Прежде чем рассказывать историю сооружения этого важного объекта кое-что проясним для себя. Эдакий ж.д. ликбез от Википедии. Профессиональные источники , вероятно, будут мне не по силам.
Горловина железнодорожной станции — это участок пути и платформы на станции, предназначенный для загрузки и выгрузки грузов с поездов. Это важный элемент инфраструктуры железнодорожного транспорта, который облегчает перевозку грузов.
Горловина является местом, где происходят все операции, связанные с грузом, такие как погрузка, разгрузка, сортировка и перемещение. Очень похоже на горлышко бутылки, отсюда и название. Что значит центральная горловина поясняет схема.
Путепровод — сооружение , пропускающее дорогу над или под другой дорогой, например под железной дорогой. К опорам путепровода предъявляются более простые требования, так как нет негативного воздействия воды (разве что грунтовой), как на опоры моста.
На месте нынешнего пока еще единственного (скоро будет второй сооружен) путепровода в Тайшете (ул. им. Суворова — ул. им. Пушкина) ранее существовал ж.д. переезд пропускавший через дорогу Серафимовский тракт. Был еще западный переезд через ж.д.
В 50-е -60 годы – это время больших строек и развития социализма. Город Тайшет , к счастью, не оказался в стороне , накануне своего 25-летия ( 23 марта 1963 год).. Началась реконструкция ж.д. станции Тайшет в связи со строительством железных дорог Тайшет -Братск-Усть-Кут и Тайшет — Абакан. Впервые вопрос о строительстве путепровода обсуждался в 1959 году, это было очень важным делом для тайшетцев- расширяющееся полотно железнодорожной станции мешало нормальному сообщению между южной и северной частями города. В 1967 году путепровод был сдан в эксплуатацию. Самое непосредственное участие в его проектировании и строительстве приняла Заслуженный строитель, орденоносец Софья Васильевна Ефимова. Она руководила специальным путейским прорабским участком на реконструкции ж/д узла в Тайшете в начале 50-х годов.
29 сентября 1966 г. начальник СУ-21 Ангарстроя тов. Ильшин докладывал на заседании бюро Тайшетского ГК КПСС, слушался вопрос о ходе строительства путепровода в центральной горловине станции Тайшет: до сих пор Генподрядчик (СУ — 21)и Главзаказчик (МПС) не сумели решить вопрос по снижению грунтовых вод в котловане путепровода путем ее слива с южной и северной сторон котлована; ВОДРЕМ-1 (нач. Наймоловский) не закончил сооружение коллектора сточных вод; Мостопоезд — 441 заканчивает работы по искусственным сооружениям; Мехколонна — 4 не закончила зем.работы с южной стороны.
ГК КПСС решил:
1. для окончания работ в зимнее время на путепроводе ПК 11+98 МПС и СУ-21 решить вопрос по грунтовым водам с ТОмскгидропроектом.
Что значит ПК 11+98? Вся трасса линейного объекта (нефтепровода, автодороги и т. д. ) разделена на пикеты, которые сокращенно обозначают «ПК«. Начало трассы обозначают как ПК0. Расстояние между пикетами, как правило, 100 м. 10 пикетов — это один километр. Пикеты имеют номера ПК 0+00, ПК 1+00, ПК 2+00, ПК 3+00 и т. д. Если нужно обозначить какое-то место между пикетами, то так и пишут, например, ПК 5+30, то есть от пикета 5 нужно отмерить ещё 30 м. Другими словами, пикеты — это своеобразные «адреса» точек вдоль трассы линейных объектов, чтобы эти точки можно было всегда безошибочно найти.(Википедия)
2.ВОДРЕМУ построить коллектор до 10 октября, выделить ему рабочих, бульдозер, автокран
3.СУ-21 организовать водоотливы на северной и южной сторонах котлована
4. МСП -441 сбить пробные свои до 5 октября, закончить земляные работы до верхней точки; уложить мосты под первый главный путь до 10 ноября
5.Мехколонне закончить зем. работы с южной стороны
6. Всем организациям ежедневно докладывать промышленно-транспортному отделу ГК КПСС о ходе выполнения данного решения.
Секретарь ГК КПСС Бабенко А.
Зам. пред.Горисполкома Рагозянов А.
Бабенко А.В. участник Великой Отечественной войны, получил 15 наград, среди них 2 ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Болгарии».После войну пошёл работать в прокуратуру. С 1965 до 1975 работал вторым секретарём горкома партии. В январе 1975 года был избран главой города и на посту председателя Совета народных депутатов проработал до мая 1982 года .За семь лет работы на посту председателя горисполкома А.В. Бабенко удалось реконструировать котельную шпалопропиточного завода, строился микрорайон имени Пахотищева, путепровод, шла реконструкция локомотивного депо, отделение дороги было переведено из Нижнеудинска в Тайшет, возведены пристройки к школам №14,85, школе интернат №2, построена гостиница, городской дом культуры, началось строительство комбината бытового обслуживания, город становился чище, благоустроеннее. По состоянию своего здоровья Бабенко оставил пост председателя горисполкома и 13 лет проработал юристом управления сельского хозяйство Тайшетского района, «Заслуженный юрист России».
Сооружение путепровода мешало нормальному движению поездов, а не только жителей города. Потому-то вопрос о его строительстве , говоря партийно- бюрократическим языком, стояло на контроле у Горкома КПСС, высшего органа местной власти, руководящего и направляющего органа . Попробовали бы затянуть его сооружение — не сносить головы местному начальству. Однако думается что беспокойство Бабенко было вызвано не страхом, о высочайшей степенью ответственности человека-фронтовика. Путепровод был сдан в эксплуатацию в 1967 г., дата уточняется.