Из фотоколлекции Жамова Л.В.
Здания, как и люди, умирают в муках. Никакого другого смысла нет в фотографиях Льва Жамова, выполненных в стиле натурализма, то есть точно, честно. Сохраним в памяти и летописях увиденные им страдания легенды Тайшета. Для осознания утерянного предлагаем вот эту статью:
«Изучение любого множества однородных объектов начинается с их классификации, то есть с выявления существенных сходств и различий между объектами, предметами, с разделения их по конкретным классам, группам, видам, подвидам в соответствии с выделенными признаками. В процессе экскурсии архитектурные строения Тайшета, Бирюсинска, Юрт будем классифицировать по единственному признаку – наличие черт, элементов и деталей классицизма. В результате первичного анализа архитектуры зданий Тайшета, Бирюсинска, Юрт выяснилось наличие довольно большого количества зданий с элементами, деталями классицизма.
Попытаемся объединить их в архитектурные ансамбли. В Законе Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации» есть определение понятия архитектурный ансамбль: четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия». Таким образом, главный признак архитектурного ансамбля – наличие единства зданий и сооружений, и пространства, на котором они размещены, функций и художественного облика. Важно единство художественного облика, в данном случае классического, без такого единого облика здания и сооружения составляют лишь комплекс, а не ансамбль, то есть не звучит никак. Или звучит как-то не выразительно, какофония, одним словом.
В г. Тайшете, Бирюсинске, Юртах насчитывается 10 архитектурных ансамблей.
В Тайшете явно просматриваются шесть ансамблей – «Станционный» (привокзальная площадь, ул.Северо-вокзальная, ул.Транспортная), «Больничный» (центральная районная больница по ул.Шевченко, бывшая железнодорожная больница и поликлиника), «Заводской» (завод по ремонту дорожно-строительных машин (ЗРДСМ)», «Стройучасток» (здания по улицам имени Суворова, Горького, Крупской, Гагарина, Шевченко), «Кирзаводской» (здания по улице им.Карла Маркса), «Андреевский» (здания по улице им.Андреева, Гагарина. Эти ансамбли образуют 70 зданий различного назначения (жилые, производственные, административные, учебные, торговые, лечебные) имеющие черты, элементы архитектурного классицизма.
Группа заводских зданий тоже обладают всеми признаками архитектурного ансамбля. Он так и обозначен — «Заводской», по главному признаку – все сохранившиеся постройки, а их 4, являются цехами, подсобными помещениями одного завода. У них одна история, один архитектурный стиль. К сожалению, исследование обладает фотографиями не всех строений завода, многие из которых уже разобраны, разрушены. Описание ансамбля ведется только по фотографиям сохранившихся сооружений. Доминантой этого ансамбля является здание заводоуправления, вблизи от него сохранились проходной, котельная, один из цехов.
Вглядываясь в детали этого здания, вдруг начинаешь понимать, что слышишь бог весь как и откуда звучащую музыку ……
Это первое здание управления завода по ремонту дорожно-строительных машин – ЗРДСМ. Первоначально завод назывался иначе — Тайшетский авторемонтный механический завод (ТАРМЗ) Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР. Было еще несколько названий завода – центральный авторемонтный механический завод (ЦАРМЗ), ремонтно-механический завод (РМЗ). После постройки нового здания заводоуправления, старое как бы спряталось на территории завода. Тайшетцам видеть его стало невозможно, и жаль, лишились видеть красоту.
Здание заводоуправления выполнено в стиле классицизма, правда, как-то упрощенно, провинциально. Оно построено из красного кирпича и его цвет классически сочетается с белым, в который окрашены все декоративные элементы – обрамление окон, консоли, аттик, розетки и др. На классицизм указывает и замечательная симметричность.
Здание большое, длинное по основному фасаду, в два этажа и имеет чуть выступающие со стороны главного фасада правое и левое крыло (ризалиты), в центре – центральный ризалит главного входа в здание. На лицевом фасаде от портала входа влево и вправо до выступающих частей каждого крыла имеют по 14 окон (семь на каждом этаже), обрамленных прямыми сандриками-карнизами и подоконниками, выполненных напуском кирпича в несколько слоев. На ризалитах правого и левого крыла имеется по 6 окон (по три окна на каждом этаже). Итого на главном фасаде здания , с учетом центрального ризалита, имеется 49 окон, плюс главный вход, итого 50 оконных и дверных проемов.
Первый этаж каждого крыла отделен от второго широким карнизом – молдингом на 14 -ти прямоугольных небольших консолях , ниже и в промежутках которых помещено восемь квадратных розеток. Над окнами вторых этажей вдоль правого и левого крыльев здания тянется широкий лепной карниз. Фасадная сторона ризалитов каждого крыла здания украшены шестью пилястрами с упрощенными капителями дорического стиля с выступающими абаками. Пилястры первого этажа не имеют капителей, но опоясаны прямоугольными лепными поясками. Как и на центральной части здания второй и первый этажи разделены молдингом-карнизом на множестве консолей.
Интересны фронтоны центрального ризалита и ризалитов каждого крыла здания. Фронтон центрального ризалита имеет аттик в четыре яруса, и все они прямоугольные и лишь самый верхний аттик арочный, с круглым проемом по центру. Все аттики имеют карнизы, несложные в обломе и выполненные кирпичной кладкой. Аттики первого яруса украшены прямоугольными белого цвета углублениями-нишами, обрамленными лепниной. Верхний арочный аттик имеет люнет (поле стены в виде сегмента), который не украшен декоративными деталями.
Нижний ряд аттика отделяется от стены ризалита карнизом, который в центральной своей части обрывается над тремя высокими окнами центрального фасада. Можно назвать эти окна – французскими, так как они тянутся от пола до самого потолка и имеют множество секций. Нашего внимания требуют межоконные проемы – они выполнены в виде полуколонн-пилястр, но не имеющие основания и капителий, зато богато украшены прямоугольными каннелюрами. Слева и справа от них расположено еще два обычных, не похожих на них, окна второго этажа ризалита. Они не выпадают из общей декоративной картины ризалита благодаря узким высоким окнам, высоким пилястрам, обрамляющие эти окна слева и справа.
Декоративно богато оформлены крайние окна первого этажа ризалита, но эту картину портит пристройка с левой стороны от центрального входа в здание. Незакрытое правое окно позволяет увидеть красоту обрамления этих окон. Сверху расположен довольно мощный прямоугольный сандрик, опирающийся на две консоли и имеющий многоярусный карниз. Эти консоли вместе с вертикальными боковыми обрамлениями образуют нечто похожее на пилястры, где консоль выглядят как капитель. В нижней части окна устроен каменный подоконник. Строители не поскупились на декоративном оформлении капителей, разделив их на четыре части, что придает им сходство с межэтажными консолями. Интересен и облом карниза, венчающего оконный сандрик, он сложный – здесь есть и полочка, и прямой четвертичный вал. Он перекликается своей мощной формой с межэтажным карнизом, при этом имеет разницу в обломе: на межэтажном карнизе есть и полочка простая, прямой гусёк, полка с выкружкой.
Селезнев Е.С., Сорока К. (10 кл. СОШ 85), 2017 г. Звуки окаменевшей музыки.