Исследовательская работа учеников — краеведов учителя Серебряковой Н.И.

Источник — http://yurti-info.ucoz.ru›istoriya/istorija_posjolka_…

Введение. Мир стоит на пороге 21 века. Но чтобы понять настоящее и будущее, следует всегда обращаться к истории: она великий учитель, в ней заключены бесчисленные образцы, мерки, импульсы для размышлений. Причём в отличие от настоящего и будущего в истории есть некоторая завершённость. То есть мы можем видеть, как возникало, развивалась, видоизменялось и гибло то или иное явление: страны и города, материки и океаны, политические и экономические перевороты, правители и стили правлений народами. Это верно для всех явлений. В том числе и для наступления 21 века, который ведёт к невиданным переменам. Мы иногда высоко смотрим в прошлое, иногда с лёгкой усмешкой говорим об уходящем веке – паровозы, « великие стройки »… Но 20 век это и революция, и ГУЛАГ, и выход человека в космос, и стремительное развитие научно – технического прогресса, и рождение новых городов и сёл, в том числе и посёлка, в котором мы живём. К сожалению, только краеведческие материалы и статистические данные коротко свидетельствуют о появлении и развитии нашего посёлка. Его биография неразрывно связана с судьбой страны. Любое, даже малозначительное историческое событие в стране неизбежно находило и находит отпечаток в жизни посёлка и его жителей. В данной работе кратко прослеживается взаимосвязь исторического пути развития страны и посёлка. Работа повествует главным образом об отдельных, но очень важных исторических событиях, связанных с экономическими преобразованиями, политическими переменами, а так же о людях, которые внесли существенный вклад в развитие посёлка Юрты.

                                        2. Историко-географический очерк.

2.1.Историческое название посёлка. Название посёлка – Юрты – имеет глубокие исторические корни. Но на сегодняшний день нет точного ответа, кто и когда назвал наш посёлок. Различные предложения дают некоторые разъяснения, однако документы, подтверждающие их, пока не найдены. 3 В словарях пишут: ЮРТ – владение, дом, местожительство, страна, земля у тюркских народов или территория в пределах, которой кочует племя. ЮРТА – переносное жилище у тюркских и монгольских народов – кочевников Центральной и Средней Азии, Южной Сибири.1 По исследованиям краеведов, учёных историков и географов, есть несколько версий о времени рождения поселения и о причинах названия – Юрты. По одной из них переменной датой рождения является зарождение нашей эры. Сибирь – это земля древних тюрко-язычных и монголо-язычных народов, которые имели свою историю и культуру. В 7 и 8 веках существовали крупные государственные объединения Тюркский магнат, Бохай. В 13 веке юг Сибири вошёл в состав Монгольской феодальной империи, а западная часть в золотую Орду. В 15 веке образовалось Сибирское ханство. С 15 века Московское государство и сибирское ханство установили дипломатические отношения, в результате которых в Московию стал поступать ясак. По географическим сведениям, в наших местах как бы соединились культуры древних северных и южных народов. В 1 веке до нашей эры, с юга, а именно из Северо- Западной Монголии под натиском гуннов в Сибирь переселились древние киргизы, которые под натиском войск Чингисхана в 1200 году разместились по Енисею на юг до Саянского хребта. Киргизы вели полукочевой образ жизни. Занимались земледелием, скотоводством. Жилища были трёх типов: юрта, дома, срубленные из брёвен и покрытые двухскатной крышей, шестигранные каркасные постройки. ___________________________________________________________________

