Русско-японская война
Посетитель и читатель сайта “Тайшетская история” Валерий радует нас интереснейшими материалами. С удовольствием прочли и этот, и предлагаем это сделать всем интересующимся историей Тайшетского района.
Напомним, что это ДТП времен русско-японской войны на тайшетском участке Средне- Сибирской железной дороги было не единственное, к сожалению. 30 июля 1905 года у разъезда Точильный потерпел крушение воинского эшелона, погибли 12 солдат, ефрейтор, старший унтер-офицер 174 пехотного Роменского полка, похоронены на кладбище д.Черемшанка.
Итак, присланный текст ДТП 25 ноября 1904 г.:
«25 ноября на ст.Тайшет произошло столкновение двух паровозов у входной стрелки в депо с грузовым эшелоном. Вследствие схода с рельс поезда и паровозов оказался закрытым доступ к углю и воде. Подъем поврежденных паровозов производился в течение трех суток; поэтому пришлось охладить часть паровозов, стоявших у депо. При охлаждении большинство паровозов было повреждено.
Случай в
Тайшете, сопровождавшийся прекращением движения на соответственном участке
пути, вызвал скопление паровозов в соседних депо на станциях Зима и
Нижнеудинск. За недостатком паровозных стойл на этих станциях часть паровозов
пришлось охладить, и при этом также произошла порча некоторых из них.
Последствием этой крупной
катастрофы было полное прекращение движения в течение трех суток на этом и без
того трудном участке пути и медленное затем восстановление его по мере прибытия
исправных паровозов взамен поврежденных.
По получении в Петербурге
сведений об обстоятельствах происшествия на ст. Тайшет, 27 ноября было сделано распоряжение
о задержке на Европейской сети на 3 суток всех грузовых эшелонов, кроме
эшелонов с теплой одеждой и боевыми припасами. Но этого было далеко недостаточно. Перед ст. Тайшет ко 2 декабря скопилось 78
людских эшелонов; кроме того, на станциях к западу от нее оказалось
задержанными до 4800 груженых вагонов.
В виду
этого исполнительный комитет вынужден был сделать распоряжение о приостановке с
6 декабря на 10 суток отправления на Сибирскую дорогу грузовых эшелонов, кроме
срочных. Эта мера также оказалась недостаточной. На 17 декабря число задержанных вагонов возросло до 5200 и
забитость дороги грозила полным прекращением движения. Во избежание
этого пришлось вновь установить 10-дневную задержку с 24 декабря эшелонов,
следовавших на Восток; на этот раз распоряжение касалось и войсковых эшелонов,
исключение же было сделано лишь для тех эшелонов, которые были обозначены в
планах Главного Штаба «срочными». Отправление их должно было производиться в
сроки, указанные в планах.
Таким образом, ценою отсрочки в общей
сложности на 23 дня отправления большей части грузовых эшелонов удалось,
наконец, парализовать гибельные последствия Тайшетской катастрофы.» Вот такие дела – одно «удачное
ДТП» – и снабжение Действующей армии парализовано на срок более трех недель. Тут
невольно рождается вопрос «а не было ли
умысла на теракт»?”
Источник – livejournal.com. Работа
военно-исторической комиссии по описанию РЯВ, т.7, ч.2, стр. 118. Все даты
приводятся по старому стилю. Фото взято здесь:
http://oko-planet.su/history/historysng/148560-russko-yaponskaya-voyna-1904-05-godov-v-fotografiyah.html
В дополнение к этому материалу уместно вспомнить о ходе военных действий в ноябре 1904 г. для понимания трагизма положения – на фронте тяжелейшее положение, дорог каждый солдат, а тут такое ДТП…
С февраля по декабрь 1904 г. оборона Порт Артура . 17–20 октября (30 октября – 2 ноября) и 13–23 ноября (26 ноября – 6 декабря) состоялись третий и четвертый штурмы Порт-Артура.
5 октября 1904 г. – началось сражение на реке
Шахэ. Русской армии помешали туман и гористая местность, а также
безынициативность Куропаткина А.Н.
(действовал только частью имевшихся у него сил) .
2
декабря 1904 г. – при артобстреле руководитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко. Р. И. погиб, через несколько дней генерал А.М. Стессель
принял решение сдать Порт-Артур. Вернулся из японского плена в Россию. Шло
следствие о сдаче крепости, 7 февраля 1908 года
приговорён к расстрелу, заменённому на 10-летнее заключение в крепости.
Отбыв чуть больше года в
заключении, 6 мая 1909 года Стессель был освобождён по велению Николая ІІ.