Животноводческий комплекс в с.Нижняя Заимка

Тайшетского района  (197…- 19… гг.?)

Сразу скажем , эта статья с продолжением потому, что многое в истории животноводческого комплекса, о строительстве и работе комплекса неизвестно — никто ее не изучал, пусть даже по газетным материалам. Попробуем это сделать. Найти публикации в районной газете «Заря Коммунизма» о начале строительства, о первом забитом колышке на площадке этого комплекса пока  не удалось. Не было никаких таких торжеств? Как-то это странно. Ведь развитие  животноводства, получение молока и мясо было в центре внимания районной власти. И тайшетцы ждали изобилия молочных изделий. Сводки о надоях на страницах газеты – как фронтовые в годы Великой Отечественной войны, четь ли не ежедневно, а в пятидневку обязательно. Для кого сводки, непонятны. Тайшетцы прекрасно понимали о производстве молока и мясо стоя в очередях к прилавкам магазинов. Ни молочных рек, ни кисельных берегов не было , молока и молочных продуктов не хватало.

Увеличить его производства можно было по-разному. Где то в кабинетах районных  контор   решили построить животноводческий комплекс на 800 голов дойного стада. Это большое хозяйство, во всем  районе было чуть более 6 тыс. коров.

Когда начали и закончили эту «великую» стройку?  Поищем в газетных статьях ответ.

1. В ниже опубликованной статье о нижнезаимском тупике читаем: «…В западной стороне, недалеко от села Нижняя Заимка на опушке леса большое пространство занимает животноводческий комплекс совхоза «Бирюсинский»,  построенный в шестидесятых го­дах». (?)

2. На второй сессии райсовета 3.09.1975 г. рассмотрен был вопрос о сохранности социалистической собственности, с докладом выступил прокурор Тайшетского района Стрелков И.Т.  Он не говорил о состоянии нижнезаимского комплекса, уделил внимание на МСО  где «установлены факты грубого нарушения законов о сохранении соцсобственности…, брак в работе, перерасход стройматериалов списываемые на убытки, к виновным меры не принимались».. Вероятно, имелись в виду и работы этой организации в Н.Заимке, о как-то все не конкретно  . А ведь стройка комплекса явно стала уже долгостроем. 

3.  Строительство комплекса шло во второй половине 70-х годов. Читаем: 4 января 1976 г доклад Петрова  А.В.  на 30-й районной  парт конференция:   в разделе «Капитальное строительство» отметил медленное строительство комплекса в совхозе Бирюсинский .  Межколхозная Строительная Организация (МСО): Сдано 10 двухквартирных домов для обслуживающего персонала животноводческого комплекса совхоза Бирюсинский. (статья «Строительство на селе», Лемешко В., архитектор района, июль 1978 г.)

4. МСО  (председатель Ивашкевич Ю.С.) треста Облмежколхозстрой  в 1977 г. строит …комплекс на 800  голов (Вандаев А.  Заря коммунизма, 6.01.1977 г.). Это нижнезаимский комплекс.

5.»Заря коммунизма» , 28 июля 1978 г., Лемешко В., архитектор района, «Строительство на селе»: за первую половину года освоено строителями всего 330 тыс. руб. это 30% плана капитальных вложений….» МСО сдало 10 двухквартирных домов для обслуживающего персонала животноводческого комплекса совхоза «Бирюсинский». Но наряду с этим много нареканий на МСО. Многие виды работ приходится переделывать , так как низкое качество  их не соответствует требованиям. …». И все нарекания!

6. 4 августа 1978 г.  сессия районного Совета по вопросам строительства на селе. Статья в районной газете  под совершенно нейтральным заголовком «Внимание сельскому строительству». Докладчик председатель Райисполкома Смирнов В.А. довольно много говорил о МСО, но кроме упоминания о стройработах в Н.Заимке ни слова не сказал о комплексе.

 7. ?

*   *   *

 Зубаков Ю., Семенков В., Петров А. Нижнезаимский тупик //Заря Коммунизма, 21 — 23 сентября 1988 г. По результатам рейда городского Народного Контроля и редакции газеты.

