Читаем передовицу «Юбилейный 2023-й. Тайшету исполняется 85!» в номере №22 газеты «Бирюсинская новь» за 23 ноября 2022 г.
Кое-что в ней вызывают вопросы и рассуждения. Например, в статье (и не только да еще с прошлого года) заметно изменение мнения некоторых тайшетцев по вопросу нашего градообразующего предприятия. таковыми всегда считались предприятия железнодорожного транспорта.
Теперь нет, былой статус ж.д. принижается. Как? Например, из-за отсутствия конкретного, раз и навсегда установленного гор.администрацией даты празднования Дня города. Понятно, что 2 марта (именно в этот день в 1938 г. был присвоен Тайшету статус город) не подходит для празднования по причине холодного времени года, не до гуляний как говорится. Если так, то надо приурочить якобы случайно празднование Дня города к другому празднику. Ясно дело, не к Дню рыбака, а к Дню металлурга например, и лукаво вскликнуть «ой, случайно!».
Однако возникает мысль, а почему не к Дню железнодорожника? Ведь именно эта отрасль породила Тайшет как поселок при станции. Именно наличие железных дорог и Московского тракта были среди иных главными критериями, позволяющих признать Тайшет рабочим поселком затем и городом. И главным фактором объявления Тайшета городом стало решение построить западный участок БАМа, а не наличие ВСЖД. Так что, строго говоря, правильный слоган такой: Тайшет – город, рожденный западным БАМ-ом!», а не «Тайшет – город, рожденный Транссибом»
Или почему не объединить празднование Дня города с Днем строителя? Ведь люди этой профессии, возводили поселок, город, предприятия стройиндустрии, железнодорожные магистрали, то есть в буквальном смысле градообразовывали и градоразвивали Тайшет. И нынешние анодную фабрику и алюминиевый завод сооружают тоже они.
И еще момент: до каких пор будем праздновать получение Тайшетом статуса город забывая о дате основания нашего населенного пункта? Предавая тем самым забвению почти полувековую начальную его историю, содержание которой это деятельность первых поколений тайшетцев.
* * *
Начало статьи не нужный правовой ликбез. Введение в оборот понятий «городское поселение, сельское поселение» не заморочки нынешних чиновников, а еще времен царизма, например 1800 года. И не только чиновников, но и прежде всего историков-урбанистов. Существует давняя и обширная историография исследования понятий город, городское , сельское поселения. Да и город это не вид населенного пункта, как пишет в статье юрист Петров А., а ТИП.
Зачем искать сложные объяснение, когда все просто до безобразия. Просто откройте любой официальный документ администрации Тайшета, например, её сайт и увидите черным по белому написанное: УСТАВ Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение». Ключевое слово в цитате – городское, вот и все. Или другое простейшее определение Тайшет город или нет: основное занятие его жителей вовсе не земледелие и животноводство, что видно невооруженным статистикой взглядом.
* * *
Попутные замечания. Никак нельзя оставить без внимания такую строку в заголовочной части этого периодического издания : «Газета выходит в Тайшетском районе с 15 мая 1932 года». О какой газете идет речь? Какой «Бирюсинской нови»? Нынешняя газета с таким названием уже вторая по счету, и ничто ее не роднит с прежней. Здесь видим лукавство редактора нынешней газеты, потянул на себя длинную и замечательную историю районной газеты «Бирюсинская новь» учрежденной местными органами власти, позже коллективом уже общественно — политической газеты. Так вот, газета с названием «Бирюсинская новь» не существовала в 1932 г. потому что просто не могла существовать.
Если речь о существовании районной газеты с иным названием с 15 мая 1932 г., то тоже неправильно. Первая районная газета «За реконструкцию» существовала уже в январе 1932 г., задолго до 15 мая. (см. сайт Тайшетская история» Еще к вопросу о дате создания Тайшетской районной газеты 26.08.2020 .По страницам старых газет).
* * *
Вернемся к вопросу о статусе город, но сначала поговорим о получении им статуса рабочий поселок. И вот почему. В часто приводимой докладной записке к вопросу о присвоении статуса город (записка активно цитируется) записано вот что : «Рабочий поселок Тайшет является Районным центром, где сосредоточена всё руководство сельским хозяйством, промышленностью и лесозаготовками района….Возник поселок на основании строительства железнодорожной линии в 1897 году около предполагаемой станции».
Из этого выходит, что Тайшет изначально имел статус поселок. Так ли это? Разве ему не присваивали статус рабочий поселок позже? Поищем ответы.
