Возвращение к опубликованному
О церквях, построенных в населенных пунктах тайшетско-шиткинско-чунской земли до 1917 г., опубликовано несколько историко-краеведческих статей : Вестник районного краеведческого музея № 1 /2012 г., Булыгин Г.В. История православных приходов Тайшетского района (Храмы дореволюционной постройки); на сайте “Тайшетская история” – Под сенью святой церкви, 20.12.2019 г.; фотографии и публикации о церквях в разделе “Фотоколлекция” сайта “Тайшетская история” в альбомах № 1, Дроздова В.Н.; С Новым годом, или Обзор краеведческих публикаций — 7, О книжке Хобты А.В. «Церковное строительство на Транссибе. Конец XІX в. 1917 г.» , серия «Великий Сибирский путь» (г.Тверь: Тверская фабрика печати, 2017 г., 128 стр.). 25.12, 2019 г.
История тайшетских церквей, надо сказать, в советские годы по известным причинам не интересовала краеведов. Впрочем, весь круг их интересов был ограничен советско-партийной идеологией. В связи с чем всё их внимание и поисковый пыл были направлены на изучение истории Советской власти, подвига народа в Великой Отечественной войне, природы родного края. Да и эти темы ограничивались сверху.
Авторы статей о тайшетской церкви св.Николая старались с разной степенью успешности расширить круг исторических источников для своих статей: архивные документы, воспоминания, научные труды. Однако тайшетские краеведы не воспользовались полноценно сведениями из газет досоветского периода, например, Иркутскими епархиальными ведомостями, что обеднило повествования. Попытаемся включить такие сведения в уже опубликованные и названные нами статьи, и обратить внимание читателей на некоторые нестыковки, расхождения. И кстати к этой публикации в нашем арсенале благодаря опять таки Дроздову В. появилась еще одна копия газетная статья по вопросу тайшетской церкви.
I. О начальной история церкви с.Тайшет
В Вестнике краеведческого музея, со ссылкой на труд И.В. Калининой “Православные храмы Иркутской епархии 17 – начало 20 века”, указана дата постройки церкви – 1906 год, и сообщалось , что 2 июля 1906 г. однопрестольную деревянную церковь освятил архиепископ Тихон.
В связи с чем вопрос. 1906 год это дата завершения постройки здания церкви или дата ее освящения? Или освящено здание как раз в дни завершения строительства?
Вероятно, второе предположение предпочтительнее. Из статьи в номере газеты “Время” от 1 марта 1906 г. : строительный комитет еще существует и им руководит священник Шаравин. Следовательно строительство в марте продолжается, и закончится , наверное, к июлю 1906 г. Тем не менее позволим себе порассуждать, возможно не совсем убедительно в некоторых моментах.
1. Известно , например, из Википедии, что освящение бывает полным или неполным. Полное освящение проводится если построено новое здание церкви или после капитального ремонта; и делается это когда празднуется память святого или священного события, во имя или в честь которого построен данный храм; или в дни Господских, Богородичных праздников, а также в дни памяти великих святых, которым положено по Уставу совершать полиелейную службу.
День памяти святого Николая Чудотворца, отмечаемый в православных церквях, использующих юлианский календарь, 6 (19) декабря, в других же православных церквях и Римско-католической церкви – 6 декабря по григорианскому календарю. Следовательно, освящение тайшетской церкви не было приурочено к этому дню св.Николая.
Из списка Богородичных праздников на 2 июля выпадает единственный праздник – Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (пригород Константинополя). Однако в статье “Обозрение епархии Его Высокопреосвященством, Тихоном, Архиепископом Иркутским и Нерченским и освящение храмов в поселке при ст. Тайшет и в с. Мальта. , 29 июня 1906 г.” вовсе не упоминается этот праздник и не объясняется как повод для выбора дня освящения тайшетской церкви.
Так что, смеем думать, 2 июля как день освящения церкви был выбран исходя из возможности поездки Архиепископа Тихона в с.Мальта и на ст.Тайшет. для обозрения епархии и освещения уже построенных храмов.
