Черчетские сябры
В 1987 г. на базе сельской библиотеки по инициативе библиотекаря Бородйка Н.И. был создан женский клуб “Сударушка”, в основном женщин пожилого возраста, помнящие еще элементы белорусской культуры и языка. Это стало началом большого и важного дела. Клуб вскоре назвали символически на белорусский манер – “Крынiцы”, то есть родник, источник. Именно этот клуб черчетцев всех возрастов стал совершенно новым явлением за многие годы общественной жизни села, новым источником знаний и понимания культуры и традиций . Ведь село возникло в связи переселением сюда с 1902 г. белорусов Витебской, Могилевской, Минской, Седлецкой и др. губерний, по большей части из Могилевской, Виленской.
Никогда ранее в с.Черчете не было подобных начинаний. Даже художественная самодеятельность существовала как отдельные , эпизодические сценические явления. Историей села, тем более с белорусскими истоками, официально и результативно никогда не занимались. Да и с чего бы? Например, по переписи населения Шиткинского района 1959 г. почти никто в Черчете не указал себя белорусом, произошло обрусение/русификация. Легко и незаметно, не трагично, так как многое в культуре русских и белорусов общего. И это хорошо, не забудут черчетцы в шуме белорусского кiрмаша русский гоман.
Во второй половине 80-х годов ХХ в., в условиях провозглашенной гласности и демократии, в Тайшетском районе, как и по всей стране, началось создание разных общественных организаций, движений, клубов как и во всей стране.
В 1989 г. группой учителей и старшеклассников началось изучению истории репрессий и лагерей НКВД-МВД, официально зарегистрированной в 1985 г. как отделение Всероссийского историко-просветительское общество “Мемориал”. Тайшетская историко-просветительская организация “Бирюса” ныне не существует, но начатая когда-то работа продолжается посредством сайта “Тайшетская история”.
Позже, в феврале 2005 г., по инициативе районного отдела молодежной политики была создана детская общественная организация “САМИ” (ТДОО).
В 1992 году Совет Европы принял Европейскую хартию об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований, адресованную в том числе и России, вступившей в Совет в 1996 году. Согласно разделу II Хартии, с целью успешного проведения молодёжной политики, муниципалитеты и другие территориальные образования обязуются «создать институты, оптимально отвечающие потребностям участия молодёжи в решениях и дискуссиях по касающимся её вопросам». Согласно Хартии, эти институты призваны дать молодёжи возможность стать партнёрами власти в проведении молодёжной политики. Что и делает Тайшетский детский парламент существующий при ЦДО “Радуга” и созданый в 2003 г.
Можно вспомнить о существовании с 2003 г. молодежного объединения “Молодая гвардия”
Иркутское товарищество белорусской культуры им. Я.Черского образовалось в 1996 г. с целью возрождения духовных и культурных ценностей белорусов.
Отрадно отметить, что активная общественная работа началась и в Черчете. Примечательно, что краеведческий музей в селе был создан на три года раньше , чем районный (открыт в декабре 1997 г., зарегистрирован в 2010 г.). И сельский черчетский музей один из последних созданных музеев в районе.
Начатое не угасло, и заслуга в этом была Бородейка Натальи Ивановны, организатора, вдохновителя, агитатора, организатора, устроителя, одним словом ПОДВИЖНИКА. В смысле самоотверженно борющегося за достижение высоких целей на каком-либо трудном поприще, без поиска материальной выгоды.
В 1994 году во главе с ней черчетцы двинулись к истокам белорусского самосознания. Как писала Наталья Ивановна, в этом году (“Мое село зовут глубинкой” в “Бирюсинской нови” ) был создан маленький музей в библиотеке, точнее выставка предметов быта; в марте провели праздник-конкурс “Мира не узнаешь, не зная края своего” на знание истории своего рода, белорусского костюма, умение пользоваться бытовыми инвентарем , прозвучали национальные песни в исполнении вокальной группы “Сударушка”, провели “Крестины” .