На официальном сайте администрации Тайшета читаем: «…В 1937 году получил статус рабочего посёлка, статус города 2 марта 1938 года.». (Далее идет текст полный фактологических ошибок и потому его опустим),…4 февраля 1960 года отнесён к числу городов областного подчинения».
Попутно и для полноты характеристики Тайшета заметим, что он был еще и столицей Тайшетского промышленного района за счет присоединения промышленных поселков ликвидированного Чунского района и население нашего города резко возросло. Это важная строка в летописи города. (см. Брошюра Селезневых «Тайшетский район. Обретение своего места»)
Центральные улицы Тайшета в 1935 году. По статьям в газете «За реконструкцию» — «Сталинский путь» такими они оставались и в 1937, 1938 годы и в 50-е.
Если верить сведениям сайта администрации г.Тайшета, то возникает вопрос: почему практически в течение одного года Тайшет дважды поменял свой статус, почему не сразу присвоили ему статус город ? Что здесь не так…
Вопросы эти риторические, просто на сайте админстрации города допущена фактологическая ошибка – статус рабочий поселок Тайшету был присвоен 1 ноября 1937 г.
И ошибочная дата сайта гуляет теперь по всяким публикациям. Даже в научно-исследовательской работе : т.3 «Историко — культурная оценка объектов культурно — исторического наследия» проекта генерального плана г.Тайшета», 2012 года на стр.44 в статье «Исторические сведения о происхождении, развития города» написано тоже самое – 1937 г. Точнее говоря, адм.города именно отсюда переняла ошибку.
Не зная даты получения статуса рабочий поселок, некоторые более умные любители прошлого избегали ее указывать коверкая тем самым его историю. Например, в книгах администрации Тайшета к юбилеям город, вообще нет даты превращения в рабочий поселок. И не замечали утверждения , что Тайшет родился поселком железнодорожников, а не металлургов. Отсутствует у авторов критическое восприятие исторических текстов и правило подвергать все сомнению.
Задались бы вопросом почему , согласно сайта администрации, в течение 1937 года ВЦИК СССР дважды менял статус какого-то захолустного Тайшета ? Делать ему было нечего… Администраций г.Бирюсинска на своем сайте точно указала дату нового статуса Суетихи – 1 ноября 1935 г. , а этот статус она получила одновременно с Тайшетом.
А кто-нибудь писал или говорил, что в 1935 году получен этот статус? Ссылка на 1935 год есть в брошюре №1 «На земле древних кетов» серии «Тайшет – город, рожденный Транссибом» 1996 года издания. Цитируем стр.34 «Этот статус Тайшету присвоили 1 октября 1935 г.» (ошибка, 1 ноября ).
Кстати, другая ошибка: Транссиб породил не город, а станционный поселок Тайшет, точнее говоря новый населенный пункт и первое промышленно-транспортное его предприятие. Авторы слогана ошибаются, ниже в статье мы поговорим на эту тему.
Но вот беда, в брошюре №1 не указан источник такой датировки перерождения Тайшета. Тем не менее 1935 год как-то более приемлем, чем 1937 г
Ищем документальное подтверждение дате получения статуса рабочий поселок.
В одном из дел Тайшетской инспектуры ЦСУ «Основные показатели выполнения народно-хозяйственного плана Тайшетского района за 1935 г.» (Ф.33, Оп.1, е.х.16 , св. К1) обнаружилось много интересного и необычного. В деле подшиты листы отчета по выполнению планов за 1935 и 1936 гг.На Л.8 читаем, что в 1936 г. территория района 14501 кв км, есть 23 сельских Советов, 131 населенных пунктов , в.т.ч. 2 рабочих поселка , сельское население по переписи 1926 г. 23200 чел., по 1933 г. 26262, население района на 1.01.1935 г. 31300 человек; Тайшет — 6404 жителей, Суетиха 1894 жителя на 1.01.1935 г.
Вот лист 15, читаем: «Вновь утвержденные рабочие поселки — Тайшет (12 кв.км, 8510 жителей на 1.01.1936 г.), Суетиха (8 кв.км., 2425 жителей) , Пост. ВЦИК СССР от 1.11.1935 г.»
Это запись, конечно же, в архивном документе, но косвенный, а хотелось бы иметь актовый документ, то есть Постановления ВЦИК как исторический источник, на худой конец, сообщения в печатных органов власти.
