С 79 годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, уважаемые тайшетцы !

Грибова Диана, Шагавалеева Анастасия, Шпильченко Антон, 7 класс , школа № 85, г.Тайшет, 2014-2015 учебный год.

     Место нахождения памятника: восточная окраина улицы Северовокзальной, у здания офиса ПМС-67.

     Это большой памятник. Самый большой в Тайшете.  Самый тяжелый памятник. Вес паровоза 121.5 тонн!!! Самый мощный  – сила тяги  в 23 000 кг, скорость 90 км в час!

     Размеры памятника: постамент для паровоза- длина 25 м., ширина 2.85 м., высота 65 см. Постамент обложен круглым камнем – галькой. На постамент уложена шпальная решетка с рельсами длиной 25 метров (45 шпал бетонных). Ограничивает постамент декоративная оградка – металлические столбики (22 столбика) с провисающей между ними железной черной цепью. С фасадной и тыльной стороны памятника – по 10 столбиков и по 2 столбика с боков постамента. Оградка отступает от постамента памятника на 1 м. Сам паровоз совсем немного короче  постамента. Длина паровоза 13796  м, ширина колеи 1524 мм., ширина паровоза 3222 мм, высота 4990 мм. Таким образом – высота всего памятника с постаментом – 5 метров 65 см.   Служебный вес паровоза – 102.1 т. Длина тендера – 9921 мм. Значит вся длина паровоза с тендером – 23717 мм.

   

Этот паровоз был построен в 1954 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Л – это начальная буква фамилии конструктора, то есть в честь конструктора – Л.С.Лебедянский. (Википедия, dictionary.sensagent.comПаровоз–Л/ru-ru/). Л — в честь Лебедянского; До 1947 года паровоз имел обозначение иное —  П ( «Победа») ; заводское обозначение — П32 ;  паровоз  32-го типа. Этот советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0 был разработан  в конце   конструктором  Л. С. Лебедянским  и академиком С. П. Сыромятниковым  совместно  с Коломенским заводом . Этот завод выпускал такие паровозы  с 1945 по 1955 годы. Железнодорожники эти паровозы называли «лебедянками». Локомотивы серии Л оказались простыми в управлении и быстроходными машинами. Несколько уступая по мощности паровозам серии ФД, «лебедянки» оказались почти на 20% экономичнее. Эти машины работали практически на всех дорогах СССР. Установленный в    Тайшете паровоз   не военных лет – он, в числе 714 других, был построен  в 1954 г. В 1955 году их производство было остановлено в связи с переводом советских железных дорог на тепловозную и электровозную тягу. Таких паровозов еще много в России, некоторые из них стоят как памятники на разных станциях в разных городах и посёлках, многие заброшены.

        

Опытный образец паровоза П (Победа) 32-1 и конструктор паровозов Лебедянский Лев Сергеевич (1898 – 1968 гг.). «Маршал пара» — так  называли Льва Сергеевича его друзья и товарищи, паровозостроители СССР.

      Существует ошибочное утверждение, что этот паровоз в Тайшете – по происхождению американец, то есть сделан в США. С 1943 года — паровозы из Америки по ленд-лизу серии Еа (Ем) типа 1-5-0 стали завозить в СССР.  С начала 1945 г. такие паровозы стали поступать в Нижнеудинск.    Таких паровозов на сегодняшний день осталось мало. Один в Усолье памятник и другой в Тайшете якобы, другой на Кругобайкальской ж/д,  на детской ж\д в Иркутске — только топка как котел используют. 

            Заслуги Л. С. Лебедянского не остались незамеченными. Ему было присвоено высокое звание в железнодорожном транспорте — генерал-директор тяги II ранга. Он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. За создание паровоза «Победа» Лебедянскому присвоили звание лауреата Сталинской премии. Дважды его награждали значком «Почетный железнодорожник». И все же самой дорогой и высокой наградой он считал решение правительства присвоить паровозу 1-5-0 «Победа» серию Л. Это был беспрецедентный случай в отечественной истории: локомотиву присвоили серию в честь главного конструктора, хотя, к примеру, в авиационной промышленности серии шли лишь только в честь Генеральных конструкторов — Ту, Як, Ил, Пе, Ан: Локомотив серии Л стал самым массовым грузовым советским паровозом. За 7 лет его серийного выпуска на трех заводах — Коломенском, Брянском и Ворошиловградском — построили более 5 тысяч экземпляров. Эти паровозы сыграли решающую роль в железнодорожных перевозках в послевоенные годы. Л. С. Лебедянский был отмечен многими наградами. Но по совокупности заслуг, всего им сделанного, ему, естественно бы, быть увенчанным Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. 

     Открытие памятника «Тайшетцам – железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. от благодарных потомков» состоялось 5 августа 1995 году. Год этот – год 50летия Победы.  Этот день был выбран не случайно —  это день 130-летия образования Министерства путей сообщения России; профессиональный праздник День железнодорожника.

    Митинг   открыл председатель райпрофсожа Тайшетского отделения дороги Старцев Александр Сергеевич. Карих Владимир Петрович, начальник Тайшетского отделения ВСЖД, перерезал ленту, которая окаймляла паровоз. Лента была передана в музей локомотивного депо. Звучал гимн России, произведен салют. С речами выступили Карих В.П., В.Х.Нигматулин (ветеран-машинист), А.М.Радионов (председатель Совета ветеранов войны и труда локомотивного депо). Стрелкову А.И. был вручен Почетный знак МПС, за вклад в развитие ж/д транспорта в Тайшете. На этом митинг был закрыт, всех ожидала культурно-развлекательная программа на стадионе «Локомотив» в связи с Днем железнодорожника.

    В статье А.В.Диденко «Открылся мемориал в Тайшете» (Бирюсинская новь, 9.08.1995 г.) неоднократно указывалось, что этот паровоз – символ Победы в Великой Отечественной войне. Он имел в виду вообще паровозы, как основная тягловая сила тех времен.  Этот же паровоз никак не был связан с войной – изготовлен после войны.

     В другой  статье Диденко А.В. (Бирюсинская новь, 31.07.1998 г.) уже уточнил – паровоз это символ полноценной профессиональной жизни железнодорожников послевоенного периода. И совсем не говорит о связи паровоза Л-3449 с войной.  Л-3449 работал на трассе Тайшет-Братск , машинистом его был Анатолий Иванович Сорокин, помощники машиниста Владимир Матвеевич Миластивый и Семен Тимофеевич Пятников, кочегаром Владимир Иванович Щёкин.

        Л-3449 последние дни своей трудовой биографии работал на топливном складе ст.Тайшет. Владимир Матвеевич Милостивый до последнего дня не расставался со своим паровозом.

Loading