Стахеева Л.И. в статье » О том , как тайшетцы стали горожанами» (на сайте опубликована  20.12. 2018 г.» первая в Тайшете (и карты ей в руки — нач.архивного отдела мэрии г.Тайшета как никак) опубликовала докладную записку о присвоении Тайшета статуса город.  Статья была напечатана в городской общественно-политической газете «Бирюсинская новь» в номере, посвященному 65-летию присвоения Тайшету статуса города  в 2003 г., двадцать дет назад (!). 

    Однако, Любовь Ивановна не отратила внимание на скорое изменение статуса рабочего поселка Тайшет (1.11.1935 г.) . Коротко об этом.

   Тайшет и Байкало — Амурская магистраль.17 августа 1937 г. Совет Народных Комиссаров (СНК, правительство) СССР и ЦК ВКПб приняли постановление «О строительстве Байкало — Амурской железнодорожной магистрали», обязавшее НКВД СССР развернуть подготовительные работы на участке Тайшет — Падун.  В июне  1938 г. было принято постановление СНК СССР о начале строительства жд в 1938 г. и сроком сдачи ее в эксплуатацию  ноябрь 1941 г.    Все эти решения предопределили появление в Тайшете и Тайшетском районе исправительно — трудовых лагерей: Тайшетский ИТЛ лесной промышленности НКВД ( август 1937 — окт.1939 г., 14 тыс.з\к) ; Западный ИТЛ УЖДЛ на Д.В. (август 1938 — май 1939, до 15 тыс з/к); Тайшетский Отдельный лагерный пункт Южлага УЖДЛ на Д.В. (май 1938 — окт.1940 гг, до 16 тыс з\к), с 1940 г. Южный ИТЛ УЖДЛ (1940 — 1943 гг, от 16 — до 9 тыс.з\к. ). Сложилась лагерная система исправительно — трудовых лагерей  центрального подчинения в Тайшетском районе, первом в Иркутской области, подвергнувшемся экспансии ГУЛАГа. Предвоенная численность заключенных всех тайшетских лагерей сравнялось с населением района.  Расширение сети лагерей и лагерно-производственных комплексов  продолжится после Великой Отечественной войны,  на западном БАМе появятся лагеря для военнопленных и особый лагерь Озерный.

     Дислокация  ИТЛ, их Управлений  в Тайшетском районе  и   г.Тайшете   сказалось на росте численности населения за счет приезжих сотрудников лагерей  и их семей.  С  ноября 1935 г   до июля 1937 г., т.е. за год и 8 месяцев,  население Тайшета выросло на 5.690 человек (38.8 %) за счет механического прироста, годовой  естественный прирост населения Тайшета составлял  всего лишь 32 человека, на 1.07.1937 г. — 14.200 жителей.

   Определение  Тайшета как отправной точки западного участка БАМа и связанный с этим рост численности населения, открывающиеся перспективы экономического развития  дало возможность ему стать  в марте 1938 г.  городом районного значения.  Буквально через два с небольшим года после получения статуса рабочий поселок, и за это время облик Тайшета , качество жизни в нем не стали городскими.  Новый статус давал возможность местному руководству быстрее принимать решения возникающих вопросов строительства БАМа, минуя преграды прежней бюрократии административно-территориального устройства.

      Сформировалось  понимание – Тайшет,  город,  рожденный  БАМом, а не Транссибом, который  способствовал появлению  ж.д. станции и поселка. С постройкой легендарной трассы  Абакан — Тайшет укрепилось новое представление о  его необычности  –  город стальных магистралей.

Loading