Родилась чрезвычайно сложная идея, вспыхнувшая мимолетно (а может и нет), не совсем осознанная по глубине, значимости и ожидаемому результату. Зачем надо было будить национальное самосознание черчетцев? Почему не культивировать русское самосознания? Что даст изучение белорусской культуры? Никто, вероятно, не понимал всего этого, начиная реализовывать идею. Интересно ,мол, привлекательно в контексте времени, да и дети заняты в совместном деле со взрослыми, досуг … Будет ли это формировать национально-этнический патриотизм, или окажется пустышкой, плацебо. Почему бы не будить любовь к Сибири, Тайшетскому району? Однако, мира не узнаешь, не зная края своего. Обращение к истории переселения белорусов в Сибирь, к их культуре способствует более полному познанию тайшетско – черчетского прошлого и настоящего. Все просто и замечательно!
Музей в селе был открыт 20 сентября 2003 г. в день празднования 100-летия села Черчет как историко-краеведческий при библиотеке по инициативе объединения “Криницы”. Черчетцы еще не установили дату первых жителей будущего села – 1902 год. В 1993 – 2003 годы экспонировались предметы крестьянского быта вековой давности . Их было много, что и подтолкнуло к созданию музея. Идею подсказала профессор кафедры филологии и методики педагогического института Иркутского государственного университета Галина Витальевна Медведева, будучи в этнографической экспедиции в тайшетских краях . Черчетцы и Борадейка Н.И. оказывали им всяческую помощь. Такие экспедиции были и ранее , помнится в начале 70-х в села района, и в Черчете заглядывали любители старины.
При содействии главы сельской администрации Чичева Н.Ф., главы района Зелезинского А.А., депутата Областного Законодательного собрания Москаленко П.А. музей разместился в специально отремонтированном здании, якобы в бывшем доме жителя Черчета, партизана Шиткинского партизанского фронта, Чемоданова Афеногена. Одно точно известно, в этой избушке в предмузейные годы были школьные мастерские.
Для обустройства музея инициатор краеведческой работы библиотекарь Бородейка Н.И. разработала проект “Встречая столетие” и выиграла грант Губернского собрания общественности. Полученные деньги дали возможность сшить стилизованные белорусские национальные костюмы. Экспонаты подарили жители села, имена которых вписаны в историю музея. Здесь стали проводить фольклорные праздники, краеведческие уроки и беседы, разучивались белорусские обряды, забавы, игры, осваивались белорусские традиции с\х труда, быта. Был освоен опыт выращивания и обработки льна с помощью собранных, реставрированных и заново изготовленных орудий труда. Рассказ о полученном опыте лег в основу краеведческого праздника. Окунулись черчетцы в неизвестное им далекое-далекое прошлое и ахнули – а ведь здорово все это!
Музей был задуман как историко-краеведческий – “Крестьянская изба”, однако постепенно пополнился экспозициями, экспонатами , письменными материалами по истории участия черчетцев в 1-й мировой, гражданской, Великой Отечественной войнах и современных вооруженных конфликтах, о тружениках тыла и колхозного производства, о черчетцах-орденоносцах. На эти темы еще не созданы экспозиции, не все материалы собраны, многое еще хранится в альбомах и папках. Некоторые экспонаты переданы в Тайшетский районный краеведческий музей, Иркутскому Товариществу белорусской культуры.
В сентябре 2016 г. музей передан Черчетской средней школы и его работой руководит Головачева Л.С.
Музей стал центром активной культурной жизни села. В 1994 г. при нем возник клуб по интересам “Крыницы” . Вскоре его работа положительно была воспринята общественностью.
Значимым событием декабря 2003 года , проявлением признательности проведенной краеведческой , культурно – просветительской работы стал приезд делегации Товарищества белорусской культуры им Яна Черского , черчетцы познакомились с настоящими белорусские калядками, а в январе 2005 г. уже сами провели такой праздник.
В ноябре 2005 г. вновь приехали сябры из Иркутского Товарищества белорусской культуры во главе с его председателем Олегом Васильевичем Рудаковым , приглашенные И.М.Кругловой, зав. сектором молодежной политики районного управления культуры.
В 2008 г. объединению “Криницы” исполнилось уже 14 лет и его работа обогатилось замечательным содержанием: освоение белорусского фольклора , праздниками “Колядки”, “Гуканья весны”, “Купалле”, “Дяды”, “Белорусские вечёрки”, поездки по примечательным и историческим местам района (памятники партизанскому движения в Шиткино, Н.Заимка ( 5ноября 2004 г.) , П.Столярова в д.Ст.Тремино).
