Поздравляем!

 Трехдневным (26-28 октября) краеведческим марафоном в режиме онлайн-формате    закончился ІІ Всероссийский конкурс краеведов, работающих с молодежью.

     Конкурс «был объявлен Российским историческим обществом и фондом «История Отечества» 1 марта 2020 года. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он направлен на поддержку краеведов, способствующих воспитанию и просвещению молодёжи, популяризации истории своей малой родины в молодёжной среде.  …Предметом конкурсной оценки стали достижения конкурсантов в области патриотического воспитания и исторического просвещения молодёжи. Тематика конкурса в этом году – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне,..в этом году его география увеличилась более чем в 8 раз –  45 субъектах нашей страны.  … Участие в конкурсе приняли более 700 человек.» По результатам регионального этапа конкурса  в финал вышли 128 конкурсантов. Все они стали участниками Всероссийского краеведческого фестиваля, который проходит в онлайн-формате. В рамках фестиваля участники представили перед Федеральным экспертным советом свои работы. По итогам оценки презентаций финалистов члены Федерального экспертного совета определили победителя (1-е место) и призеров конкурса (2-е и 3-е места) в каждом регионе. Каждый из финалистов независимо от занятого места удостоен премии 50 тыс. рублей.  Победителями стали 46 финалистов, в том числе Селезнев Евгений Сергеевич . На конкурс он выставил проект «Единое историко-краеведческое информационно-методическое пространство образовательных и культурно-просветительских учреждений и организаций Тайшетского района». Проект был утвержден 17 лет назад в ЦДО «Радуга» (2003 г.), практически он реализуется педагогами Селезневыми Е.С. и Т.А., их учениками с 1991 года. К многочисленным и разнообразным званиям и наградам Евгения Сергеевича добавилось звание победителя Всероссийского конкурса краеведов.

Предлагаем читателей конкурсные материалы Евгения Сергеевича (доклад и презентацию)

 Друзья, коллеги


Семья Селезневых —  учителей истории и обществознания, краеведения    из  Тайшета Иркутской области , приветствует участников и организаторов конкурса. Желаем всех успехов и здоровья.    

    Историко — краеведческий проект, о  котором  наш рассказ, разрабатывался, реализуется  для молодежи, с условием обязательного   их участия. 

   В этом наше стремление быть верными  добровольно установленному принципу  пяти П:  познать, понять, почувствовать, помнить и поделиться с другими! 

   Число  участников проекта растет. Это радует. Буквально вчера  им  стала первичная организация национально-культурной автономии чувашей «Юлташ» («Товарищ»)  села Джогино. Начинаем с ними исследование литературного творчества члена союза писателей Чувашии, тайшетца Мерчень Сергея Павловича.

    На протяжении семнадцати лет  старшеклассники школ  № 85, 2, обучавшихся и ныне занимающихся в творческом объединении «Бирюса»    ЦДО Радуга по нашим программам «Культура познания», «Исследователь», «История Тайшетского района», реализуют проект «Единое историко-краеведческое информационно-методическое пространство образовательных, культурно-просветительских учреждений и организаций Тайшетского района».

    Эта работа фактически началось еще  в 1989 году,  в 2003 году  проект  был утвержден   соответствующими органами образования.  Цель проекта — интеграция краеведческих ресурсов и возможностей.

    Участвуя в проекте наши ученики осваивают  методы  и способы исторического научного познания работая с архивными документами , научными трудами. Происходит интеграция разных областей знаний и умений. Это позволяет   им  писать  свою историю малой Родины  Учим их критическому мышлению и недовольствоваться  лишь рассказанной  кем-то.  Это мейстрим  в нашей работе.

    Умение применять  методы научного познания хорошо формируется при работе с краеведческими архивными документами,  то есть с первоисточниками.

    В  них говорится о событиях максимально   приближенных к ученику, это вызывает интерес сообщениями  о знакомых ему вещах. Одним словом архивный документ как триггер, побуждающий   заняться краеведением.

   Такая организация образовательного процесса, помимо всего прочего,  требует постоянного поиска и изучения новых исторических источников, и обязательная трансляция результатов  в тайшетское  сообщество.  Историография, как научная дисциплина, нам кажется, стала активнее проникать в школьное историческое  образование, как и обучение школьников универсальным методам познания.  

    Поиск новых  исторических источников     увлекательный процесс. Однако ценно умение и  по- новому взглянуть на  уже известные  .

    Содержательное формирование краеведческого  пространства происходит по — разному, в том числе и   на сайте «Тайшетская история педагогов Селезневых». Радует что он востребован,   хотя не так широко как хотелось бы –  более 19 тыс. посетителей и 100 тыс просмотров, опубликовано более 500  материалов в  20 разделах,   ,    59  ученических исследовательских работ, признанные в свое время  лучшими на  научно-практических конференциях разного  уровня,  в коллекции   изобразительных исторических  источников 1000 единиц хранения.  За время работы над проектом их собрано  больше чем за все предыдущие годы существования Тайшетского района, то есть более чем за 90 лет..

    Есть   на сайте разделы «Наши публикации», «Обзоры краеведческих публикаций»,   «По страницам  старых газет», «Заметки на полях еще  ненаписанной книги», «Тайшетский именослов»,  «Методическая копилка»  и другие.

    Материалы сайта востребованы. Для учителей истории   , вероятно, интересен, наш метод решения терминологической проблемы старшеклассников  Суть его  —  написание учениками своего варианта названия параграфа, заменяя в предложенном заголовке термины их определениями. Сделать это надо, соблюдая  правила русского языка, Ясно что так не принято писать, но интересно получается и главное поучительно.