Отвлечемся и заметим попутно вот о чем: Тайшет в статье о приезде Тихона называется поселком, и никак иначе. Но церковь стояла не в границах ж.д. поселка , не в полосе отчуждения, так почему посёлок? Это поселение вблизи какого-то основного населенного пункта, то же что и выселок. Относительно Тайшета: основной населенный пункт это поселок при ж.д. станции “Тайшет”. Жители этого поселка основали одноименный выселок, который разросся и стал поселком, затем селом, поглотившим и ж.д. поселок. И село и поселок это типы поселений людей. Различие между ними законодательно не закреплено поныне. Считалось что село это населенный пункт, жители которого преимущественно занято сельским хозяйством, а в поселке преобладает промышленный труд. Село более населенный пункт, оно чаще всего является административным центром, здесь должна быть и церковь.
Так что год приезда архиепископа Тихона это время окончательного превращения “обширного поселка” Тайшет в село, административный центр, таким он станет в 1910 г. , Тайшетской волости.
2. Церкви могут вести богослужения будучи не освященными. И в наши дни такое существует , можно сказать, сплошь и рядом. Нашел в интернете примеры тому: в Кемеровской области есть храмы которым по 20-30 лет , но до сих пор не освящены. (Еженедельник “Аргументы и Факты” № 26 30/06/2010). Возможно , тайшетская церковь была освящена не сразу после постройки…
Так когда была построена ? Найдем ответ на этот вопрос – все вышеизложенные рассуждения отпадут.
А пока ситуация обостряется следующим. Хобта А.В. в книге «Церковное строительство на Транссибе. Конец XІX в. 1917 г.» , серия «Великий Сибирский путь», — г.Тверь: Тверская фабрика печати, 2017 г.) называет вот такую дату : ” На станции Тайшет … вне полосы отчуждения возведён храм в 1902 г. во имя Св. Николая Чудотворца”. Еще раз прочел книгу, все верно – 1902 год, эта дата еще указана и на стр. 105. Не возможно же дважды в книжке допустить одну и туже опечатку. Источник информации – Российский Государственный Исторический Архив.
Вывод: пока сами не обратимся к архивам , вопрос о дате завершения постройки здания церкви остается открытым. По крайней мере , для меня. Вопрос обостряют информации в интернете, например, сайт “Соборы.ру Народный каталог православных храмов – “год постройки не позже 1906 г., год утраты не установлен”. А далее на сайт выставлен отрывок из статьи “Под сенью святой церкви” и Вестника музея. Как видим , дата постройки церкви указана весьма хитроумно. Чего только нет в интернете…
Так что существует четыре варианта датировки года постройки тайшетской церкви – 1903, 1906, не позже 1906, 1908.
Дата 1906 г. указана в статье о тайшетской церкви книги И.В. Калининой “Православные храмы Иркутской епархии 17 – начало 20 века” ссылкой на ГАРФ Ф. р-5263. Есть еще ссылка на ГАИО, Ф. 50, оп.1. – это документы периода 1746 – 1927 гг. Иркутской духовной консистории . Источник информации вызывает уважение, правда, не знаем на какой документ ссылается Калинина И.В. Может быть на Метрические книги церквей, входивших в состав Енисейской епархии, располагавшихся на территории современных Чунского и Тайшетского районов Иркутской области, что хранятся в ГАИО.
Ссылки на Иркутские епархиальные ведомости – это сообщения об освящении церкви архиепископом Тихоном в 1906 г., и приезде архиепископа Зосима в 1915 г.
А вот ссылки на документы о закрытии церкви, ликвидации здания нет.
II. Строительство церкви и ее вид
1.Источник средств на постройку церкви:
В статье об освящении церкви сказано – построена ” почти исключительно ” на средства тайшетцев, а это более 6000 руб. , плюс еще строительные материалы вне этой суммы. Следовательно были и другие средства, помимо пожертвований жителей Тайшета. Кто выделил деньги на благое дело?
Хобта А.В. указывает на них: были еще деньги из пособия фонда имени императора Александра Ш.
2. Выбор места для постройки
Хобта А.В. пишет, что церковь была сооружена в 74 саженях от полосы отчуждения ж.д. из 6 вершкового леса (вершок это 4.5 см., значит толщина бревна 25-30 см – Е.С.), на деревянных стульях площадью 49,12 кв. сажени, с железной крышей, то есть здание церкви строилось вне полосы ж.д., это не было стройкой Управления Сибирской железной дороги, что имело серьезные последствия для самой церкви, для прихожан.
