(Наедине с экспонатами, 26.06.2019 г.)
Тайшетцы старшего возраста, вероятно, припомнят еще что-нибудь об этом здании. Например, как бывали в этом здании с целью решить какие-то житейские вопросы – прописка, направление на учебу, разрешение на получение паспорта…
Между тем история, архитектурно-строительные детали здания интересны.
Если судить по записям разных лет в документах инвентаризации , то не понятна будет дата его постройки, указываются и 1917 г. и 1929 г. Какая из этих дат достоверная сказать теперь трудно.
В январе 1941 г. владельцем и пользователем здания по адресу ул.Почтовая, 105 был Тайшетский исполком районного Совета депутатов трудящихся (Райисполком). Предназначение здания изначально было «учрежденческое», а не жилое. В 1950 г. здесь по-прежнему размещался Райисполком, а вот 10 января 1950 г. в карточке на строение записано уже так: владелец Горкомхоз, пользователь «РайОНО», и адрес иной – Ленина, 115, не Почтовая -105.
О том, что зданием владело или пользовалось Тайшетское медицинское училище, документальных подтверждений в БТИ нет. Есть лишь экспликация к плану строения, с перечислением внутренних помещений с названиями, свидетельствующие о нахождении здесь какого-то образовательного учреждения, упоминаются классные комнаты, учительская… Ветераны мед.училища помнят это здание, и Емельянчик Т.М., зам.директора училища, в частности: «Вместо маленького здания по улице Кирова-25, была выделена часть здания по улице Ленина-115, затем отдано все здание, а в 1977 г. училище переехало в двухэтажное здание по улице Советской -9». (Бирюсинская новь, 10.12.2010 г.).
Любопытно, что размеры здания не всегда были такими как сейчас. В 1940 — 1958 г.г. — 27.20 м. (по ул.Советской/Сталина/Советская) и 18.80 м. (по ул.Почтовая/Ленина), площадь 511.4 м². Сегодня здание по своим размерам иное – 19.00 м.(по ул.Советской) и 12.70 м. по ул.им.Ленина, площадь 241, 3 м². Это на 270.1 м² меньше чем в прежние годы. Как этих метров не хватает музею сегодня!
18 декабря 1958 г. владельцем и пользователем здания было «Горжилуправление», площадь здания оставалась еще изначальной — 511,4 м². Вокруг основного здания находились еще здание (88.7 м²) и восемь подсобных строений (амбар, сарай, помойная яма, колодец и т.п.).
10 февраля 1969 г. здание было превращено в жилое помещение (по данным технической инвентаризации), площадь его оставалась прежней 511.4 м².
Здание было построено из брёвен диаметром до 28 см, кровля – тёс, фундамент – деревянные стулья, стены оштукатуренные, окна двухстворчатые. Имелось два выхода: на ул.Почтовую, а не на Советскую как сейчас, и на двор. Внутренняя планировка была такой: 17 комнат, два коридора Г-образно соединяющихся, ведущих к входу на ул. Ленина и к выходу на внутренний двор. Отопление – 10 печей, из которых три имели плиты.
В 1949 г. планировка была немного иной: 14 комнат и три коридора. В комнатах размещались 12 кабинетов разных отделов Райисполкома, депутатская комната, кладовая, три коридора. Кабинеты были разной площади – в среднем по 34 м². от 13.12 до 47.79 м². Депутатская комната, например, 44.55 м². Вдоль здания по ул. Советской и ул.Почтовой тянулся палисадник (например, 1949 г.), прерывавшийся у входа в здание.
До 1977 года в этом здании размещалось Тайшетское медицинское училище со своими служебными и учебными кабинетами: директорская и две учительских, четыре классных комнаты, лаборантская, бухгалтерия, библиотека, общий отдел, кладовые, служебная комната и др. Сегодня в музее восемь комнат и коридоров, выходы на ул.Советскую и на двор, где нет уже никаких подсобных помещений, лишь туалет.
Долгое время здание стояло пустующим, его новые собственники многое сделали, чтобы открыть здесь торговое предприятие: кровлю сделали из шифера, фундамент бетонный ленточный, постелили новые полы и вставили окна, межкомнатные стены убрали… Впрочем, со временем половые плахи и оконные рамы украли, внутри здания стали твориться, как это часто бывает, разные безобразия.