….Сегодня Нижняя Заимка (когда то процветавшая во главе   крестьянской общины) являет  собой жалкую, отмирающую деревню.  Печально и одиноко полощется флаг над сельсоветом.

Тихо в конторе 2-го отделения   совхоза «Бирюсинский». Старые крестовые и пятистенные дома просели, почернели от времени, заборы перекошены. Зияют пус­тыми глазницами окон дома, покинутые навсегда хозяевами.

Грязь на улицах, на пустырях хлам, ломье,  бугры, заросшие крапивой  и чертополохом. Не услышишь вечерами веселой гармони на игрищах.       

Есть, конечно, ладные, сытые  дворы. Огорожены наглухо. Во  воре злые кобели. Но таких не много. Чуть в стороне от села   «микрорайон» — целая улица  прямоугольно приземистых, двухквартирных жилых построек из  бруса, созданных совхозом. Они однолики, бесцветны, казарменного типа. Велико и долговременно пристрастие наших архитекторов к  стилю «а ля барак», «а   ля казарма». И не ради дешевизны.  Стоимость этих «коробок» до 60 тысяч рублей за штуку. Место болотисто , выступают грунтовые воды, ни водопровода, ни канализации.       

….В западной стороне, недалеко от села Нижняя Заимка на опушке леса большое пространство занимает животноводческий комплекс совхоза «Бнрюсинский»,  построенный в шестидесятых го­дах. С размахом строили. Несколько коровников, телятников в кирпичном и блочном исполнении, подсобки всякие, котельная. Проложена теплотрасса, есть во­донапорная башня. Стало быть с водопроводом в животноводче­ских корпусах благодать.

Вечер. С ближних выпасов пастухи гонят на ночевку стадо. Суетятся, готовятся встречать бу­ренок доярки. Как раз перед  вечером привезли на машине комбикорм. Женщины взваливают на спины тяжеленные мешки и, при­гибаясь к земле, носят корм к стойлам. На лицах пот. Бегом таскают.

Неприглядная картина, тяжкий труд, иначе не назовешь. Хотели бы мы увидеть на этой разгрузочно-погрузочной операции тех, кто стойко восседает в кабинетах и разглагольствует о раскрепо­щении советских женщин, о рав­ноправии. Пусть бы «ораторы» посмотрели в измученные глаза  тружениц, изнемогающих от непосильной ноши.     

Невысокая, в очках, хрупкая на   вид работница фермы хлопотала около кучи сваленного посреди двора турнепса. Она складывала его в мешок и носила в  дальний корпус, где находился с телятник. Тоже ноша, не для в женской спины.

Работница назвала себя: Галина Андреевна Сорока. Ранее была учительницей с в школе. С 1975 года — телятницей. Муж инвалид, есть дети малолетние. Как работаем?

Г. А. СОРОКА: Мы на фермах в такие условия поставлены,   будто наказание отбываем. Про  себя скажу: в телятнике, где выкармливаем молодняк, транспортеры подачи кормов не действуют, канализация наглухо забита, в грунтовые воды поднялись, и в   корпусе телята бродят в воде, в грязи. Прилечь им  негде. Работа только ручная. Напоить телят — мучение. Обратите внимание: водопровод есть, а вода из крана  не поступает. Приходился в ведрах носить на руках. В каждом  ведре двенадцать литров воды, за день дважды для 60 телят ношу воду, вброд па грязи. Beдер пятьдесят —шестьдесят от ко­лонки потаскаешь, рук-ног не чувствуешь. С первого августа мне бы в отпуск, а не могу, не­кому телят оставить. Иногда, чтобы куда сходить по личным делам, ребенка своего оставляла телят пасти.

С надеждой и отчаянием говорила женщина. И было стыдно смотреть ей в глаза.

В коровнике нас обступили доярки, молодые и пожилые. Русские, симпатичные лица, открытые глаза, в которых боль и надежда. Поначалу робко переглядывались,  но не стерпели, разговорились. В   совхозе доярки—наиболее коллективный и сплоченный народ. Стра­стно  с горечью в голосе говорила Антонина Бурковская.

