В. А. Демин

      Сооружение Великой транссибирской железнодорожной магистрали выдвинуло на первый план изучение климата и его неблагоприятных явлений на этой территории. Почти до конца прошлого столетия о климатических особенностях на участке трассы от Красноярска до Байкала имелись лишь судные сведения. В связи с этим потребовалось создание сети метеорологических станций. По решению Главной физической обсерватории эта работа была возложена на Иркутскую магнитно-метеорологическую обсерваторию, которая была организована в конце 1886 г.

     Одной из открытых и восстановленных метеостанций с конца 1890-х годов и начала XX века стала метеостанция Тайшет. Станция была открыта в июле 1902 г. в 750 м от железнодорожного вокзала, но просуществовала недолго, наблюдения были прекращены в ноябре. Вновь наблюдения были начаты в ноябре 1905 г., барометр установлен в марте 1906 г. в почтовой конторе. В декабре 1907 г. сгорело здание, где находился барометр, и станция была перенесена на новое место. Метеоплощадка неоднократно переносилась.

     Станция содержалась на средства Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории. Данные наблюдений помещались в летописях Главной физической обсерватории.

      Во время гражданской войны в Сибири в мае 1919 г. метеорологические наблюдения были прекращены.

     6—7 октября 1924 г. управлением Забайкальской железной дороги была вновь оборудована метеоплощадка, и начались регулярные наблюдения по программе 2-го разряда. С тех пор метеостанция работает без перерыва. 24 августа 1940 г. метеонаблюдения были перенесены ближе к лётной площадке и барометр был установлен в помещении Граждан воздухофлота.

    В 1945 г. метеостанция Тайшет была передана Иркутскому управлению гидрометслужбы. С этого периода началось расширение программы наблюдений и информации, внедрение новых приборов и оборудования. В связи с развитием г. Тайшет метеоплощадка оказалась окруженной высокими зданиями,[1] поэтому в июле 1972 г. она была вынесена за пределы города и при ней был построен служебно-жилой дом.

     С лета 1966 г. были начаты наблюдения за испарением с водной поверхности по установке ГГИ-3000, а также за испарением с почвы (установка ГТИ-500-50). На станции проводились шаропилотные наблюдения для обслуживания малой авиации.

     Тайшет располагается на западе Иркутской области и в нем находится самый крупный железнодорожный узел Восточно-Сибирской железной дороги. От Тайшета в 1950-х годах на восток была проложена железная дорога Тайшет — Лена (порт Осетрово на р. Лена) и в 1960-х годах построена дорога Тайшет — Абакан. В те годы метеостанция Тайшет обеспечивала эти стройки метеорологической информацией в большом объеме. В связи со строительством в 1970-х — 1980-х годах западного участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ) метеостанция обслуживала строительство объектов стройиндустрии для нужд БАМа.

     В настоящее время метеостанция Тайшет входит в состав реперной сети Иркутского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в списки наблюдательных станций ВМО и межгосударственного циркулярного обмена стран СНГ. На станции проводятся метеорологические, агрометеорологические и радиометрические наблюдения. Осуществляется гидрометеорологическое обеспечение заинтересованных организаций.

     Метеостанция Тайшет — важнейший информационный пункт; метеорологические и агрометеорологические данные поступают в Иркутский гидрометцентр и Гидрометцентр России и используются при составлении метеорологических и агрометеорологических прогнозов, характеристик, справок.

     Станция обладает высокой степенью репрезентативности для обширной равнинной территории лесостепной зоны запада Иркутской области…

    Гидро-метеорологическая  станция в Тайшете располагается по адресу — ул.Степная , 82



Loading