Сажень – 2,13 м., значит церковь стояла в 157 метрах от полосы отчуждения железной дороги. Полоса отчуждения сейчас, кажется, 50 метров с каждой стороны полотна дороги. Однако определение ширины отчуждения зависит от многих факторов. Сколько было в годы строительства Транссиба? возможно 20-30 метров. Но все это весьма условно, тем не менее все же совпадает с распространенным мнением тайшетцев старшего поколения – церковь стояла на месте былого кинотеатра “Победа”. Или сегодня говорят так – на месте здания “Малышандии” (правильнее говорить и писать “Малышландия” )
3.Вид и состояние здания церкви
Вестник музея : “современники отмечали, что церковь была высокой, светлой и имела очень привлекательный вид”. Но ни слова о состоянии здания.
И в статье о приезде в Тайшет архиепископа Тихона описание здания весьма лестное: “деревянный, довольно красивый храм производить приятное впечатление: высокий, светлый, просторный вполне может отвечать потребностям обширного поселка”. Понятно, что о качестве постройки речи не было, ведь главное событие есть освящение церкви, не до замечаний по качеству постройки.
Хобта А.В. и здесь более информативен: уже в 1908 г. “Церковь в Тайшете требовала значительного ремонта. Необходимо было оштукатурить и переложить печи с увеличением их в размерах, так как зимой, даже во время богослужения, температура в помещении держалась ниже нуля”. Не прошло и двух лет… А может быть больше?
Как видим оба автора дополняют и противоречат друг друга. Так будет по всем пунктам выбранным для анализа информации по истории первой тайшетской церкви.
III. Священослужители и церковнослужители церкви с.Тайшет
Важная и отсутствующая информация в статьях о тайшетской церкви: самостоятельный приход при церкви на ст. Тайшет с притчом – священник и псаломщик, был открыт Указом Св. Синода от 21 декабря 1907 г.
Дополним подробностями из книги Хобты А.В. это событие: “Начальник (Сибирской железной – Е.С.) дороги 15 ноября 1907 г просил архиепископа Тихона назначить священником в Тайшетскую церковь о. Шаврина с 1 января 1908 г., а в смету 1908 г. внесён кредит на отопление, освещение церкви, на содержание причта с окладом священнику 900 руб., псаломщику 420 руб. и сторожу 240 руб. в год и квартирные в 1/4 оклада. Таким образом в 1908 г. причт получал жалование от дороги”. Ошибка в тексте – не Шаврин, а Шаравин.
Шаравин В. в мае этого года был священником Бирюсинской церкви и был награжден Архиепископом Тихоном скуфьей к Св. Пасхи , то есть повседневным головным убором православного духовенства и монахов. Таким образом, важное событие в истории тайшетской церкви произошло без участия о.Василия, и он не служил при ней все свои годы церковной жизни. Но в октябре 1907 г. из Тайшета от священника Шаравина на имя Архиепископа Иркутского и Верхоленского Тихона было отправлено поздравление в связи с 25 – летием архипасторского служения. Правда, в ТЛГ не указано какой церкви священник Шаравин. Может быть , Тайшет значится как место отправки телеграммы . Или он уже священник тайшетской церкви?
Значит утверждение Вестника раймузея неправильное – “С момента освящения архиепископом Тихоном до постановления Тайшетского Райисполкома о закрытии храма священником в нем служил Шаравин Василий Федорович”.
Вот еще одно тому подтверждение. В 1915 г. Шаравина замещал (по какой-то причине это делал к тому же заштатный священник – Е.С.) священник Николай Никитин, помогал ему псаломщик Амвросов Алексей . Работая священником, отец Василий преподавал закон Божий в церковно – приходской школе.”
Как видим, статья в Вестнике музея противоречит сама себе в двух предложениях. Если даже Никитин заштатный священник, то где тогда Шаравин ? Следовательно, определение хронологических рамок священнослужения Шаравина в тайшетской церкви с момента освящения церкви в 1906 г. и до “закрытия храма” неправильное – не указаны перерывы. .
Вот еще доказательства из газетных публикаций тех лет:
1. Иркутские епархивальные ведомости сообщали о наличии священнических вакантных местах , в т.ч. при Тайшетской Николаевской церкви Нижнеудинского уезда с 19 ноября 1913 г. А где о.Василий Шаравин? Выходит образовался перерыв в его служении при тайшетской церкви и не все годы ее он здесь священнослужил.
