Щёголева Анна Олеговна,

 ученица 11 класса Половино-Черемховской СОШ,

 исследователь авиаперегоночной  трассы Аляска Сибирь

Тема исследовательской работы –

 «След трассы АлСиб в Тайшетском районе»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Великая Отечественная война СССР 1941-1945 гг.  потребовала мобилизации всех ресурсов советского государства: человеческих, военных, экономических для победы над противником. Каждый регион страны внес свой вклад в достижение этой цели. Значение Восточной Сибири на фоне других регионов выглядит достаточно весомо. На эту территорию были эвакуированы сотни предприятий и учреждений. Отсюда отправляли всё самое необходимое для фронта, для Победы и, прежде всего – людей. Только из Иркутской области в ряды Красной Армии встали 462 тысячи человек. Но в истории Великой Отечественной войны есть ещё малоизученные страницы. Одна из них связана с ранее засекреченной трассой Аляска – Сибирь.

Тайшетский район, как сотни провинциальных сибирских глубинок, только в смысле расстояния далеко отстоял от фронта. Победа ковалась и здесь. Вдумайтесь в цифры: из маленького, ныне исчезнувшего с лица земли и карты района Пишета, ушло на фронт 184 солдата! А из Половино-Черемхово – около 600. Сегодня в каждом селе есть памятник, обелиск, мемориальная доска, свидетельствующая о погибших в борьбе с фашистскими захватчиками, Знаем мы своих Героев Советского Союза поимённо, знаем их подвиги, их судьбы. Но в истории нашего края есть ещё белые пятна и связаны они с неизвестными страницами Великой Отечественной Войны.

Побывав на областном слёте поисковых отрядов в 2003 году, я впервые узнала об авиаперегоночной трассе Аляска – Сибирь, действовавшей в годы второй мировой войны, по которой на фронт поставлялись американские самолёты. Перегоночная трасса Киренск – Красноярск проходила по северу Тайшетского района. Военно-поисковый отряд «Исайкина заимка» занялся изучением и исследованием трассы АЛСИБ.

Создание и деятельность авиационной трассы Аляска (США) – Сибирь (СССР) – яркий пример успешного сотрудничества великих держав с различным государственным и общественным строем. Сегодня, когда мир столкнулся с новыми вызовами времени, проблема  взаимодействия стран и народов с разными геополитическими устремлениями и цивилизационными ценностями остается актуальной. Возможность успешного решения подобных проблем показывает опыт Второй мировой войны. Взаимопомощь в достижении общих целей раскрывает методы, которыми обеспечивался успех в борьбе с общим врагом и позволяет в новой обстановке прокладывать пути к добрососедству и взаимопониманию.

Актуальность данной темы для Тайшетского района обусловлена и тем, что эта тема новая, неизученная ни историками, ни поисковиками, ни музейными работниками. Даже в периодической печати  упоминание авиаперегоночной трассы АЛСИБ относится только к 2003 году, когда чунские поисковики под руководством Щербаковой Изольды Дмитриевны предприняли экспедицию к месту катастрофы самолёта ИЛ Иркутского авиазавода на Тагуле.   

ИСТОРИЯ  АЛСИБа. Постановлением государственного комитета обороны (ГКО) № 739 с** от 9 октября 1941 года строить и эксплуатировать Красноярскую воздушную трассу ВВС Красной Армии, как она поначалу официально именовалась (с июня 1943 года – воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль),  поручили Главному управлению Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме СССР. С апреля 1942-го ГВФ был подчинен командующему ВВС. В июне 1943 года при ГУ ГВФ было создано управление воздушной магистрали Москва – Уэлькаль, которому подчинили воздушную трассу Красноярск – Уэлькаль и 1-ю перегоночную авиадивизию. Её штаб и управление трассы располагались в Якутске. А сама дивизия состояла из пяти перегоночных авиаполков и одного транспортного. Был принят эстафетный способ перегонки самолетов. Каждый полк работал только на своем участке. А пилоты 8-го транспортного полка перевозили перегонщиков обратно в их базовые аэропорты, перегоняли на запад поступавшие по ленд-лизу «Дугласы» и возили импортные грузы из США и пассажиров. 

История АЛСИБа отражена в документах архива Федеральной авиационной службы России. Все документы, за редким исключением, с грифом «секретно» или «совершенно секретно». Архив АЛСИБа открыт только в 1994 году.

