Январь нового года для Тайшетского комбината железобетонных конструкций и строительных материалов (ТКЖБКиСМ) начался с анализа состояния трудовой дисциплины, о ней  уже написано в этой статье ранее. Повторим: за декабрь 1984 г. совершили  прогулы  36 работников комбината, из которых 18 рабочих железнодорожно-сырьевого цеха. Сколько потеряно рабочего времени отчего-то в приказе не было сказано, лишь перечислено сколько дней пропустил каждый из прогульщиков. Много, по 5-6 дней, рекорды…И всего лишь выговоры как наказание! Вот тебе и хозрасчет…, эффективное средство  социалистической экономики.

     Между тем становление трудового коллектива продолжалось.  

      Капстроительство и пуско-наладочные работы.  Шел второй год как начали выпускать продукцию, а Комбинат продолжал строиться…, несмотря на официальное открытие якобы первой очереди.  Сахарова В.И. сменил  Фомич В.Н. Чуть позже зав.кадрами был принят переводом из ГК КПСС Вандаев А.С., бывший зав. промышленного отдела РК КПСС. Как известно, райком был ликвидорован в эти дни , и многие его работники покинули Горком КПСС. Сюда же , на должность зам директора по кадрам и быту бывший второй секретарь РК КПСС Никитевич В.А.  ТКСИ ненадолго стало для многих бывших партийно-комсомольских функционеров теплым местом – и должности, и деньги…

    Первым   приказом Фомича В.Н. стало награждение 90 работников! В связи с Днем строителя и осознанием причастности к великой стройке – БАМ. Благодарности и денежные премии по 20 – 25 рублей.  В сентябре прибыла бригада семерых наладчиков из треста для  выполнения пуско-наладочных работ на второй очереди котельной.

     В конце сентября велась предмонтажная ревизия технологического оборудования в керамзитовом цехе и последующим обучением основным специальностям керамзитового производства.

       Простои: с 17 декабря по 5 января стояли без разгрузки пять вагонов-цементовозов по причине якобы ненадежной работы оборудования склада цемента, за которое в ответе три главных специалиста ТКЖБКиСМ   , а толку не бело. Руководство комбината в целях улучшения ситуации с разгрузкой вагонов вынуждено было направить в железнодорожно-сырьевой  цех рабочих с других участков сроком на один месяц с 14 января 1985 г. , оплата труда – аккордно – премиальная.   

      Следующая такая же ситуация: два вагона с солью не выгружались  свыше 47 дней! С 25 ноября по 15 января , штраф – 5043 руб.67 копеек.   Происходи и вовсе непонятные случаи с простоями вагонов: вагоны разгружались в арматурном цехе,  но дежурным службам  железной дороги не сообщалось о том! Естественно, это вело к увеличению штрафов. Надо сказать о случаях полной  анархии в железнодорожно – сырьевом и бетоносмесительном цехах. Например, габариты на погрузочно-разгрузочных  участках сменами  не защищаются, пути и переезды  от снега не очищаются, рабочие отказываются это делать, покидали рабочие места! В результате сошел с рельс цементовоз, 4 полувагона не было подано под погрузку. 21 февраля двое рабочих погрузочно-разгрузочных работ вовсе отказались подчинятся распоряжениям мастера.

       Проблемы с выгрузкой вагонов  повторялись с удивительным постоянством и по вине мастера погрузочно-разгрузочного  участка. 12 февраля поступило 8 вагонов с углем и 2 вагона с металлопрокатом, но комбинат не поставил их под выгрузку по причине…не очищенных  путей  от снега.

    Неправильная погрузка вагонов железобетонными изделиями (дорожные плиты, элементы причальной стенки, свои гражданские) с неправильной увязкой грузов привело к тому, что в феврале шесть  вагонов были отцеплены в пути следования службами железной дороги.