1 – БСЭ т.30, 1978 г., стр. 419 4

    Другая народность – кеты — пришла в Сибирь из Юго — Восточной Азии, что подтверждается родством языков и некоторых обычаев, в том числе типов жилищ- юрт.2 Говоря о народах, населяющих древнюю Сибирь, нельзя не сказать о бурятах, обитавших в Прибайкалье, но под влиянием государства Чингизхана расселились от восточных берегов Байкала до рек Бирюса и Чуна. В начале 16 века между народами, населяющими Сибирь, шла непримиримая борьба за территории, но российское государство решило присоединить к себе огромную и богатую Сибирь. После похода Ермака за Урал(1579г.), в Сибири были основаны города и остроги: Г.Мангазея — 1601г.(Туруханск) Г.Томск — 1604г. Енисейский острог 1619г. Красноярский острог- 1628г. Покровский(Удинский) острог – г.Нижнеудинск 1649г. Илимский острог — 1630г. Братский острог — 1631г. Иркутский острог – 1661г., который впоследствии стал центром огромного Сибирского воеводства. Необходимо отметить, что, несмотря на приход русских в Сибирь, междоусобные войны не прекращались. Одни племена объединялись для набегов, другие оборонялись В книге А.Чмыхало «Дикая кровь» о давних событиях 1656 года в нашем регионе есть такие строки о киргизских набегах: «…и шёл Иренек не брать Канский острог, а грабить тувинцев и кыштымов и, если всё будет хорошо, продвинутся дальше, в братские улусы. ____________________________________________________________________

 2 – Е.Селезнев, Т.Селезнева «Тайшет – город, рожденный Транссибом», 1996 г., стр. 9   

        Братские были побогаче киргизов, потому что ещё не испытывали опустошительных набегов Алтын- хана».2 Из этих строк можно предположить, что в нашей местности когда-то стоял улус или бурят, или киргизов, или тофов, у которых жилищами служили юрты, откуда и получил посёлок своё название – Юрты. По другой версии, датой рождения посёлка с названием Юрты считают 1870 год, когда проводились изыскательские работы для строительства Сибирской железной дороги. На пологом холме изыскатели увидели три юрты, в которых жили тофы, и в своих рабочих документах сделали отметку о предполагаемом разъезде (юрты). По следующей версии, рождением поселения с названием Юрты стало уже начало строительства Великой Сибирской железной дороги- 1897 год, когда все близлежащие селения были обязаны предоставить гужевой транспорт и людей на работы по отсыпке земляного железнодорожного полотна. Тогда на месте станции Юрты был разбит временный посёлок, где проживали и русские, и буряты, и тунгусы, и тофы, и эвенки, а временными жилищами были юрты. Для нас же посёлок Юрты, как и для древних тюрков — дом.