В монографии Е.Я. Алтунина  «Крылья Севера. Из истории гражданской авиации Северо-восточной части СССР» (1976 г.), впервые в советской научной литературе можно было узнать о факте существования воздушной магистрали Аляска – Сибирь. В разделе «Воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль» автор уделил большое внимание работе местных властей, особенно на территории Якутии и Чукотки, в деле строительства трассы.

Через семнадцать лет после работы Е.А. Алтунина, увидела свет статья известного красноярского публициста  В. Ярославцева «Малоизвестные страницы АЛСИБа» («Сегодняшняя газета», 1993г.). В середине 1990-х гг. в красноярских газетах был опубликован цикл работ по этой тематике. Его составили статьи: «Неизвестный ленд-лиз на фоне АЛСИБа» (1995), «Трасса оставила след» (1995), «Воздушный мост Аляска – Сибирь» (1996), «АЛСИБ соединял континенты» (1996). На основе воспоминаний участников и архивных данных автор раскрыл трудности, с которыми сталкивались лётчики при перегоне самолетов по трассе, попытался оценить значение воздушной магистрали в общем контексте ленд-лиза.

В 2000 г. в Якутске вышла публицистическая работа И.Е. Негенбля «Аляска – Сибирь. Трасса мужества», в которой сделана попытка раскрыть процесс строительства и работы трассы. Многие бытовые моменты из жизни строителей и перегонщиков трассы рассказаны ветеранами. Глава «Они не пропали без вести» посвящена катастрофам во время перегонки самолетов. Большое внимание уделено личному составу трассы.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ – изучение истории трассы Аляска – Сибирь, увековечивание памяти советских и американских лётчиков.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Отыскать места  катастроф в Тайшетском районе на авиаперегоночной трассе Аляска – Сибирь.
  • Определить марки разбившихся самолетов, номера бортов.
  • Записать слова очевидцев и других носителей информации, восстановить историю трагических катастроф, осветить их причины.

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: техника, перегоняемая по АЛСИБу,  лётчики, экипажи, их судьбы.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ограничены 1942-1945 гг. Нижняя граница определяется открытием трассы Аляска – Сибирь. Верхняя граница обусловлена окончанием работы трассы. В 1945 году окончилась Великая Отечественная война, а с ней прекратилась перегонка самолетов по маршруту от Фербенкса до Красноярска. В 1946 году трасса была передана в ведение Управления Гражданской авиации Красноярского края и структура воздушной магистрали Красноярск – Уэлькаль перестала существовать.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включает совокупность поисковых, археологических и архивно-исследовательских методов. Основным является поисковый метод, так как основная задача – отыскать места катастроф.

ИСТОЧНИКИ:    

  1. Поднятый археологический материал (артефакты).
  2. Неопубликованные архивные материалы, документы.
  3. Опубликованные архивные материалы, документы.
  4. Устные источники (рассказы носителей информации).

             ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Воздушная перегоночная трасса АЛСИБ тянулась на 6306 километров от Фербенкса на Аляске через Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска.

    По АЛСИБу перегоняли бомбордировщики Б-25 “Митчелл “, средние бом6ардировщики – ­торпедоносцы А-20 “Бостон”, истребители     Р-40 “Киттихаук”, Р-39 “Аэрокобра” и Р-63 “Кингкобра”, транспортные “Дугласы”     Си-47, самолеты некоторых других марок. ­За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизuи ГВФ в труднейших условиях Крайнего Севера, рискуя жизнью, перегнали по АJIСИБу- 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков. Потери за время перегонки сocтaвuли 81 самолет – чуть больше 1 процента. При этом поги6ли 115 перегонщиков.

    За три года по АЛСИБу перевезли 18753 тонны грузов, из них 9125 тонн платных, а также 319 тонн почты. АЛСИБ использовался и как международная пассaжuрская и дипломатическая авиалиния, по которой перевезли 128371 пассажира, львиная доля из них служебные – возвращавшиеся в свои базовые аэропорты перегонщики, в том числе платных 17322. После войны эта хорошо оборудованная и разветвленная трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродромов, опоясавших Восточную Сибирь и Северо-Восток, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах.

                                               Поиск 2005 года

    Со времён войны в народе, в сёлах Тайшетского района передаются лeгeнды об упавших в тайге военных самолётах. Свидетельства очевидцев обросли слухами и домыслами, и добраться до истины очень сложно. Но так хотелось не только знать об этом малоизученном подвиге былой войны, но и найти реальное подтверждение фактов крушения самолётов. А это было не редкостью: ведь самолёты шли без радиомаяков, часто в очень тяжёлых метеорологических условиях.