    26 февраля руководство комбината вынуждено было принимать меры для нормализации работы транспортного цеха. Оглянулись в 1984 г. и ужаснулись: за год поступило 1682 вагона с грузом, они были под выгрузкой 28320 часа при норме 5322 часа, один вагон в среднем разгружался 16, 8 часов., штраф комбинату – 102 117 рублей за простой вагонов.  Один вагон простоял под выгрузкой три месяца! – ущерб 10 тыс.рублей. Был случай , что три вагона с солью разгружали три месяца, штраф 5 тыс.рублей. Большой ущерб комбинат нес и по неправильной отгрузке вагонов. В 1984 г. было отгружено 720 вагонов при плане 1410 вагонов с продукцией. Недогруз по вине ВСЖД 48 вагонов, а по вине комбината 650 вагонов! Штраф за недогруз – 31861 рублей. Общий простой вагонов под погрузкой  24157 часов при плане 3422 часа. Штраф – 32662 рубля.

    В марте железнодорожный цех продолжал накручивать штрафы за простой вагонов – вместо семи вагонов поставили под разгрузку 11, что мешало высвободившиеся вагоны своевременно сдать ВСЖД.

     17 – 20  мая было поставлено под разгрузку шесть цементовоза , которые опять таки не были своевременно выгружены, простой 736 часов , штраф 3762 рубля.

    Надо сказать , что не все бригады на погрузке-разгрузке работали из рук вон плохо. Бригада Б. всегда выполняла план по отгрузке, за что неоднократно 8 рабочих получали  премии , в июне, например,  по 23 рубля каждому. Получила премию и стропальщики бригады  К. по итогам первой декады июня 1985.

     Однако чаще положительных примеров работы в погрузочно-разгрузочном цехе приказы говорят об отрицательных. 21 свая отгруженная комбинатом 24 мая 1984 г. были возвращены потребителем (СМП-289 Ангарстроя) без разгрузки  – они оказались сломанными, потому и возвращены комбинату . Причина: при погрузке прокладки между сваями были уложены на расстоянии 70-80 см от торцов вместо требуемых 2.1 метра, при этом прочность свой соответствовала нормам.  Не все бригады и стропальщики так плохо работали, в эти же дни две бригады стропальщиков получили премии.

     Материальный ущерб комбинату приносили и неправильно заполненные товаро-транспортные накладные при перевозке грузов автотранспортом. По сведениям в них грузов было перевезено меньше чем в действительности, комбинат платил за невыполненную работу, точнее говоря платили так как заполнили накладные – в ущерб себе, целых 24 тыс.рублей.

      И уже вовсе “смешные” ситуации: с опозданием отправлялись и договоры о поставках продукции, например, в апреле  в г.Ивано-Франковск что , как известно, далеко-далеко от Тайшета. В результате – сорван договор о поставках , представлен иск к комбинату – 1000 рублей. Это дело приобрело детективный оттенок: зам.начальника Отдела главного конструктора товарищ З. выкрал материалы проверки по несвоевременной отправке письма в Ивано-Франковск! Горе-вора понизили в должности сроком на три месяца.

   Приемо-разгрузочный цех продолжал причинять ущерб комбинату, так сказать,  на пустом месте – по причине не выполнения элементарных обязанностей! 1 июля разгрузив вагон-цементовоз не закрыли люки – железная дорога не приняла вагон, образовался простой и штраф.

    Аварии. 10 февраля произошла авария на котле №2 в котельной по причине отсутствия резервных мощностей для остановки аварийный дымосос, не квалифицированность работников, отказ приборов показа уровня воды в котле.  К несчастным случаем могло привести множество нарушений технологического характера, которых на комбинате возникало множество. Например, затоваривание арматурного цеха готовой продукции и неправильное их складирование. 

     26 февраля опять   пожар в котельной , на сей раз  воспламенилась угольная пыль на траках топливоподачи – она, как говорится, веками там не удалялась, а должна была. Вызвана была пожарная команда, а начальнику котельной   было вменено  проверять траки трижды в неделю!