Постановление еще не найдено, а вот газетный текст есть! Примечательно что это районная газета «Сталинский путь»:
Население района в 1935 — 34.577 человек. ( в цитируемом деле есть другая нам непонятная цифра 31.300 чел.?). В Тайшете за год родилось 53, умерло 21, умерло до года 6, естественный прирост 32 человека; По Суетихе соответственно 43, 26, 8, 17;
Население Тайшета: 1933 г. — 5.799 (в т.ч. муж. 2390, жен. пола 2542; 1934 г. — 6057 чел.; 1935 г. — на 1.01.1935 г. 6.404 , на 1.11.1935 г. — 8.510 чел.; 1937 г. — 14.200 человек.
С января по ноябрь 1935 года население Тайшета выросло на 2106 человек. Это много, 13.3 % механического прироста.
С ноября 1935 г. до составления докладной записки для получения статус город, т.е. до июля 1937 г., за год и 8 месяцев, население Тайшета выросло на 5.690 человек, 38.8 %. Надо полагать тоже за счет механического прироста, так за год естественный прирост , как мы видели выше, был всего 32 человека. Чем был вызван такой прирост населения Тайшета?
* * *
Попробуем разобраться в этом, сопоставляя кое-какие имеющиеся у нас сведения.
Забегая вперед скажем, что правильнее говорить не «Тайшет — город, рожденный не Транссибом», а «Тайшет — город, рожденный западным БАМом». Транссиб породил станцию и поселок при ней, но не город. Кстати сказать, впервые об этом громко сказал известный краевед Родионов Анатолий Михайлович, вынеся эту мысль мысль в название цикла своих статей «Город , рожденный стройкой века» 2014 года в «Бирюсинской нови»
Попробуем проследить события 1937, 1938 годов, связанные на наш взгляд с изменением статуса рабочего поселка Тайшет.
17 августа 1937 г. Совет Народных Комиссаров (СНК, правительство) СССР и ЦК ВКПб приняли постановление «О строительстве Байкало — Амурской железнодорожной магистрали», обязавшее НКВД СССР развернуть подготовительные работы на участке Тайшет — Падун.
В июне 1938 г. было принято постановление СНК СССР о начале строительства жд в 1938 г. и сроком сдачи ее в эксплуатацию ноябрь 1941 г.
Все эти решения предопределили появление в Тайшете и Тайшетском районе исправительно — трудовых лагерей: Тайшетский ИТЛ лесной промышленности НКВД ( август 1937 — окт.1939 г.) ; Западный ИТЛ УЖДЛ на Д.В. (август 1938 — май 1939); Тайшетский Отдельный лагерный пункт Южлага УЖДЛ на Д.В. (май 1938 — окт.1940 гг).
Дислокация этих ИТЛ в Тайшетском районе и их управлений в г.Тайшете сказалось на численности населения районного города за счет приезжих сотрудников НКВД и их семей. Посмотрим статистику : в докладной записке к вопросу получения статуса город указано 14 200 жителей на 1.07.1937 г. , а рядом карандашом записана другая цифра — 17 439 , что это за цифра непонятно. Вероятно, 17.4 тыс. это население вместе с сотрудниками ИТЛ, численность которых не имели право оглашать. Некоторые заключенные ИТЛ после отбытия наказания добровольно или насильно оставались в черте строительства БАМа, в том числе и в прилагерном бамовском городишке.
* * *
Основания для присвоения статуса ГОРОД: численность населения более 10 тыс. человек и занятость в промышленно-перерабатывающих, торговых отраслях; наличие пролетарского (не имеющего частной собственности для жизни, занят в основных отраслях промышленности и транспорта); перспективы роста населения; наличие достаточной земли для будущего развития .
В докладной записке к вопросу получения статуса город надеялись на рост населения Тайшета в 3-ей пятилетке (1938 — 1942 гг.) до 24 100 человек. Этого не произошло, в довоенном 1940 году всего 16 951 жителей.
В Тайшете не было в сфере благоустройства ничего что соответствовало бы понятию городской ландшафт и инфраструктура. преобладание уличных отхожих мест, керосиновых ламп , отсутствие городской канализации и общественного транспорта никого не смутило. Даешь город! Даешь советскую урбанизацию как побочный продукт индустриального развития страны Советов.
Определяющим фактором присвоения статуса город при соответствии главным критериям были перспективы развития в связи со строительством Ленской магистрали, то есть западного БАМа, развития железнодорожной станции Тайшет. В докладной записке о присвоении статуса город об этом ясно сказано И не важно было отвечал ли Тайшет статусу город по степени благоустроенности и комфорта.
Получение статуса город давало городской власти более широкие права для соответствия предстоящему экономическому развитию в связи со строительством западного участка Байкало — Амурской железнодорожной магистрали. И это не случайное совпадение. В предыдущие годы БАМ не просматривался и спешить менять статус рабочего поселка не было возможности и необходимости.