Однажды, лет 12 назад, у Рудаковой О.Н., директора ЦДО «Радуга» родилась идея – превратить городскую территорию вокруг своего учреждения дополнительного образования в культурно – исторический центр. Точнее говоря, окультурить бывший культурно-исторический центр города, наполнить это пространство новым и соответствующим содержанием. Ведь перекресток улиц им.Ленина и Советской, улицы им.Чапаева и им.Кирова. и одноимённая площадь перед кинотеатром Победа — это все части бывшего центра села-города Тайшет. Улица Советская 3 апреля 1953 г. решением горисполкома (председатель Дерин) за №72 была переименована в ул.им.Сталина, якобы по просьбе избирателей и общественных организаций города. Новое свое имя улица носила недолго. Можно долго перечислять, что здесь размещалось с начала века до недавнего прошлого: церковь и сквер для массовых гуляний, комсомольский клуб и «Колосс», РК ВКПб и военкомат, первые памятники Тайшета и многое другое. Место для музея лучше не придумать.
Желание тайшетских краеведов иметь городской музей существовало давно, но воплощение его в жизнь постоянно наталкивалось на множество препятствий разного рода – нет помещения, нет инициаторов, нет денег и т.д. Как понимается с вершины сегодняшнего времени, главной причиной было отсутствие у городских руководителей всего лишь воли решить эту социально значимую задачу. Вопросы же финансового обеспечения работы музея были всегда вторичны. Это подтвердили события ноября-декабря 2007 г.
20 октября 2004 года было принято обращение краеведов, учителей истории, общественных организаций, СМИ (17 подписей) к мэру города Шрайнеру Н.Р., к Тайшетской городской думе об открытии музея в Тайшете. Инициатором коллективного ходатайства выступил педагогический коллектив Дом детского творчества и его директор Рудакова О.Н., городское отделение Всероссийского общества «Мемориал» (рук.Селезнев Е.С., он же методист по краеведческой работе «Радуги»). Обращение поддержали Тайшетское отделение партии «Единая Россия» и его секретарь Шимко Д.В., депутат областного Законодательного собрания Мутовин С.П.
В обращении говорилось, что найдено помещение для музея – именно то здание, где сейчас находится районный краеведческий музей, и начался сбор экспонатов. Кстати сказать, это (сбор экспонатов и просьбы об открытии музея) делалось еще в бытность Волковой Валентины Алексеевны, секретаря Тайшетского отделения ВООПиК. Дом пионеров , и его правопреемник Дом детского творчества, всегда имели свой маленький краеведческий музей-уголок , экспонаты для которых собирали и бережно хранили и после закрытия музея Дома пионеров по ул.Интернациональной, где в 90-е годы разместилась оптовая торговая база «Урман». Отсутствие музея привело, в конце концов, к потере этих экспонатов.
Но, увы, музей не был открыт не в 2004 , не в 2005, а только 2 декабря 2007 года, и не теми, кому было адресовано обращение.
В таких случая говорят – «Открыт стараниями…» и называются имена конкретно причастных к событию людей, не случайных, не «свадебных генералов».
Идея приспособить пустующее здание под музей родилось не на пустом месте. Помнится, в «Радуге» частенько обсуждали вопрос создания музея. Из-за отсутствия своих помещений присмотрелись к зданию по соседству. Автору статьи, например, пришлось определить его владельцев (Шимко Александр Николаевич и Сафарова Людмила Леонидовна), вести с ними переговоры на предмет передачи здания под музей, получить их согласие, с чем и отправиться к мэру Тайшетского района Зелезинскому Анатолию Адамовичу. Он сразу и охотно поддержал идею, взял на себя переговоры с собственниками здания и закончил их успешно для всех. С этого момента дела перешли в практическую строительную плоскость.
Вместе с работниками отдела архитектуры и строительства районной администрации пришлось не один раз изучать состояние стен, потолка, кровли здания и т.д., измерять его параметры, определять вероятный объём необходимых работ, внутреннюю и внешнюю планировку. Здание изначально показалось маловатым – хотелось три выставочных зала, но ведь нужны были и хранилище, служебные, бытовые комнаты…
На этом участие автора статьи в проектно-строительных мероприятиях закончилась, но из любопытства часто заходил в здание, где рабочие активно вели ремонтные работы. Помню, как мы ворчали по поводу сырых пиломатериалов, из боязни, что ремонт будет не качественным… Постепенно все налаживалось, преобразовывалось на глазах, здание вскоре было покрыто сине – белым сайдингом, оно засверкало стеклопакетами… Пытался на днях найти тех, кто строил музей, но увы, безуспешно, сохранилось лишь их фотография, сделанная на открытии музея. Пользуясь случаем, говорю спасибо всем строителям за проделанную работу по музею.
