(кадры из кинофильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»)

На мотив легендарного кинофильма

Для начала небольшой экскурс в историю развития советской культуры 60-70 годов прошлого века. Как известно еще с уроков истории в школе, это было время больших достижений в области культуры, но и усиления партийно-государственного контроля за деятельностью учреждений культуры, музыкантов, художников, поэтов, писателе и т.д. Социалистический реализм стал главным направлением развития культуры, суть которого демонстрация достижений социалистического строя. За верностью деятелей культуры этому, одобренному партией и государством, направлению следили пристально, на всех стратах советского общества, во всех учреждениях культуры. Большая роль в этом отводилась художественным Советам ,  группа специально назначенных лиц, состоящая из деятелей культуры, а также представителей партийных и государственных органов, имеющая своей задачей рассмотрение художественного произведения любого жанра на предмет установления его художественной ценности и соответствия идеологическим нормам, которая принимала решение о допуске произведения к массовому зрителю, читателю или слушателю.  Ограничимся такой информацией, желающие расширить рамки нашего экскурса могут легко это сделать воспользовавшись интернетом и др. источниками.

Трафаретный ковер настенный в доме тайшетцев. Краеведческий музей Тайшета

Фильм «Операция Ы….» (1965 г.) Леонид Иович Гайдай мог бы спокойненько снять и на колхозном рынке г.Тайшета. Товаров, которым торговали в фильме Трус и Балбес торговали, на нашем рынке, если судить по документам приведенным нами ниже по тексту, в год съемки кино было достаточно.

     В 60-е годы при отделе культуры г. Тайшета действовал худсовет, он отсматривал концертные номера, эскизы агитационно-пропагандистских уличных плакатов, лозунгов и др. произведений культуры разного уровня и пошиба. Например, изделия кустарных «ковровщиков», то есть тех кто рисовал на холсте картины и продавал их как настенные ковры. Налетай, торопись, покупай живопись.. Покупали, по причине отсутствия  настоящих ковров для украшения голых стен в домах тайшетцев. С далеких времен  родилась размещение ковров на стенах, а не на полах, как и следовало делать.

На одном из своих заседаний худсовет оценил три орнаментных и сюжетных ковра гр. П.М.Ф. Ковры были выполнены на байке в цвете по трафаретам. Было решено: «арнаментные» (так и написано в протоколе) изделия этой гражданки разрешить продавать, а сюжетные запретить! Видимо, сюжеты и качество исполнения были ужасны…Кич, одним словом, да  и только.

Пограничник с собакой

 Рассмотрена была продукция кустаря К.З.И. — выполненный «масляничными» ( масляными — Е.С.)  красками на холсте сюжетный ковер. Решение Совета было категоричным – гражданке К.З.И. запретить заниматься изготовлением и продажей ковров.(стоит отметить , что протоколы заседания худсовета по какой-то причине некоторые протоколы  хранятся в архиве  не подписанными, не заверенными, без дат — Е.С.). Члены худсовета , участвовавшие в рассмотрении вышеназванных изделий:  Фёдорова А.А., Михайленко А.М., Цедрик В.А., Павлов В.Д.,  Уваров М.Б. , Передрейчук Е.М.

    31 мая 1961 г. на очередном заседании худсовета рассматривались скульптурные изделия гр-на С., цветы гражданок Ш.А.Ф. и Ш.Е.Е.,Т.П.С.,  «трафоретные» ( правильно трафаретные — Е.С.) дорожки для вышивания крестиком А.А.В. Решение худсовета — одной гражданке запретили производство и продажу цветов, двум разрешили с условием улучшить качество продукции. Трафаретные дорожки были одобрены комиссией.

Образец уличной наглядной агитации и пропаганды. Тайшет, 60-е годы

Следующий протокол худсовета датирован  ноябрем 1961 г. Был рассмотрен «борельеф» (правильно писать надо писать барельеф — Е.С.) в Красном уголке Универсальной базы. Не указана тема барельефа, изготовленного рабочими добровольного пожарного общества С.А.И. и К.С.Д.  Члены худсовета Михайленко А.М., Федоровой А.А., Цедрик В.А. признали барельеф низкого качества, предложили его убрать , а стену заштукатурить и закрасить в общий тон с помещением.

