Ирина Мальцева. Большому кораблю – большое плавание

(Бирюсинская новь, 27 июня 2003 г.)

«Раньше мы не чувствовали себя уверенно, не знали что предложить телезрителю,  на что существует спрос, а где предложение падает.  За десять лет направление деятельности сформировалось, – рассказывает директор телевизионной студии АРГО  Николай KAPИHЬKOB. – В марте мы отметили десятилетний юбилей студии, подвели некоторые итоги.  Сейчас по ряду причин у нас нет возможности делать информационные передачи. На се­годня делаем либо заказные передачи, либо рекламу.  Как все частные компании, мы были вынуждены перейти на самовыживание, информационные же программы себя не окупают. В коллективе особых изменений нет.  Сейчас из арендованного помещения мы переехали на новое место, условия улучшились.

Его телевидение

     В разговоре директор телестудии нащу­пал корневую гаму разговора: любой творческий процесс  на возможен без своеобразного генератора идей,  человека,  который обязательно  должен присутствовать в любом коллек­тив. И рассказал о том, что в их коллективе такой человек был

     – Андреи Васильевич Николайчук работал у нас со дня основания телестудии. Он работал в «Бирюсинской нови» и  потом перешел и нам.  Я бы не сказал, что он грезил телевидением, но сумел себя е нем ярко проявить. До сия пор мы черпаем его задумки, подходы, идеи.  Четыре года как Андрея нет с нами,  и это очень ощутимо. До последнего он готовил передачи «Город  и люди», «Факт», «Мемориал» (точнее «Странички меморила» — Е.С.).  У каждой из них была своя тематика.  Первая из перечисленных тематически была очень насыщенна, вторая –  обыгрывала сухие законодательные акты в доступной форме,  телезритель получал информацию,  касающуюся новинок законотворчества.  Становилось понятно, что несет то или  иное постановление, что оно дает рядовому   гражданину.  «Мемориал» (Прим автора — “Странички мемориала») был совместным проектом с Евгением Сергеевичем Селезневым,  директором школы  №2.  Андрей вкладывал душу в то, что делал. Без преувеличения, при Николайчуке студия переживала бурный расцвет.

       Забегая  вперед, снащу, что писать о  покойном ныне Андрее Николайчуке не  было самоцелью.  Но то, что разговор о  собственным достижениях автоматически прекращался, стоило упомянуть егоимя, меня заинтересовало. Писать о человеке с чужих слов проблематично, зато  снимается другая головная боль —  отсутствие предвзятого мнения. Андрей был притягательной,  как это принято сейчас  говорить,  харизматической личностью  – заявили все мои собеседники.

    Евгений Сергеевич СЕЛЕЗНЕВ, директор школы №2.

    В Андрее я бы отметил редкое сочетание ума и природного обаяния.  Он был принципиальным, но добрым.  С ним можно было поспорить.  Знаете, бывает, человек упрется  и ни в какую. Мнение  Андрея можно было изменить, с ним было просто работать. Он работал в школе,  был учителем по профессии. Успел поработать   и в  горкоме комсомола, и в редакции  газеты «Бирюсинская новь»,  затем перешел на  телевидение.  Он был талантлив мы делали с ним телепроект «Странички мемориале».  О качестве  работы говорит тот факт,  что одна из  десяти вышедших в эфир передач заняла второе место  на  Всероссийском конкурсе  детских и  юношеских телевидеофильмов.  Шел 1992  год,  переломный для истории нашей страны,  и мы осмыслить происходящее , хотя эта телепередача задумывалась  как серия телерассказов о лагерном прошлом Тайшета, раскулачивании, лагерях ГУЛАГа, депортации местного населения.

 Специалисты, имеющее отношение к телевидению, знают как не просто написать сценарий, отснять видеоряд, смонтировать полученный материал. К примеру на монтаж 20 — минутной  передачи уходило около трех часов. А теперь учтем, что дополнительную трудность  представлял тот факт, что ведущими выступали учащиеся  старших классов, члены общества «Бирюса — мемориал». Им нужно было познать суть вопроса, о котором пойдет речь, например,   ориентироваться в вопросе  депортации вообще и в  Тайшетский  район в  частности.  Это колоссальная роботе. Нам приходилось учить их контролировать мимику,   дер­жаться перед камерой, оттачивать дикцию.  Иногда делали множество дублей.  Помню, одна девочка все   время ошибалась в ударении простого, с нашей точки зрения, слове.  Теряли терпение, останавливались, и снова повторяли. Время было интересным,  чувствовалось что мы стояли у истоков тайшетского телевидения.

Ирина Валентиновна ПОПОВА, руководитель про­екта молодежной программы ‘»ВЖИК».