      2.2. Географическое расположение п. Юрты. В географическом положении п. Юрты важным фактором является то, что посёлок расположен в западной части Иркутской области, которая находится в центральной части самого обширного Азиатского материка, на южной окраине Среднесибирского плоскогорья. С юга, запада и востока оно окаймлено труднодоступными горами Саяно — Байкальской системы и нагорьями Северо — Байкальским и Патомским. Рельеф местности равнинно- холмистый. Сам посёлок расположен на невысоком холме с усечённой вершиной, восточной окраине Канско- Рыбинской равнины. Со всех сторон холма протекают ручьи через заболоченные низины, которые, в свою очередь, 6 впадают в реку Бирюса. Посёлок находится в центральной равнинновсхолмлённой полосе Тайшетско — Чунского экономического района. Экономическое расположение очень выгодно, так как через посёлок проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. В 37 километрах от Юрт находится Тайшет, крупный железнодорожный узел. Наш посёлок находится недалеко от Московского тракта, на расстоянии одного километра.1 2.3. Гидрогеологические условия, климат. Окрестности посёлка сложены осадочными породами Ордовика и Силура, представленные аргиллитами, песчаниками, глинистыми сланцами. Горизонты подземных вод находятся на значительной глубине – от 8,5 метров и глубже, а по химическому составу относятся к гидрокарбонатнокальциевым. Поверхностные воды, это речки и ручьи, впадающие в Бирюсу, являющейся главной водной артерий Тайшетского района, относящееся к водосборному бассейну р.Енисей и, берущая начало в Восточном Саяне. Долины рек имеют глубок о врезанные долины, большие уклоны, быстрое и бурное течение и относятся к горному типу. Питание осуществляется за счёт таяния снегов, атмосферных осадков и подземных вод. Паводки наблюдаются в весеннеелетний период. Замерзание происходит в конце октября. Продолжительность ледостава и вскрытия рек длится 6-15 дней. Толщина льда достигает до 1.0-1.5 м. В конце февраля — начале марта наблюдается образование наледей. Сезонное промерзание грунтов в районе п .Юрты достигает трёх метров. По наблюдениям сейсмологов установлена сейсмичность района- 6 баллов. Климат характеризуется как резкоконтинентальный с коротким влажным летом и продолжительной холодной зимой. Среднегодовое количество осадков до 600мм. Наибольшее количество осадков приходится на июльавгуст. Высота снежного покрова достигает 720мм. Преобладающее направление ветра – западное. 2.4. Растительный и животный мир. 7 Со всех сторон посёлок окружён лесом. Сосна является доминирующей породой, на втором месте лиственница, ель, пихта, затем мягколиственные породы: осина, берёза. В состав насаждений, окружающих посёлок лесов входит в незначительных количествах одна из ценных пород — кедр. Благодаря разнообразию окружающих посёлок лесов, богат и ассортимент ягодных и лекарственных растений. Произрастают кустарники: черника, брусника, голубика, малина, смородина, клюква, черёмуха, рябина, шиповник, боярышник, калина. Разнообразие растений позволяет быть разнообразным и животному миру. В лесах водятся хищные животные: медведь, волк, рысь, росомаха, лиса; пушные звери – белка, соболь, хорёк, норка, заяц, ондатра. Обитают такие животные как барсук, лось, косуля. К сожалению, лесозаготовки значительно уменьшили площадь лесов, окружающих посёлок, и ряд видов флоры и фауны отступил в малодоступные для человека места. 3. 100 лет развития п. Юрты. 3.1. Влияние экономического развития России во второй половине 19 века на появление п. Юрты. Падение крепостного права по манифесту от 19 февраля 1861 года, подписанного Александром II, проведение земской, городской, судебной и военной реформ, привели к росту крупной промышленности, массовому переселению крестьян в крупные города и в Сибирь. Переселение в Сибирь шло быстро: от 3000 семейств в 1865 году до 80 000 в 1892 году. Всего за время царствования Александра III (с 1881 по 1894гг) в Сибирь переселилось до 400 000 крестьян. Переход промышленности на вольнонаёмный труд способствовал техническому прогрессу. Стремительно развивалась угольная и металлургическая промышленность, возникли важнейшие отрасли тяжёлой индустрии, как: паровозостроение, пароходостроение, вагоностроение, рельсопрокатное производство, сельскохозяйственное машиностроение и пр. 8 В 60-90 годах в России развернулось огромное по своему размаху строительство железных дорог. Вопрос о строительстве Великой Сибирской дороги встал в середине XIX века. Оно имело огромное значение для развития торговли, промышленности, сельского хозяйства. В 1890 году были закончены изыскательские работы, и императору Александру III были предложены два варианта прокладки Сибирской магистрали: идущий вдоль Сибирского тракта, там, где он проходит сейчас и южный, в направлении Оренбург- Орск- Павлодар – Бийск- Минусинск – Нижнеудинск. Строительство рельсового пути через Сибирь в 7000 вёрст было начато одновременно в Челябинске и Владивостоке в мае 1891 года. Возглавил строительство дороги инженер Н.Менжинов. 3 К государственному делу привлекались солдаты и казаки. Нужда заставила бросить на работы каторжников (до 1500 человек). Строевой лес подвозился из Алтая, железо- с Урала. Чтобы проложить трассу, прибегали к взрывным работам. Нередко линия проходила по болотам, трясинам. Имелось немалое количество кривых, высоких насыпей и каменных выемок. Сама природа словно сопротивлялась человеку. Поэтому строили временные участки или переносили уже проложенную дорогу. Вот поэтому в посёлке и существует понятие «старая линия», по которой сейчас проходит улица Путевая, длящаяся до «водокачки» и далее — до железнодорожного моста через реку Бирюсу. Строительство Великой Сибирской дороги велось отдельными участками. Соединение этих участков произошло в 1904 году. __________________________________________________________________

3 – В.Чагин «В начале пути. Стальное звено Транссиба», Красноярск 1998 г., стр. 270            Рельсовый путь был одноколейный и между крупными станциями существовали многочисленные разъезды, в том числе разъезд Юрты. 9 Разъезд Юрты входил в состав Томского отделения Среднесибирской магистрали. Первый поезд прошёл через разъезд Юрты в 1898 году. 2 Развитие железнодорожного транспорта повлекло за собой перестройку всего быта народа. С 1894 года по 1914 год было переселено около 4 млн. человек Из-за неподготовленности переселения и землеустройства около 16% переселенцев вернулись назад в Европейскую часть России.

