В руках педагога дополнительного образования, как  у римского бога Януса, ключи, дающие возможность открывать и запирать для детей двери в  новые для них миры  знаний, умений и увлечений. Как известно, имя этого божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь», а также «начало». Двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. С его именем связано название месяца январь.

   Прошу прощение   за столь смелое уподобление  педагогов «божественным привратникам». Однако, согласитесь, ведь  именно они вводят детей в мир знаний своего учебного предмета  и всего того что с ним связано. Так сказать во вне учебную деятельность по предмету, а получаемые детьми знания есть божий дар, начало всех начал.

    И картины этих миров,  хотя бы их отдельные фрагменты, в проеме даже чуть-чуть приоткрытых   дверей рисуются  педагогами не иначе как радужными. Потому такими же они кажутся   и заглянувшим  туда  детям, их родителям: «Все страньше и страньше! Все чудесатее и чудесатее! Все любопытственнее и любопытственнее! Все страннее и страннее! Все чудесится и чудесится!». Видятся красочно, оптимистично, как задверие на картинах  «У дверей школы» художника-передвижника Богданова-Бельского,  «Письмо с фронта» приверженца социалистического реализма Лактионова А.И. У этих художников был принцип трактовать все, что за дверями, то есть в будущем, не иначе как жизнеутверждающим. Правда, не у всех волшебников кисти и красок. Вот Федотовым П. образ двери используется для выражения сложных психологических состояний персонажей некоторых своих полотен «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка», «Сватовство майора».

  Педагоги же следуют за Лактионовым – предлагаемая  ими допурочка (а почему и нет? ведь говорим внеурочка!), то есть Задверие, всегда  положительная и нужная, прекрасная и доступная.  

    Наверное, это не совсем так. Оно может оказаться не таким,  к  Задверию детей надо готовить, то есть говорить им не только о задвреных прелестях.

    Прежде чем позвать детей шагнуть за порог стоит серьезно подумать о самом пороге и   о пространстве перед этим порогом — о Преддверье. Оно должно волновать любого стоящего перед дверью или собравшегося открыть её кому-то. Если   педагог  дополнительного образования этакий привратник, то ему в первую очередь следует   знать многое. Например, куда и зачем собрался завести детей, готовы ли они  найти там себе  место или хотя бы что-то полезное для себя, чему-то научиться. И   часом не потеряться, не разувериться, иначе кое-кто из них спросит как Алиса: — «должна же я знать хотя бы то, что я знать должна. Четырежды пять – двенадцать…». Иначе получится как в сказке – иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, научись тому не знаю чему… И получится в результате вот так: «В лесу родилась телочка, вовсю она росла, сама все лето знойное она себя росла…».  Готовить надо детей к вступлению в Задверье,  иначе  «что толку без толку сидеть перед дверцей в которую не можешь пролезть?»

    Важны оба пространства – и Преддверье и Задеверье, ведь они неразделимо  связаны.  Важность и связь обеих пространств актуализируется в действиях привратника, то есть педагога дополнительного образования, человека   в дверном проёме. И имено эта его одна из ролей проводника по Преддверью,  становится очень важной в работе с одаренными детьми, которых чаще  других  соблазняют прогулками за таинственные двери в удивительные миры.

    Представим себе Преддверье учебным пространством юных одаренных историков – краеведов,  нахождение в котором  есть подготовка к переходу в Задверье.  Для них в ЦДО «Радуга»,  в рамках педагогических экспериментов («Формирование системы работы с одаренными детьми» и «Формирование личностных качеств детей в процессе их активной историко-краеведческой исследовательской деятельности», «Формирование единого историко-краеведческого информационно-методического пространства исторического образования тайшетских школьников»), были разработаны обучающие  программы «Культура познания», «Исследователь». Затем  их   интегрировали с  программой   «История Тайшетского района с древнейших времен и до настоящего времени». Первые две программы нацелены на  формирование учебно-логических умений осуществления исследовательской деятельности, а такое умение рассматривается как качество     творческой личности. Так что юные краеведы «Радуги»  изучали очень важные учебные  предметы: «Сначала…, как полагается, чихали и пищали. А потом принялись за четыре действия арифметики: скольжение, причитание, умиление и изнеможение. А когда   усвоили правила арифметики   перешли к мать-и-мачехе. …У нас было много всяких предметов: грязнописание, триконометрия, анатомия и физиономия… А раз в неделю мы запирались в мимическом кабинете и делали мимические опыты».

