Аристархов Николай
(7 а класс школы № 85, 2006-2007 уч.год), Селезнев Е.С.

      Я   расскажу об одном необычном памятнике г. Тайшета. 

     Он состоит из двух частей – постамента и стоящем на нём  стареньком автомобиле. Постамент сделан из металла. Его каркас изготовлен из металлических труб, угольников, скреплённых между собой электросваркой. Постамент облицован металлическим профилем серебристого цвета. Волны профиля расположены горизонтально. Сверху постамент не накрыт ничем, внутри пустотелый. Автомобиль стоит передними и задними колёсами на металлических перекладинах, связывающих передние и задние столбы постамента. Высота постаменты – 190 см. Задняя сторона постамента вертикальная, а передняя наклонена вперёд. Поэтому высота передней стороны постамента больше, чем задней на 30см. Наклон передней стенки создаёт ощущение движения автомобиля вперёд, динамичность. Из-за наклона передней стенки постамента, длина нижней части (4 м 20 см) короче, чем верхней части на 80 см.  Получается, что длина постамента в верхней части 5 метров, а ширина постамента  230 см.

       Вторая часть памятника –  автомобиль. Это УралЗиС-5. «Говорят, остроумные шофёры прозвали автомобиль «Захаром Ивановичем» ещё до войны. Жило это имя долго, даже после того, как ЗиС-5 сняли с производства. По инерции так же потом называли ЗиС-150, а иногда даже ЗиЛ-164». (   Солдатами не рождаются // За рулём, 05/2011 С. 276.)

     Высота автомобиля УралЗиС-5 – 2 м 16 см. Значит высота всего памятника – 6 м 6 см. Длина автомобиля… Получается, машина длиннее постамента почти на 1 метр. Приведём другие характеристики  «Захар Ивановича»: масса (вес машины) 3 тонны, грузоподъёмность – тоже 3 тонны. УралЗиС-5 имел максимальную скорость 60 км/ч. На него устанавливали     4-ступенчатую коробку передач. Автомобиль имел 6 колёс (4*2). Мощность двигателя – около 70 л.с.

     ЗиС-5 производился с 1942 – 1947 г.г. на разных заводах СССР: Московский завод имени Сталина (ЗиС); Ульяновский завод имени Сталина (УльЗиС); Миасский автомобильный завод имени Сталина (УралЗиС).

Почему Уральский и Ульяновские заводы  имели обозначение ЗиС? Потому  что Московский ЗиС был эвакуирован в Миасс и Ульяновск. В Миассе делали двигатели для этой машины, а с февраля 1943 г. начали производить сборку ЗиС-5. 8 июля 1944 г. за ворота завода первые уральские грузовики вывели Дмитрий Колесов и Андрей Мурашов. 20 июля на фронт был отправлен первый эшелон этих грузовиков.

     Какой УралЗиС-5 стоит на тайшетском постаменте? Дело в том, что Миасский завод выпускал две модели этого автомобиля, обозначаемые буквами «В» и «М».

     В – значит, военный. Он был очень простым. Отличается от московского собрата штампованными  Г-образными крыльями, кабиной из деревянных реек, деревянными подножками, брызговиками и ободом руля  из фанеры. Не было правой фары, отопления кабины, стеклоподъёмников. Лобовое стекло двойное, ручной тормоз только на задние колёса, открывался только задний борт. Но, несмотря на это ЗиС-5В хорошо работал в условиях бездорожья, был прост в эксплуатации, мог перевозить до 5 тонн груза. Всего таких машин до конца войны было изготовлено 5 тыс. с лишним штук.

    УралЗиС-5М – значит, модернизированный. Этот автомобиль имел уже  две фары, стеклоподъёмники, ручной стеклоочиститель, ручной подъём лобового стекла, кузов с тремя открывающимися бортами и штамповку  на капоте «УралЗиС», и выше её красную звездочку.

     Памятник этому автомобилю установлен у ворот Тайшетского автотранспортного предприятия по улице Октябрьской в 1979 году. В 1952 году на АТП было 12 автомашин ЗиС-5, полученных из воинских частей. В 1957 году их было уже 42 единицы. Как видим, ЗиС-5 верой и правдой служил в годы войны и после неё, в том числе и в Тайшете.

Но возникают вопросы:

  1. Какой УралЗиС стоит на постаменте – «В» или «М»?
  2. Кому и чему установлен этот памятник: автомобилю или людям-шоферам, водившим эти машины по дорогам войны?

Начнём по порядку.

Журналист Демьянов А. в своей статье  (Демьянов А. Не последняя демонстрация. // Заря коммунизма, 21 ноября 1979 г.) не уточняет, какой ЗиС на постаменте. Но как видно –     УралЗиС-5 (Уральский завод).

   Дальше: это УралЗиС-5В, или нет. Непонятно, или это ЗиС-5М: открываются все три борта, электрические указатели поворотов, две фары, стеклоочиститель, кабина покрыта железом. Всё указывает на то, что это УралЗиС-5М. А он появился в 1951 году, значит, он не имеет отношения к Великой Отечественной войне.

*   *   *

РS. С  2018 г. памятник автомобилю и коллективу Тайшетской Автобазы не стоит на пьедестале, на привычном для тайшетцев месте. Оказалось, администрация Тайшетского района заключила трёхлетний договор с местным предпринимателем Русланом Ильичёвым: отреставрировать автомобиль, поставить его на ноги и затем ответственно хранить в надлежащих условиях.

      Тайшет 24 , сообщая об этом в октябре 2018 г., затем еще раз в 2019 г., разместил  текст из Википедии:   ЗИС-5 («трёхтонка») — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны….”  

    Только вот этот текст не имеет прямого отношения к тайшетскому автомобилю, ставший техническим памятником в 1979 г. местного значения.

    В мае 2020 г. обновленный автомобиль УралЗиС-5   принял участие в праздничных мероприятиях. И в этом году тоже, имея на прицепе полевую кухню. На пьедестале он уже не стоит, но от этого функцию памятника не утерял. Только жаль что видят его теперь тайшетцы  редко-редко, что ограничивает его функциональное роль.

Loading