А. БУРКОВСКАЯ: К зиме фермы в Нижней Заимке не готовы, так и запишите. Совхозное руковод­ство и не собиралось их ремон­тировать. Что они нарисуют в отчетах — догадаться нетрудно. Недавно, в четверг, побывал ди­ректор Александр Дмитриевич Митюков. Покачал годовой и ушел. Ничего не меняется. Что нас ждет зимой? Лютый холод Вот та сторона стены и передний угол коровника насквозь промер­зают. Зимой куржавеет стена, на потолке иней. Изо всех щелей несет холодом, на полу лед в три слоя. Доильные аппараты замер­зают. Часами их разогреваем па пульсатор горячую тряпку кинешь, оттает немного, потом еще горячую.  Кое-как запускаем аппараты. Коровы страдают —- смотреть жалко.

Л. Б. ЖИГАЛОВА (доярка, обслуживает 33 коровы): В коровнике темно. Лампочки от сырости перегорают. Работаем и а ощупь. В молоко иногда навоз попадает. И потому идет как несортовое. Сырость, холодища. Все вручную: и воду,  и корм ни своей спине носим за полкилометра.. Привезут, бросят, а ты бегай, собирай. Из-за турнепсины чуть не деремся между  собой.  Кто успеет…

 КОРР.: По статистике у вас в  совхозе почти хватало центнеров  кормовых единиц а зиму 1987— 86 годов.

А. В. ЖИГАЛОВА: На корову все можно списать. Она пустобрюхая, голодная, стерпит,  смолчит Только молока, как от козы. Вот и  считайте, эти кор­мовые единицы.

В. В. ТРОФИМОВА (доярка): с  пастбищ коров пригонят, они, как тигры, голодные. Выпасов  путных нет. Пасут недалеко от ферм, все вытоптано. Летних лагерей нет. Туда, на пастбище, турнепс; недавно для подкормки   стали возить — молоко прибави­лось. Иногда привезут, но чаще  забывает.

  Р. П. АСТАФУРОВА (доярка): Зиму мерзнем, летом мокрота, мухота. Вторых дверей тамбурных на ферме нет. Сквозняки гуляют, коровы болеют. Про нас, доярок, говорить не приходится, бюллетеним всю зиму.

Любовь СМИРНОВА (доярка): С нами на ферме часто находятся дети ясельного и дошкольного   возраста. А куда их? Яслей нет, детсад на расстоянии от нас в деревне. Да и с местами там не   свободно. Детишки у каждой доярки, С собой их тащим в хо­лод, сырость, в вонь.

Тамара БАРАНОВСКАЯ: Наши мужья на тракторах, на ком­байнах. Им нужно внимание. Готовишь завтрак, обед. Потом стирка… К ночи кое-как упра­вишься с домашними делами и пластом лежишь, себя не чувст­вуешь, как избитая. Другую бы работу освоила, да некуда в деревне устроиться, кроме как на  ферму. Говорят, много про перестройку. У нас же глухо. Иногда придет Вален­тина Аксеновна Аристархова, по­говорит о том, о сем, а дело ни с места

А. Б. БУРКОВСКАЯ: Что тол­ку от их  приходов?   

… По пять—шесть килограммов надаивают нижнезаимские дояр­ки. Разве это надои, когда вок­руг освободились поля с пожнивными остатками, где можно хорошо  выгуливать скот?         

Пастьба ведется примитивно, по старым при фермерским выгонам. 

Второе отделение совхоза «Бирюсинский» в Нижней Заимке   располагает стадом, где 1397 голов крупного рогатого скота, в   том числе 504 дойные коровы. Средний надой 6.5  килограмма в   сутки при плане 5,8 килограмма.  Была выбраковка скота по болезни зимой и весной.     

Обратите внимание на заниженный план надоев. Ориентир   взят не на прибавки, а на упадок. 

….Мы не увидели ни одного от­радного примера в жизни второго отделения.    

