Памятник архитектуры – здание первого паровозного депо станции “Тайшет” Томской железной дороги, уже не существует. Безвозвратно утерян для нас и будущего поколения тайшетцев. Как то сглаживает чувство утраты сохранившиеся фотографии депо, его слома. И еще есть наши дилетантские описание особенностей его архитектуры, стиль его мы определили как кирпичный стиль в промышленной архитектуре.
“…В Тайшете сохранилось здание с интересным архитектурным элементом – контрфорс. Это здание первого паровозного депо ст.Тайшет, построенное в период 1894-1898 г. Точной даты введения в эксплуатацию этого предприятия ст.Тайшет не имеется. На схеме «План расположения путей и зданий на ст.Тайшет 3-го класса. 1903 г.» указывается что депо строилось как оборотное, на три паровозных стойла (место для обслуживания). Площадь здания 169,78 саженей и размерами 8 на 21 саженей, то есть 17 на 44.7 м. Такие сведения приведены в брошюре Селезнёва Е.С., Селезнёвой Т.А. «2431 верста. Из истории строительства станции и посёлка Тайшет». Остальные технические данные здания попытаемся вычислить, не имея в распоряжении его технического паспорта. Высота фасадной стены здания примерно 9 м., до основания аттика. Аттик – стенка, возвышающаяся над венчающим карнизом, которая украшается декоративными элементами, надписями и т.д. Аттик возвышается над карнизом примерно на 2 метра. С учётом этого высота здания паровозного депо составляет 9 метров.
Вероятно, проект здания депо был типовой. Такие же, или похожие здания депо встречаются на многих станциях Транссиба. Например, на ст.Иланская, ст.Омск, ст.Тайга, ст.Боготол и др.
В настоящее время в здании размещается автотранспортное предприятия Тайшетского региона ВСЖД.
Общее количество контрфорсов на всем здании – 24, по 16 контрфорсов (2 угловых и 14 промежуточных) двух боковых стенах депо и по 4 контрфорса (2 угловых и 2 промежуточных) на торцевых сторонах здания. Как известно, имеется два вида контрфорсов – угловые и диагональные. Диагональные контрфорсы опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°, является как бы продолжением здания по его диагонали. Угловые же контрфорсы являются продолжением стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест. Они принимают на себя горизонтальные усилия, давление грунтов на стены. Такое усиление здания необходимо, учитывая его назначение.
Все угловые контрфорсы высотой примерно в 7,5 м. и шириной 1.40 м., промежуточные контрфорсы высотой около 3.50 м. и шириной 80 см. Нижнее основание боковых контрфорсов выступают за фасадную линию здания на 1.20 м., в верхней своей части на 40 см. Промежуточные же контрфорсы в основании выступают лишь на 60 см. Угол наклона – 80°.
Все контрфорсы расположены симметрично, что тоже является характерным признаком классицизма, хотя контрфорсы это элемент готики. На боковых стенах депо промежуточные контрфорсы расположены, начиная от угловых контрфорсов, чередованием через каждые два (4 таких расположения) и одно окно (3 таких расположения).
Контрфорсы придают зданию большую декоративность.
Мощные угловые контрфорсы состоят из трех частей, они декоративно более богато оформлены, чем промежуточные.
Первая, нижняя часть заканчивается на уровне верхнего проёма окон первого этажа карнизным выносом. Карниз образован напуском кирпичей, образующим орнамент – кирпичики. Ниже кирпичиков расположен облом типа выкружка, и завершено все это обломом типа валик. Карнизный вынос защищен небольшой металлической кровлей.
Следующая часть углового контрфорса так же заканчивается напуском кирпичей на уровне общего карниза первого этажа здания депо. При этом карниз контрфорса не сливается с карнизом всего этажа, не является его частью. Это подчеркивается еще одним, выступающим за фасадную линию здания, элементом – художественной кирпичной кладкой на лицевой стороне контрфорса в виде невысокого выступа геометрической формы, ссужающейся к низу.
Завершающая, третья или верхняя часть углового контрфорса, тоже украшена элементами кирпичной кладки – в нижней части пояском, выпущенных торцевых краешков кирпичей, напоминающих маленькие, симметрично расположенные консоли, вроде как поддерживающие кирпичный ряд карниза. Завершается контрфорс упрощенным, менее красочно оформленным напуском кирпичей.