1. 18 февраля 1914 г. священник Тайшетской Николаевской церкви Михаил Войнилович перемещен к Нижнеудинскому Вознесенскому собору.
2.Октябрь 1915 г., поездка епископа Киренского Зосима для обозрения приходов:
– 28 октября Зосим прибыл в Тайшет, его встречали зав.Тайшетским приходом заштатный священник Н.Никитин, церковный староста Голдин, представители поселковой власти.
Шаравин В. был отстранен от руководство приходом и от священнослужения так как находился под судом. Тайшет был большим населенным пунктом , одних железнодорожных служащих здесь было свыше 1000 человек, и требовался второй священник, а не один и тем более заштатный. Шаравин В. в это время заведовал церковной школой, кстати сказать , в Тайшете была еще Министерское двухклассное училище. Отметим еще вот что: Шаравин В. занимался журналистской деятельностью (сбор, обработка и распространение информации с помощью СМИ) по вопросам своего священнослужения. Можно сказать, что он был первым, но единственным, вероятно, журналистом Тайшетской волости. Помимо этого он еще занимался пчеловодством и в с.Бирюса имел пасеку, что в Иркутской губернии было редкостью. Из статьи о приезде архиепископа Тихона узнаем, что о.Василий и его жена накануне похоронили маленького сына, а девятилетний “умный и впечатлительный” сын был глухонемым. Вспомнив, что Шаравин Василий Федорович будет репрессирован и расстрелян в 1930 г. , а семья отправлена в ссылку, подумаешь сколько горя выпало на его долю … Надо сказать, что личность то была неодинарной. И таким людей было много с селе Бирюса (Бирюсинское).
К сожалению , у нас нет пока информации судебном деле 1907 года в отношение Шаравина М.
О церковнослужителях: дьякон на должности псаломщика Закаурцев Вениамин Александров умер в августе 1909 г. В сан дьякона он был рукоположен в марте 1908 г. с оставлением в должности псаломщика. В октябре 1909 г. исполнять дела псаломщика был назначен крестьянин Иркутской губернии Алексей Александров Косов. В 1912 г. псаломщиком тайшетский подрайон был направлен воспитанник Иркутского духовного училища Петров Максим.
Как уже сказано, в 1915 г. церковным старостой был некто Голдин. В 1913 г. старостой был избран и утвержден , как сообщали Иркутские епархиальные ведомости, крестьянин Иван Бутаков.
Что касается церковного старосты Голдина, то надо сказать, что в списках репрессированных тайшетцев есть Голдин Александр Федорович 1899 г.р., однако в коротких биографических сведениях нет ничего подтверждающего заведование им церковным имуществом в прошлом. В таком случае зачем мы говорим об этом? Все просто, в годы политических репрессий служители церкви массово пострадали. В том числе и Шаравин. В., священник о. Василий.
Вестник рай.музея процитировал Книгу жертв политических репрессий Иркутской области:
Шаравин Василий Федорович,
дата рождения: 1871 г.
- Место рождения: Иркутск
- Пол: мужчина
- Образование: духовная семинария
- Профессия / место работы: священник
- Место проживания: с. Тайшет Канского р-на, Красноярский край
- Дата расстрела: 1 апреля 1930 г.
- Место смерти: в г. Канске.\
- Мера пресечения: арестован
- Дата ареста: 23 января 1930 г.
- Обвинение: 58-10 или ст 74 УК БССР
- Осуждение: 15 марта 1930 г.
- Осудивший орган: Особая тройка Постоянного Представительства ОГПУ СК
- Приговор: Конфискация имущества; Высылка семьи; Высшая мера наказания
- Дата реабилитации: 17 мая 1989 г.
- Реабилитирующий орган: Прокуратура Красноярского края (КК)
- Архивное дело: Архив УФСБ КК, дело № П-15680
- Источники данных: БД Красноярского общества «Мемориал»
Может быть на этой фотографии среди прихожан о.Василий (фотография из фонда Тайшетского краеведческого музея)
В этой статье публикуем не все фотографии тайшетской церкви, так как они уже есть на сайте “Тайшетская история”. на страницах разных людей в соц.сетях, правда, без указания источников получения фотографий и текстов. Об этом требуется особый разговор, хотя он заранее безрезультатный.