       3.2. Начало 20 столетия. Строительство Великой Сибирской железной дороги было закончено в 1904 году, когда были соединены разрозненные участки от Челябинска до Владивостока. Журналист А.А.Никитин в своём очерке «Транссиб: эпоха в истории народов» пишет: «Принципиально важно заметить: сооружение Транссиба является экономическим чудом». В 1904 году Юрты не были посёлком, в нём не было каких- либо предприятий, но на железнодорожном разъезде Юрты останавливались поезда, двигавшиеся на запад с товарами: лесом, пушниной, золотом, кедровым маслом, китайскими шелками, фарфором, чаем; на восток- с крестьянами- переселенцами войсками, направленными на войну с Японией. Население Юрт составляло лишь несколько человек — путевых обходчиков, обслуживающих его. Первые жители, не связанные напрямую с железной дорогой, появились в Юртах в 1905 году. Это были переселенцы из Европейской части России. Их численность была незначительной. __________________________________________________________________

2 – Е.Селезнев, Т.Селезнева «Тайшет – город, рожденный Транссибом». Выпуск 1, 1976 г.стр.11

            Во время Всероссийской октябрьской стачки 1905 года, в которой принимали участие все сибирские города, на маленьком разъезде Юрты находилась почтово- телеграфная связь. 10 В 1907 году Министерством путей сообщения было принято решение о строительстве на разъезде Юрты дровяного склада, водокачки ( водоёмное здание в 2,5 км от ж.д.) и жилья (казарм) для обслуживающего персонала у линии железной дороги. С этого времени на разъезде Юрты стали заправлять паровозы дровами и водой. Юрты стали приобретать лицо пристанционного населённого пункта (из личной беседы с Сергиенко Н.В., старожилом посёлка). 3.3. Революционные бури. После февральской революции 1917 года положение на сибирских железных дорогах было очень тяжёлым. Уменьшились объёмы перевозок, сокращена доставка продовольствия на маленькие станции и разъезды, что привело к Всероссийской забастовке железнодорожников. 27 октября (9ноября) на станцию Иланская пришла весть о том, что в Петрограде свершилась рабочая и солдатская революция. Через станцию Юрты эта весть пошла на Суетиху, Тайшет, Нижнеудинск, Иркутск и далее. В годы гражданской войны через станцию Юрты проследовало огромное количество железнодорожных составов: с белогвардейцами и красногвардейцами, с белочехами и партизанскими частями, с оружием, боеприпасами, продовольствием, награбленными и вывозимыми в Китай и Маньчжурию ценностями. В апреле 1919 года на Томской железной дороге, куда входила и станция Юрты, движение застопорилось. 17 мая 1919 года из Тайшета сообщалось: «Положение катастрофическое… Свыше десятка паровозов свалено под откос. С 13 мая движение совершенно приостановлено».3 __________________________________________________________________

