Восточно-Сибирская железная дорога – часть Транссибирской железной дороги. Железная дорога – это рельсовый путь для движения поездов, совокупность учреждений, ведающих обслуживанием и содержанием железнодорожной сети. Транссиб – железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург(северный ход). Длина магистрали 9298,2 км.- эта самая длинная железная дорога в мире. Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России. Первоначально Транссибом, Великой Сибирской железной дорогой, называли дорогу от Челябинска до Владивостока. Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. ( См.статью Средне-Сибирская ж/д). В настоящие время магистраль проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровского края, граничит с Красноярской и Забайкальской железными дорогами. Управление ВСЖД находится в г.Иркутске. Начальник ВСЖД …………
В разные годы начальниками ВСЖД работали люди, занимавшиеся в последствии высокие должности в Министерстве Пуьей Сообщения СССР, России.
Наиболее крупные станции дороги: Слюдянка, Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Усолье-Сибирское, Китой, Суховская, Ангарск, Иркутск-сортировочный, Иркутск-пассажирский, Мысовая, Улан-Удэ, Наушки, Лена, Братск, Усть-Илимск, Тайшет, Северобайкальск. Эксплуатационная длина — 3 876 км, численность сотрудников — 42114 человек (в 2014 году – 41 000), перевезено грузов — 66,8 млн тонн, пассажиров: в дальнем сообщении — 3,6 млн человек., в пригородном — 21,9 млн человек. В 1961 границы дороги были изменены. Она охватывала территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Кемеровской и Читинской области. Граничила с Западно-Сибирской железной дорогой (ст. Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской железной дорогой (ст. Петровский Завод). На юге ВСЖД подходит к границе РФ с МНР (ст. Наушки). В эти годы эксплуатационная длина ВСЖД – 5312 км (3,9% протяженности всей железной дороги бывшего СССР)
Важнейшие события истории ВСЖД:
!926 г. – построена дорога Анчинск – Абакан
Февраль 1936 г.- из состава ВСЖД выделилась Красноярская железная дорога с границами от ст. Мариинск до ст. Тайшет
1940 г. – построена ветка Заудинская – Наушки
В 1950 году открыто движение поездов на участке Наушки — Улан-Батор.
Декабрь 1958 г.- началась постоянная эксплуатация железнодорожного участка Тайшет-Лена, ставшей частью ВСЖД.
1959 г. – построен участок Абакан – Междуреченск
Декабрь 1960 г.- началось электрифицирование переменным током участка Иланская – Тайшет.
В июне 1964 года начал курсировать фирменный поезд «Байкал» (Иркутск — Москва).
В 1961 году в состав дороги включена Красноярская ЖД, в 1979 году выделена обратно.
Декабрь 1965 г.- была принята в постоянную эксплуатацию железная дорога Абакан-Тайшет.
Декабрь 1966 г.- велось электрифицирование участка Кежемская-Коршуниха.
1971 г. – реконструирован а и построена заново дорога Решоты – Багучаны
1972 г.- организован вычислительный центр ВСЖД, это повысило эффективность управления перевозками.
Ноябрь 1973 г.- сдана в эксплуатацию 214 километровый участок ВСЖД – Хребтовая – Усть-Илимская.
В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали и реконструкция уже построенной дороги Тайшет – Братск- Усть-Кут, что являлось частью ВСЖД. Участок от Усть-Кута (ст.Лена) до Северобайкальска вошел в состав ВСЖД.
1976 г. – ВСЖД была награждена орденом Красного Знамени за успехи в девятой пятилетки.
1977 г.- было построено много станционных путей ( 51 км ) на линии Тайшет-Лена.
В 1986 году сформирован фирменный поезд «Ангара» (Иркутск — Братск), в 1987 — «Селенга» (Улан-Удэ — Иркутск).
1987 г.- за 1986 г. коллектив ВСЖД был награжден Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
1988 г.- началось вождение тяжеловесных поездов – от 4,5 до 6,5 тыс. тн.
1996 г.- состав ВСЖД передан в Северобайкальское отделение Байкало-Амурской магистрали.
В 2001 году завершены основные работы на Северомуйском тоннеле. Через тоннель прошёл первый состав.
В 2005 году открыт маршрут фирменного поезда «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск).
В состав дороги входили до 2011 года отделения: Тайшетское, Иркутское, Улан-Удэнское, Северо-Байкальское.
Решение о переходе Восточно-Сибирской дороги с 1 января 1997 г. на безотделенческую систему управления было принято в декабре 1996 года, и без отделений она работала до 2004 г. С 2011 года отделения вновь ликвидированы и теперь в состав дороги входят представительства по регионам: Иркутский регион (Иркутск), Северобайкальский регион (Северобайкальск), Тайшетский регион (Тайшет), Улан-Удэнский регион (Улан-Удэ).
Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо. Тайшетский регион ВСЖД ныне возглавляет Шпаков В.
На дороге крупные локомотивные депо: Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Вихоревка, Северо-Байкальск, Улан-Удэ. В Тайшете расположено множество предприятий ВСЖД: Эксплуатационное локомотивное депо Тайшет (ТЧЭ-1), эксплуатационное вагонное депо Тайшет, Тайшетская дистанция пути, Тайшетская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, Тайшетская дистанция электроснабжения, Тайшетская дистанция гражданских сооружений. Эти предприятия вносят большой вклад социально-экономическое развитее города и Тайшетского района. В Тайшете живут и трудятся на предприятиях ВСЖД ……человек.
Автор: Грибова Диана.
Источники: Новый энциклопедический словарь. Библиотека энциклопедических словарей- М., 2014г., стр.453.