Улица им.Гастелло г.Тайшета.  Николай Францевич Гастелло (1907 – 1941 гг.), капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В мая 1932 г. по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

    Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые же дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

    Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно 26 июля 1941 года за наземный таран.

     26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно — Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул — самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

    Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно — Радошковичи. На этом месте был даже установлен ему памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207 дбап — командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

   Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники ему были установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы № 270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта № 30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.». [1]

   В Интернете есть и другие сведения о подвиге Н.Гастелло. Например, на сайте istorya.ru (Рефераты по истории. Подвиг), утверждается, что это не самолет Гастелло спикировал на ж/д станцию, а другой из его эскадрильи.

  Улица им. Гастелло Н. находится в южной части нашего города. Она протянулась с запада на восток  на целых 3 км.- от края до края города. На западе пересекает 9 линейных объектов города: переулок Проходной, далее улицы Интернациональную, Первомайскую, Чапаева, Советскую, 19 партсъезда, Октябрьскую, 50 лет ВЛКСМ, Пионерскую, и чуть-чуть не дотянулась до ул.им.Пушкина на востоке. 

    Улица эта возникла после Великой Отечественной войны, но точной даты нет. В 1945 году крайней южной улицей города была улица им. Академика Павлова. Во всяком случае, в 1946 году улица им. Гастелло уже была, и на ней находилось предприятие – цех щипания слюды Нижнеудинской слюдяной фабрики. Работникам цеха выделялись участки земли для индивидуального строительства рядом с цехом – так и возникла эта улица. На этой улице сегодня более 200 частных жилых домов.

     На улице им.Н.Гастелло в настоящее время нет предприятий, а на прилегающих проулках и улицах находятся автотранспортное предприятие по ул.Октябрьской, частное предприятия хлебопечения и торговли (ул.Чапаева). Все здания этой улицы – жилые частные дома деревянной постройки. Улица не благоустроена, здесь нет пешеходных зон, водопровода, канализации. По центральному участку улицы, то есть от Чапаева до Октябрьской,   проложено  несколько автобусных маршрутов   — №1 «Автобаза – 5-й км», №3 «Автобаза – Совхоз», №10 «Автобаза – ТКСИ».  Этот участок улицы асфальтирован, освещен. 

  Автор: Слободчикова А., 8 кл. СОШ № 85. Источники: Большая Советская энциклопедия, т.6, стр. 138; Эл.ресурс. peoples.ruВоенныеГероиgastello


[1]peoples.ruВоенныеГероиgastello

Loading