     Помимо основ обязательных наук, учебное пространство Преддверья    наполняется педагогами множеством не обязательных действий, но обязательно творческих, основанных на совершенно немыслимых, казалось бы, материалах и деяниях. Это и краеведческие чтения детей и взрослых, презентации результатов историко-краеведческих исследовательских проектов, викторины, рынок интеллектуальных товаров, создание тайшетского  именослова, подготовка альбома «Звуки окаменевшей музыки», издание сборника детских исследовательских работ.  Каждое мероприятие становилось прекрасной площадкой развития и формирования личностных качеств, без которых дорога в Задверье не может быть прекрасной.

     «Будьте любезны, в каком направлении мне тогда идти?»

     Постижение теории исторического познания более эффективно при работе каждого ученика над индивидуальной краеведческой исследовательской темой и, что особенно важно, с подлинными архивными материалами.  Работа с ними дает  возможность научиться применять методы научного познания и создать собственное видение прошлого.  За дверью архивов не просто факты, а Драматургия истории, реальной и не мифологизированной. Надо учить детей видеть это, таков урок Задверья.

     Еще надо научить их видеть то, что не видят другие, и по мере возможности объяснить увиденное. Можете вы, например, по-своему увидеть суть известного фантастического боевика «Матрица»?  Одаренные юные краеведы и их руководители из «Радуги» сумели: за картиной фантастической все просто, это кино о борьбе  с инакомыслием. Тема довольно заурядная, а история этой борьбы кровавая.  «Королева не задумываясь, откликнулась: –  Оторвать Кое-Кому голову! (то есть Нео). – Тогда я сбегаю за палачом…».

       В Задверье, на секциях истории и краеведения научно-практических конференций школьников, именно это и ценится – видение скрытого смысла, видение драматургия истории, получаемое благодаря историко-антропологическому подходу к ее постижению.   Неспроста же высоко оценивались работы юных тайшетских краеведов на всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия, ХХ век», где была представлена и отражена в темах исследований именно драматургия: «Дядя Вася. История привычки», «Легенда о гипсовом мальчике», «История провинциального детства», «Польско-русский комментарий польских воспоминаний о сибирской ссылке».

     Говоря о важности пребывания детей в Преддверье как не вспомнить, что конференции, конкурсы бывают довольно разные при общей форме их организации. Эта разность серьезно может повлиять на итоги пребывания детей в Задверье. 

     Юным дарованиям, увлеченным  историческим краеведением и  законами познания, педагогами «Радуги» предлагается посетить самые разные   конференции и конкурсы исследовательских работ: районная НПК «Край тайги, легенд и песен», областные   «Шаг в будущее, Сибирь!» (г.Усолье-Сибирское»), «Байкальское кольцо», региональные «Молодежь и наука: проспект Свободный-2016» (Сибирский Федеральный университет, г.Красноярск), всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков-архивистов «Юный архивист» (г.Москва), всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия, ХХ век» (г.Москва,  ИПО «Мемориал»). Эдакие уголки безграничного  Задверья!  Скрытые за м-а-а-аленькими дверцами. И посещение как можно большего числа названных уголков Задверья быстрее научит детей чему-то, даст богатый опыт пребывания в этом интересном и сложном мире. Кристина С. до сих пор пребывает в неведении – никто не объяснил почему    ее   доклад  по итогам одного и того же исследования был  оценен  диаметрально противоположно на двух НПК: в Усолье – Сибирском  нет призового места,    в Красноярске же второе?! Вот так, в причудливом  мире Задверья, бывает. Как в  Стране чудес девочки Алисы: «Сначала казнь! Потом приговор!».   А может правильнее будет сделать как в Зазеркалье: «Сначала раздай пирог, а потом режь его». Ну, то есть объясните, почему одному кусок такой, а другому иной.   Это лишь еще один из многочисленных уроков Задверья. Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут, так что правильнее будет чужие хорошо усвоить. «У каждой птички свои привычки» и уставы, продолжим мысль Герцогини.

