Стахеева Л.И. в статье » О том , как тайшетцы стали горожанами» (на сайте опубликована 20.12. 2018 г.» первая в Тайшете (и карты ей в руки — нач.архивного отдела мэрии г.Тайшета как никак) опубликовала докладную записку о присвоении Тайшета статуса город. Статья была напечатана в городской общественно-политической газете «Бирюсинская новь» в номере, посвященному 65-летию присвоения Тайшету статуса города в 2003 г., двадцать дет назад (!).
Однако, Любовь Ивановна не отратила внимание на скорое изменение статуса рабочего поселка Тайшет (1.11.1935 г.) . Коротко об этом.
Тайшет и Байкало — Амурская магистраль.17 августа 1937 г. Совет Народных Комиссаров (СНК, правительство) СССР и ЦК ВКПб приняли постановление «О строительстве Байкало — Амурской железнодорожной магистрали», обязавшее НКВД СССР развернуть подготовительные работы на участке Тайшет — Падун. В июне 1938 г. было принято постановление СНК СССР о начале строительства жд в 1938 г. и сроком сдачи ее в эксплуатацию ноябрь 1941 г. Все эти решения предопределили появление в Тайшете и Тайшетском районе исправительно — трудовых лагерей: Тайшетский ИТЛ лесной промышленности НКВД ( август 1937 — окт.1939 г., 14 тыс.з\к) ; Западный ИТЛ УЖДЛ на Д.В. (август 1938 — май 1939, до 15 тыс з/к); Тайшетский Отдельный лагерный пункт Южлага УЖДЛ на Д.В. (май 1938 — окт.1940 гг, до 16 тыс з\к), с 1940 г. Южный ИТЛ УЖДЛ (1940 — 1943 гг, от 16 — до 9 тыс.з\к. ). Сложилась лагерная система исправительно — трудовых лагерей центрального подчинения в Тайшетском районе, первом в Иркутской области, подвергнувшемся экспансии ГУЛАГа. Предвоенная численность заключенных всех тайшетских лагерей сравнялось с населением района. Расширение сети лагерей и лагерно-производственных комплексов продолжится после Великой Отечественной войны, на западном БАМе появятся лагеря для военнопленных и особый лагерь Озерный.
Дислокация ИТЛ, их Управлений в Тайшетском районе и г.Тайшете сказалось на росте численности населения за счет приезжих сотрудников лагерей и их семей. С ноября 1935 г до июля 1937 г., т.е. за год и 8 месяцев, население Тайшета выросло на 5.690 человек (38.8 %) за счет механического прироста, годовой естественный прирост населения Тайшета составлял всего лишь 32 человека, на 1.07.1937 г. — 14.200 жителей.
Определение Тайшета как отправной точки западного участка БАМа и связанный с этим рост численности населения, открывающиеся перспективы экономического развития дало возможность ему стать в марте 1938 г. городом районного значения. Буквально через два с небольшим года после получения статуса рабочий поселок, и за это время облик Тайшета , качество жизни в нем не стали городскими. Новый статус давал возможность местному руководству быстрее принимать решения возникающих вопросов строительства БАМа, минуя преграды прежней бюрократии административно-территориального устройства.
Сформировалось понимание – Тайшет, город, рожденный БАМом, а не Транссибом, который способствовал появлению ж.д. станции и поселка. С постройкой легендарной трассы Абакан — Тайшет укрепилось новое представление о его необычности – город стальных магистралей.