Во время боя некоторых отрядов шиткинских партизан с чехословацкими легионерами и белогвардейцами 8 мая 1919 г. на станции Тайшет сгорело здание железнодорожного вокзала. Как это произошло? Есть разные свидетельства:
1. Воспоминания Шкредова А.Л., партизана Серафимовского партизанского отряда (в книге «Шиткинский партизанский фронт март 1919 — январь 1920 г. Воспоминания очевидцев. Архив Черневского А.Ю ) : «…меня отправили на связь в Ст.Акульшет, оттуда мы шли с ними на станцию чтобы его поджечь, мы взяли бидон керосина, начался бой, все военные выбежали из станции, остались гражданские, мы их выгнали, подожгли здание» (стр.301);
2. Черневский А.Ю. «Битва на рельсах» (в той же книге воспоминаний на стр. 447) предлагает иную версию: выстрел прямой наводкой орудия чешского бронепоезда «Орлика» угодил в угол западного крыла вокзала , взлетели на воздух обломки здания, вспыхнуло пламя;
3. Из сообщения в штаб Иркутского военного округа от начальника штаба 1-й чехо-словацкой стрелковой дивизии подполковника Жака: «Станционное здание сожжено артиллерийским огнем» (сборник документов «Партизанское движение в Сибири. Часть ІІ. Приенисейский край, стр.210); Артиллерия бронепоезда чехо-словаков, конечно же, у партизан орудий не было.
4.Это подтверждает подполковник Главацкий в своей телеграмме в Омск («Партизанское движение в Сибири…», стр.210): «…временно станционные здания были заняты большевиками. От огня нашей артиллерии сгорели станционные здания». Непонятно о какой артиллерии идет речь.
5. Из чешской книги воспоминаний адъютанта Скацела « С генералом Сыровым в Сибири» страница 20, издана в Праге в 1923 году: .
» Во время когда я ехал с генералом Сыровым из Челябинска в Иркутск, именно за два дня перед нашим приездом на станцию Тайшет, красные сделали 8 мая /1919/ ночную атаку на 1-й Полк с артиллерией. Эта банда около 1200 мужчин была отражена нашими воинами в белье (спавшими во время налёта партизан — Е.С.) и разбита. А около 200 убитых красных осталось в поле боя, но и у нас были жертвы. Потребовалось крупной атаки нашего бронепоезда на помещения станции, чтобы нам бандиты не принесли ещё большие потери.
От станции не осталось ничего — сгорела. Ещё во время нашего приезда шёл дым из этих развалин. В помещении станции были уничтожены и все бандиты – метатели гранат.» Значит, вокзал сожгли белочехи, заметим якобы случайным выстрелом.
6. Вот так описал сцену пожара здания вокзала журналист Брылев А. в новостной статье «Наступление красных банд на ст.Тайшет» газеты «Свободная Сибирь», (копия из архива Черневского А.Ю.): «…В это время красные, засевшие в станции, вели перестрелку с окружившими их чехами, которые видя, что их не выбить со станции, решили выставить броневик, из которого и открыли огонь; но так как было очень близко и стрелять из орудий было неудобно, было брошено несколько ручных бомб, от которых станция моментально загорелась. Здание было деревянное и пожар сразу принял угрожающие размеры; не прошло и несколько минут, как станция была охвачена пламенем и, вместе с этим, погибли все находившиеся там., кроме двух телеграфисток и чешского коменданта, которые успели спастись. Все эти события заняли не более часа и в четыре часа утра было уже все тихо. Станция вся была объята пламенем и с треском рушились стены, погребая под своими развалинами всех находившихся там». Еще одно объяснение – вокзал сгорел от брошенных ручных бомб.
Верить этой заметке полностью не стоит, понимая с какой целью она была написана. К тому же журналист датировал событие неправильно – в ночь с 6 на 7 апреля, весьма неточно и предвзято пишет. И неизвестен информатор Брылева, насколько он был осведомлен. Судя по статье не очень.
7. Краевед Лифантьев А.Н. в газетном очерке «Штурм Тайшета» сожжение здания вокзала посчитал значением тайшетского боя, а не результатом, не упомянув виновников пожара. (Коммунистический путь, 21.11.1972 г.)
8. В другом в своем очерке «Налет на Тайшет» («Очерки о шиткинских партизанах» , Красноярск, 1974 г. стр. 81) описывая нанесенный урон станции, он вовсе не сообщает о сожженном здании вокзала.
9. Хобта А.В. («Восточно — Сибирская железная дорога в период гражданской войны (1918 — 1920 гг.»), в главе «Разрушения, вызванные гражданской войной» в результате действий красных, белых и интервентов, на стр. 66-70 пишет: «…Иностранными войсками на станции Тайшет (2438 верста) были сделаны следующие разрушения: сожжён вокзал площадью 73 кв. сажени стоимостью 20 805 руб., взорван паровоз (при взрыве в депо выбиты стёкла и повреждена подшивка потолка), повреждено водоёмное, давшее трещины до двух дюймов, взрывом водоподъемного здания выбиты стёкла и сорвана вся верхняя часть здания. Общая сумма убытков по станции Тайшет составила 254 457 руб. 31 коп.».
Итак, здание вокзала сожгли чехословаки в ходе боя с партизанами. Интересен другой вопрос: а когда здание было восстановлено? И нет пока ответа, только предположения на полях заметок по теме.
Валерий Дроздов представил для сайта, среди многих других, вот эту фотографию из архива г-жи Натали де ла Шез: фонды Жан де ла Шез. 1918-1920.
Жан Батист де ла Шаз (Мари Камиль Франсуа, 1884-1976 гг.), начальник кавалерийской эскадрильи, член французской военной миссии, командированный в чехословацкую миссию для белых русских войск в Сибири в 1919-1920 годах: 2-й подписанный фотоальбом Сибирской экспедиции (20 марта 1919 г. — 4 апреля 1920 г.).
В его альбоме несколько фотографий Тайшета и его окрестностей :
— [взгляды , ( то есть фотоснимки – Е.С. ) № 424 -425]: «Fèvre, Taïchet»; т.е. февраль, Тайшет; 27 декабря [Traineau] т.е. сани
— [взгляды № 426-427]: «Тайчет» [Traineau] т.е. Тайшет, сани
— [взгляды № 428-429]: «Тайчет 19 ноября, 27 декабря 19»; La Biroussia (см. Также 79 PRI 2, вид n ° 72)
— [вид n ° 430-431]: «Taïchet»; 27, 19 декабря — 1, 20 января, вокзал (см. Также 79 PRI 2, вид № 73)
— [просмотры № 432-433]: «Тайчет»
— [просмотры № 434-435]: « Проход по Бируссии. 4 ноября Тайчет 27 декабря 19 года » т.е. проезд по р.Бирюсе.
Валерий не только поделился фотографиями, но и обратил внимание на надпись в верхнем правом углу альбомной страницы на французском языке, на русском яз. она читается так — Тайшет, 27 декабря 19 — 1 января 20 .
Так здание вокзала уже восстановлено или заново построено? Так быстро – за восемь месяцев в условиях послевоенной разрухи? Вот знакомые очертания второго его здания, да еще какие-то пристройки к нему….
Ясно одно, надо искать дополнительную информацию, чтобы найти ответ!