Промежуточные контрфорсы не высокие, наполовину ниже угловых, их верхняя часть расположена на уровне окон первого этажа. Ширина этих контрфорсов 80 см. Угол промежуточного контрфорсов такой же, как и угловых – 80°. И, как у нижних частей угловых контрфорсов, заканчивается карнизом, выполненным напуском кирпичей в четыре ряда. Один ряд из которых – орнамент кирпичики, затем следует выкружка, весь карниз покрыт небольшой жестяной кровлей. Ниже выкружки расположен лепной выпуклый поясок – валик. На его уровне заканчивается верхний край рустика, украшающий стены первого этажа здания депо.
Контрфорсы здания второго паровозного депо ст.Тайшет
Это здание, которое можно было бы смело отнести к памятникам архитектуры, утилитарного назначения, если бы оно сохранилось до наших дней. Здание было разрушено в первое десятилетие 21 в., в начале 2000-х тысячных годов. Сохранившийся фрагмент стены можно было видеть и в сегодняшние дни (нижнее фото).
Как видно на основной фотографии контрфорсы нового здания паровозного депо были двух видов – угловые и промежуточные. Определить их общее количество только по имеющейся в нашем распоряжении фотографии не представляется возможным.
Контрфорсы по углам этого здания являются диагональными, это опоры, возводимые на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°. Контрфорсы этого здания имеют более богатый декор, элементы которого расположены строго симметрично. От основания диагонального контрфорса до начала арочной части окна расположено 4 ряда рустов, довольно мощных на вид. Они разорваны углублениями, нишами в стенах контрфорсов. Ниши эти высокие, узкие, овальной формы внутри и завершенные фигурным плоским сандриком с имитацией замкового камня. Над этими углублениями располагается мощная вытянутая по вертикале разетка, выполненная не в технике лепнины, а напуском кирпичной кладки. Над ней находится карниз в две-три полочки, закрытый небольшой металлической кровлей. Венчают диагональные контрфорсы башенки, высотой в третью часть всего контрфорса. Они выполнены кирпичной кладкой и состоят из пяти частей – основание, сама башенка, карниз с металлической покрытием, вновь кирпичная кладка и, наконец, жестяная кровля башенки. Основание башенок прямоугодное платформа, высота которой в пятую часть всей башенка. Боковые стороны башенок вогнуты внутрь, что предает им некую фигурность. Таким образом, архитекторы и строители этого здания оставались верны выбранному архитектурному стилю даже в декоративных мелочах, что создает единое красочное впечатление. Из мелочей складывается целое.
Эта особенность подтверждается и на промежуточных контрфорсах. На имеющейся фотографии их четыре, сколько было всего сказать не представляется возможным.
Башенки украшали не только контрфорсы.
Пристрой с задней фасадной стороны здания не новострой, он сооружался одновременно со всем зданием, в отличие пристроя к зданию первого паровозного депо. На это указывает общий вид пристроя, который создается массой архитектурных элементов сходных с элементами всего здания – угловые русты, арочные дверные проёмы, металлическая кровля и др. Пристрой состоял из трех частей, центральная часть была выше боковых. Трудно сказать, был ли пристой открым портиком, или же он был закрытым помещением. На имеющейся фотографии не заметны оконные проёмы, характерные для закрытого помещения. Наличие этого пристроя указывает на наличие въездных ворот лишь с одной строны депо. Это предположение подтверждается схемой расположения путей и зданий ст.Тайшет на 1916 г., помещенной в брошюру «2431 верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет».
Что изображено на этой фотографии? Вероятно это основной фасад второго паровозного депо – на это указывают ворота для въезда паровозов. На цветной фотографии изображен задний фасад депо, здесь размещена пристройка.
Так ли это – требуется дополнительный поиск информации.
Скажем еще о существовании контрфорсов в деревянной архитектуре Тайшета. Например , жилой дом по ул. им.Суворова. Один похожий дом по ул.им.Гагарина уже снесен (на этом месте сейчас торговый дом “БигСити”.
Классификация элементов, деталей зданий архитектурного ансамбля «ЗРДСМ» г. Тайшет