Памятник состоит из двух частей – постамента и стоящем на нём  стареньком автомобиле. Постамент сделан из металла. Его каркас изготовлен из металлических труб, угольников, скреплённых между собой электросваркой. Постамент облицован металлическим профилем серебристого цвета. Волны профиля расположены горизонтально. Сверху постамент не накрыт ничем, внутри пустотелый. Автомобиль стоит передними и задними колёсами на металлических перекладинах, связывающих передние и задние столбы постамента. Высота постаменты – 190 см. Задняя сторона постамента вертикальная, а передняя наклонена вперёд. Поэтому высота передней стороны постамента больше, чем задней на 30см. Наклон передней стенки создаёт ощущение движения автомобиля вперёд, динамичность. Из-за наклона передней стенки постамента, длина нижней части (4 м 20 см) короче, чем верхней части на 80 см.  Получается, что длина постамента в верхней части 5 метров, а ширина постамента  230 см.

       Вторая часть памятника –  автомобиль. Это УралЗиС-5. «Говорят, остроумные шофёры прозвали автомобиль «Захаром Ивановичем» ещё до войны. Жило это имя долго, даже после того, как ЗиС-5 сняли с производства. По инерции так же потом называли ЗиС-150, а иногда даже ЗиЛ-164».[1]

     Высота автомобиля УралЗиС-5 – 2 м 16 см. Значит высота всего памятника – 6 м 6 см, машина длиннее постамента почти на 1 метр. Приведём другие характеристики  «Захар Ивановича»: масса (вес машины) 3 тонны, грузоподъёмность – тоже 3 тонны. УралЗиС-5 имел максимальную скорость 60 км/ч. На него устанавливали     4-ступенчатую коробку передач. Автомобиль имел 6 колёс (4*2). Мощность двигателя – около 70 л.с.

     ЗиС-5 производился с 1942 – 1947 г.г. на разных заводах СССР: Московский завод имени Сталина (ЗиС); Ульяновский завод имени Сталина (УльЗиС); Миасский автомобильный завод имени Сталина (УралЗиС). Почему Уральский и Ульяновские заводы  имели обозначение ЗиС? Потому  что Московский ЗиС был эвакуирован в Миасс и Ульяновск. В Миассе делали двигатели для этой машины, а с февраля 1943 г. начали производить сборку ЗиС-5. 8 июля 1944 г. за ворота завода первые уральские грузовики вывели Дмитрий Колесов и Андрей Мурашов. 20 июля на фронт был отправлен первый эшелон этих грузовиков.

Какой УралЗиС-5 стоит на тайшетском постаменте? Дело в том, что Миасский завод выпускал две модели этого автомобиля, обозначаемые буквами «В» и «М». В – значит, военный. Он был очень простым. Отличается от московского собрата штампованными  Г-образными крыльями, кабиной из деревянных реек, деревянными подножками, брызговиками и ободом руля  из фанеры. Не было правой фары, отопления кабины, стеклоподъёмников. Лобовое стекло двойное, ручной тормоз только на задние колёса, открывался только задний борт. Но, несмотря на это ЗиС-5В хорошо работал в условиях бездорожья, был прост в эксплуатации, мог перевозить до 5 тонн груза. Всего таких машин до конца войны было изготовлено 5 тыс. с лишним штук.

   УралЗиС-5М – значит, модернизированный. Этот автомобиль имел уже  две фары, стеклоподъёмники, ручной стеклоочиститель, ручной подъём лобового стекла, кузов с тремя открывающимися бортами и штамповку  на капоте «УралЗиС», и выше её красную звездочку.

Памятник этому автомобилю установлен у ворот Тайшетского автотранспортного предприятия по улице Октябрьской в 1979 году. В 1952 году на АТП было 12 автомашин ЗиС-5, полученных из воинских частей. В 1957 году их было уже 42 единицы. Как видим, ЗиС-5 верой и правдой служил в годы войны и после неё, в том числе и в Тайшете.

Но возникают вопросы: какой УралЗиС стоит на постаменте – «В» или «М»?, кому и чему установлен этот памятник: автомобилю или людям-шоферам, водившим эти машины по дорогам войны? Хорошо видно, что на постаменте —  УралЗиС-5 (Уральский завод). Дальше: это УралЗиС-5В, или нет? Непонятно, или это ЗиС-5М: открываются все три борта, электрические указатели поворотов, две фары, стеклоочиститель, кабина покрыта железом. Всё указывает на то, что это УралЗиС-5М. А он появился в 1951 году, значит, он не имеет отношения к Великой Отечественной войне.

Автор: Аристархов Н., 8 кл СОШ № 85. Источники: Солдатами не рождаются // За рулём, 05/2011 С. 276.; Демьянов А. Не последняя демонстрация. // Заря коммунизма, 21 ноября 1979 г.


Loading