Приезжали экскурсии и к черчетцам. К радости односельчан праздники белорусской культуры стали богаче по содержанию и многодневными по продолжительности. Например, в феврале колядовали несколько дней , как и положено по белорусской традиции. Были еще дни Рождества, Масленицы с белорусскими и русскими национальными акцентами.
Выступления детско-юношеского клуба “Криницы” стали украшениями многих официальных мероприятий села, района, области.
18 августа 2018 г. состоялся «День села Черчет». В дневном мероприятии состоялись мастер-классы по белорусскому ручному ткачеству, пошиву сценического и традиционного костюмов, танцевальные и игровые интер – активы на к радости публики. Подвели итоги краеведческого конкурса «Мой род – моё село», лучшие самодеятельные коллективы и солисты получили награды в рамках конкурса «Гучы, гоман беларускi!» во взрослой и детской номинациях.
Зачастили в Черчет гости, множились свидетельства общественного признания:
2003 Оргкомитет краеведческой конференции “Край Тайшетский” , клуб “Криницы” получил награду за участие ней.
2003 г. Диплом за проект “Встречаем столетие” в конкурсе проектов области Губернское собрание общественности Берлина Л.
апрель 2003 г. Клуб “Криницы” и ее руководитель Бородейка Н.В. поощрены за раскрытие темы ( Малой родины (так написано а не Мая Родина) в сочинение “Дорожить можно тем, что имеешь”; грамота от Центра сохранения историко – культурного наследия, Комитета культуры администрации Иркутской области
2004 г. Клуб “Криницы” получил награду от районной администрации за участие в конкурсе “Моя малая родина”
2007 г. “САМИ” п Юрты, Отдел молодежной политики Тайшетского района, ТРДОО наградили Бородека Н.И. за вклад в развитие молодежного движения
2008 г. Департамент культуры и архивов Иркутской области наградили Бородека Н.И. грамотой за многолетний труд и личный вклад в развитие культуры и в связи с Днем работников культуры
апрель 2008 г., посольство Белоруссии наградило Бородейка Н.И. за сохранение , развитие, укрепление дружбы и сотрудничества
2009 г. в связи с 15-летием клуба “Крыницы” Бородейка Н.И. награждена за возрождение, сохранение и развитие белорусской культуры в Тайшетском районе
2009 г. Отдел молодежной политики Тайшетского района поблагодарило Бородейка Н.И. за успешную реализацию молодежной политики
2009 г. клуб Крыницы диплом лауреата VI -го фестиваля “Гучы, гоман белорусский !”
2014 г. май, Благодарность Иркутского Товарищества белорусской культуры за участие в VIII -ом фестивале ” Гучы, гоман белорусский!” Бородейка Наталье Ивановне , председателю Черчетского отделения ИТБК;
2014 г, ТРИО “Крыницы” награждено за участие в открытии областной выставки “Земля Иркутская ” Министерство культуры и архивов , Дом народного творчества;
2016 г, Управление культуры, спорта, молодежной политики поощрило черчетцев за сохранение и развитие национально-культурных традиций белоруссов;
2016 г. , Иркутская молодежная общественная организация “Молодежный клуб Кривичи” (20 лет первого съезда белорусов Прибайкалья) , II-й международный фестиваль Белорусский “Кирмаш-2016” принес клубу “Крыницы” диплом 1 степени.
2018 г. , объявлена благодарность Бородейка Н.И. от Иркутского товарищества белорусской культуры им Я.Д Черского за участие в реализации проекта “Белорусские деревни Прибайкалья”.
Начатый однажды белорусский кирмаш черчетцев не затихает по сей день, и это прекрасно:
2019 г., участие в 5 –ом Международном фестивале «Беларускi кiрмаш”; сельский фольклорный праздник «Купаллье”; участие в международном форуме «Белорусы мира на Байкале»; в районном фестивале национальных культур «Шире круг».
2020 г. , участие в фестивале «Гучы, гоман беларускi» (онлайн режим).
2021г. , история праздника «Коляды по – беларуски», сказка «Як вуйккалядовау» (онлайн режим).
Не перечесть поименно всех участников мероприятий клуба “Криницы”, музея. Наверное, будет правильно сказать – все жители села в разной степени и роли. Во всяком случае, белорусские напевы и игрища никого не оставляют равнодушными.
(фотографии из открытых источников интернета)