3 – В. Чагин «Стальное звено Транссиба». Красноярск, 1998 г., стр. 45

         В начале 20-х годов Сибирь была освобождена от белогвардейцев и началась борьба с разрухой. 3.4. От 20-х до 40-х годов 20 столетия 11 В 1921 году в стране началась новая экономическая политика. Ускоренная индустриализация страны привела к сокращению сельскохозяйственного производства. В 20-30 годах началось массовое «раскулачивание» крепких крестьянских хозяйств и повсеместное введение коллективных хозяйств колхозов. Неразумное управление сельскохозяйственным производителем привело к великому голоду населения Европейской части России. В этот период увеличился пассажирооборот по железным дорогам и особенно в Сибирь. Но причины были разными: кто- то спасался от голода; кто- то ехал на новостройки на Дальний Восток; кого- то доставляли к месту высылки как кулаков; кого- то к месту заключения как «врагов народа», в том числе и в Тайшетский район. Годы коллективизации не обошли стороной и Юрты. И хотя Юрты были только железнодорожной станцией, в 1935 году была основана МТС (машинно- тракторная станция), обслуживающая восемь близлежащих колхозов и сельскохозяйственных артелей. Одна из этих артелей находилась в селе Половино- Черемхово и называлась «Перелом». В 1958 году МТС было ликвидировано ( из личной беседы с Шевчуком И.С., бухгалтером МТС, оформлявший передачу ликвидационных документов в архив). 3.5. Великая Отечественная война 1941- 1945г. Перед войной население станции Юрты увеличивалось. Кроме железнодорожных казарм, уже было три улицы: Ленина, Гаражная, Транспортная. Административно они относились к ПоловиноЧеремховскому сельскому совету. Жители работали на железной дороге, в артели «Перелом», вели личное подсобное хозяйство. Школы ещё не было, и дети ходили на занятия в Половино-Черемховскую школу. По воспоминаниям жительницы Юрт Яковлевой А.Л., ребятишки собирались компанией человек 7-8 и отправлялись пешком, в дождь и снег, по слякоти в школу, по просёлочной дороге, проходящей через местность, где сейчас расположен посёлок. 12 Учились в две смены, но всегда дожидались друг друга, чтобы вместе вернуться домой. 22 июня 1941 года стал последним мирным днём Советской страны перед длительной войной с фашистскими захватчиками. Многие юртинцы отдали свою жизнь за освобождение Родины. В центре посёлка установлен памятник погибшим землякам. За годы войны посёлок не пострадал непосредственно от военных действий, но война наложила свой отпечаток на все стороны жизни населения. Население посёлка увеличилось, на трёх улицах уже стояло 98 домов (список прилагается). Причём в каждом доме кто-то был на фронте или работал на железной дороге, находящейся на военном положении и обеспечивающей бесперебойную доставку грузов, необходимых фронту, а также на сенном складе, МТС, конторе «Заготзерно» (из личной беседы с Сергиенко Н.В.). К данной работе прилагается список юртинцев, живших в посёлке в 1942- 43 г.г. и их потомков, сегодняшних учащихся школ нашего посёлка. Трудовые и военные подвиги юртинцев в годы В.О.В. отмечены высокими наградами Родины и навечно вписаны в историю посёлка и страны.

       3.6. Возвращение к мирной жизни. Последствия войны ещё долго давали о себе знать. Миллионы советских граждан прошли через машину сталинских репрессий. В 1946 году на станцию Юрты под охраной ОГПУ прибыла группа репатриированных (молодых людей, угнанных на работы в Германию во время войны, и достигших там совершеннолетия). Все они были заняты на лесозаготовках и погрузке леса в железнодорожные вагоны. Все работы от валки леса до погрузки в вагоны осуществлялись вручную. Только на вывозке использовались лошади. 4 13 26 апреля 1949 года в г. Барнауле издан приказ №1 по Пойменскому мехлесопункту треста «Стройгаз- 1» о перебазировании Бобровского мехлесопункта на станцию Юрты. Первый состав с оборудованием, механизмами, ГСМ, автомашинами, лошадьми, комплектами жилых бараков и прочим прибыли на станцию Юрты 8 мая 1949г, затем 14 мая прибыла первая группа людей, в их числе и ныне проживающие в посёлке И.А.Маргус и В.И.Буховецкий. Рабочие сразу же приступили к строительству жилья и основных объектов нового предприятия. Весь личный состав лесопункта был направлен на заготовку древесины, чтобы подготовить жильё к зиме. При валке леса использовались лучковые пилы, на трелёвке — гужевой транспорт. Каждую неделю на станцию Юрты прибывали новые группы рабочих, направляемых с реорганизованных предприятий управления «Главсвинецстроя» с Кавказа, из Калмыкии, Удмуртии, а также по организованному набору из разных частей Советского Союза. Уже 5 июля 1949 года приступили к вывозке древесины автомашинами ЗИС150. Бурными темпами шло в посёлке строительство. 14.07.49г. введена в эксплуатацию электростанция, обеспечивающая электроэнергией мастерские и стройучасток. В том же году осуществлено освещение посёлка, построен радиоузел, столовая, шпалоцех, склад готовой продукции и биржа сырья. Чтобы решить проблему с жильём, рабочим стали выдавать кредиты на строительство. Посёлок рос. В январе 1950 года Юртинский мехлесопункт треста «Стройгаз-1» преобразован в трест «Юртстройлес» (из приказа начальника мехлесопункта Ананьина Якова Ивановича). __________________________________________________________________

