20, Б-25, СИ-47, к октябрю 1943 г.  налетал 615 часов, в составе экипажа преодолел 27500 километров, перевез 1700 пассажиров и 120 тонн грузов. Был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги» и получил ее в марте 1944 г.   Курбатов Н.В. в составе экипажа обеспечил перелет вице-президента США Г.Уоллиса по трассе АлСиба в 1944 г., в 1945 г. доставил делегацию дипломатов Украины на конференцию ООН в г.Вашингтон. В 1945 г. участвовал в разгроме Квантунской армии Японии в Приморье, затем работал в Иркутском авиаотряде до 1975 г.

Автором статьи среди имен тайшетцев-алсибовцев было названо   имя — Симоненко Иван Францевич. Он не был связан с небом и авиацией, он был моряк – старшина, начальник  каравана самоходных барж для Анадырского аэропорта Красноярк- Уэлькаль. За проводку этого каравана был награжден орденом Отечественной войны II степени.

      И еще о героическом небе Тайшета. Именами летчиков – героев названо несколько улиц и микрорайон, школа нашего города – имени Чкалова В.П., Гастелло Н.Ф. Пахотищева Н.Д., Николаевой-Терешковой В.В., Осипенко П.Д., Расковой М.М.   Обратим внимание читателей на две последние фамилии — это Герои Советского союза.     В 1938 г. они установили    женский мировой рекорд беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяженностью в 6450 километров, полёт продолжался 26 часов. За это и были награждены Золотыми звездами Героев. Именем   Гризодубовой  В.С. , командира  их экипажа, улица в Тайшете не была названа. (фото 18, экипаж самолета «Родина). Вероятно, из-за того, что  в 1944 г. Валентина Степановна была обвинена в ложной жалобе на командующего Авиации Дальнего Действия, и надолго попала в опалу. Впрочем, ненадолго. Что именно помешало назвать улицу в Тайшете ее именем – непонятно.  Отсутствие  такой улицы есть проявление несправедливости по отношению к бывшему командиру самолёта «Родина», к герою Советского союза, Социалистического труда, фронтовику, общественному деятелю СССР. Легендарная была женщина, которой в городах страны установлены   мемориальные знаки и сооружения. У нас нет даже улицы с ее именем..

Селезнёвы Т.А. и  Е.С. в соавторстве с выпускники школы Пискун Полина, Урыкина Ольга, Рубцов Павел, Фокин Вячеслав

Loading