     Не только поломки механизмов, аварии , огонь был угрозой рабочим. А еще и ….вода! Точнее талая вода с потолков цехов, просачиваясь она могла попасть на электросети, приборы, и вызвать несчастные случаи. Поступило распоряжение обеспечить строжайший контроль за выполнением мер эл.безопасности, обеспечить всех рабочих в цехах средствами защиты – резиновые коврики, перчатки, боты, сапоги, рукавицы и т.д. Меры по ремонту крыш не предусматривалось, на календаре было начало марта.

   Однако 25 марта  беда пришла с другой стороны, в общем-то ожидаемой. При погрузочных работах произошел несчастный случай – стропальщику нанесена черпно-мозговую травму.  Причина – несогласованные действия стропальщиков, один из которых дал команду крановщику не убедившись в отсутствии человека  под грузом.

    Впрочем беда могла быть и из-за влажности от талой воды – приказ директора комбината по ужесточению контроля за эл.безопасностью не выполнялись – нет инд.средств защиты, эл.приборы подключены напрямую к шинопроводу, кабели бетоновозных тележек, сварочные агрегаты , сварщики в воде!

    Халатное отношение работников к своим обязанностям просто поражает. 7 июня обнаружилось, что крановщик формовочного цеха Б. работала на технически неисправном кране – отсутствовало масло в редукторах. А крановщик С. работала при перекрученном и незакрепленном на барабане канате! Ох уж эти женщины!

    Аварии, поломки происходили не только на производстве , они случались и жилых домах комбината: порывы систем  водопроводов и канализации.

    К концу года ухудшилось техническое содержание технологического оборудования в формовочном цехе. В неисправном состоянии находились электрооборудование вывозных тележек СМЖ-151 , отсутствуют концевые выключатели на бетоновозных тележках,  на недостаточном уровне поддержива­ется освещение в цехе. Неоднократные указания на это и требования по оперативному устранению этих недостатков, начальник эл.цеха З.И.И. действенных мер не принимает.  Одно дело плохо установленное оборудование при пуске цехов, другое неудовлетворительное содержание его, но все вместе вело к краху производства, ухудшению условий труда, которое далеко было ненормальным.

Аварийные ситуации возникали не только на производстве , но и на объектах соц-культбыта. В декабре  начало промерзать здание детского сада №20 – температура в помещениях  упала до -10 градусов , утепление кровли не помогло, комиссия устанавливала причины ЧП.

Условия труда: В феврале занимались решением вопросов по выполнению предписания технического инспектора ЦК профсоюзов  о несоответствии условий труда в формовочном цехе: заменить ворота для создания нормального теплового режима, устранить загазованность в цехе превышающая предельно-допустимые нормы, установить тепловые завесы, содержать в надлежащем состоянии туалет.  Причина появления предписания – несчастный случай с рабочей арматурного цеха.    В это же время санэпидстанция выявила превышение ПДК вредных веществ в несколько раз во всех основных производственных цехах. Имелось 300 вентиляционных установок, но большинство не эксплуатировалось по разным причинам, а на крыше формовочного цеха было украдено 20 электродвигателей с венустановок. Началось фактически повторное строительство вентиляционной системы!

    По требованию Главстройпрома на комбинате пересматривались состав бригад и создавались новые в надежде на повышение эффективности производства – сквозные, комплексные, всего 27, с обновленной системой оплаты труда.

    Условия труда на комбинате оставляли желать лучшего и не только в весенн ее время. Это видно из анализа положения дел в декабре 1984 г.: ” Работа комбината в зимний период была крайне ослож­нена рядом объективных и субъективных причин .Низкая тем­пература 0-5°С в производственном корпусе,  замораживание регистров склада заполнителей, отопления БСЦ, лаборато­рии было вызвано не только несбалансированностью тепловой  нагрузки, присоединенной к котельной (723 Гкал при ее собственной мощности 48-56 Гкал) и необходимостью в связи   с этим работы котельной на сниженном теплоносителе 70 – 80°С вместо 150°С.

