Без мостов не может быть железной дороги, а железные дороги не портят пейзажи! (Арзамас — академия, курс №49, лекция Алексея Вульфова «Как железные дороги изменили русскую жизнь»)

 «О строительства моста через р.Бирюсу. На основании постановления СНК от 1.lV.1936 г. и распоряжения Цужилдорстроя НКПС и мостотреста от 4.lV.1936 г. началось строительства мостов (имеется в виду и мост через р.Уда – Е.С.). По плану на 1937 г. капвложения в ж.д. мост через р.Бирюса 6.847 тыс.рублей, которые осваивает Мостопоезд №3, руководители инженер Кашин, Жеглов, нач. Шмидт. Имеется техника : силовая — 2 дизеля по 200 НР; трактор с генератором 19 квт, компрессорная, котельная в 2 котла, кузница, слесарно-токарная мастерская и ряд др.подсобок; двигатель внутреннего сгорания, паровая машина «Рихполь», три компрессора, 5 котлов Шуховских, транспортер 2 шт; кран подъемный гусеничный 6 тонн; подъемный кран на ж.д. ходу 45 тонн и 18.5 тонн; экскаватор, мотовоз, две электросварки, трактор СТЗ, автомашин от 10 до 15 шт; камнедробилка «Блек» (7 куб.), бетономешалка «Рамсон» 500 литров, компрессор «Борец». Очень низкий процент использования механизмов. Бывший начальник строительства Шмидт…

Бараки для рабочих на зиму не отремонтированы, пастельного белья нет.  …Проект был готов в 1936 г., утвержден 15.VIlI.1937 г., смета 13.II.1937 г. на сумму 8.976 т.руб.

    Рабочая сила : среднесписочный состав 458 человек рабочих, текучесть — 2.19 раза, превышение среднесписочного состава  — рабочих 534 , в т.ч. основных 342 человека; ИТР — 23, служащих 39, МОП — 85, всего 681 человек;  фактическое количество рабочих дней 134 732 ч/дня на 1937 г., неявка по болезням и прочим причинам 32 438 ч/дней.  Средняя заработок 3.354 рубля. Низкая выработка на одного рабочего 7.71 % к плану, на каждый рубль зарплаты недоработано 1 руб.70 коп. капвложений. Средний заработок лучших рабочих от 16 руб.27 коп. — до 9.70 коп.

    Был еще подрядчик — «Востсибстройпуть, выполнявший работы на подходах к мосту.

     В 1936 г. — нач. строительства Макеев, нач.тех.отдела Ширин, гл.бух. Федоров.» (Архивный отдел адм.Тайшетского района, Ф.33, оп.1, ех.К-5).

    Маленькая справка:  Первый мост через Бирюсу был построен предпринимателем Бонди Артур Леопольдович 15 апреля 1898 г , договор о строительстве моста был подписан 18 августа 1894 г. (читать подробнее в брошюре Селезневых  “2431-я верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет”, сайт “Тайшетская история”)

   В январе 1920 г. мост был взорван отступающими частями Чехословацкого легиона, ремонт его вели рабочие Сибвостотряда Томской железной дороги. Судя по фотографиям ремонтные работы производились и в 1923 г.

   Первая фотография моста , известная нам, была выполнена Хорошкевичем Николаем Порфильевичем

   В 2019 г. начались работы по реконструкции жд моста через р.Бирюсу (23 мая 2019 г. https://vszd.rzd.ru/)

Селезнев Е.С.

Loading