Русско-японская война

Посетитель и читатель  сайта “Тайшетская история” Валерий радует нас интереснейшими материалами. С удовольствием  прочли и этот, и предлагаем это сделать всем интересующимся историей Тайшетского района.

     Напомним, что это  ДТП времен русско-японской войны на тайшетском участке Средне- Сибирской железной дороги было не единственное, к сожалению. 30 июля 1905 года у разъезда Точильный потерпел крушение воинского эшелона,   погибли 12 солдат, ефрейтор, старший унтер-офицер   174 пехотного Роменского полка, похоронены на  кладбище д.Черемшанка.

      Итак, присланный текст ДТП 25 ноября 1904 г.:  

       «25 ноября на ст.Тайшет произошло столкновение двух паровозов у входной стрелки в депо с грузовым эшелоном. Вследствие схода с рельс поезда и паровозов оказался закрытым доступ к углю и воде. Подъем поврежденных паровозов производился в течение трех суток; поэтому пришлось охладить часть паровозов, стоявших у депо. При охлаждении большинство паровозов было  повреждено.

     Случай в Тайшете, сопровождавшийся прекращением движения на соответственном участке пути, вызвал скопление паровозов в соседних депо на станциях Зима и Нижнеудинск. За недостатком паровозных стойл на этих станциях часть паровозов пришлось охладить, и при этом также произошла порча некоторых из них.
       Последствием этой крупной катастрофы было полное прекращение движения в течение трех суток на этом и без того трудном участке пути и медленное затем восстановление его по мере прибытия исправных паровозов взамен поврежденных.
        По получении в Петербурге сведений об обстоятельствах происшествия на ст. Тайшет, 27 ноября было сделано распоряжение о задержке на Европейской сети на 3 суток всех грузовых эшелонов, кроме эшелонов с теплой одеждой и боевыми припасами.    Но этого было далеко недостаточно. Перед ст. Тайшет ко 2 декабря скопилось 78 людских эшелонов; кроме того, на станциях к западу от нее оказалось задержанными до 4800 груженых вагонов. 

     В виду этого исполнительный комитет вынужден был сделать распоряжение о приостановке с 6 декабря на 10 суток отправления на Сибирскую дорогу грузовых эшелонов, кроме срочных. Эта мера также оказалась недостаточной. На 17 декабря число задержанных вагонов возросло до 5200 и забитость дороги грозила полным прекращением движения. Во избежание этого пришлось вновь установить 10-дневную задержку с 24 декабря эшелонов, следовавших на Восток; на этот раз распоряжение касалось и войсковых эшелонов, исключение же было сделано лишь для тех эшелонов, которые были обозначены в планах Главного Штаба «срочными». Отправление их должно было производиться в сроки, указанные в планах.
Таким образом, ценою отсрочки в общей сложности на 23 дня отправления большей части грузовых эшелонов удалось, наконец, парализовать гибельные последствия Тайшетской  катастрофы.» Вот такие дела – одно «удачное ДТП» – и снабжение Действующей армии парализовано на срок более трех недель. Тут  невольно рождается вопрос «а не было ли умысла на теракт»?”
       Источник –  livejournal.com. Работа военно-исторической комиссии по описанию РЯВ, т.7, ч.2, стр. 118. Все даты приводятся по старому стилю. Фото взято здесь:
http://oko-planet.su/history/historysng/148560-russko-yaponskaya-voyna-1904-05-godov-v-fotografiyah.html

    В дополнение к этому материалу уместно вспомнить  о  ходе военных действий  в ноябре 1904 г. для понимания трагизма положения – на фронте тяжелейшее положение, дорог каждый солдат, а тут такое ДТП…  

   С февраля по декабрь  1904 г. оборона Порт Артура . 17–20 октября (30 октября – 2 ноября) и 13–23 ноября (26 ноября – 6 декабря) состоялись третий и четвертый штурмы Порт-Артура.

    5 октября 1904 г. – началось сражение на реке Шахэ. Русской армии помешали туман и гористая местность, а также безынициативность Куропаткина А.Н.  (действовал только частью имевшихся у него сил) .
    2 декабря 1904 г.  – при артобстреле  руководитель обороны Порт-Артура  генерал Кондратенко. Р. И. погиб,    через несколько дней генерал А.М. Стессель принял решение сдать Порт-Артур. Вернулся из японского плена в Россию. Шло следствие о сдаче крепости,  7 февраля 1908 года приговорён к расстрелу, заменённому на 10-летнее заключение в крепости.

   Отбыв чуть больше года в заключении, 6 мая 1909 года Стессель был освобождён  по велению Николая ІІ.

Loading