Газета «Восточное обозрение » за 8 мая 1901 года

В преддверии праздника железнодорожников  

фотография крушения поезда 1901 г. на сибирской жд. взято из интернета, в свободном доступе

     Паки и паки крушение на злополучном 11 — ом участке! Доколе, Господи?..  10 апреля около 4 часов дня товарный поезд  №36 , не доходя 2.5 верст  до станции Тайшет, потерпел аварию. 16 груженных мукой и переселенческим «добром»  вагонов разбиты вдребезги. Паровоз, оторвавшись от поезда, прошел по шпалам через мост и в нескольких десятках сажен, зарылся в насыпь.  К счастью все крушения обходятся без человеческих жертв.

       10 апреля по наведенным справкам легкие ушибы получили кондуктор и смазчик. Видевшие картину крушения удивляются, как только смогла спастись паровозная бригада. Причина крушения лопнувший рельс и быстрая езда.

     Да, не везет 11-му участку! Не успели, что называется, стряхнуть пыль с сапог, после крушения 3 апреля,  как снег на голову, новое по счету… Некоторые старожилы, по памяти,  насчитывают с октября прошлого года четырнадцать,  а некоторые другие…шестнадцать, оспаривая верность счета. Да не мудрено сбиться со счета. То и дело в печати появляются сообщения что там-то на 11-ом участке поезд сошел с рельс, и там-то надумал расположиться под откосом на солнышке посушить колеса.         

      Как нам передают очевидцы, подобных грандиозных  крушений как два последних сибирская дорога еще не видала. В настоящее время ст.Тайшет (нам кажется, что в назидание потомкам стоило ее назвать «ст.Крушение) с двух сторон защищена баррикадами из поломанных вагонов, нашедших себе место для успокоения под откосами, так что скучающему пассажиру есть на чем остановить свой блуждающий по окрестностям око. Как нам передали, причиной крушения 3 апреля тоже был лопнувший рельс и быстрая езда. Невольно напрашивается мысль: что за диковина нигде в другом месте  рельсы так часто не трескаются, как только на 11-ом участке. Что-то фатальное. Но мы , слава богу, далеки от тех времен, когда все можно сваливать на судьбу. Теперь народу подавай настоящую причину. Ну, может такой грех  случится, ну, раз, два, ну пяток случится, наконец, ну не 16 же раз, господа, сподряд могут рельсы повинны. Думается, рельсы делаются из одинакового материала, а что касается езды, то на других участках она не тише чем на последней на 11-ом участке, и все-таки таких частых крушений не видать. Поэтому, не пора ли быстрой езде как главной причине крушений дать отставку?      

      Что-бы сказали господа железнодорожное начальство , если у них потребовали пустить экстренный скорый поезд, ну, положим, со скоростью 40 верст в час? Мог ли бы они дать свое разрешение на это , положа руку на сердце, если у них пустые товарные поезда летят вверх тормашками при скорости 25-30 верст в час? Нам приходится слышать  не только от пассажиров, но и от служащих железной дороги, что при аварии 3 апреля было обнаружено значительное количество испортившихся шпал, и что многими людьми были взяты их куски…на память. (А господин жандармский ротмистр приобрел для украшения своего письменного стола целую шпалу).                         Мы слышали из достоверных источников, что  шпалы действительно стары — кладка 1897 года, и еще в прошлом году  подлежали смене. Но по чьему-то распоряжению оставлены еще на некоторое время. М.б., железнодорожное начальство хотело поставить опыт: сколько лет могут лежать шпалы на сиб. жд без замены?

        Опыт вещь хорошая, но когда он связан с риском для жизни пассажиров , может быть нескольких десятков, то он не только не желателен, но и преступен. Между прочим, нам передали пассажиры скорого поезда, а и очевидцы места крушения подтверждают, что  видели несколько шпал недалеко от места крушения с трещинами во всю длину и скрепленные посередине посредством набивок и костылей. Рационален ли такое скрепление негодных шпал, мы судить об этом не беремся. Только находятся люди кое что смыслящие в этом деле , которые утверждают, что  это не служит исправлению шпал а еще большей их порчи.

       Пусть в этом разберутся специалисты, а наше дело констатировать факт. Желательно было бы, чтобы комиссия, которой предстоит разобраться в причине крушения, обратила бы должное внимание на состояние пути. А то ей-ей рельсы и пьяные машинисты до того являются причинами крушений на 11-м участке (как будто машинисты в других местах члены общества трезвости) , что теряется всякое доверие к заключениям комиссии. Повторяю, почему нет таких частных аварий ни на одном другом участке?

      Пишущему эти строки приходилось ездить по различным участкам и с разной скоростью, иногда так, «что душа в пятки делала запрос», но… к счастью крушений не было. Положим «год на год не приходится», но все таки думается, что главная причина-то лежит не в состоянии пути.

       Нам передали, что начальство 11-го участка чуть ли не живет в вагонах, обозревая  пути своего участка, но…(ах, опять таки это но!), оказывается этого мало; 11-й участок пользуется не особенно хорошей репутацией даже у самого высшего железнодорожного начальства.  

       Действительно, он весь состоит из крутых закруглений и солидных спусках и подъемах так, что здесь не редки разрывы поездов и взываний паровозов о помощи на подъемах.

      Думается пришел час сделать генеральный основательный осмотр этого «благословенного » участка. Не были ли допущено каких-либо крупных погрешностей при постройке самого пути, которых не устранить лишь сменой шпал и рельсов, штрафов машинистам.  В интересах выяснения истинного положения дел желательно было бы при всех подобных случаях не ограничиваться назначение комиссий из одних только господ инженеров и служащих сиб. ж.д., а в состав их приглашались совершенно посторонние и не причастные к делу специалисты, в качестве третьего лица. Контролировать самих себя может быть и хорошо, но публика к заключениям таких комиссий относится очень скептически, так уж она настроена с давних пор, твердо еще веря, что по пословице «ворон ворону…». Поэтому-то и желательно даже в интересах самого же ж.д.начальства, чтобы по возможности в скором времени взялись за ревизию 11 -го участка, а то надвигающаяся весна подарит нам такие сюрпризы, что «железнодорожная» совесть заговорит.»

     От себя добавим, ревизия была проведена и в результате было проведены большие работы по переустройству горных участком Томской железной дороги. Изменился маршрут железной дороги с востока и запада от Тайшета.  Коротко об этом можно прочитать на нашем сайте, например,  статью «С высоты птичьего полета и прожитых лет — 5» от 17.02.2019 г. раздел «Наши публикации». Или в брошюре «2431 верста» серии «Тайшет — город, рожденный Транссибом»

Loading