Комэск Брюханов

Родился 8 января 1915 года в деревне Талая Тайшетского района в семье крестьянина. Отец погиб в первую мировую войну в 1916 году. В 1923 году семья переехала в г. Тайшет. Здесь Степан закончил семь классов, а в 1932 году семья снова переезжает, теперь уже в г. Кемерово. Там Брюханов стал учиться в фабрично-заводском училище, работал электромонтером и одновременно учился в Кемеровском аэроклубе, который окончил в 1937 году.

В апреле 1940 года был призван в армию и направлен в Омскую военно-авиационную школу, после окончания которой до марта 1943 года работал в ней инструктором. В 1941 году принят в члены КПСС.

Молодой летчик рвался на фронт, писал рапорт за рапортом, но командование его не отпускало, так как он готовил летные кадры для войны. Брюханов продолжал работать над собой. Повышал свою теоретическую и практическую подготовку, в совершенстве овладевая летным мастерством. И вот наконец-то он добился своего, его отпустили в действующую армию. 20 марта 1943 года Брюханов прибыл на фронт рядовым летчиком в звании старшего сержанта. Уже в первых боях он проявил инициативу и находчивость, дерзко и решительно штурмуя наземные цели. Его личные качества и стремление сильнее бить врага не остались незамеченными. Он назначается командиром авиазвена, затем заместителем командира эскадрильи. А с мая 1943 года он — командир эскадрильи, офицер.

Эскадрилья под командованием Брюханова успешно воюет на Брянском фронте. 23 мая 1943 года в группе из восьми самолетов ИЛ-2 летчик вылетает на уничтожение бронепоезда в район Карачаев-Хотинец. Штурмовики с честью выполнили задание, поврежденный бронепоезд уже не мешал наступлению советских войск.

Через неделю Брюханов действовал в районе Локно ведущим восьмерки ИЛов. Тщательно подготовившись к вылету, летчик повел штурмовики на ответственное задание. Хитро замаскированная цель была обнаружена и уничтожена. В результате операции фашисты потеряли десять танков и двадцать пять автомашин.

Мастерство летчика возрастало с каждым боевым вылетом и не раз выручало в сложных условиях.

2 августа 1943 года при выполнении важного задания в районе Хотинец его самолет был обстрелян артогнем. Подбитую машину сразу же атаковали два «Фокке-Вульф-190». Мастерски отбиваясь от истребителей, Брюханов не только выполнил задание, но и благополучно приземлился на своем аэродроме.

Через пять дней ситуация повторилась. В этом же районе его штурмовик был атакован шестью «Ф-В-190». Самолет получил сорок пробоин, было перебито управление элерона, осколком разбило летчику очки, но это не помешало выполнить задание и вернуться на свой аэродром.

За доблесть и мужество С.С. Брюханов был награжден орденом Красной Звезды.

В 1944 году он в составе 2-й воздушной армии Первого Украинского фронта принял участие в освобождении правобережной Украины и Польши. Штурмовал технику и живую силу гитлеровцев под Каменец-Подольском и в Карпатах.

30 апреля 1944 года в районе Хоцымеж штурмовик Брюханова на высоте 600 метров был атакован истребителями. На самолете было разбито управление, возник пожар. Пришлось выброситься из горящей машины на парашюте. Летчик благополучно приземлился на нейтральной территории и добрался до своих. Был ранен в обе руки. Подлечившись, через месяц снова был в строю.

В июле 1944 года Брюханов воевал во вновь сформированном 4-м Украинском фронте, в состав которого вошла и 8-я воздушная армия. С сентября по октябрь фронт проводил Восточно-Карпатскую стратегическую наступательную операцию, в которой самые ответственные и сложные задачи приходилось решать штурмовикам.

Для поражения хорошо замаскированных огневых точек противника в трудных условиях горной местности необходимо было владеть точным индивидуальным прицеливанием. Этим умением обладал и наш земляк С.С. Брюханов.

26 августа с группой из шести ИЛов он штурмовал железнодорожные эшелоны на станции Воловец. В результате эффективного удара было подожжено шесть цистерн с горючим и десять товарных вагонов, создан очаг пожара, который был виден на расстоянии 30 километров. За эти бои Брюханов был отмечен орденами Отечественной войны первой степени и Александра Невского, двумя орденами Красного Знамени.

Осенью 1944 года был подведен итог боевой деятельности летчика. Он совершил 125 боевых вылетов, при этом уничтожил 40 танков, 150 автомашин, более 30 орудий, 20 минометных батарей, три самоходных орудия, один железнодорожный эшелон и пять паровозов.

Особо отмечалось, что под командованием Брюханова эскадрилья во время боевых вылетов не имела потерь в личном составе и материальной части.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года командиру эскадрильи 996 штурмового полка, старшему лейтенанту Степану Степановичу Брюханову было присвоено звание Героя Советского Союза, но известие это уже не застало его в живых. Он погиб в очередном боевом вылете 3 мая 1945 года и похоронен в польском городе Гливице.

Имя Героя Советского Союза Степана Степановича Брюханова занесено в польскую книгу «Память».

Одна из улиц в городе Кемерово носит его имя. А на здании горэлектросети, где он работал, установлена мемориальная доска.

На родине героя в селе Талая Тайшетского района 9 мая 2002 года также установлена мемориальная доска у памятника Славы.

«Помним всех поименно» (документальный сборник), издательство «Облмашинформ», Иркутск, 2007. Составители Макогон Л.Г., Буртовой В.Н.

Loading