V. О принадлежности тайшетской церкви
Церковь, как уже выяснили, строилась на средства будущих прихожан. Существовал строительный комитет, члены которого и председатель о.Василий Шаравин были избраны тайшетским обществом. Следовательно , церковь принадлежит тайшетскому сельскому обществу. Но это вызывает серьезную финансовую ситуацию – на какие деньги содержать постоянный притч?
Газета “Время” 1 марта 1906 г. писала об этой ситуации так:
“Законоучитель железнодорожной школы на ст.Тайшет, священник Шаравин, как председатель строительного комитета по сооружению храма в поселке при ст.Тайшет, обратился в Управление дороги с ходатайством о выделении сумм на содержание постоянного притча при церкви означенной станции, построенной на доброхотные пожертвования местных жителей и служащих ст.Тайшет, а также о предоставлении всему притчу казенных квартир. В защиту своего ходатайства священник Шаравин приводит следующие мотивы: жители поселка при станции Тайшет, а равно и железнодорожные служащие этой станции не в силах своих средств содержать притч и выстроить для него дома , почему выстроенная церковь будет приписана к приходу сельской церкви в с.Бирюсе, отстоящем от ст.Тайшет в 12 верстах, и священник последней, имея постоянный приход и обязанный совершать в нем богослужения во все праздничные дни , не будет иметь тем более возможности совершать церковные службы в Тайшетском храме даже в двунадесятые праздники (12-ть важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви – Е.С. ) и выполнять духовные требы.
Обратимся к книге Хобты А.В. ” Церковное строительство на Транссибе. Конец XІX в. 1917 г.», отрывок из которой уже публиковался на сайте “Тайшетская история”. Повторимся: “В виду 1.) предположения предать церковь дороге, тайшетскому сельскому старосте было предложено обсудить этот вопрос, а 2). также возможность в будущем содержать церковь самим. Староста 28 мая 1908 г. ответил, что на сельском сходе большинством голосов высказано мнение, что передать церковь в ведение Управления железной дороги они не хотели бы, в виду того, что на неё потрачена большая сумма общественных денег (более шести тысяч рублей, а также и материалы). Что же касается 3).содержания церкви сельским обществом совместно с железной дорогой, то общество имело большое желание, и было бы довольно и благодарно Управлению дороги, если бы оно участвовало в содержании церкви в натуральном или денежном виде.
Церковь в Тайшете требовала значительного ремонта. Необходимо было оштукатурить и переложить печи с увеличением их в размерах, так как зимой, даже во время богослужения, температура в помещении держалась ниже нуля. Поэтому Управление Сибирской железной дороги вариант предложенный жителями не стало рассматривать. Церковь на станции Тайшет не строилась под наблюдением начальника дороги. Построили сами, сами и содержите.
Ещё один интересный вопрос касался местоположения церкви. Он был вызван следующими обстоятельствами. Служащие железной дороги и жители посёлка при станции Тайшет ходатайствовали об отводе для сооружения храма участка земли на полосе отчуждения. Начальник дороги В.М. Павловский, ходатайствуя перед Л.II. Куломзиным об отпуске на содержание храма пособия из фонда имени императора Александра III, указывал, что церковь будет сооружена в полосе отчуждения, но впоследствии, когда строительный комитет получил пособие, то храм, по мнению жителей села Тайшет, был построен на крестьянской земле. (вот так вот поступили тайшетцы – деньги получили, но построили вне полосы отчуждения, а ведь строить в полосе было главным условием получения денег! – Е.С.)
6—7 сентября 1910 г. Комитет Управления железных дорог рассмотрел вопрос о принятии Тайшетской церкви в ведение Управления Сибирской железной дороги. В результате выяснилось, что хотя церковь построена вне полосы отчуждения, она не была забыта и поддерживалась дорогой. Начальник дороги 15 ноября 1907 г просил архиепископа Тихона назначить священником в Тайшетскую церковь о. Шаврина с 1 января 1908 г., а в смету 1908 г. внесён кредит на отопление, освещение церкви, на содержание причта с окладом священнику 900 руб., псаломщику 420 руб. и сторожу 240 руб. в год и квартирные в 1/4 оклада. Таким образом в 1908 г. причт получал жалование от дороги.
