Восточно-Сибирская железная дорога – часть Транссибирской железной дороги.  Железная дорога – это рельсовый путь для движения поездов, совокупность учреждений, ведающих обслуживанием и содержанием железнодорожной сети. Транссиб – железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург(северный ход). Длина магистрали  9298,2 км.- эта самая длинная железная  дорога в мире. Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России. Первоначально Транссибом, Великой Сибирской железной дорогой,  называли дорогу от Челябинска до Владивостока. Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. ( См.статью Средне-Сибирская ж/д). В настоящие время магистраль проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровского края, граничит с Красноярской и Забайкальской железными дорогами.  Управление ВСЖД находится в г.Иркутске. Начальник ВСЖД …………

    В разные годы начальниками ВСЖД работали люди, занимавшиеся в последствии высокие должности в Министерстве Пуьей Сообщения СССР, России.

     Наиболее крупные станции дороги: Слюдянка, Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Усолье-Сибирское, Китой, Суховская, Ангарск, Иркутск-сортировочный, Иркутск-пассажирский, Мысовая, Улан-Удэ, Наушки, Лена, Братск, Усть-Илимск, Тайшет, Северобайкальск. Эксплуатационная длина — 3 876 км, численность сотрудников — 42114 человек (в 2014 году – 41 000),  перевезено грузов — 66,8 млн тонн, пассажиров: в дальнем сообщении — 3,6 млн человек., в пригородном — 21,9 млн человек. В 1961 границы дороги были изменены. Она охватывала территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Кемеровской и Читинской области. Граничила с Западно-Сибирской железной дорогой (ст. Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской железной дорогой (ст. Петровский Завод). На юге ВСЖД подходит к границе РФ с МНР (ст. Наушки). В эти годы эксплуатационная длина ВСЖД – 5312 км (3,9% протяженности всей железной дороги бывшего СССР)

 Важнейшие события истории ВСЖД:

!926 г. – построена дорога Анчинск – Абакан

Февраль 1936 г.-  из состава ВСЖД выделилась Красноярская железная дорога с границами от ст. Мариинск до ст. Тайшет

1940 г. – построена ветка Заудинская – Наушки

В 1950 году открыто движение поездов на участке Наушки — Улан-Батор.

Декабрь 1958 г.- началась  постоянная эксплуатация железнодорожного участка Тайшет-Лена, ставшей частью ВСЖД.

1959 г. – построен участок Абакан – Междуреченск

Декабрь 1960 г.- началось электрифицирование   переменным током участка  Иланская – Тайшет.

  В июне 1964 года начал курсировать фирменный поезд «Байкал» (Иркутск — Москва).

В  1961 году в состав дороги включена Красноярская ЖД, в 1979 году выделена обратно.

Декабрь 1965 г.- была принята в постоянную эксплуатацию железная дорога Абакан-Тайшет.

Декабрь 1966 г.- велось электрифицирование участка   Кежемская-Коршуниха.

1971 г. – реконструирован а и построена заново дорога  Решоты – Багучаны

1972 г.- организован вычислительный  центр ВСЖД, это повысило эффективность управления перевозками.

Ноябрь 1973 г.- сдана  в эксплуатацию 214 километровый участок ВСЖД –  Хребтовая – Усть-Илимская.

В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали и реконструкция уже построенной дороги Тайшет – Братск- Усть-Кут, что являлось частью ВСЖД. Участок от Усть-Кута (ст.Лена) до Северобайкальска вошел в состав ВСЖД.

1976 г. –   ВСЖД была награждена орденом Красного Знамени за успехи в девятой пятилетки.

1977 г.- было построено много станционных путей ( 51 км )   на линии Тайшет-Лена.

 В 1986 году сформирован фирменный поезд «Ангара» (Иркутск — Братск), в 1987 — «Селенга» (Улан-Удэ — Иркутск).

1987 г.- за 1986 г. коллектив ВСЖД был награжден Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

1988 г.- началось вождение   тяжеловесных поездов –  от 4,5 до 6,5 тыс. тн.

1996 г.- состав ВСЖД передан в Северобайкальское отделение Байкало-Амурской магистрали.

В 2001 году завершены основные работы на Северомуйском тоннеле. Через тоннель прошёл первый состав.

В 2005 году открыт маршрут фирменного поезда «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск).

В состав дороги входили до 2011 года отделения: Тайшетское, Иркутское, Улан-Удэнское, Северо-Байкальское.

     Решение о переходе Восточно-Сибирской дороги с 1 января 1997 г. на безотделенческую систему управления было принято   в декабре 1996 года,  и без отделений она работала до 2004 г.   С 2011 года отделения вновь ликвидированы и теперь в состав дороги входят представительства по регионам: Иркутский регион (Иркутск), Северобайкальский регион (Северобайкальск), Тайшетский регион (Тайшет), Улан-Удэнский регион (Улан-Удэ).

Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо. Тайшетский регион ВСЖД ныне возглавляет Шпаков В.

    На дороге крупные локомотивные депо: Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Вихоревка, Северо-Байкальск, Улан-Удэ. В Тайшете расположено множество предприятий ВСЖД: Эксплуатационное локомотивное депо Тайшет (ТЧЭ-1), эксплуатационное вагонное депо Тайшет, Тайшетская дистанция пути, Тайшетская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, Тайшетская дистанция электроснабжения, Тайшетская дистанция гражданских сооружений.  Эти предприятия вносят большой вклад социально-экономическое развитее города и Тайшетского района. В Тайшете живут и трудятся  на предприятиях ВСЖД ……человек.

Автор: Грибова Диана.

Источники: Новый энциклопедический словарь. Библиотека энциклопедических словарей- М., 2014г., стр.453.

Loading