Урыкина Ольга

Город Тайшет располагался в стороне от маршрута   трассы Аляска — Сибирь, но это не помешало некоторым его жителям занять  заметное место в истории этой героической воздушной трассы времен  II-й мировой   войны.

Объектом исследования является история авиаперегоночной трассы Аляска – Сибирь (Красноярск – Уэлькаль) времен второй мировой войны.

 В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о создании воздушной трассы Красноярск – Аляска (Фербенкс) для перегона боевых и транспортных самолетов, перевозке медикаментов и других важных грузов, выделенных США по программе ленд-лиза. В качестве второстепенных задач на трассе будет перевозка дипломатических работников, почты. Протяженность трассы составляла 6306 км (6500 км).  По всей трассе началось сооружение и реконструкция 16 аэродромов, шло создание перегоночных авиаполков: пяти полков 1-й перегоночной авиадивизия ,7-й и 8-я транспортных перегоночных полков.

 В начале 1942 г. авиалиния начала действовать, 30 января 1943 г. линия была официально введена в эксплуатацию, но строительство продолжалось вплоть до её закрытия. Первая партия самолетов вылетела из Фэрбанкса в Красноярск 7 октября 1942 г. В августе 1945 г. поставки авиатехники из США по трассе прекратились. В целом за период 1942-1945 гг. перегнали по Алсибу 8094 американских самолета. Из них на фронте были сформированы 250 авиаполков. Существуют несколько иные данные – 7947 самолетов.

К строительству аэродрома в Красноярске были привлечены заключенные Южного исправительно-трудового лагеря Главного Управления лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЛЖДС НКВД СССР). Численность заключенных на 01.01.40 составляла 24 076, 01.01.41 – 7430, 01.01.42 – 9753; 01.01.43 – 10 558 человек.

27.03.1941 г. Южлагу было поручено специальное строительство № 218 – аэродром (лётное поле) в Красноярске, район «Военный городок».  Для выполнения этой задачи было создано лагерное отделение Южлага, начальник капитаном Данков. Строительство велось с 11 апреля до 23 декабря 1941 г. силами 1729 заключенных, 459 вольнонаёмных рабочих и служащих. Основная часть проекта – «лётное поле площадью в 70.0 кв.га, принятое комиссией в эксплуатацию 23 октября 1941 г.  Он имел две бетонные взлетно-посадочные полосы 1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные помещения, техсклад, гараж, водомаслогрейку, находился он на территории нынешних улиц Взлетной – Молокова.  Этот аэропорт был базовым и для приема самолетов из Иркутска, Комсомольска-на-Амуре.

Трое выпускников 1-й железнодорожной школы г.Тайшета (ныне школа № 85 им.Героя Советского союза Пахотищева Н.Д.) бортрадисты Виктор Глазков, Николай Курбатов, Лев Бадин летали на этой знаменитой воздушной трассе.

Глазкова В.Д. в составе экипажа капитана Бенкунского Г. участвовал в перевозке делегации СССР во главе с Громыко А.А. (посол СССР в США) на международную конференцию по проблемам создания Организации Объединенных в г.Вашингтоне (Думбартон-Окс, 21 августа 7 октября – 1944 г.).  12 августа 1944 г. самолет с советской делегацией вылетел по маршруту Москва-Казань-Свердловск- Омск – Новосибирск- Красноярск – Якутск- Уэлькаль – НОМ – Фербенкс – Эдмонтон – Миниаполис – Чикаго – Вашингтон. Во время полета Виктор Глазков по поручению Громыко А.А. принял важное сообщение об открытие второго фронта. 30 сентября 1944 г. советская делегация вылетела на Родину.  Николай Курбатов тоже оказался причастным к истории создания ООН. Весной 1945 г. в составе экипажа Браташа В. он доставил советскую делегацию во главе с министром иностранных дел СССР Молотовым В.М. на учредительную конференцию ООН в г.Сан-Франциско (25 апреля по 26 июня 1945 г.