— У Андрея был дар. Божья искра, если хотите.  Он легко мог убедить, настоять на своем.  В то же время умел отстаивать свои принципы.  Он болел работой, жил не работе Любую критику переживал болезненно. Не был подлым, интриганство терпеть не мог.  В нем был стержень,  настоящая мужская закваска.  Умел хранить тайны и секреты.  При всем том,  что в общении он был прост,  не шел на контакт, если   человек ему не нравился   Он ничего не делал поверхностно. Шлифовал детали,  видел суть проблемы, раскрывал  ее во всем диапазоне.  В общем-то, это был журналист от Бога. Он легко находил общий  язык и с ребенком, и с именитым собеседником. Когда в город приезжал Геннадий Заволокин , Андрей брал у него интервью. Получилось даже и не интервью, а задушевная беседа за чашкой чая. Складывалось впечатление, что о разговаривают двое давних друзей. На экране  возникла теплея домашняя атмосфера Любому человеку было комфортно работать с Андреем.  Он гордился своими программами,  но как  о ни странно редко бывал ими доволен.  Помню, мы участвовали в съемках новогодней передачи,  выехали совместно двумя коллективами  –  Домом детского творчества и студией АРГО» в район Тайшетских дач.  Они приглашали нас на эти съемки. Зимний лес, сорокоградусный мороз , камеры, укутанные в одеяла. Времени на  съемки оставалось мало, снимали, как  говорится, впритык. По задумке мы изображали нечистую силу, беснующуюся в  новогоднем лесу. Костюмы, грим  – все это  делали на голом энтузиазме. Холод стоял страшный, резиновые маски липли к лицу. Съемки заняли два дня. На экране зрители увидели пятиминутную передачу, хотя предполагался 20-ти минутный сюжет. Но никакой обиды не осталось, Андрей выбрал  действительно лучшие кадры,  самую соль.  До сих  пор не верится что его нет с нами. Делая что-то  новое иногда прикидываю как бы это осуществил Андрей.

Или еще был такой случай: делали программу о Дне школы. Съемки про ходили в школе №85. Нужно было взять интервью  у Светланы Николаевны Дранишниковой.  Интервью должна была брать девочка, но ее не отпустили с уроков.  Андрей  вынужденно  отказался oт задуманного. Отдельно записали девочку,  отдельно Светлану Николаевну. Смонтировали и получили желанный результат.  Минута эффекта сопровождалась часами поиска. Так выработался стиль работы «Арго» – все должно быть сделано качественно и до конца.  И во многом это заслуга Андрея.   ….»

*   *   *

Некролог  (Бирюсинская новь, 29 июня 1999 г.)

Николайчук Андрей Николаевич.

Он не дожил до 44 лег десять дней. Он  еще многого не успел: не успел снять свой самый лучший сюжет, написать самые сокровенные строки , рассказать самый последний анекдот, порадоваться на выпускном вечере успехам дочери Катюшки. подарить самый красивый букет жене Ларисе.

26 июня скоропостижно скончался в расцвете творческих и жизненных возможнос­тей редактор телевизионного канала ‘Арго’ Андрей  Васильевич Николайчук. Без преувеличения  тысячи тайшетцев знали его в лицо, слышали его голос, видели его телесюжеты.  Он имел очень много друзей и еще более знакомых. Но не каждый знает, что из полных 44 лет, 28 лет отмечены в тру­довой книжке.

До поступления в Иркутский государственный университет Андрей Васильевич работал в  школе № 1 города Нижнеудинска,  в котором родился, лаборантом и заведующим фильмотекой.  После окончания географического факультета университета приехал  в  1978 году учителем географии в Юртинскую  школу №24. Общительный, эрудированный,  интересный молодой учитель  через два года стал возглавлять учащуюся молодежь и пионерию города . (был избран в Тайшетский ГК ВЛКСМ, зав. отделом учащейся молодежи и пионерии — Е.С.).

Будучи человеком творческим и ищущим Андрей Васильевич успешно работал с мар­та 1385 года в газете «3аря коммунизма» в промышленном  отделе. Читатели тех лет и его коллеги помнят глубокие, аналитичес­ки грамотные публикации, освещающие жизнь  предприятий,  экологические пробле­ма города.  Андрей Васильевич был не только интересным собеседником,  но и умелым  слушателем  ,  его герои доверяли журналисту свои  мысли, читатели верили ему и уважали его  слово.

Андрей Васильевич –  инициатор и организатор  местного телевидения.  В 1990 году в Тайшете начал вещание «Канал-3»,  где он был редактором,  после реорганизации продолжал  работать на той же должности в АО «Телевидеосервис».  С 8 марта 1993 года его передачи  смотрели и слушали зрители  канала «Арго».

Внешне серьезный и сосредоточенный, в душе он был глубоко ранимым человеком,  переживал все,  что касалось работы,  творческой  деятельности.  В то же время был скрытым романтиком очень любил  природу,  с увлечением снимал живописные окрестности нашего района, любил музыку, разбирался в ней, много читал политической и познавательной литературы.  Он много мог и хотел сделать.

Мы любили  Андрея Васильевича, теперь остается помнить  и чтить.  Память о нем жива, уважение искреннее и большое. Коллеги и друзья. «

Loading