4 – Г. Федосов «История СССР». Москва, 1966 г., стр. 415

         В это же время в посёлок прибыло 50 человек заключённых Озерлага (Тайшет), которые начали строить жилую зону (сегодня это район улицы 14 Путевая) для 500 человек. В нашем посёлке многие здания построены их руками. Учреждение называлось СМУ-1 (строительно- монтажное управление), начальником которого был Маляревич. В августе 1950 года в трест «Юртстройлес» прибыла группа молодых специалистов- строителей, и в их числе Скоморохов К.А., который всю свою трудовую деятельность связал со строительством объектов производственного и социального назначения (из личной беседы со Скомороховым К.А.). В тресте «Юртстройлес» также кипела работа. Прибывали рабочие по оргнабору из Татарии, Чувашии, Казахстана. В зимнее время использовался труд колхозников, направляемых по разнарядкам на лесозаготовки. 19 февраля 1951 года Юртинский леспромхоз переведён на самостоятельный баланс и выделен отдел рабочего снабжения — ОРС. 25 мая 1951 года в трест прибыло 250 человек. В связи с тем, что жилья не хватало, людей разместили в палатках. Трест ударными темпами строил жильё. За три месяца было выстроено 18 бараков по 20 комнат, рассчитанных на 4- 6 человек. Необходимо отметить, что строительство жилья осуществлялось не только в Юртах, но и в Поперечке, Лиственичке, Землянском, Октябрьском посёлках. Поэтому посёлок Юрты стали называть Центральным. Сегодня эта часть посёлка называется улица Центральная, а улица Гаражная получила такое название из- за расположения в этой части посёлка автогаража. В настоящее время на самой территории гаража находятся склады частного торгового предприятия. 7 июня 1951 года был открыт фельдшерский пункт, а фельдшер Кочергина Г.И. зачислена в штат Юртинского ЛПХ (из архива Юртинского леспромхоза, дело №3). В 1952 году введены в эксплуатацию объекты капитального строительства: жилья, узкоколейной железной дороги, объектов соцкультбыта. 15 Особое место в управлении промышленностью СССР отводилось трудовой дисциплине. Множество приказов отражают жёсткий контроль по технологической дисциплине и соблюдению внутреннего распорядка. В 1953 году был открыт Красноборский ЛЭП, а 7 ноября для населения посёлка Юрты стал двойным праздником. В этот день состоялось торжественное открытие клуба ЛПХ, в котором сегодня церковь Ксении Блаженной. В этом же году начато строительство 2-х квартирных домов и 8- квартирных двухэтажных домов, в которых и сейчас живут люди. В феврале 1956 года в стране произошло важное событие — состоялся 20 съезд КПСС, который осудил культ личности Сталина, утвердил директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР, принял постановление о реорганизации управления народным хозяйством. В сентябре 1957 года Юртинский леспромхоз передан в комбинат «Тайшетлес». В его состав вошли: Пишетский, Красно- Борский, НовоНиколаевский, Михало- Шаховский лесопункты, УЖД, нижний склад, гараж, РММ, ЖКО (приказ №8 от 12.10.57г.). Отгрузка леса производилась у линии Транссиба. В первое время она осуществлялась вручную, затем лошадьми, лебёдками, автокранами. Ежесуточно отгружалось до 30 вагонов леса, на погрузке было задействовано до 20 автокранов. За полвека существования Юртинского леспромхоза произошло много изменений, как в сырьевых ресурсах, механизации труда, так и в рабочих кадрах. Многие из тех, кто пришли сюда первыми, отдали свою молодость, свой задор, профессиональные навыки на благо посёлка, предприятия, отмечены правительственными наградами. Эти люди и сейчас живут в посёлке. Орденом Ленина награждены за добросовестный труд Маргус И.А., Буховецкий В.И.. К сожалению, ушли из жизни Скоморохов К.А., Ходенко Е.М., Сахаров П.В.

5 – Из архива Юртинского леспромхоза. Дело № 7, стр. 61. 16 3.7.