    Чтобы приоткрыть ту тайну, необходимо было собрать сведения, встретиться с людьми владеющими информацией.

    Уже в 2004 году мы получили первоначальные сведения о крушение самолетов в районе Шегашета и Черманчетa.

    Это послужило отправной точкой в поисковой работе 2005 года Дело осложнялось тем, что север Тайшетского района мало населён, а упомянутые Шегашет и Черманчет – это давно покинутые людьми и разрушившиеся деревни, жители которых разъехались по городам и весям. Собирать рассказы, были и легенды приходилось по крупицам и в совершенно разных местах. Но, выслушивая далеко не свидетелей, а просто слышавших о  катастрофах самолётов и сопоставляя многочисленные факты, поисковикам всё-таки удалось найти очевидцев и проводников. Первыми оказались жители села Бузыканово, отец с сыном, которые в далёкие 70-ые годы во время охоты наткнулись на обломки самолёта в глухой тайге. Они пообещали помочь нам в поиске.

    В 2005 году поисковики совершили три экспедиции.

    Первая экспедиция состоялась 27-29 августа 2005 года. Небольшой группой мы вышли в тайгу, в предполагаемое место падения самолёта. Поиск вели тщательный, просматривая каждый метр смешанного леса на Шегашетской горе, но он не увенчался успехом. Поскольку за несколько лет изменился растительный покров, видимость местнocти была ограниченной, искомый объект не был найден.

Мы предприняли новые поиски людей, что-либо слышавших о катастрофах самолётов в далёких 40-х годах.

    Так, житель п. Шиткино рассказал: «Осенью 1943 года, как обычно, мы учились в школе. Во время большой перемены я побежал домой (мне в ту пору было 8 лет). Бегу назад, вижу – из леса валит густой черный дым. Сказали, что упал самолет. Наш односельчанин – фронтовик пошел к месту катастрофы. Вернувшись, он рассказал, что действительно там горел самолёт. Но больше ходить туда было некому: ребят не пускали, а мужчины все были на фронте. Несколько лет спустя, мой cтapший брат ходил в эти места за ягодой, черемшой и приносил обломки самолета. Рассказывал, что на месте трагедии макушки деревьев были сбиты». С чувством глубокого сожаления наш рассказчик вспоминал, что «сам на месте трагедии так и не побывал, а так хотелось посмотреть на диковинный в наших краях самолет». По его рассказу в самолете было три человека! Один погиб, видимо выпрыгнул раньше, и eгo придавило крылом. Двое других пилотов ушли.

    Нашли мы еще одного рассказчика. Историю он слышал от своего дяди. По его словам в самолете было два летчика, один погиб, повис на березе, другой остался жив. Обоих пилотов представители НКВД забрали в Шиткино. Посёлок Шиткино до 60-х годов был районным центром. Погибшего увезли на телеге, другой же шел пешком. Позже наш собеседник вспоминает, как ходили с сыном на охоту и на земле случайно увидели шасси. Начали раскапывать, увидели проводки и спёкшиеся, оплавленные куски металла. Но большие раскопки предпринять по6оялись по причине возможного взрыва. Место трагедии в 80- х годах уже заросло мхом. Находили гильзы, остатки парашюта. Принес кое-какие детали в сельский совет. Показал тогдашнему председателю, но особого интереса тогда никто не проявил. Время было другое!

   У нас после этих рассказов появилась надежда и уверенность, что поиск стоит продолжать. Поисковики вновь отправляются в тайгу 28-30 октября. Благоприятные погодные условия и лес, сбросивший листву, оказались лучшими спутниками для ведения поисковых работ. Все-таки нашли! На месте давней трагедии остались обломки самолета. А поскольку с нами был летчик, представитель военкомата, Жмулев Петр Георгиевич, то он без труда определил некоторые детали. Хорошо сохранилась передняя стойка шасси, остатки  шасси, тормозных дисков и много мелких деталей. По надписям на табличках (на английском языке) было очевидно, что самолет был либо английский, либо американский. Все участники экспедиции с большим интересом изучали находки, удивлялись блестящей никелированной поверхности, сохранившейся на шасси, записывали номера, нанесенные на деталях.

    По возвращении из экспедиции появилось очень много вопросов, на которые требовалось найти ответы. А ответы можно найти лишь проделав огромную поисковую работу. С чего начать?