     Контент сайта представлен жюри  конкурса краеведов, а всех его участников   прошу зайти на сайт хотя бы на минутку , но не судите его чересчур строго.

     Часть информационного пространства   –   это 7 электронных сборников краеведческих материалов, 13 брошюр серии  «Тайшет — город, рожденный Транссибом», в том числе два  сборника  исследовательских работ старшеклассников.

   Не имея  денег на издание,  начали делать самодельные книжки — текст печатаем на принтере, а обложку заказываем в типографии. Сделали уже 9 самоделок для городской библиотеки, а электронные их версии поместили на  сайте. 

   Исследования ребят —  не только результат освоения ими  методов научного  познания, но это и страницы еще не написанной   истории Тайшетского района.

Писать ее — общественно значимая работа.   Так как местная  история искажена многими прежними и современными публикациями ,  и их надо  поправить, переписывать, дополнять, то есть сделать   их  проксимально аутентичными.

       К сожалению, до сих пор  не написана полная история Тайшетского  района периода  Великой Отечественной войны.  Мы пишем ее на основе нового для нас исторического источника  –  наградные листы на  сайте «Подвиг народа»  .

   Методом статистического анализа и систематизации полученных данных написана одна из глав книги про войну —  «Ратный подвиг тайшетцев».  Её автор —  Пискун Полина,  пришла к пониманию и чувственному переживанию трагизма первых лет войны –  фронтовики  этого времени   остались без наград,  о них только наша память.

     На «Подвиге народа» нашлись  дополнительные сведения в  исследование Урыкиной Ольги по истории АЛСИБА  и о героическом небе тайшетцев.

   Для изучения  трудового подвига  тайшетцев ценным источником стали    номера районных газет  военных лет из газетно-журнального  фонда Российской государственной библиотеки.

   Газетные статьи и книги приказов Бирюсинского лесозавода стали  первоисточниками для  статьи  Чуднова  Дениса о  продукции   оборонного значения;

    Сименковой Елизавете дали материал для понимания изменений в восприятии войны  комсомольцами  и молодежью в первый ее год   – от веры в скорую победу  до  пониманию необходимости тяжелого труда на  долгие четыре года;

   Князевой Алёне помогли осознать  мобилизационную  силу  кинофильмов  сельских клубов в военные годы .

    Говоря о периодической печати как особой форме письменного источника отметим  интерес школьников к старым районным газетам. Есть, конечно же,  трудность чтения и понимания  статей, на устранение которой уходит много времени. И его не жаль, так как объяснение газетной текста  ученикам —  это уроки истории не по учебникам.

   Чрезвычайно рады были мы получить копии номеров   первой районной газеты «За реконструкцию», ведь тайшетцы нашего поколения   ранее не имели возможности читать, и даже просто видеть.  Районная газета  ждет исследователя, например, истории коллективизации. И это возможно сделать, есть уже опыт работы с газетами.

   Ведь сумела Теряева Маргарита написать интересную исследовательскую работу «Повседневная одежда тайшетцев конца 19 в.– начала 20 в.» по сведениям  рубрики «О поднятых трупах» из уголовной хроники  газеты «Иркутские губернские ведомости» .    

   Никита Ульянов, листая эту же газету,  составил первый список  тайшетцев участников Первой мировой войны, положив начало   изучения новой, чрезвычайно важной  темы.

   Гончарова Кристина, Шагавалеева Анастасия, Грибова Диана, Приходченко Кирилл по воспоминаниям, документам   архивного фонда  партизанских комиссий сумели составить относительно полный список  партизан Шиткинского  фронта Гражданской войны  . Помогли им в этом и документы Военного Музея города Праги.

  Единое краеведческое информационное пространство – это и рассказы школьников о памятниках истории и культуры, предприятиях, улицах и конечно же о замечательных людях —  получился «Тайшетский именослов».   Сейчас в наша быстрой  энциклопедии 118 статей.

   Есть на  сайте  и сообщения о посещении памятников и памятных мест, включая забытые погосты — заброшенные лесные кладбища тайшетских лагерей ГУЛАГа.

    Жаль что походы и экспедиции по известным причинам затруднены и  стали редкими.

   В условиях коронавируса школы, краеведческие музеи активно используют дистанционные формы работы с молодежью и школьниками. Например, музей города Бирюсинска провел с нашим участием несколько чтений газет времен Великой Отечественной войны, а коллектив городской  библиотеки   познакомился с историей Дня памяти жертв политических репрессий и получил в подарок самодельную трехтомную книгу   — список жертв репрессий.

   И мы дистанционно оказываем помощь краеведам села Черчет  в организации исследовательских работ «Село на взгорье» имеющимися у нас сведениями и источниками. Жизнь села в годы Великой Отечественной войны –  главная тема краеведческого поиска в этом учебном году.

   Можно сказать, что вовлечение молодежи в краеведческую работу в последние пять лет  было плодотворным, впрочем, как и в прежние: получены новые исторические источники, копии районных газет разных лет, написано 13 новых исследований, родились первые строки новых страниц  истории района, наши ученики стали победителями НПК и студентами исторических факультетов университетов, ежедневно пополняется наш сайт, в том числе и благодаря  любителям старины  из России, Литвы, Чехии, Польши, интересно делать самодельные книги и приятно их дарить библиотекам, музеям.

   Историко-краеведческое информационно-методическое  пространство расширяется и   дает  возможность  объективного познания прошлого, формирует память молодого поколения  на долгие годы, ибо познана история  самостоятельно, прочувствована  и оттого понята им. 

Презентация

Loading