«Страна, в которой мы родились и живём, называется Союзом Советских Социалистических республик – СССР. Это наша Родина. «

Так начинается Введение учебной книги для 4-го класса История СССР, утвержденной Министерством просвещения РСФСР, четвертого издания Гос. учебно-педагогического издательства Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1959 г. Авторы учебной книги Алексеев С.П. и Карцев В.Г. , редактор Краснобаев Б.И. , известный историк, исследователь отечественной истории и культуры XVIII в., кандидат исторических наук, доцент, руководитель лаборатории истории русской культуры исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Учебная книга — 149 страниц, 8 разделов, 58 параграфов, иллюстрирована черными и цветными репродукциями, имеется альбом карт (не сохранился он у нас), к каждому параграфу обязательные для выполнения по 3-4  задания. сть перечень дат 19  важнейших событий для запоминания, в т.ч. годы жизни В.И.Ленина и только, помнить даты биографий иных политических деятелей СССР четвероклассникам не требовалось.  В книге названы имена таких исторических деятелей: В.И.Ленин (целый параграф биографии и параграфы политической деятельности его, революции и без имен его соратников по партии и революции, новгородский князь Александр Невский (2 раза), Иван Калита , князь Дмитрий Донской, Мамай, Челубей, Пересвет, Иван III, Иван Грозный, Козьма Минин , Князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Степан Разин, Петр Первый, Ломоносов М.В., Емельян Пугачев, Екатерина Вторая, Суворов, Наполеон, Кутузов, Василиса Кожина, Ермолай Четвертаков, Александр Первый,  Николай Первый, Пестель, Рылеев, Пушкин А.С., Шевченко Т.Г., Некрасов Н. А., Чернышевский Н.Г., Александр Второй,  Антон ПетровЮ Морозов фабрикант, Сергей Лазо, Чапаев, Колчак, Деникин, Буденный, Фрунзе, Алексей Стаханов, Никита Изотов, Александр Бусыгин, Евдокия и Мария Виноградовы, Горький, Маяковский, Панфилов, Виктор Талалихин, Константин Заслонов.

      Четвероклассникам авторы книги не называют многие имена героев борьбы за счастье трудящихся, и даже не называют имена соратников Ленина, имя которого практически в каждом параграфе, по нескольку раз,  начиная с 30 (Владимир Ильич Ленин)  по 45 (Смерть В.И. Ленина) . Не названы Сталин, Хрущев.

        Рассказ о политической жизни страны , да и сама учебная книга,  заканчивается так: «В 1956 году в Москве собрался 20-й съезд Коммунистической партии Советского союза. Съезд принял важные решения. Перед Советским народом он поставил большие задачи. Под руководством Коммунистической партии народы нашей страны добьются больших успехов».

        Эта учебная книга была подписана к печати 19 июля 1958 г., Учпедгиз напечатал 1400 тыс. экземпляров.

     8 октября  этого же года вышло постановление ЦК КПСС, СМ О некоторых изменениях в преподавании истории в школах. В связи с этим дано было указание : «Для обеспечения школ новыми учебниками обязать Министерство просвещения РСФСР в порядке конкурсов подготовить и издать новые учебники истории, написанные ярко и убедительно, на высоком научном и педагогическом уровне, доступным для учащихся языком: книгу рассказов по истории СССР для IV класса, учебник истории древнего мира для V класса, учебник истории средних веков для VI класса, учебник истории СССР для VII — VIII классов — до 1 июня 1961 г., а учебник новой и новейшей истории зарубежных стран для IX — XI классов, учебник Конституции СССР для XI класса, учебник истории СССР для IX — XI классов издать до 1 июня 1962 г. Рекомендовать Министерству просвещения РСФСР издавать отдельные учебники по наиболее сложным курсам истории пробными тиражами».

     Цель: Курс истории в средней школе должен способствовать выработке у учащихся в доступной для них форме научного понимания закономерностей истории развития общества, формировать у учащихся убеждение в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, последовательно раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей и значение личности в истории.

    

Особое значение приобретает в настоящее время изучение вопросов современного этапа коммунистического строительства, раскрытие роли Коммунистической партии, как ведущей, руководящей и направляющей силы Советского общества.

     Преподавание истории и других общеобразовательных предметов в школе призвано воспитывать молодежь в духе коммунистической идейности и морали, нетерпимости к буржуазной идеологии, в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, глубокого уважения к труду и способствовать подготовке учащихся к активной общественной жизни».

В наше времена был и вот такой учебник истории для 4 класса, существенно, что вполне естественно, отличался от книги 1959 г. Например, в учебнике Соплиных ученики знакомились с гораздо большим числом исторических деятелей и даже с теми кого ученики 1959 гг. вовсе не знали.

В 2016 г. (?) по образовательному  стандарту в начальной школе ввели предмет «Окружающий

мир», имеющий интегрировано вписанные в картину мира  параграфы и  разделы истории Родины.

Так что самостоятельный учебник истории для 4 класса не только 1959 года, а вообще все имевшие место быть, канули в лета

Loading