       На 1984 год было выполнено лишь 88 мероприятий из 196 разработанных в плане ОТМ по подготовке к зиме 1984-1985 г.г. Котельная до ноября месяца 1984 г. работала толь­ко двумя котлами, с ноября до 10 февраля 1985 года   тремя котлами .Четырьмя  котлами не работала совсем. Такая работа котельной была вызвана отсутствием необходимых запасных частей – шестерней ПМЗ (по ноябрь месяц) держателей и колос­ников на механическую решетку котлов (по конец февраля ме­сяца)  износом рабочих колес дымососа и пр. До января ме­сяца плохо были закрыты контуры зданий в арматурном, бетоносмесительном, формовочном цехах. Ворота с восточной сторо­ны в формовочном цехе возможно стало закрывать лишь в кон­це февраля месяца  Централизованная бригада слесарей- сан­техников, образованная при цехе ТБК,15 августа в составе 6 человек под руководством мастера   доведенная на I декабря до 9 человек, себя не оправдала, поскольку помимо отопления на неё были возложены дополнительные функции.  Эту службу пришлось с 10 января расформировать и  передать цехам. Руководство основных производственных цехов самоустранилось от своих обязанностей по обслуживанию инженерных коммуникаций и вентиляции своих цехов, определенных их должностными инструкциями”. Такие вот условия работы в зимнее время были. Работникам заводоуправления в этом смысле было легче, да и выход на работу зимой установили с 8.30. , окончание работ 17.30 час.

       Автотранспорт комбината – 41 единица, но весьма разнообразная, среди них 7 Магирусов  (М-290 26К), остальные Газы, ЗИЛы, КРАЗы и даже ЗИЛ-157 и др. Вероятно, ремонт такой разной автотехники по маркам автомобилей, по назначению (грузовики, автокраны, авто- тракторные погрузчики,  КАТО ) было чрезвычайно сложно и дорого.

     Продукция. По плану Министерства транспортного строительства в августе предстояла аттестация качества продукции – свои забивные  железобетонные  и плиты перекрытия промышленных зданий на первую категорию. Была создана комиссия собственная ТКЖБКиСМ  для подготовки к министерской аттестации.

В феврале комбинату было дано задание Главстройпрома приступить к изготовлению объемных сантехкабин заводской готовности.

В первом квартале комбинату  предстояло выпустить  4400 куб. ЖБК,  нестандартизированного оборудования 25 тонн. В связи с этим до основных цехов было доведены дополнительные задания, обещаны премии 15-35 рублей, нач.цехов до 100 рублей. Помимо этого – объявлены рабочими днями два выходных и введена  сдельно –  прогрессивная система оплаты труда.

    В приказах директора  комбината не найти информации о результатах аттестации качества продукции, но есть сведения о некачественной продукции . Так, например, сваи С10Х30 , изготовленные тремя бригадами  и принятые ОТК комбината в апреле 1984 г., разрушаются не доходя до контрольной отметки . Разрушается не только оголовка свай, но и ее середина. Такие случаи произошли на ст.Вихоревка СМП – 274 УС “Ангарстрой”. Фактическая прочность бетона составила всего 62-70% от проектной, имеются перекосы торца и некачественное защитный слой, наплывы бетона. Наказание? Лишение бригадиров премий на 50% за апрель. 

     А приказ о проведении 10 мая плановых   ремонтных работ в бетоносмесительном, арматурном, формовочном цехах был проигнорирован всеми. Какого качество продукции ждать если оборудование не ремонтируется?!  Стоит целиком привести текст приказа директора комбината для понимания  реального  положения дел:  

 “ПРИКАЗ г.Тайшет от 5 июня 1985 г. №408

     В соответствии с планом работы 10 мая с.г. началь­ники цехов должны были вести подготовительную работу для организации ремонтной работы в своих цехах.

