Шпалопропиточный завод

— предприятие путевого хозяйства с механизированными производственными процессами, на котором производится пропитка антисептиками деревянных шпал, мостовых и переводных брусьев, столбов линий связи и автоблокировки.  На шпалозаводах имеются следующие производственные подразделения: склад сырой продукции, цех пропитки с машинным, отделением и котельной, устройства водоочистки, склад антисептиков, склад готовой продукции, транспортное хозяйство, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта.

10 августа 1934 г. на левом берегу ручейка Крутенький строители поставили насыпные палатки большой вместимости,  а на правом берегу ручья, на взгорке, от гребня которого к востоку расстилалось плато, и тоже рядом с Транссибом каменщики начали сооружать корпуса котельной, цеха пропитки и машинного цеха ШПЗ. Одновременно, рядом с заводским корпусом ставили ёмкости для хранения мазуты, поднимали высокую трубу до середины, кирпичную, а выше железную. Оборудование Тайшетского ШПЗ было передислоцировано из Красноярска, где ШПЗ был закрыт. Для Тайшетского ШПЗ начался набор рабочих, которые постигали сложности шпалопропиточного производства и оборудования. К маю 1935 г. строительство завода было закончено. Начался процесс креозотной пропитки древесины. В честь этого был произведён митинг. Более 100 миллионов штук пропитанных шпал дал завод железным дорогам страны за более чем полувековую историю. Он встал вторым по мощности в стране. Его продукция шла в Монголию, Китай и другие соседние страны.В 80-х годах шпалозавод вырабатывал 250 тысяч кубометров в год, в 2008 г. – 125 тыс. кубометров.

При ШПЗ с годами вырос целый посёлок. Он так и назывался Шпалозаводской посёлок: собственные дома, магазины продовольственных и промышленных товаров, заводской клуб, подсобное хозяйство для содержания товарных лошадей и дойных коров.

В разные годы руководили заводом 13 директоров, первым директором был Степан Иванович Шеляев (с января 1935 года), наибольший срок (1981-1997)  на своём посту прибывал Михаил Александрович Топоров; 1997- 2008 г. – Анатолий Данилович Малеванный

В 2008 году завод был выведен из состава ВСЖД, и стал предприятием филиала ОАО «ТрансВудСервис». Численность работников ШПЗ составила всего 230 человек, в прежние годы на заводе работало 467 человек. Осенью 2012 г., ШПЗ было окончательно закрыто, и завод перестал существовать. 

Автор: Дзяман Вадим. Источники: Родионов А. Время. События. Люди.// Бирюсинская новь 31 мая 2013 г.; Переведён из Красноярска//  Папка – накопитель История шпалозавода и завода по ремонту дорожно-строительных машин; Мальцева И. Предприятие-долгожитель. 12

 3,131 всего просмотров,  2 просмотров сегодня

Добавить комментарий