Около ферм построили два  сенохранилища, вернее, два навеса для хранения сена от дождя. Еще одно, такое же, заложено   к строительству, но брошено.  Под крайним навесом поставлен зарод сена, причем укладка  некачественная. В зарод вмон­тирован вентилятор, да так и оставлен. А его бы сейчас на зерноток для сушки зерна. Половина площади под навесом пустует.   Под крышей второго сенохра­нилища свален турнепс. Похоже  здесь ему и зимовать.

*   *   *

Зимовке скота — заботу

Пока по -старому

(сельхозотдел редакции «Заря коммунизма» 13 октября 1989 г.)

«….Удручающее впечатление производят животноводческие корпуса в Н.Заимке, где отделение совхоза «Бирюсинский». Построенный в недавнем прошлом так называемый животноводческий городок из железа и бетона , разрушается, стены готовы упасть, кровля ненадежная, металлические перекрытия поржавели. В стойлах — непроходящая сырость. Разве в таких условиях можно добиться хоть сколько — нибудь заметного увеличения производства продукции?  И все же, нижнезаимские доярки, терпеливые, трудолюбивые , в обстановке просто удручающей, невыносимой, обеспечивают надои по 5 кг от коровы. Таким людям — низкий народный поклон. Но куда лучше бы было создать им нормальные условия труда не откладывая.»

*   *   *

В 1988 г. И.Караван (Помочь селу необходимо ЗК 16.04.1988 ) писал: » всего через год Н.Заимке исполниться 300 лет. …Посмотрите что представляет из себя сегодняшняя Н.З. Грязные, неухоженные дома, разбросанные кое-где и кое-как. Разбитые, утонувшие в воде и грязи улицы, по которыс не всякий трактор-то проедет. Старенький, буквально на ладан дышавший сельский Дом культуры. Детский сад в аварийном состоянии. Много можно перечислять недостатков внешнего вида старинного населенного пункта нашего района…»

*   *   *

Караван И. «Слабое хозяйство»: шаг в завтра»

(Заря коммунизма, 21 октября 1988 г,)

140 «дряхлых» миллиона

Директор совхоза «Бирюсинский» А.Д. Митюков озабочен: – Понимаете, у меня скопилось фондов на 140 миллионов. И все это – такое старье или построено «левой рукой» что просто руки опускаются…Возьмите Нижнезаимский животноводческий комплекс. Это с виду он монументальный, неприступный, а войдите вовнуть…Я бы тех кто его проектировал и строил…Александр Дмитриевич недоговаривает, но по выражению его лица видно, какую «любовь» он испытывает к тем , сегодня уже неведомым, архитекторам и строителям, возведшим комплекс на болоте, где, по воспоминаниям нижнезаимцев, даже утки водились.

  Проходим в коровник – этакую железобетонную махину, укрывшую за своими далеко не теплыми стенами почти полтары тысячи крупного рогатого скота.

Вонь. Сырость. Полумрак.  И одновременно — совершенно необоснованный простор подсобных помещений, никому не нужных,  холодных  даже летом. Да, расстарались проектировщики и строители! Пример, как не надо делать. Монумент бесхозяйственности и  невежества. Простите, а как еще можно назвать  сооружение на  сваях среди  болота, где подсобные помещения в кирпичном исполнении  стоят прямо сырой почве? Ничего удивительного в том, что  постепенно они просто  отвалятся от основного корпуса, рассыплются, как карточные домики. И уже совсем удивительно то, как нижнезаимцы  умудряются в таких условиях   надаивать почти по … килограммов от коровы. Поистине, терпению человеческому нет предела.

     Кстати, поселок животноводов находится  в том же положении что и комплекс. Отсюда — постоянные жалобы  на неблагоустроенность и  другие житейские неудобства.

…..В этом году совхоз потерял  около трех сотен голов дойного стада– обнаружилась положительная реакция на туберкулез. …». (статья опубликована   в сокращении  – Е.С.)

*   *  *

Ларионов М. Каким селу быть

(Заря коммунизма, 24 ноября 1989 г.)