Но поскольку сельчане отказались передавать церковь в ведение Управления дороги, то кредит на 1909 г. был предан в Томск, в епархию. О. Шаврин обжаловал постановление Совета Управления железных дорог от 4 декабря 1909 г. о не принятии церкви, Совет остался при своём мнении, но согласился выплатить причту церкви Тайшет вознаграждение в сумме 300 руб.”.
Хороши тайшетцы, ничего не скажешь…
IV. Конец церковной истории
Вестник районного музея: “Церковь Святителя Николая Чудотворца закрыли постановлением Тайшетского райисполкома от 29 апреля 1936 года. После закрытия … церковное здание переоборудовали под пионерский клуб, а вскоре снесли”.
Уточним выражение “вскоре снесли”. Слово вскоре не подходящее.
В 1937 г. пионерский клуб (был ли он действительно в здании церкви лично я не знаю так как документального подтверждения тому не имею). Выходит здание церкви снесли после 10 лет. , в 1946 году. Вот решение об этом:
«О сносе церкви в виду её ветхости»
В связи с отсутствием общины верующих здание церкви находящейся в городе Тайшете основанной в 1908 г. на протяжении 25 лет не подвергалось ни текущему ни капитальному ремонту, благодаря чему пришло в полную непригодность и грозит обвалом. Созданная исполкомом Райсовета депутатов трудящихся специальная техническая комиссия установила, что половые балки в следствие поражения грибка совершенно сгнили, окладный венец здания по всему периметру сгнил совершенно, потолочные перекладины так же заражены грибком. Учитывая, что здание церкви расположено на территории пионерского сквера и не исключена возможность его обвала с принесением жертв
Исполком Райсовета депутатов трудящихся, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. и С.У. № 35 ст. 353 пп. 35, 46, 52 решил:
- здание церкви ввиду его ветхости и грозящим обвалом снести;
- 2. Просить исполнительный комитет Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердить данное решение.»
(Архивный отдел администрации Тайшетского района Ф.1. Оп.1. Д.43. Л.43,)
Это решение № 37 Тайшетского Райисполкома было принято 24 января 1946 г.
Внимательно вчитаемся в первое предложение документа. Что за дата 1908 г.? Год основания церкви? Или общины верующих? Отсутствие знаков препинания усложняет понимание мысли, заложенной в документ. Вероятно, должно быть написано так: “В связи с отсутствием общины верующих здание церкви, находящейся в городе Тайшете , основанной в 1908 г., на протяжении 25 лет не подвергалось ни текущему, ни капитальному ремонту, благодаря чему пришло в полную непригодность и грозит обвалом” . И стоило бы разделить предложение на два, нуда ладно…
Если “основание” есть открытия церкви, то это уже третья дата – 1906, 1902, 1908 года!
Теперь о пионерском клубе.
В приложении «Список организаций и учреждений пос. Тайшет» к докладной записке председателя Тайшетского поселкового Совета депутатов трудящихся по вопросу перевода рабочего поселка Тайшет в город под номером 88 числится «Клуб пионерский».
Эта докладная записка была составлена в июне-июле 1937 г.
Очень любопытны подробности об этом клубе имеются. Например, в протоколе Тайшетской районной конференции ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи), состоявшейся 4 февраля 1939 г., записано выступление работника райкома (районный комитет ВЛКСМ – Е.С.) Синьковой. Она, вероятно, была ответственной за шефство над пионерией, да и вообще, честным, принципиальным, смелым комсомольцем.
Сами посудите, сказать такое с трибуны (!): «…В Тайшете есть пионерский клуб, но он не работает. Во всем виноват тов.Чернявский (заведующий районным отделом народного образования– Е.С.), член бюро райкома. Когда я обращалась к Каткову (это секретарь РК ВЛКСМ – Е.С.), чтобы отремонтировали клуб, он отсылал к Чернявскому и говорил, что мы за клуб не отвечаем. А тов.Чернявский занимался самоуспокоением: тов.Синькова, не волнуйся, все будет в порядке. Заведующая клубом работает тов.Иванова, не комсомолка. Когда я тов.Чернявскому говорила чтобы ее сняли, так тов.Чернявский отвечал – нет у нас людей, которых можно было бы поставить зав.клубом. Когда я обращалась к Ивановой, чтобы она проводила работу с пионерами, так она говорила – пошли к черту от меня с вашими пионерами, и устраивала вечера танцев для взрослых. С осени, когда было тепло, пионерская организация работала в клубе: собирали литературу, пешки, домино, организовывали игры и ребята посещали клуб, устраивали вечера художественной самодеятельности, пионерские сборы, но, как только стало в клубе холодно, работы в клубе не стало. Также в школах прекратилась пионерская работа, потому что нет никаких условий».