    Решили использовать материалы Интернет и литературу. Таким образом. Мы выяснили следующее:

Во время перелетов случилась 41 катастрофа, потеряно 68 самолетов, погибло 115 летчиков. Установили мы и то, что от Киренска до Красноярска работал пятый перегоночный полк.

Мы думаем, так выглядел найденный нами самолет.

    По материалам Интернет мы познакомились с историей этого полка.

    Для плодотворной работы третьей экспедиции руководитель ФГУП «Госземкадастрсъемка» Дорогин Владимир Павлович и Ющенко Сергей Петрович предоставили участникам специальный прибор – космопривязчик или GPS, с помощью которого мы смогли точно определить географическое положение упавшего самолета.

    Видавшая не одну экспедицию топографическая карта позволила нам увидеть свое местонахождение и при помощи нового для нас инструмента выполнить несложные замеры. ( Уже в городе при помощи полученных данных специалисты подготовили нам картографический материал). А мы собрали более мелкие детали, даже нашли кнопочку от одежды, инструменты. На месте падения самолета был проведен небольшой митинг. Мы оставили венок в память о погибшем здесь летчике.

   По приезду из третьей экспедиции (8 ноября) удалось связаться с ещё одним очевидцем. В 50-е годы его отец принимал участие в вывозе остатков самолета с места трагедии. Обломки вывозили во двор одного из домов ближайшей деревни на лошадях. Первым делом вывезли моторы. Их было два. Когда набралось достаточное количество обломков, их на машинах перевезли в районный центр. Интересными оказались сведения о летчиках. По воспоминаниям нашего собеседника, его отец рассказывал своему сыну: «Один летчик погиб под крылом самолета, второй погиб в кабине, а двое выпрыгнувших с парашютом, добравшиеся до районного центра были взяты работниками НКВД под стражу. Уже позднее приезжала жена командира и опознала часы своего погибшего мужа. Они у него были именные».  Высказал предположение, что погибших по всей вероятности вывезли с места. Уже, будучи подростком, он со своим отцом побывал в этом месте. Видел белые блестящие оси, оплавленную дюраль.  Рассказчик сообщил немаловажные для нас сведения. Он вспомнил, что отец называл и марку самолета. Это был Дуглас или А-20 «Бостон». Так ли это?

    Предстояло много поработать по восстановлению событий осени 1943 года. Эта история нашего района и хотелось бы довести её до конца: установить фамилии экипажа, определить марку самолета. Возможно, остались родственники пилотов, хотелось бы с ними связаться. А возможно и есть очевидцы или родственники очевидцев? Поиск необходимо было продолжать.

                                   Поиск 2006 года

    То, что мы нашли обломки военного самолёта в шегашетской тайге, вызвало волну интереса к проблеме среди населения.

 Приходили в школьный музей посмотреть на останки американского самолёта работники Юртинского лесхоза и администрация села, учащиеся школы № 24 и просто интересующиеся люди. Услышали мы и историю о том, что на западной границе Тайшетского района, в Чёрной тайге лежит ещё один самолёт. Воодушевлённые удачным поиском прошлого года, мы решили летом 2006 года искать следующий самолёт.

Большую моральную поддержку получили от сельской администрации ( поиск карт, врача, проводников). В течение лета был собран материал (рассказы о том, кто, когда, где слышал о катастрофе военных самолётов, кто и где встречал обломки металла или обгоревшие фрагменты), эти сведения сопоставлялись, проверялись, т. к. были очень противоречивы. И, конечно, мы вначале пошли по ложному пути. Первая экспедиция 2006 года не дала ожидаемых результатов (июнь). Сменив проводника и место поиска, в результате второй экспедиции мы нашли самолёт. Но, т.к. были очень измотаны поисками по тайге и очень устали, мы не стали делать съёмку местности и раскоп (фюзеляж ушёл в болото). Для этого предприняли третью экспедицию, в октябре. В результате небольшого археологического раскопа (поквадратная методика) мы добыли обломки обгоревшего и оплавившегося металла, разорвавшиеся и неразорвавшиеся патроны и пули, навигатор. Не осталось сомнений, что это самолёт военный. Доказать советский ли он или американский предстоит в результате последующих археологических экспедиций (2008год).

«Исайкина заимка» подтвердила статус военно-поискового отряда, отыскав за два года  два военных самолёта, но т.к. у нас нет навыков работы с архивами, работу по обоим самолётам не довели до конца.