         Развитие производственных мощностей в п. Юрты — как отражение планов страны. Капитальные вложения в развитие промышленности в послевоенный период позволили развернуть строительство в огромных масштабах. К концу пятой пятилетки в посёлке Юрты, к югу от железной дороги, начато строительство ещё одного лесозаготовительного участка, так называемого треста №7. Этот трест являлся специализированным отделением Новосибирского авиационного завода им. В.Чкалова ( такое название носит и улица, на которой строились первые жилые домики и административные помещения). (Из воспоминаний Сахарова П.В.) Лесозаготовки велись в районе деревни Лиственичка, в Юртах от центральной магистрали Транссиба проведена ж.д. ветка длиною 600 метров, рядом была установлена пилорама, штабеля с лесом, который отгружался по разнарядкам вышестоящей организации. Первым начальником этого треста был военный – полковник Тимерман. В настоящее время на территории седьмого треста расположено ч.п.Талинга. Проекты нового промышленного строительства направлялись главным образом на освоение открытых природных богатств и месторождений полезных ископаемых, на развитие энергетической и металлургической базы. Предполагалось строительство мощных Западно- Сибирского и Тайшетского заводов в Восточной Сибири, а за счёт этого увеличение мощностей машиностроения в 15 раз в данном регионе. В 1953 году ГПИ «Промстройпроект» закончил геологические изыскания по проекту строительства Юртинского ЛДК. Заключение экспертной комиссии было положительным. Разрабатываемый проект предусматривал строительство комбината, где заготовленная древесина должна была использоваться полностью. По воспоминаниям Скоморохова К.А., в 1955 году из Ачинска в Юрты было переведено СМУ, которое приступило к строительству объектов соцкультбыта, промплощадки ЛДК. 17 Уже в 1956 году сдана в эксплуатацию школа № 24 и улица получила название Школьная, детский сад по улице Садовой. В 1957 году сдана больница, начато строительство бани, которая была сдана в 1961 году. В 1957 году СМУ- 1 и Ачинское СМУ объединились и приступили к строительству ЛДК. Необходимо отметить, что цеха ЛДК, большинство кирпичных зданий посёлка возведены руками работников СМУ и заключённых, но о последних практически нет информации в архивах предприятий. Около 500 человек заключённых сначала строили жилую зону – бараки, столовую, клуб, магазин, баню. Эта территория была обособленной в посёлке. Затем СМУ приступило к строительству участка железобетонных изделий, столярного и кирпичного цехов. Летом 1957 года начато строительство лесопильного цеха, бассейна с подогревом, сортировочной площадки, биржи сырья, котельной. Первые годы семилетнего плана (1959- 1965) были очень напряжёнными для дирекции строящегося предприятия. Первые два котла котельной были пущены в 1959 году, первая очередь лесопильного цеха, начато строительство детского сада по улице Советская, который сдан в 1965 году (ныне в здании сада наша начальная школа). Руководил дирекцией строящегося предприятия Новицкий. В июне 1961 года в Юртинский ЛДК переведено 450 человек из Юртинского леспромхоза в связи с производственной необходимостью. В 1963 году Юртинский ЛДК принят государственной комиссией, директором был назначен Боровик А.Н. О развитии ЛДК должно быть отдельное повествование, так как с развитием предприятия развивался и посёлок. Теперь на базе Юртинского ЛДК существует ЗАО «Юртинсклес», руководителем предприятия является Концевая Н.Г. В 1967 году сдана средняя школа №17, в 1977 году — магазин Юбилейный, в 1981 – кафе Юность. 18 В настоящее время на территории посёлка действуют 8 частных пилорам, 43 магазина, цех кондитерский и безалкогольных напитков, бары. 3.8. О административно- территориальном подчинении. С 1949 года трест «Юртстройлес», а затем Юртинский ЛПХ с посёлками Центральный(Юрты), Поперечка, Октябрьский административно подчинялись Половино- Черемховскому сельскому совету Тайшетского райисполкома. Статус посёлок получил в 1957 году, и в этом году население посёлка отпраздновало 50- летие своего населённого пункта. С 1957 года на должности главы администрации побывало 11 человек. При их непосредственном участии в посёлке регулировались политические, производственные, экономические и житейские проблемы. 