Родился в 1901 году в городе Калач, ныне расположенном в Воронежской области, в семье рабочего-кузнеца. В шестнадцать лет сам начал работать кузнецом в железнодорожных мастерских, что, видимо, повлияло на его жизненный выбор.В возрасте семнадцати лет в 1918 году он вступает в партию большевиков и добровольцем в Красную армию. За храбрость, проявленную в боях на Восточном фронте с белочехами и белоказаками, молодого бойца награждают именным оружием, которое вручает сам командующий 5-й армией Тухачевский. За год молодой красноармеец дослуживается до командира роты и командира эскадрона. За мужество и храбрость, проявленные в боях при взятии Уфы, его награждают очень редкой тогда наградой – орденом Красного Знамени, который ему вручает лично Михаил Васильевич Фрунзе. Затем эскадрон Гвоздевского перебрасывается на фронт борьбы с Деникиным и включается в состав Первой конной армии Буденного. Летом 1920 года под командованием Гвоздевского уже кавалерийский полк, сражающийся против поляков, а затем с войсками барона Врангеля. Затем борьба с басмачами в Средней Азии, звание комбрига, тяжелое ранение и увольнение в запас.
Молодой отставной комбриг работает кузнецом и учится на рабфаке в Москве, а затем поступает в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и оканчивает его с отличием в 1932 году, после чего его направляют на строительство дороги Москва – Донбасс.В июне 1938 года Федора Алексеевича Гвоздевского, уже имевшего опыт по изысканию, проектированию и строительству железных дорог на Украине, назначают руководителем БАМтранспроекта. Строительство знаменитого БАМа началось отнюдь не в 1974 году, как многие полагают. 13 сентября 1932 года постановления Совета Труда и Обороны СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали»; тогда же был создан и забытый ныне БАМстрой, и Бамлаг тоже. Кстати, сама идея назвать эту железную дорогу Байкало-Амурской магистралью принадлежит известному путешественнику, ученому и писателю Владимиру Клавдиевичу Арсеньву – автору книги «Дерсу Узала».
Гвоздевский – руководитель БАМтранспроекта в системе Наркомата путей сообщения, но 8 февраля 1939 года постановлением СНК СССР эту организацию передают в подчинение НКВД СССР, а 4 января 1940 года приказом союзного НКВД в нем создается Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), начальником которого стал Н. А. Френкель, а его заместителем – Гвоздевский, оставшийся по совместительству начальником теперь уже Бампроекта ГУЛЖДС НКВД. Сам же БАМпроект в 1940 году насчитывал в своем составе свыше 3000 сотрудников, в том числе две тысячи инженеров и техников.
БАМпроект выполнял работы не только на БАМе, но и в других районах страны. И вот 22 июня началась Великая Отечественная война, спутавшая все планы. Враг рвется к Москве и Ленинграду. Гвоздевскому поручено вести строительство оборонительных рубежей в Калининской области для войск Северо-Западного фронта.Начало 1942 года. Государственный комитет обороны (ГКО) прозорливо принимает решение о строительстве железной дороги вдоль Волги: Сталинград – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск, получившей название Волжской железнодорожной рокады. Возглавить строительство поручается Гвоздевскому, часть полотна дороги была сделана из шпал и рельсов, снятых с уже построенных участков БАМа, а работали на стройке в основном заключенные. Первоначально ГКО требовал открытия движения по новой дороге на участке Сталинград – Саратов 1 декабря 1942 года, потом этот срок был перенесен на 1 октября, но фактически первый поезд пошел по этому участку уже 11 сентября 1942 года. Эта железная дорога внесла немалый вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Гвоздевский же за свой вклад в эту победу кроме ордена Ленина получил и две боевые награды: орден Красной Звезды и медаль «За оборону Сталинграда».
В августе 1945 г.которого ГКО принял решение о возобновлении строительства, работы были значительно ускорены, и одним из приоритетных участков этой магистрали стала дорога Тайшет – Братск – Лена (Усть-Кут). Общее руководство работами на этой трассе осуществлял генерал Федор Алексеевич Гвоздевский, возглавивший Западное строительное управление БАМа.
Первый рабочий поезд прибыл из Тайшета в Братск 7 ноября 1947 года, в июле 1951 года было открыто движение от Тайшета до Лены, а в 1958 году дорога Тайшет – Лена была официально сдана в эксплуатацию.Основной рабочей силой великих строек были заключенные. К ним добавились еще и военнопленные (после войны на строительстве дороги Тайшет – Братск было много пленных японцев). К 1949 году основная масса пленных возвратилась на родину. Тогда-то на трассе Тайшет – Братск и возник печально знаменитый Озерлаг, все заключенные которого были осуждены по политическим статьям как враги народа. Такой контингент объяснялся отнюдь не идеологией: просто уголовник – он и есть уголовник, работать не любит (потому и стал вором или грабителем), да и в основном не умеет, а стройка-то стратегическая, на контроле у самых верхов. В период своего «расцвета» Озерлаг насчитывал до 40 тысяч заключенных. Кого здесь только не было: бандеровцы и прибалтийские националисты, бывшие белогвардейцы и бывшие советские военнопленные, не прошедшие фильтрацию, а также артисты, инженеры, врачи, государственные и военные деятели… И хотя люди, знавшие Гвоздевского, пишут, что он заботился о заключенных и даже добился введения на подведомственных ему стройках поощрения заключенных за ударный труд зачетом сроков заключения – день за два, день за три, что сокращало сроки заключения, но режим в лагере был весьма суров, а у конвоя была своя система мотивации: застрелил заключенного якобы «при попытке к бегству» – получи отпуск и материальное поощрение. А кто ж не любит отпуска и поощрения? Все было…
Генерал Федор Алексеевич Гвоздевский в 1953 году возглавил Главное управление промышленного строительства МВД СССР, в 1954 году переданное в Министерство среднего машиностроения СССР – систему, создававшую ядерный щит нашей Родины, а в 1957 году вышел на пенсию по состоянию здоровья.
Умер он в 1962 году и похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Источник: В.Агте. Три генерала.