Автор статьи, нижнезаимец,  делится своим мнение по поводу проекта обустройства и развития села Нижняя Заимка . В статье не назван чей это проект. Ларионов напомнил о неудачном проекте животноводческого комплекса и жилого поселка при нем)

«…В семидесятых годах  деревне  вроде бы улыбнулось счастье.  Но  увы, улыбка судьбы оказалась гримасой.  Этот построенный  пресловутый животноводческий  комплекс принес  не только миллионные убытки, но и  развал экономики.  Строили этот  комплекс без  изыскательских работ, опираясь средне потолочные  данные Не учли залегание грунтовых вод и рельеф местности. В результате сходу  пришли в  негодность подземные коммуникации, которые предусматривали в проекте. Пучинные воды, плавуны начали  рушить стоим зданий и сооружений. Сбита нормальная работа технологического оборудования. Комплекс, принятый с  массой недоделок, через полтора-два года  год» приказал долго жить. Не лучше выглядел и проект поселка для животноводов, в  котором была предусмотрена канализация, водопроводная система и центральное отопление. Основополагающей причиной  гибели поселка явилось тоже несогласованность проекта с геологическими особенностями. Поселок по чьей-то прихоти был поставлен , что зазывается, по ветру , то есть преобладающий западный ветер нес сюда не совсем ароматные запахи силоса, навоза  и болотные испарения. Подпочвенные воды оказались загрязненными.  Разливаясь навозной жижей вблизи комплекса, сточные воды отравляли и продолжают отравлять реку. Ску­ченность  поселка сказались на отсутствии  нормального  крестьянского подворья…».

*   *   *

Козлова Т.  Очаг не  потушен

 (Бирюсинская новь, 29 марта 1994 г.)

    Почти год прошел со времени первой  публикации о состоянии в животноводстве колхоза «Россия», где был обнаружен большой очаг поражения скота туберкулезом. Полностью порезан скот на Нижнезаимском комплексе. Частично обновлен. Вновь порезан, так как ветеринарные проверки показывает, что очаг страшного заболевания не исчезает. Молоко с фермы поступает на реализацию. Не все мы его приучены кипятить, иногда хочется «живого» молока испить, холодненького. И никакой гарантии, что грозные бациллы  не внедряются в нас, что при заболевании легких отделаемся только пневмонией. А как выполняются решения, постановления районной администрации по данному вопросу? В очередную свою поездку в неблагополучное по туберкулезы хозяйство выехали специалисты управления сельского хозяйства зоотехник В.Ф.Шаталов, глав.вет.врач В.Г.Чернышов, гл.врач госсанэпиднадзора А.В. Емельянчик…Зараза туберкулеза продолжает существовать. Туберкулез ….возьмет свою дань — человеческую жизнь.

Медведев Г.Г.

Итак, первый визит …на бывший молочный комплекс, на пустырь, где нет высокого забора, здесь могут пастись телята, коровы, козы, лошади летом, могут играть в оставшихся «катакомбах» любители приключений — мальчишки. …бывший комплекс главный очаг туберкулеза. Снести его на нет, очевидно, не хватает средств, либо надежда теплится, что время излечит очаг, сама матушка-природа позаботится, либо кто-то планирует из его фундамента, камней, кирпичей какой-то бизнес иметь, либо под что-то территорию приспособить, да страшновато приступать, туберкулез все таки….И стоит он памятником бесхозяйственности, непродуманности, преступной халатности и продолжает угрожать заразой. А первое-то дело – всего — навсего – огородить …Очередной визит сюда ничего не дал. «Покричали», на том и разошлись, каждый при своих интересах. …».

 *   *   *

Фотография на бывшем комплексе сделаны  летом 2020 года. Примерную схему комплекса начертил Медведев Геннадий Георгиевич, известный в районе труженик и руководитель сельскохозяйственного производства в с. Нижняя Заимка. Вернувшись из Советской армии он начал работать именно на комплексе, многое сделал для нормализации работы оборудования комплекса. На его схеме, которую надо еще уточнять. Вход на  территорию комплекса был с севера, со стороны Шиткино и обозначен он  красными черточка . Цех по приготовлению витаминной  травяной муки был расположен со стороны села.

Селезнёв Е.С.

 Продолжение следует

Левая часть схемы
Правая часть схемы

Loading