Во время боя некоторых отрядов шиткинских партизан с чехословацкими легионерами  и белогвардейцами 8 мая 1919 г. на станции Тайшет сгорело здание железнодорожного вокзала. Как это произошло? Есть разные свидетельства:

    1. Воспоминания Шкредова А.Л., партизана Серафимовского партизанского отряда (в книге «Шиткинский партизанский фронт март 1919 — январь 1920 г. Воспоминания очевидцев. Архив Черневского А.Ю ) : «…меня отправили на связь в Ст.Акульшет, оттуда мы шли с ними на станцию чтобы его поджечь, мы взяли бидон керосина, начался бой, все военные выбежали из станции, остались гражданские, мы их выгнали, подожгли здание» (стр.301);

      2. Черневский А.Ю. «Битва на рельсах» (в той же книге воспоминаний на стр. 447) предлагает иную версию: выстрел прямой наводкой орудия чешского бронепоезда «Орлика» угодил в угол западного крыла вокзала , взлетели на воздух обломки здания, вспыхнуло пламя;

   3. Из сообщения  в штаб Иркутского военного округа  от начальника штаба 1-й чехо-словацкой стрелковой дивизии подполковника Жака: «Станционное здание сожжено артиллерийским огнем» (сборник документов «Партизанское движение в Сибири. Часть ІІ. Приенисейский край, стр.210);  Артиллерия бронепоезда чехо-словаков, конечно же, у партизан орудий не было.

 4.Это подтверждает подполковник Главацкий в своей телеграмме в Омск («Партизанское движение в Сибири…», стр.210): «…временно станционные здания были заняты большевиками. От огня нашей артиллерии сгорели станционные здания».    Непонятно о какой артиллерии идет речь. 

5. Из чешской книги воспоминаний адъютанта Скацела « С генералом Сыровым в Сибири»  страница 20, издана в  Праге в 1923 году: .

 » Во время когда я ехал с генералом Сыровым  из Челябинска в Иркутск, именно за два дня перед нашим приездом на станцию Тайшет, красные  сделали  8 мая /1919/ ночную атаку на 1-й  Полк с артиллерией.  Эта банда около 1200 мужчин  была отражена нашими воинами в белье (спавшими  во время налёта партизан — Е.С.) и разбита. А около 200 убитых красных осталось в поле боя, но и у нас  были жертвы. Потребовалось крупной атаки нашего бронепоезда на помещения станции,  чтобы нам бандиты не принесли ещё большие потери.

    От станции не осталось ничего — сгорела. Ещё во время нашего приезда шёл дым из этих развалин. В помещении станции были  уничтожены и все бандиты – метатели гранат.»  Значит,  вокзал сожгли белочехи, заметим якобы случайным выстрелом.

6. Вот так описал сцену пожара здания вокзала журналист  Брылев А.    в новостной статье «Наступление красных банд на ст.Тайшет»   газеты «Свободная Сибирь», (копия из архива Черневского А.Ю.): «…В это время красные, засевшие в станции, вели перестрелку с окружившими их чехами, которые видя, что их не выбить со станции, решили выставить броневик, из которого и открыли огонь; но так как  было очень близко и стрелять из орудий было неудобно, было брошено несколько ручных бомб, от которых  станция моментально загорелась. Здание было деревянное  и пожар сразу принял угрожающие размеры; не прошло и несколько минут, как станция была охвачена пламенем и, вместе с этим, погибли все находившиеся там., кроме двух телеграфисток и чешского коменданта, которые успели спастись. Все эти события заняли не более часа и в четыре часа утра было уже все тихо.  Станция вся была объята пламенем и с треском рушились стены, погребая под своими развалинами всех находившихся там».  Еще одно объяснение –  вокзал сгорел  от брошенных ручных бомб.

     Верить этой заметке полностью не стоит, понимая с какой целью она была написана. К тому же журналист датировал событие неправильно  – в ночь с 6 на 7 апреля, весьма неточно и предвзято пишет. И  неизвестен информатор Брылева, насколько он был осведомлен. Судя по статье  не очень. 

7. Краевед Лифантьев А.Н. в газетном очерке «Штурм Тайшета» сожжение здания вокзала посчитал  значением тайшетского боя, а не результатом, не упомянув виновников пожара. (Коммунистический путь, 21.11.1972 г.)

8. В  другом в своем очерке «Налет на Тайшет» («Очерки о шиткинских партизанах» , Красноярск,  1974 г. стр. 81) описывая  нанесенный    урон станции,   он вовсе не сообщает о сожженном здании вокзала.

 9. Хобта А.В.  («Восточно — Сибирская железная дорога  в период гражданской войны (1918 — 1920 гг.»), в главе «Разрушения, вызванные гражданской войной» в результате действий красных, белых и интервентов, на стр. 66-70 пишет:   «…Иностранными войсками на станции Тайшет (2438 верста) были сдела­ны следующие разрушения: сожжён вокзал площадью 73 кв. сажени стои­мостью 20 805 руб., взорван паровоз (при взрыве в депо выбиты стёкла и повреждена подшивка потолка), повреждено водоёмное, давшее трещины до двух дюймов, взрывом водоподъемного здания выбиты стёкла и сорва­на вся верхняя часть здания. Общая сумма убытков по станции Тайшет составила 254 457 руб. 31 коп.».

    Итак, здание вокзала сожгли чехословаки в ходе боя с партизанами. Интересен другой вопрос:  а когда здание было восстановлено? И нет пока ответа, только предположения на полях заметок по теме.

Валерий Дроздов  представил для сайта,  среди многих других,  вот эту фотографию  из   архива  г-жи Натали де ла Шез: фонды Жан де ла Шез. 1918-1920. 

        Жан Батист де ла Шаз (Мари Камиль Франсуа, 1884-1976 гг.), начальник кавалерийской эскадрильи, член французской военной миссии, командированный в чехословацкую миссию для белых русских войск в Сибири в 1919-1920 годах: 2-й подписанный фотоальбом Сибирской экспедиции (20 марта 1919 г. — 4 апреля 1920 г.).  

   В его альбоме несколько фотографий Тайшета и его окрестностей :

  — [взгляды , ( то есть фотоснимки – Е.С. ) № 424 -425]: «Fèvre, Taïchet»;   т.е. февраль, Тайшет;  27 декабря [Traineau] т.е.   сани
— [взгляды № 426-427]: «Тайчет» [Traineau] т.е. Тайшет, сани
— [взгляды № 428-429]: «Тайчет 19 ноября, 27 декабря 19»; La Biroussia (см. Также 79 PRI 2, вид n ° 72)
— [вид n ° 430-431]: «Taïchet»; 27, 19 декабря — 1, 20 января, вокзал (см. Также 79 PRI 2, вид № 73)
— [просмотры № 432-433]: «Тайчет»
— [просмотры № 434-435]: « Проход по Бируссии. 4 ноября Тайчет 27 декабря 19 года » т.е. проезд по р.Бирюсе.

       Валерий не только поделился фотографиями,  но и обратил внимание на надпись в   верхнем правом углу альбомной страницы на французском языке, на русском яз. она читается так — Тайшет, 27 декабря 19 — 1 января 20 .

    Так здание вокзала уже восстановлено или заново построено? Так быстро –  за восемь месяцев в условиях послевоенной разрухи?  Вот   знакомые очертания второго его здания, да еще какие-то пристройки к нему….

      Ясно одно, надо искать дополнительную  информацию, чтобы найти ответ!

здание сгоревшего вокзала 8 мая 1919 г
Первое здание вокзала
перрон вокзала Тайшета к.50-х нач. 60 х гг

Loading