    Готовя детей к участию в конференции конкурсного характера,  педагоги   уделяют  внимание  вопросам психологии, проблемам воздействия на формирование или  положительное изменение некоторых личностных качеств школьников. Павел Р. удивлен и расстроен: почему, при кажущейся  равности его доклада и  исследования работе победившего на НПК,    не он стал им?  Вместе    с педагогом  расстроенный ученик  найдет  ответ на свой вопрос за дверью сказочной страны Алисы.  Помните, Мудрейший   сказал: «Никогда не считай себя не таким, каким тебя не считают другие, и тогда другие не сочтут тебя не таким, каким ты хотел бы им казаться». «Алиса несколько опешила».  Вот и вторым уроком Задверья: закапай свои амбиции под порогом. И психолого-педагогическая служба «Радуги» вместе с детьми осваивают и этот урок.

    Повторюсь, Преддверье существует для подготовки к вступлению в Задверье. Вспомним уроки Алисы: «чем больше сразу учишься, тем меньше после мучишься», «а уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Но, конечно, это не каждому дано!».

   Интересно в связи с этим отметить, что во многих литературных и живописных произведениях  Преддверье наполнено множеством  запретов, рекомендаций. Там   царят   любопытство и нужда, свои законы и правила. Например, там «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». То есть, чтобы иметь успех на конференциях и конкурсах надо работать как минимум вдвое больше.

   У нас тоже есть недостаток в понимании иных законов Задверья вообще и отдельных его уголков в частности.  Оттого и сам привратник и те, кому он собрался открыть распахнуть Задверье, чувствуют потребность (система отношений между объектом и средой обитания) в разъяснениях новой задверной  системы отношений между детьми и  этой новой для них среды обитания. И это должен делать педагог – разъяснять  детям наличие у них потребности (иногда они поздно ее начинают ощущать, этот недостаток в необходимом), научить удовлетворить её  – вместе с учеником читать положение о любой НПК.   Некоторые НПК требуют рецензии, научные статьи, аннотации и т.д. Порой приходится объяснять детям наличие у них самой простой нужды   – неумение пользоваться аппаратурой для демонстрации презентации своего исследования.  Осознание  острой нужды  учить   детей пониманию ими всего необходимого им для перехода в Задверье, приходит в  педагогу-привратнику не сразу, а после анализа   участия  обучающихся в разных НПК, где разные требования, где у детей возникают самые разные и неожиданные отношения (порой обманчиво кажущимися простыми) с новой средой  обитания – с конференцией. Столкнувшись с необходимостью самой пользоваться проекторной аппаратурой при защите исследования, Марина В. опешила «Просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая — словом, какая-то не такая». И если даже ей быстро помогли, бесследно это для нее не прошло, согласитесь, к чему эти ненужные мелкие волнения?! Они могут выбить из колеи.  Вот и урок: «чем больше сразу учишься, тем меньше после мучишься». И сказать ей надо в таких случаях: «Знаешь, Марина, тебе стало нехватать гораздости», добавим ее тебе.

     И тогда в Преддверье «рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно».

И все рассказанное здесь   не есть НОНСЕНС!

Селезнёв Е.С., педагог дополнительного образования,

канд. ист.наук.

Loading