Однако проведенная проверка показала, что к этому важное мероприятию начальники цехов отнеслись безответ­ственно и не выполнили возложенные на них обязанности.

Так, начальниками и. а. формовочного и арматурного, цехов вообще не была запланирована ремонтная работа в указанных цехах. Между тем в этих цехах ремонтная работа крайне не­обходима. Неслучайно, в формовочном цехе в результате неочистки привода закрытия шибера, 11 мая 3-ю бетоновозную тележку вынуждены были остановить. Это отразилось на про­изводстве продукции.

      Слесари БСЦ 10 мая с.г. считали нужным явиться на работу для участия в ремонтной работе своего цеха. Однако начальник цеха И. и его заместитель К. проявляя низую дисциплинированность и халатное отношение к порученное им делу в течение всего дня отсутствовали на комбинате и в результате чего именно по их вине ремон­тная работа в этом цехе не производилась. В этот же день на подъездных путях комбината под выгрузкой стояли 6 ваго­нов с песком. Зам.начальника ВДСЦ С., находясь на СГП до обеденного перерыва никаких действенных мер к выг­рузке этих вагонов не принял. Уходя на перерыв заявил, что выгрузкой вагонов с песком займется лично он сам. Именно по этой причине мастер цеха К. надеясь на обе­щание своего начальника С. выгрузкой упомянутых вагонов не занималась. С. фактически обманул всех и вообще не вернулся после перерыва на комбинат. Именно по вине С. ва­гоны с песком 10 мая не были выгружены и образовались сверх­нормативные простои вагонов 306 часов, а сумма штрафа сос­тавляет 721 рубль.

       Работа автотранспортного цеха была организована крайне неудовлетворительно начальником этого цеха тов. М.

     Дежурная а/машина по непонятной причине на комбинате не оказалась. Шофер а/машины ГАЗ-66 № 23-90 появился на комбинате только в 11 часов и эта машина была отправлена на насосную станцию. До 14.30  минут шофера этой машины не удалое найти.В 16часов вместо того, чтобы в срочном порядке на­возить прокладки на СГП он решил уехать в микрорайон.

       Такая недисциплинированность водительского состава комбината свидетельствует о неумелом руководстве этим важ­ным участком работы со стороны нач. цеха М.

На основании изложенного

        ПРИКАЗЫВАЮ :

     За халатное отношение к своим обязанностям, выразив­шееся в срыве и неорганизации ремонтных работ на основных производственных цехах, перепростои  вагонов под выгрузкой и необеспеченность дежурным автотранспортом.

I. Объявить выговор Ч.,  И.., И., С., М.

Кроме того в возмещение нанесенного материального ущерба комбинату удержать одну треть с зарплаты С.

Приказ об явить всему личному составу.

Основание; докладные, объяснения и акты.”

 Таких приказов о нарушении должностных обязанностей, трудовой дисциплины предостаточно, и в совокупности они рождают такую мысль – а как вообще работал комбинат? Вот так и работал, через пень – колоду.

 В ноябре 1985 г. комбинат готовился к пуску цеха крупнопанельного домостроения – была организована учеба 18 работников комбината в учебном пункте.  Шло обучение 28 рабочих для еще  одного нового цеха – керамзитового.

В конце года удостоверения об окончания учебы по повышению кваллификации , получению специальности получили многие другие рабочие. Учебный пункт работал успешно, можно думать таковыми были и знания вновь испеченных кадров.

   Бухгалтерия:  В 1985 г. подсчитали результаты хозрасчета и прослезились…За девять месяцев  1984 г.сложился перерасход фонда заработной платы  в 298.1 тыс. рублей. Причина – невыполнение плана производства работ, неудовлетворительная организация труда в основных цехах, простои оборудования и механизмов…Но учились считать деньги!   19.11.85 г. на станцию Стройиндустрия поступили полувагоны в кол-ве 21 шт, со смерзшимся щебнем, которые простояли под разгрузкой с 12.10 ч. 18.02.1985 г.  до 7.00 19.11.85. Сумма сверхнормативного простоя полувагонов составила 308 руб.

