(франц. Depot, буквально -склад, хранилище), предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного состава: вагонов, локомотивов, мотовагонных секций железной  дороги и метрополитена, трамваев, а так же пожарных машин.

Различают депо специализированные по виду и типу подвижного состава. (локомотивные, вагонные, моторные и т. п) и смешанного типа, предназначены для эксплуатации различных видов подвижного состава одновременно, Например: электровозов, тепловозов моторвагонных  поездов и кранов на железнодорожном ходу. Локомотив( франц. Iocomotive, от лат. Locomoveo – сдвигаю с места) тяговое транспортное средство, относящиеся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов . В зависимости от вида первичного источника энергии современного локомотива они делятся на тепловые и электрические. Тепловые локомотивы- паровозы, тепловозы, электрические – электровозы.

   Когда возникло первое депо в Тайшете? Их было несколько. С 1894  г. началось строительство 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги (Красноярск-Иркутск) и станции Тайшета.  Строилась станция – железнодорожное предприятие, и поселок при ней.   К  1903 г. (фото 1)    было построено оборотное паровозное депо на три стойла (на три паровозных места). Здание этого депо сохранилось и эксплуатируется как автогараж до сегодняшнего дня. К 1913 г., в связи с реконструкцией горных участков Средне-Сибирской железной дороги,  построили основные депо на шесть стойл (фото 2). Оборотное депо – предприятие по техническому профилактическому обслуживанию паровозов, прибывших с рейса и принадлежавших иным станциям. Основное депо –это предприятие содержащее паровозы и их ремонтирующие. В 1934 г. началось строительство нового второго паровозного депо. 30 октября 1936 года из ворот депо

вышел 1 отремонтированный паровоз это дата считается днем рождения паровозного депо. Депо имело шесть цехов несколько других подсобных помещений и мастерских электростанции. Первым начальником этого депо были: Демьяненко Д.Д., Муратов П. Г., Лебедев К.В. , в депо  работало 483 человек. Паровозное депо стало называться локомотивным,  когда на ст.Тайшет начали эксплуатировать тепловозы и электровозы , т.е. в 1964-1965 годы.

   В феврале 2009 г. в связи с реорганизацией, локомотивного депо Тайшета преобразовано в эксплуатационное локомотивное депо Тайшет, имеющее в своей структуре оборотное депо ст.Нижнеудинск. В настоящее в депо трудиться 523 человека, из которых 437 составляют локомотивные бригады . С 01.10.2011 г.эксплуатационное локомотивное депо вошло в состав Дирекции тяги ОАО «РЖД» как структурное подразделение.

 Автор: Попандопуло Д.   8 класс СОШ № 85. Источники: Селезнёв Е.С., Селезнёва Т.А. 2341 верста. Из истории строительства тайшетского участка Транссиба и ст.Тайшет; Родионов А.М. Рожденное Транссибом. Очерки истории локомотивного депо станции Тайшет;

Loading