В ПЕРВОЙ прогулке по городу экскурсовод (автор статьи) поспешил объявить об утере архитектурного памятника «Здание склада» (№ 49 в перечне объектов культурного наследия), не разобравшись в ситуации. В перечне это здание числится по улице Северо-вокзальной, но хождение по указанной улице в его поисках ничего не дало – нет там это памятника. Нашёлся он (а может не он?) на улице Транспортной. Стоит себе спокойненько сразу же за магазином «Ковровый дом», как бы спрятался, но не удачно, виден с улицы, но не с Северо-вокзальной, согласно указанию в перечне, а с Транспортной.
Но, стоп, не спешите с выводами. В перечне объектов культурного наследия о здании по улице Северо-вокзальной сказано следующее: «Рекомендуемый статус: исключение из списка как физически утраченного». Выходит, мы говорим о двух зданиях – о разрушенном архитектурном памятнике на улице Северо-вокзальной и о существующем на улице Транспортной. Если так, то отчего в перечень объектов наследия не включено было второе здание? Судя по фотографии, оно точь-в-точь как первое, значит, имеет все основания для признания его архитектурным памятником. Замечательно, что цел этот кусочек нашего культурного наследие, но, к сожалению, здание утрачивает свой первоначальный облик, а, следовательно, историко-культурную ценность. Когда-то оно начало разрушаться и оттого по всему периметру стянуто металлическими тягами, оконные проемы и простенки наглухо заложены кирпичом и серыми блоками, теперь здесь гараж, к нему пристроились другие боксы. Звуки классической музыки рядом с этим архитектурным памятником едва слышны.
В такой ситуации не остаётся иного, как поспешить сфотографировать, сделать описание этого памятника. И выполнить это только за счёт визуального восприятия крайне трудно. Это не даст, например, ответа на вопрос о происхождении каких-то камней серого цвета в стенах здания – откуда они, когда появились? Ведь бывший склад (таково первоначальное назначение здания) выполнен в «кирпичном стиле» и обладает некоторыми чертами и элементами классицизма, и даже, возможно, модерна. Оговорка «возможно» уместна, так как весьма трудно разобраться в архитектурных стилях, терминах. Кирпичный стиль – это условное название простого, недорогого по затратам способа возведения и отделки зданий художественной кладкой кирпича без использования штукатурки. На здании склада штукатурка местами имеется, и к тому же побелена известкой, то есть, нарушена тем самым чистота архитектурного стиля. Однако, не все так грустно – значительная часть здания по-прежнему кирпичная, декоративное обрамление окон сохранилось в их изначальном кирпичном цвете. Побелка в сочетании с тёмно-красным цветом кирпичей и серым камней смотрится красочно, и, как говорится в таких случаях, нет худа без добра. Смотрится совсем не так как на здании первого паровозного депо, выбеленного целиком и полностью – здесь окончательно испорчен, одним словом, кирпичный стиль. Побелка необязательна, красоты она не добавляет, художественная выразительность кирпичных зданий достигалась за счёт выполнения элементов свойственных классицизму лишь искусной кладкой кирпича. Пример – здание водонапорной башни.
Главный фасад здания склада, что обращен к улице Транспортной, впечатляет симметричным расположением своих деталей и элементов: окон и их обрамлений, угловых консолей, что поддерживают многоступенчатый венчающий карниз, украшенный сухариками, напусков промежуточного карниза-тяги и др. Здание небольшое, почти квадратное – 11.5 метров длина по фасаду на улице Транспортная и высота 4.5 метра. Лучковые арки трёх окон (1.15 Х 1.75) имеют широкие архивольты (35 сантиметров) с мощными замковыми камнями (55 сантиметров высота) по центру и с широкими пятами, опирающимися на узкие боковые стойки (35 сантиметров по ширине). От окна к окну на уровне пят арок тянется промежуточный карниз-тяга шириной в три кирпича, то есть 23-25 сантиметров (кирпич здесь следующих размеров – длина 27 сантиметров, ширина 14, толщина семь сантиметров). Такой же карниз, выполняющий лишь декоративную функцию, тянется по всей ширине фасада, образуя подоконники, нише которых размещены прямоугольные выступы, завершающие декоративное убранство окон. Надо сказать, что левое окно немного смещено влево от остальных двух, что несколько нарушает симметрию.
По углам здания на верхнюю тягу опираются по паре консолей, устроенных каждый из двух кирпичей, положенных друг на друга пастелям, а третий, нижний, положен тычком наружу, при этом на нем выкружка: тычок как бы стесан полукругом – 1 /4 окружности внутрь. Иных тесаных кирпичей на здании нет. Ниже места опоры консолей под тягой устроен простенький декоративный элемент – выступ из двух кирпичей ложковым рядом наружу и ниже их ещё один, но уже уложенный тычком наружу. Консоли поддерживают венчающий карниз в шесть ступеней-рядов, третий из которых снизу украшен множеством сухариков, то есть дентикулами (иначе говоря, зубчиками).
Западный боковой фасад здания ничем не примечателен – тот же венчающий карниз, те же тяги, консоли, нонет оконных проёмов, и это делает стену скучной. Восточный и южный фасады здания тоже ничем не примечательны, что говорит об ясно выраженном утилитарном его назначении – склад, одним словом.
Глава из статьи “Звуки окаменевшей музыки” (брошюра №11 часть 2, стр 76)