Поступившие вагоны осматривали и.о. начальника транспортного цеха т. С.А.В., ст.инженер сбыта т. Ф.Т.М., ими был составлен акт на смерзание груза, но не затребован от железной дороги коммерческий акт и не принято мер к составлению приемных документов в соответствии с инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству   для предъявления претензии поставщику за простой вагонов. Ф.Т.М. продержала у себя акт на смерзание щебня до 26 ноября в связи с чем  за истечением срока железная дорога не может составить коммерческий акт. За халатное отношение к должностным обязанностям, за не оформление приемных документов в соответствии с инструкцией   в результате чего комбинату причинен материальный ущерб в  сумме 308 рублей, 1/3 которой приказано было вычесть из зарплаты названных работников.

      Зарплата и премии. Периодически производились изменения в оплате труда : персональные 30 % надбавки  к должностным окладам инженерно-техническим работникам и служащим с 1 января 1985 г., а это более 20 человек.

За качественное и своевременное обслуживание воздушных линий , оборудование и отсутствие простоя по вине рабочих ГПП выдали премию – 20% от зарплаты согласно положения о премировании. Казалось бы – за что? за нормальное выполнение своих обязанностей и на тебе премию! В то время как за простои оборудование и вагонов   штрафы начисленные комбинату не высчитывались из зарплат тех кто их допустил. Непонятно вдвойне, если комбинат вроде бы переходил на хозрасчет.

Как , например, в вот этом случае:  две крановщицы  повредили два блока крюковой подвески  и продолжали работать как ни в чем , пока блоки не вышли из строя. Кран простоял всю смену, из зарплаты крановщиц вычли 1/3 часть. Однако удивляет то, что мастера цеха, инженеры по ТБ знали, но не остановили работу крана.

     Подготовка кадров: Кадры ковали на месте – и в учебном  пункте, и  на рабочих местах, и индивидуально с последующей проверкой знаний и умений экзаменационно-квалификационной комиссией с предварительной учебной работой а кране под наблюдением инструкторов.

       Кстати сказать, обучение являлось чрезвычайно важной работой не только с производственной необходимостью, но и с целью  избежания несчастных случаев. Тем более производство на комбинате было очень травмоопасным, и на заводах Главстройпрома участились несчастные случаи со смертельным исходом. Сахаров В.И своим приказом назначил ответственных за безопасное производство работ с использованием подъемных кранов и механизмов. А смотреть за безопасностью надо было в два-четыре глаза – некоторые рабочие не соблюдали элементарных требований, а то и вовсе являлись на работу в нетрезвом состоянии. За декабрь 1984 г. работники железнодорожного цеха совершили 18 прогулов из  36 по комбинату.

      Создано было научно-техническое общество (НТО) комбината в составе 26 человек, ИТР и служащих.

   10 апреля первая группа обучающихся получили специальность арматурщиков-сварщиков 3 разряда, повысили квалификацию в учебном пункте комбината, трое не сумели это сделать. Двое закончили индивидуально-бригадное обучение и получили специальность арматурщиков 2 разряда. Началось  групповое обучение для получение рабочими второй профессии “Машинисты кранов мостового типа” с частичным отрывом от производства с 1 апреля по 30 июня 1985 г. (138 уч.часов).  Преподавателями были ИТР комбината. Индивидуально обучали и формовщиков, одним словом готовили по разной форме рабочих всех специальностей и профессий.

Строительство цеха по производству керамзита. Ударник коммунистического труда Вичканов С

Кузницей кадров для комбината стало городское ПТУ-21, базовое училище. 15 июля приняты были на работу сварщиками, токарями в ремонтно-механический, арматурный, формовочный цеха 12 выпускников этого учебного заведения.