3.9. Немного о ПЛО «Юртинсклес». Согласно приказам Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности Юртинский ЛДК и Юртинский ЛПХ образуют головное предприятие « Юртинсклес». Директором был назначен Сидоров Владимир Георгиевич, затем в 1979 году его заменил Концевой Георгий Михайлович ( из архива ОАО « Юртинсклес» дело № 52). В настоящее время посёлкообразующее предприятие носит название ЗАО « Юртинсклес. 3.10. Юрты – в условиях перехода к рыночной экономике. С конца 80-х годов двадцатого столетия в стране начинается новый этап развития. Глубокие преобразования в экономической и политической жизни в государстве не оставили в стороне и Юрты. Предприятиям посёлка пришлось искать новые формы хозяйствования. В июне 1989 года на конференции трудовых коллективов предприятий ПЛО « Юртинсклес» принято решение о расформировании данного предприятия на отдельные организации. 1989 год – Арендное предприятие ( АП) « Юртинский ЛДК» 1992 год – Акционерное общество закрытого типа АОЗТ « Юртинсклес» 1993 год — Акционерное общество открытого типа АООТ « Юртинсклес» 1996 год – Открытое акционерное общество ОАО « Юртинсклес» 19 2000 год – Закрытое акционерное общество « Юртинсклес» Предприятие действует на основании Закона РФ « Об акционерных обществах», Устава ряда внутренних положений, принятых высшим органом управления – общим собранием акционеров. Ряд предприятий, расположенных в посёлке Юрты, действуют в прежних рамках: СПТУ – 58, комбинат « Алмаз», Тайшетский филиал Гортопа, школы № 17 и № 24, детский сад « Солнышко», поселковая библиотека, центр досуга « Сибирь», детская музыкальная школа, Юртинская участковая больница, два отделения связи. Многие предприятия в посёлке изменили свой статус. Расформировалось крупнейшее торговое предприятие ОРС « Юртинского ЛПХ». Вместо единого торгового комплекса появились:  АООТ « Юртинка»,·  ТОО « Колос»,·  ТОО « Юность».· Появилось много вновь созданных предприятий:  « Юрттекс» — торговая деятельность·  « Талинга» — лесозаготовки и лесопиление·  « Грация» — хлебопечение и торговая деятельность· Кроме указанного выше, по посёлку Юрты зарегистрировано сорок частных предпринимателей. Жилой фонд посёлка, коммунальные сети, электро–тепло снабжение, водоотведение подчиняются разным структурам. Экономические реформы принесли мало пользы посёлку, отсутствие денежных средств не позволяет производить дальнейшее благоустройство посёлка. Улицы плохо освещены, дороги разбиты, многие жилые дома нуждаются в капитальном ремонте. Появилось очень много безработных. Если в 1985 году численность посёлка составляла около 9000 человек, то в 2007 году она равна 5920 человек. 20 В условиях рыночной экономике практически все предприятия стали банкротами. Это не могло не отразиться на демографической ситуации в посёлке. Однако жители посёлка верят в будущее и надеются на свои силы. 4. Заключение Работа задумывалась, как путешествие во времени. В ней отражена попытка показать весь путь, который наш посёлок прошел более чем за сто лет. В начале века на плечи маленькой железнодорожной станции Юрты Транссибирской магистрали легла тяжесть перевозок для фронтов РусскоЯпонской войны. Огромные испытания претерпел посёлок и его люди во время гражданской и Великой Отечественной войн. В послевоенное время посёлок пережил второе рождение. Надо ли говорить о том, что он стал известен не только во многих уголках России, но и в ближнем и дальнем зарубежье, благодаря добросовестности, самоотверженности, любви к отчему дому всех тех, кто живёт в посёлке. На Юрты историей выпало быть почти в центре России. На своём опыте многие знают, что наше государство сильно маленькими посёлками, как Юрты. В Советской Энциклопедии 1978 года издания на странице 419 имеется всего пять строк о посёлке Юрты Тайшетского района Иркутской области. Но не каждый посёлок великой России удостоен такого внимания. Пока живы такие посёлки как Юрты, будет жива и едина Россия.

      Список литературы: 1. БСЭ т.30, 1978 г. 2. Селезнев.Е, Селезнева Т. «Тайшет – город, рожденный Транссибом». Выпуск 1, 1976 г. 3. Чагин В. «В начале пути. Стальное звено Транссиба». Красноярск, 1998 г. 4. Федосов Г. «История СССР». Москва 1966 г. 5. Архивы Юртинского леспромхоза.

Loading