Удалось установить, что первую свою награду Глазков В. Д. получил только по окончанию войны. В учётной карточке награждаемого медалью «За боевые заслуги» от 23 июня 1945 г. указано – наград не имеет, а в представлении на награждение – достоин ордена «Красная Звезда». Следовательно, Глазков В.Д. получил медаль, не орден. В публикациях есть перечень его наград – два ордена «Красной Звезды», орден «Отечественной войны II степени», медаль «За боевые заслуги» и многие другие, в том числе три знака «За безаварийный налет одного миллиона километров».  Когда были вручены эти награды Виктору Дмитриевичу, автору исследования установить не удалось. Из наградного листа за подписью командира 8-го Транспортного Авиационного полка 1-й КПАД подполковника Пушинского от 16 марта 1945 г. известно, что он за время работы в дивизии в составе экипажа налетал 2160 часов. Перевез грузов 230 тонн, летного состава перегоночных авиаполков 2600 человек. За это же время перегнал 23 транспортных самолетов С-47 на различных участках трассы. Участвовал на фронтах Отечественной войны в составе МАОН. Имеет 28 вылетов в осаждённый Ленинград, на Украину, в Севастополь, Сталинград по доставке продовольствия и боеприпасов.

В небе Тайшетского района в годы Великой Отечественной войны потерпели катастрофу несколько самолетов. Краеведами предпринимались экспедиции с целью обнаружения мест таких катастроф и останков самолетов, предполагая, что это самолеты перегоночной трассы. Это оказалось не так. Было установлено, что в небе Тайшета пролегли авиалинии по перегону боевых самолетов с Иркутского авиационного завода на фронт. Один из таких самолетов был вынужден совершить вынужденную посадку на лед р.Бирюсы в районе д. Джогино в 1942 г.

В 2003 г. экспедицией краеведов из п. Лесогорск Чунского района под руководством обнаружили обломки другого самолета, упавшего на границе с Тофаларией. Это был самолет Ил-4, дальний бомбардировщик, построенный в 1943 г., летевший по маршруту Иркутск – Красноярск. В 2006 г. краеведами были установлены имена членов экипажа.  

Учащиеся из военно-поискового отряда д. Полу-Черемхово под руководством Чистовой Т.С. в 2005 г. обнаружили останки самолета Б-25 «Митчелл» Иркутского авиазавода, разбившегося 28 сентября 1946 г. вблизи д. Черманчет.

Учащиеся, выпускники Тайшетской железнодорожной школы (ныне № 85) Герои Советского союза Пахотищев Н.Д. и Брюханов С.С., Водопьянов М.В., Глазков В.Д., Курбатов Н.В., Бадин Л.И. оставили яркий след в героическом небе Родины, Сибири. Пахотищев Н.Д., военный штурман, мастер ночных бомбометаний, на счету его экипажа и в его личном послужном списке 280 боевых вылетов, в том числе ночные вылеты по фотографированию позиций врага.

Брюханов Степан Степанович, летчик-штурмовик, Герой Советского союза, участник Львовско-Сандомироской военной операции Советских войск в 1944 г., за три года войны совершил 140 боевых вылетов, подбил 40 танков, 150 автомашин, более 30 орудий, три самоходных орудия, один железнодорожный эшелон и пять паровозов. Погиб в бою 3 мая 1945 г. в небе над Польшей.

Тайшетцы были летчиками. Водопьянов М.В., Советский летчик, шестой Герой Советского Союза, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, автор многих книг  полярных летчиках. Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941г. лично участвовал во втором налете на Берлин. С 1946 года генерал-майор авиации М.В.Водопьянов ушел в отставку. Он первым, по имеющимся сведениям, из тайшетцев проложил путь в небо.

Тайшетцы были бортрадистами-стрелками: Глазков В.Д., Курбатов Н.В., Бадин Л.И., в составе экипажей перегоняли транспортные самолеты по ленд-лизу из США, с авиазаводов Приморья, Иркутска на фронт, доставляли военные грузы в осажденные врагами города СССР, обеспечивали участие дипломатов СССР в работе международных конференций по созданию ООН.

скачать презентацию

Loading