Вот времена были! Резали правду матку в глаза, несмотря на должности критикуемых людей.
Судя по выступлению уважаемой Синьковой, пионерский клуб находился в ведении РОНО (районный отдел народного образования – Е.С.) и худо-бедно выполнял некоторые образовательные, воспитательные функции. Его можно рассматривать как прообраз Дома пионеров. В клубе имелся зал на 200 посадочных мест. Возможно, здесь демонстрировались кинофильмы с помощью кинопередвижек. На это указывают документы о наличии в Тайшете на октябрь 1940 г. киноустановок и мест демонстрации кино: клубы, избы-читальни, красные уголки предприятий и учреждений, в том числе и пионерский клуб.[3] (Красный уголок — помещение для политической и культурно-просветительной работы, соответствующим способом оборудованное ). Попутно отметим, что в 1938 г. в Тайшетском районе (без Шиткинского района) было 1700 пионеров, объединенных в 52 отряда, а в 1939 г. уже 2128 юных ленинцев, 103 отряда. Жаль, мы не знаем в каком здании, по какому адресу располагался этот легендарный клуб пионеров.
V. Попытка реанимации церкви
В самые тяжелые годы Великой Отечественной войны государство обратилось к церкви дабы активнее привлечь верующих к защите Родины. Начались положительные изменения и в разных городах и селах. Иерей Стефан Бажков с статье “История Иркутской епархии в советский период” пишет: ” После образования в октябре 1943 г. Совета по делам РПЦ, в конце февраля 1944 года начал свою деятельность первый уполномоченный Совета по Иркутской области И.Ф.Голубев (1888-1958), занимавший свою должность по октябрь 1952 года. … Число поданных в Совет по делам РПЦ (далее – СДРПЦ) ходатайств по Иркутской области было очень незначительным (1943 – 1, 1944 – 18, 1945 – 21, 1946 – 18, 1947 – 10, 1948 г. всего в 1943-1948 гг. – 71). С 1943 г. по 1948 г. в Иркутской области решением СДРПЦ было учреждено лишь 17 приходов, а фактически открылось еще меньше – 15 (13 церквей и 2 молитвенных дома). При этом в конце 1948 г. И. Голубев отмечал, что из 23-х районов области (всего их было 44) за 1944-1948 г. не было подано ни одного ходайства, причем в 14 из них были церковные здания (общим числов 60), 5 церковных зданий были свободны (по 2 – в Жигаловском и Усть-Кутском, 1 – в Аларском районе).
По свидетельству И. Голубева, отношение местных районных властей к любым ходатайствам об открытии храмов было отрицательным. Особенно выделялись руководители Куйтунского и Тайшетского районов, которые лично заявили уполномоченному, что они не допустят открытия церквей в своих районах. «Соответственно своему отношению к ходатайствам руководители этих районов дают установки и сельсоветам. А последние, выполняя указания района, допускают грубое обращение с верующими.» Например, когда верующими было подано в сентябре 1945 г. первое ходатайство об открытии церкви в г. Тайшете, то каждого из подписавшихся персонально вызывали в горсовет, «применяли всяческие меры, запуги, страсти, обещали дать неподсильные налоги, а…гражданку Ильину Е.Ф., мало того, что стращали в Горсовете, направили в НКВД…Начальник милиции тов. Крюков стал ругать [Ильину] старой дурой, стучать об стол наганом, ругаться богохульными матерными словами».
В Тайшетском районе к июню 1947 г. был открыт лишь Молитвенный дом Святителя Иннокентия в пос. Суетиха .”.
В Тайшете церковь Храм святых Петра и Павла Саянской епархии возобновила свою работу лишь в 1993. , то есть через полвека после ликвидации в предвоенное десятилетие.