   Посмотреть бы на этот барельеф для оценки профессионализма членов худсовета.

   

Скульптура уличная «Молодая семья», Бирюсинск (год ?) Ныне не существует

 1 декабря 1961 г. худсовет запретил кустарю-одиночке Ф. изготавливать трафаретные настенные ковры и продавать их по причине низкого их качества.

    Следующий протокол худсовета  датирован 14 декабря 19962 г., на заседании присутствовали члены Совета Зубков А.П.,Суворов А.С., Марару М.В., Федорова А.А.

Проведена была экспертиза наглядной агитации и художественного оформления клуба им. Парижской коммуны и Красного уголка Бирюсинского гидролизного завода. Красный уголок, поясним попутно, это помещение клубного типа отведенное для проведения мероприятий агитационного характера и политического просвещения  и коммунистического воспитания, мероприятий партийно-политических общественных организаций.  

   

Уличная агитация Тайшет ул. им Пушкина , 70-е годы

При проверке выяснилось , что клубное настенное  панно «Коммунизм — это молодость мира» изготовлено крайне низкого качества и его следует убрать; стенд БГЗ «Жизнь нашего завода» требует восстановление утерянных букв в тексте; на стенде «Кино» исправить профиль Ленина В.И.; на стенде «Семилетний план» обновить цитаты и диаграммы; обновить «богетовые» (правильно багетовые — Е.С.) рамки; работа на стекле «Моральный кодекс строителя коммунизма» не пригодна, надо сделать заново более крупным шрифтом с одинаковым интервалом между строк; почистить бюст М.Горького; улучшить оформление афиш и объявлений; восстановить надпись на рекламном щите при входе в сквер; красный уголок БГЗ имеет крайне неудовлетворительное оформление наглядной  агитации. Худсовет рекомендовал » использовать свободные места стен для  оформления стендов, панно, диаграмм по пропаганде материалов ХХII съезда КПСС и ноябрьского пленума ЦК КПСС, а так же методов работы передовиков производства».

   25 декабря 1962 г. члены худсовета Михайленко А.М., Зубков А.П., Марура М.В., Федорова А.А.  оценивали качество изделий художественного цеха Комбината Бытового Обслуживания (КБО) : «Работы, выполненные на стекле, «Правила учащихся» и «Моральный кодекс строителя коммунизма» подвергнуть тщательной художественной доработке: исправить  грамматические ошибки,  подчистить фон,  исправить профиль В.И.Ленина. Работу «Что такое коммунизм» необходимо написать заново на таком же фоне как «Моральный кодекс строителя коммунизма» соблюдая интервал между буквами и предложениями».

     В октябре 1963 г. худсовет рассмотрел просьбу Комбината Бытового Обслуживания (КБО) населения оценить и разрешить роспись тканей и их продажу через торгующие организации в следующем ассортименте и количестве:

— ковры детские размером 150Х60 см с видами :  «Посущиеся (правильно пАсущиеся — Е.С.) олени» и «Лесной пейзаж» в кол-ве  5 тыс. штук;

—  ковры на светлом фоне размером 2Х 1.20 м. с видами «Олени», «Лесной пейзаж» в кол-ве  3 тыс.штук;

— роспись головных платков «Виды Москвы» , «Медведи» в кол-ве 10 тыс.штук.

Худсовет разрешил, производство изделий было поручено Беручеву Р.А. и Огонесьян Р.Л.

    К сожалению, худсовет не назвал технику росписи ткани, используемую КБО. Вероятно , это был холодный батик при изготовлении головных платков. А вот ковры рисовали по трафаретам. Не знаю, врать не буду. Возможно , члены худсовета это знали,   среди них были художники: Михайленко Александр Моисеевич, например, художник — оформитель Тайшетской художественной мастерской. Стоит отметить важность работы худсовета. Благодаря ему многое плохое не уродовало художественные вкусы тайшетцев. О идейно-политических пристрастиях не будем говорить.

Селезнева Т.А., Селезнев Е.С.

Гипсовая фигурка пограничника, настенный ковер экспонируются в районном краеведческом музее в экспозиции  об интерьере жилых домов тайшетцев сер. 20 в.

Loading