О некоторых репрессированных учителях  (из брошюры №4 «Лагерное прошлое Тайшета», 2000 г.

» В 1937-1938 г.г. в Тайшете была арестована группа учителей и работников железной дороги. Материалы Иркутского КГБ позволили выяснить причины их ареста и дальнейшую судьбу.

     «Белугина Анна Валентиновна… арестована 12 марта 1938 года дорожно-транспортным отделом НКВД на Восточно-Сибирской железной дороге и привлечена к уголовной ответственности за активное участие в контрреволюционной шпионско-диверсионной организации и проведении шпионско-вредительской деятельности…»;

      «Рапоцевич-Рамоненкова Мария Ивановна, арестована 15 ноября 1937 года Тайшетским РО НКВД по Иркутской области. 25 октября 1938 года Тройкой УНКВД необоснованно привлечена к уголовной ответственности за проведение шпионско-диверсионной работы в пользу польских разведывательных органов и участие в контрреволюционной шпионско-диверсионной организации…»;

Рапацевич — Романенкова М.И. , второй ряд, четвертая справа
Скрыгин Ярополк Александрович, учитель математики, второй ряд, второй слева
Челпанова А.И., второй ряд четвертая слева; Розин И.А. в центре

«Челпанова Анна Ионовна… арестована 23 февраля 1938 года тайшетским РО НКВД и необоснованно привлечена к уголовной ответственности за активное участие в контрреволюционной шпионско-диверсион¬ной организации…»;

     «Колмаков Николай Прокопьевич… арестован 5 ноября 1937 года, необоснованно привлечен к уголовной ответственности за то, что с 1918 года являлся одним из организаторов белогвардейской повстанческой организации в Тайшетском районе, принимал активное участие в свержении советской власти в Сибири…»;

     «Фесенко Александр Никитович…арестован 22 февраля 1938 года. …Обвинялся в том, что являлся участником контрреволюционной правотроцкистской организации и по ее заданию проводил вредительскую работу в железнодорожной школе ст. Тайшет…’.

      » Розин Иван Андреевич (Ирма Абрамович), Дата рождения: 1915 г.Варианты ФИО: Розин Иван Ирма Абрамович. Место рождения: г. Рудня Западной обл. Пол: мужчина Национальность: еврей Образование: образование среднее Профессия / место работы: заведующий Тайшетского районо Место проживания: г. Тайшете Иркутской обл. Партийность: б/п Дата расстрела: 3 марта 1938 г. Место смерти: г. ИркутскМера пресечения: арестован Дата ареста: 12 февраля 1938 г.Обвинение: ст. -9, -11 УК РСФСР Осуждение: 27 февраля 1938 г.Осудивший орган: тройкой УНКВД Иркутской области Приговор: ВМН Дата реабилитации: 6 июня 1958 г. Реабилитирующий орган: Военным трибуналом ЗабВО

     Скрыгин Ярополк Александрович (1909)  Дата рождения: 1909 г. Место рождения: г. Никольск-Уссурийск Приамурской обл. Национальность: русский Образование:  неоконченное  высшее  Профессия / место работы: преподаватель железнодорожной средней школы ст. Тулун ВСЖД  Место проживания: ст. Тулун ВСЖД Иркутской обл. Партийность: б/п  Дата расстрела: 5 октября 1938 г. Мера пресечения: арестован Дата ареста: 7 ноября 1937 г. Обвинение: ст. 58-1а, 11. Осуждение: 5 сентября 1938 г. Осудивший орган: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР Статья: 58, п. 1а, 11 Приговор: ВМН  Дата реабилитации: 6 июня 1956 г.