   С 22 октября в учебном пункте (зав. Сиволонская Л.А.)  начались  учебные курсы без отрыва от производства  для десяти слесарей-ремонтников грузоподъемных механизмов, преподаватель Малиновский М.В., инженер ОГМ. Затем курсы повышения квалификации  для 26 операторов  БСЦ.

   22 октября учениками по основным специальностям  в формовочный, арматурный, бетоносмесительный, ремонтно-строительный цеха было принято 15 человек. В ноябре прошли курсы 26 арматурщиков, затем 14 стропальщиков. После успешной учебы многим были повышены разряды. Успешность обучения обеспечивали 31 член  Учебно – методического Совета.  Помимо всего комбинат стал принимать на производственную практику учеников школы № 23 в арматурный цех, при этом ответственность за соблюдение ими правил техники безопасности   нес учитель школы! Который сам вряд ли понимал и знал эти правила…

    Стоит процитировать преамбулу приказа директора комбината в связи с 68-й годовщиной Великой Социалистической революцией 1917 г. Настолько она отражает забытый идеологический привкус последний лет социализма:

“На новых политических и экономических рубежах встречает наша Родина 68-ую годовщину Великого Октяб­ря. Впервые в истории появилось общество «главное для которого – мир без войн, без оружия. Чем большие  высоты берет наша страна, тем крепче ее международные позиции, тем более благотворное воздействие оказывает родина Октября на ход мирового развития.

Решающая роль в жизни общества принадлежит эко­номике .Третья программа партии, как отмечалось на октябрьском 1985г.; Пленуме ЦК КПСС, предусматривает выход советской экономики на высший уровень организации и эффективности .В предстоящие пятнадцать лет производи­тельность труда должна повыситься в 2,3-2,5 раза. Для этого надо добросовестно работать на общее дел о, прояв­лять сознательность и инициативу, строго соблюдать дис­циплину, заботиться об интересах государства, как о сво­их собственных, вот что требуется от каждого труженика сегодня.

Оценивая итоги нашей работы, следует особо сказать о нашем главном, бесценном достоянии – передовиках производства. Их опыт – огромный резерв повышения эффектив­ности производства. Это они., показывают образцы высоко­производительного труда, с честью несут знамя социалис­тического соревнования.

В честь празднования 68 годовщины Великого Ок­тября “…было награждено 57 человек, среди которых  поощрены занесением портретов на Доску Почета комбината – Жданова Тамара Владимировна (первый нач. БСЦ) , Ямщиков Алексей Владимирович (формовщик), Горегряд Николай Павлович (арматурщик); награжденные грамотой и премиями в 20 рублей – Лавренова Екатерина Алексеевна (крановщик), Жоссан Клавдия Яковлевна (арматурщик) , Новиков Александр Яковлевич (нач. участка) ; премия 10 рублей  с благодарностью – Синицкому Владимиру Егоровичу (слесарь котельной), Ларионову Анатолию Николаевичу (формовщик), Шахову Александру Александровичу (водителю), Журавлевой Ольге Александровне (крановщик ЖДСЦ), Шаманову Алексею Васильевичу (электромонтер) и многие другие.

Укреплять трудом положение СССР на международной арене не все работники комбината были готовы: в ноябре 1985 г. 24 человека совершили прогулы в общей сложности в 50 рабочих дней.

 Из 50 учащихся ГПТУ – 21, прибывших в ноябре на практику , предстояло усилиями наставников сделать Рабочими с большой буквы, а не лодырями и прогульщиками.

    Участие в общественной жизни города и района. Большой коллектив комбината не мог и не оставался в стороне от общественно-политической жизни города и района. Не позволили бы.

    Молодежь комбината с удовольствием участвовала в соревнованиях по спортивному туризму. Впрочем в приказе директора мероприятие это названо иначе – “городской туристический слет  участников Всесоюзного  похода по местам боевой, революционной и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа” . Рабочие и служащие стали народными дружинниками по охране общественного порядка в городе. Дело это было чрезвычайно необходимое – росла, молодела, зверела  преступность. Начальник ГОВД Гузенко В.Ю. многим дружинникам  объявил благодарности, правда не лично сам, а через директора комбината.