В ноябре 2006 года, когда о нашей летней находке стало известно многим заинтересованным лицам, к нам приехала делегация из Отдела культуры Тайшетского района. В Тайшете создаётся районный краеведческий музей. Совместно мы решили, что неизвестные страницы военной истории будут представлены нашими таёжными находками и исследовательскими работами по истории авиаперегоночной трассы Аляска-Сибирь. Без сожаления мы передали в краеведческий музей обломки самолёта.

      Летом 2007года планировалась региональная многодневная археологическая экспедиция с привлечением специалистов в районы нахождения останков самолётов. Но экспедиция проведена не была. Работа по тайшетским самолётам остановилась на полпути. В данный момент взялась оказать методическую помощь в архивном и документальном поиске Куршева Н.С., за что мы ей очень благодарны.

В прошлом году Куршева Н.С. уже помогла нам в изучении истории трассы: она предоставила материалы по истории 5-го перегоночного авиаполка. Мы в свою очередь помогли усть-кутскому отряду в поиске материалов о Н. Д. Пахотищеве, Герое Советского Союза, воевавшем на американских самолётах.

      6 октября 1942 года первый американский самолёт появился в небе над Иркутской областью. Его путь лежал в Красноярск. В ознаменование 65-й годовщины открытия авиаперегоночной трассы Аляска Сибирь в городе Красноярске 6-7 октября 2007года состоялась межрегиональная научно-исследовательская конференция, где мы (в лице нашего руководителя Чистовой Т.С. ) приняли  участие. В ходе работы конференции, в частных беседах с опытными поисковиками наша гипотеза, что самолёт, найденный в шегашетской тайге –это Дуглас А-20 «Бостон», подтвердилась.

  Я хочу познакомить присутствующих с некоторыми фрагментами разбившегося самолёта.

                                            ВЫВОДЫ

В результате проведённой работы военно-поисковый отряд «Исайкина заимка» достаточно продвинулся по пути достижения цели, т.е. в отряде было организовано изучение истории авиаперегоночной трассы Аляска – Сибирь по опубликованным источникам, в частности по материалам областных поисковых слётов, материалам Интернет. В ходе поисковой работы мы познакомились с живыми свидетелями катастроф, носителями устной информации, специалистами-авиаторами, что тоже расширило наше знание вопроса.

Основной задачей исследования было отыскать места катастроф в Тайшетском районе. Эту задачу мы полностью выполнили. Определили марку самолёта, найденного в 2005 году. Это средний бомбардировщик А-20 «Бостон». В перспективе остаётся установление номеров бортов и судьба лётчиков. Дальше можно будет говорить об увековечивании памяти погибших в Тайшетском районе лётчиков.

Приложение

НАДПИСИ НА НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЯХ, НАЙДЕННЫХ НА МЕСТЕ ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА

                                                         26308

  1. Зеленая круглая коробочка: 5 4146
  • Дюралевая рейка похожая на рычаг 4-173 2 BKl16 FBTD 406
  • Алюминиевая крышка: 62 54440
  • Дюралевый кусок: 62 –Ч  2320  91 …
  • Алюминиевая крышка: 62 12362-3
  • Деталь круглой формы: AN-210-IA 188 WESТNGНОUSЕ
  • Четырехконтактная свеча: 3
  • Вроде переходника: 6
  • Болт:  NSM

               ?

  1. Кольцо: IМКEN-39 …
  2. Переднее шасси: u93 6Н139 65140 JAG 211 D

                                                 СМ2

                                                 65162

                                                 65163               D3

  1. Передняя панель управления: 62 А 11236-1 ASSL
  2. Болт на 10: ROKFORD + S.P. Co
  3. Болт на 19 от гидравлики: 65936 SPECIAL
  4. Деталь от сидения (откидная часть) 98 73 553    ANK 144

                                                     3515 6 98 7954     35

  1. Керамический фрагмент в виде полукольца:     P   F
  2. Несколько деталей, скрепленные болтами: … 62 В315…                     .

                                                                                  … SSEM ..      .

  1. Зубчатая палка (натяжник): 62 5828

  На ней латунная гайка: 113-58202

 19.        Алюминиевое крепление: 108-5 33119-4

 20.        Трубка в форме уголка:          989 МЕ-27    

      21.       Алюминиевый треугольник с гайками: 108-317 115-6

с другой стороны тоже номера (набиты один на другой).

Loading