Затем было открытие музея, с короткими торжественными речами, звуками флейты Родионова Александра Анатольевича и песнями ансамбля художественной самодеятельности, с передачей первых экспонатов, с первой экскурсией, проведенной Макагон Л.Г.
Активное участие в этом торжестве тех, кто непосредственно хлопотал о создании музея, ни как не было предусмотрено сценаристами праздника. И идея включения будущего музея в структуру ЦТР и ГО «Радуга» была отвергнута без обсуждения, как и будущие перспективы музейной деятельности, идеи выстраивания его экспозиции. Хорошо хоть, что был выбран вариант комплексного музея – краеведческого, но к сегодняшнему дню историческая составляющая в экспозиции музея не заметна. Изначально, наверное, никто не рассматривал, не утверждал ни плана, ни программы, ни проекта построения экспозиции музея. Во всяком случае, об этом не сообщалось в СМИ. Как-то сложилось так — есть музей, ну и ладно, кто и что там планирует, куда ведет его развитие, какие идеи, планы, мечты, какие средства нужны, не важно никому, никого не волнует. Кроме, конечно, директора музея, Георгия Владимировича Булыгина. Речь веду не о материальной стороне существования музея, а о его просветительской идеологии, о концепции развития. И в контексте этих мыслей: нужен общественный Совет при музее, который бы оказывал ему помощь в решении многих вопросов осуществляемой деятельности.
За прошедшие девять лет много собрано и выставлено интересных и ценных экспонатов, и это не может не радовать. И в этом была большая роль первого директора музея Георгия Булыгина, неутомимого собирателя и автора многих историко-краеведческих статей. Не вспомнить о нем в 15-летеие музея непростительно было бы.
Однако, глядя на всю экспозицию в целом, складывается ощущение какой-то печальной истории. Жили-были какие-то люди неизвестного рода-племени, а потом вдруг исчезли, оставив утварь, мебель, лукошки, гармошку и патефон, под звуки которых плясали и пели в промежутках между мирной работой и войнами, ходили в церковь, крестили детей, плели лапти, шили чирки, со временем научились пользоваться арифмометром, обзавелись фотоаппаратами и другими чудесными вещами… А как они выглядели сами — не понятно, неизвестно кто были их вождями, героическими соплеменниками и праведниками, какие такие замечательные дела совершили, какие важные периоды, этапы, события пережили, кого потеряли в годы войн, раскулачивания и политических репрессий, кого из них насильно выслали куда-то далеко и кого прислали на каторгу тайшетскую…
Бесспорно, экспонат должен занимать центральное место в экспозиции музея, но фотографии замечательных людей Тайшетского района тоже экспонаты, важны и нужны как всё остальные, и им место в каждой части общей экспозиции музея. Она как декорация на сцене театра, бесспорно важна, но главным, все же, является действие, игра актеров, в данном случае замечательных тайшетцев. Не представлена «игра актёров», то есть история Тайшетского района .Она должна быть основой, канвой по которой и надо вышивать красочную экспозиционную картину. Как, например, в первых, начальных частях экспозиции краеведческого музея г.Бирюсинска, или музея локомотивного депо.
Ведь тайшетцы всегда хотели видеть в музее историю города, района, понимая, что история это люди, события в которых они играли большую роль. В 1987 г. журналист Петров в статье «Городу — краеведческий музей» именно об этом писал: «Разговоров о музее немало. То они вспыхнут, то затухают, а музея нет. Нет места, где была бы композиционно, целостно, в документах и экспонатах представлена история города и района, этапы большого пути, судьбы жителей, трагедии и взлёты. Непростительно отсутствие музея еще и потому, что у Тайшета богатая история…». Перефразируя журналиста Петрова А.И., скажу – теперь становится непростительным отсутствие истории района и города в экспозиции музея. Чтобы все это поправить музею требуются идеи и деньги, экспонаты и концепция истории района, ясное понимание важных, поворотных событий местной истории и роль в ней конкретных людей, воспоминания о которых не посрамят землю тайшетскую.