В ПЕРВОЙ прогулке по городу экскурсо­вод (автор статьи) поспешил объявить об утере архитектурного памятника «Зда­ние склада» (№ 49 в перечне объектов культурного наследия), не разобравшись в ситуации. В перечне это здание числится по улице Северо-вокзальной, но хождение по указанной улице в его поисках ничего не дало – нет там это памятника. Нашёлся он (а может не он?) на улице Транспортной. Стоит себе спокойненько сразу же за мага­зином «Ковровый дом», как бы спрятался, но не удачно, виден с улицы, но не с Севе­ро-вокзальной, согласно указанию в переч­не, а с Транспортной.

Но, стоп, не спешите с выводами. В пе­речне объектов культурного наследия о здании по улице Северо-вокзальной сказа­но следующее: «Рекомендуемый статус: ис­ключение из списка как физически утрачен­ного». Выходит, мы говорим о двух зданиях – о разрушенном архитектурном памятнике на улице Северо-вокзальной и о существу­ющем на улице Транспортной. Если так, то отчего в перечень объектов наследия не включено было второе здание? Судя по фотографии, оно точь-в-точь как первое, значит, имеет все основания для признания его архитектурным памятником. Замечательно, что цел этот кусочек на­шего культурного наследие, но, к сожале­нию, здание утрачивает свой первоначаль­ный облик, а, следовательно, историко-­культурную ценность. Когда-то оно начало разрушаться и оттого по всему периметру стянуто металлическими тягами, оконные проемы и простенки наглухо заложены кир­пичом и серыми блоками, теперь здесь га­раж, к нему пристроились другие боксы. Звуки классической музыки рядом с этим архитектурным памятником едва слышны.

В такой ситуации не остаётся иного, как поспешить сфотографировать, сде­лать описание этого памятника. И выпол­нить это только за счёт визуального вос­приятия крайне трудно. Это не даст, на­пример, ответа на вопрос о происхожде­нии каких-то камней серого цвета в стенах здания – откуда они, когда появились? Ведь бывший склад (таково первоначаль­ное назначение здания) выполнен в «кир­пичном стиле» и обладает некоторыми чертами и элементами классицизма, и даже, возможно, модерна. Оговорка «возможно» уместна, так как весьма труд­но разобраться в архитектурных стилях, терминах. Кирпичный стиль – это услов­ное название простого, недорогого по за­тратам способа возведения и отделки зданий художественной кладкой кирпича без использования штукатурки. На здании склада штукатурка местами имеется, и к тому же побелена известкой, то есть, на­рушена тем самым чистота архитектурно­го стиля. Однако, не все так грустно – зна­чительная часть здания по-прежнему кир­пичная, декоративное обрамление окон сохранилось в их изначальном кирпичном цвете. Побелка в сочетании с тёмно-крас­ным цветом кирпичей и серым камней смотрится красочно, и, как говорится в таких случаях, нет худа без добра. Смот­рится совсем не так как на здании перво­го паровозного депо, выбеленного цели­ком и полностью – здесь окончательно ис­порчен, одним словом, кирпичный стиль. Побелка необязательна, красоты она не добавляет, художественная выраз­ительность кирпичных зданий достига­лась за счёт выполнения элементов свой­ственных классицизму лишь искусной кладкой кирпича. Пример – здание водо­напорной башни.

вид с ул.Транспортная

Главный фасад здания склада, что обра­щен к улице Транспортной, впечатляет сим­метричным расположением своих деталей и элементов: окон и их обрамлений, угло­вых консолей, что поддерживают многосту­пенчатый венчающий карниз, украшенный сухариками, напусков промежуточного кар­низа-тяги и др. Здание небольшое, почти квадратное – 11.5 метров длина по фасаду на улице Транспортная и высота 4.5 метра. Лучковые арки трёх окон (1.15 Х 1.75) име­ют широкие архивольты (35 сантиметров) с мощными замковыми камнями (55 санти­метров высота) по центру и с широкими пя­тами, опирающимися на узкие боковые стойки (35 сантиметров по ширине). От ок­на к окну на уровне пят арок тянется проме­жуточный карниз-тяга шириной в три кир­пича, то есть 23-25 сантиметров (кирпич здесь следующих размеров – длина 27 сан­тиметров, ширина 14, толщина семь санти­метров). Такой же карниз, выполняющий лишь декоративную функцию, тянется  по всей ширине фасада, образуя подокон­ники, нише которых размещены прямоу­гольные выступы, завершающие декора­тивное убранство окон. Надо сказать, что левое окно немного смещено влево от ос­тальных двух, что несколько нарушает сим­метрию.

вид с Транспортной под углом

По углам здания на верхнюю тягу опира­ются по паре консолей, устроенных каждый из двух кирпичей, положенных друг на друга пастелям, а третий, нижний, положен тыч­ком наружу, при этом на нем выкружка: ты­чок как бы стесан полукругом – 1 /4 окружно­сти внутрь. Иных тесаных кирпичей на зда­нии нет. Ниже места опоры консолей под тя­гой устроен простенький декоративный эле­мент – выступ из двух кирпичей ложковым рядом наружу и ниже их ещё один, но уже уложенный тычком наружу. Консоли поддер­живают венчающий карниз в шесть ступе­ней-рядов, третий из которых снизу укра­шен множеством сухариков, то есть денти­кулами (иначе говоря, зубчиками).

вид с западной стороны

Западный боковой фасад здания ничем не примечателен – тот же венчающий кар­низ, те же тяги, консоли, нонет оконных проёмов, и это делает стену скучной. Вос­точный и южный фасады здания тоже ни­чем не примечательны, что говорит об ясно выраженном утилитарном его назначении – склад, одним словом.

вид с восточной стороны
Из тома 3 Генплана Тайшета, список объектов культурно-исторического наследия

Глава из статьи “Звуки окаменевшей музыки” (брошюра №11  часть 2, стр 76)

Loading