       Дело по обвинению М. И. Рапоцевич-Рамоненковой — небольшая по объему папка-скоросшиватель. Синяя, с большим черным номером — № 7702. Пожелтевшие, исписанные разными почерками страницы: справки, протоколы допросов, очных ставок, свидетельских показаний, приговор. …Страницы хрупкие, края их крошатся… И человеческая жизнь была в те годы такой же хрупкой. Дело открывает справка по делу Рапоцевич-Рамоненковой, составленная следователем Тайшетского РО НКВД:

«…Полька по национальности, ее брат Антон — доброволец Колчака, пролез в партию, но был вычищен. Настроена антисоветски, среди учителей проводила агитацию, за это была снята с должности заведующей учебной частью школы в 1936 году. При ней ученики много попортили из рогаток портретов вождей, среди учеников были антисоветские выпады. Имела тесную связь с бывшим директором железнодорожной школы Александровым, в прошлом архиереем, контрреволюционным элементом, жившим под чужой фамилией, осужденным на шесть лет в 1938 году…».

На первых допросах Рапоцевич — Рамоненкова отрицала свою принадлежность к какой бы то ни было организации, участие в шпионаже. Но вскоре она уже начинает называть имена, факты своей вербовки, подтверждает свое членство в организации. Почему? Признавались и все остальные, арестованные по ее делу — С. В. Подольский, А. В. Белугина„ А. И. Челпанова, работники ст. Тайшет М. И. Зверев, И. А. Жуков и другие…

Из дела следует, что органами НКВД в Тайшете раскрыта контрреволюционная организация, сотрудничавшая с разведорганами буржуазной Польши. Из показаний Рапоцевич-Рамоненковой: в организацию ее вовлек некий Аркадий Абрамович Гордошников, с которым она встретилась в доме некой Марии Яковлевны Рубинштейн. Через составителя поездов Гуськова получала сведения и передавала их Гордошникову, а после его отъезда — Константину Левицкому, бухгалтеру леспромхоза, поляку по национальности. Связи с именно с польскими разведорганами легко было сфабриковать, так как поляков а Тайшетском районе проживало немало. Понятным было и отношение СССР к Польше, а вскоре последовала и депортация поляков в Сибирь. Предъявить обвинение человеку и осудить его было просто. Порой в этом деле были парадоксы: в «Озерлаге» содержался заключенный, обвиненный в шпионаже в пользу…Гватемалы.

Вынуждены были признаваться в несодеянных преступлениях все привлеченные по делу Рапоцевич-Рамоненковой. Н. П. Колмакова, видимо, допрашивали с особым усердием и удовольствием. Еще бы, такой криминал, такие факты! В 1917 году — учеба в школе прапорщиков, служба в армии Колчака в 1918 году, начальник районного штаба повстанческих отрядов в Тайшете, связь с контрреволюционными элементами: В. И. Александровым, Розиным, зав. Тайшетского РОНО. Колмаков якобы завербовал в организацию учителей школы Шукевича, Макееву, Минталь. Под началом Колмакова в 1918 г. состояло 12 (!) повстанческих рот, сплошь из офицеров царской армии, «петлюровцев* (?), невесть как оказавшихся в нашем крае, кулаков. А. И. Челпанова уже на втором допросе признавалась: «…Я, Челпанова Анна Ионовна, имея недовольство к Советской власти, как и другие учителя Тайшетской школы Н. П. Колмакова, А. В. Белугина, к воспитанию учащихся 5-10 классов относилась антисоветски, о чем неоднократно ставился вопрос на собраниях…».

     Михаил Петрович Зверев, коммунист, пропагандист железнодорожного узла, прежде работал в школе, где его и завербовала якобы Рапоцевич-Рамоненкова. Зверев это отрицал: «Я честно работал, как коммунист!». Окрик следователя: «Не двурушничай! Сознавайся во всем!». И М. П. Зверев признается, называет имена 18 человек, членов подпольной диверсионной организации, среди которых учителя городских школ уже названные и еще Везунов, Фесенко. Станислав Владиславович Подольский, он же Подлеская Анастасия Терентьевна, которая в 1918 году «по физическим обстоятельствам» сменила фамилию и внешний вид, «превратившись» в мужчину. С мая 1919 года по октябрь 1920 года находился в Красной армии, затем в Саратовской губернии работал в учкоме комсомола. По его словам, был завербован во время болезни врачом, неким Стафинским. В 1924 году по его заданию выехал в Сибирь для ведения подрывной работы в Тулуне, Тайшете.