     Как все трудовые коллективы Тайшета комбинат отправлял своих работников в совхозы и колхозы района для оказания помощи в проведении посевных и уборочных работах: трактористов, водителей автомобилей. Это делалось на основании договора между пригородным овощеводческим совхозом “Тайшетским” и ТКСИ, по постановлению №20 Горисполкома и Районного комитета КПСС “О мерах по обеспечению уборки урожая, заготовке сельскохозяйственных продуктов и кормов”. Возможно, это была “плата” за земли совхозные, полученные комбинатом под индивидуальное жилищное строительство. Это   земли  за бывшим поселком овощеводов, ныне микрорайон “Северный” . Первыми начали застраивать их трудящиеся ТКСИ.  В июле в названном совхозе работало 50  трудящихся  ТКСИ, в том числе 32 работника основных цехов ! Предположение – лишние люди на комбинате, что без них ущерба производству нет?! Вряд ли…29 июля отправлено было еще 4 человека, трактористы, водители, эл.слесари, 15 августа еще два человека. Но оказалось, что из всех направленных в совхоз работала там всего 32-33 человека! И 8 человек    в ноябре на …прессование  соломы! ТКСИ похож на филиал совхоза…

Объявление в “Заре коммунизма” за 1985 г

83 рабочих арматурного, формовочного, бетоносмесительного цехов  комбината 17 сентября были направлены “по производственной необходимости” в распоряжение СМП – 621. Затем еще 9 человек, правда, 10 человек вернули назад, потом еще пять  – “по производственной необходимости”.   

    Чтобы понять куда и зачем отправлял комбинат нужную самому   рабочую силу   надо вспомнить общегородские экономико-строительные события 1985 г. О них говорится в статье   “Павшие цитадели БАМа -8. Попытка ускорения”. Обратим внимание о перечне объектов СМП-621. Вот на эти объекты и направлял ТКСИ своих рабочих:

      “В 1985 планировалось ввести  в строй  вагонное депо, автогараж,  прачечную и другие объекты. Для рабочих и служащих комбината велось строительство   90 квартирного жилого дома   и общежития на  280 мест   школы  с бассейном. 

      В феврале 1985 г. состоялось второе заседание штаба   Главбамстроя  под руководством   Нестерчука Л.К.,  зам начальника треста.   Было отмечено –  в  прошедшем году ни одно строительное предприятие не выполнило задачи в полном объеме. Директор ТКСИ  Сахаров отметил  –  медленно решаются проектно-сметные  вопросы и поставка оборудования для комбината. В первом полугодии  силами СМП-621 велось строительство  второй  очереди ТКСИ, строились отделение химдобавок, мазутохранилище.   По прежнему было плохо со проектно-сметной документацией, генподрядчики не укомплектованы  нужными рабочими-специалистами, малыми силами работают субподрядчики,  отставания от графика строительно-монтажных работ на сооружении котельной и на конвейерах крупнопанельного  домостроения, на  цехе керамзита.  За пять  месяцев 1985 г. план освоения выделенных денег был  выполнен на 78 %, а на пусковом втором  комплексе     производства   мощностью  18 тыс. куб железобетона  –  30%, на  строительно-монтажных работах 35 %.

     Было запланировано – в  1986 г   ввести    вторую и третью очереди объектов ТКСИ, то есть построить полностью комбинат. Стройка его стала подконтрольной ЦК КПСС!    Она давно вошла в категорию долгостроя.”.

     Все это подтверждает вывод – комбинат не интересовал городскую власть сам по себе, как предприятие Министерства, надо было обзавестись жильем, объектами соцкульбыта в рамках огромных капвложений в  строительство комбината.

Loading