      Анна Валентиновна Белугина, выпускница Винницкого женского училища, дочь управляющего имени П. А. Столыпина в Литве, познакомилась с Н. П. Колмаковым через свою племянницу. Принимала участие во встречах членов организации, которые проходили под видом вечеринок на квартире Колмакова.

Целью этой организации был сбор сведений о движении поездов через Тайшет, о состоянии паровозного парка, о настроениях железнодорожников. Контрреволюционеры должны были способствовать сознательному ослаблению работы предприятий железнодорожного транспорта, проводить агитацию среди населения, подрывать трудовую дисциплину. Исходя из этих надуманных целей, следователи стремились добиться показаний от обвиняемых, в которых бы фигурировали имена, все новые и новые имена. Тем самым создавалась бы картина крупномасштабного заговора, раскрытие которого поощрялось властью. И имена назывались: парторг депо Тверякова, машинисты Котов, Никонов, Чернов, Бутенко, Сухотцкий, Попов, зав. техбюро Кусов и другие.

Таковы были цели организации. Что же было совершенно конкретно? Этот вопрос им задавали следователи. Зверев ответил: «…Работу депо довели до развала, вовремя не подавали паровозы, много было простоев, срывали подачу электроэнергии в дело…». Обычные производственные проблемы, которые следователи легко превращали во вредительские, преступные действия. С. В. Подольский якобы давал учителям задания: «…Не заниматься успеваемостью с двоечниками, не воспитывать учащихся по-коммунистически, не вести соцсоревнование, умышленно завышать процент успеваемости…». А. И. Челпанова «…внедряла фашистские методы воспитания, при изучении литературы мало говорила о зверствах фашистов, не говорила о преимуществах СССР перед фашистскими государствами, не вела хорошо военного дела…, плохо занималась с отстающими, тетради не проверяла…».

     Рапоцевич-Рамоненкова действовала, как говорится, в том же духе: при ней учащиеся стреляли из рогаток по портретам вождей, а на уроке русского языка указывали части речи в предложении «Серп и молот — смерть и голод». Таковы были «преступные» деяния.

Признания следователи добились, очные ставки провели, дело передали на рассмотрение и вынесение приговора. И тройка НКВД приняло решение: «Выписка из протокола № 6 заседания тройки УЕКВД от 25 октября 1938 года. Дело по обвинению Рапоцевич-Рамоненковой.

Обвиняется в том, что являлась агентом польской разведки, собирала и передавала сведения…, признала себя виновной.

Постановили: расстрелять, конфисковать все имущество». Приговор был приведен в исполнение 1 ноября 1938 года. В этом же году был расстрелян Колмаков, Зверев, Жуков.        Белугина умерла в Иркутской тюремной больнице. Челпанова, Макеева, Подольский были освобождены после года тюремного заключения. В 1940 году Военная прокуратура ВСЖД пересмотрела дело Рапоцевич-Рамоненковой по заявлению ее сестры.

Читая решение Военной прокуратуры, убеждаешься в невиновности Рапоцевич-Рамоненковой: «…Следствие не установило, жили ли в Тайшете Гордошников и Рубинштейн и, вообще, существовали ли таковые реально. Поиски их ничего не дали, имена эти просто вымышленные; указывала на допросах тех, кто был невиновен и даже не арестовывались; о совершении преступления по ст. 58 в деле нет указаний; обвиняемые дали ложные показания под влиянием неправильных методов следствия».

Шпионаж в пользу буржуазной Польши не подтвердился. Для выяснения «преступных действий» в школах, прокуратура делала запросы, на которые были присланы характеристики и другие документы. В год ареста Рапоцевич-Рамоненковой ее ученики 2-го класса закончили учебу с успеваемостью 94,4%, «…класс подготовлен, организован…». Положительно отозвались о ней коллеги Кулеева, Шелехова. Дело Рапоцевич-Рамоненковой было направлено в органы НКВД для отмены принятого решения.

*   *   *

СПИСОК РЕПРЕССИРОВАННЫХ

Loading