Состоялось празднование 80-летия присвоения Тайшету городского статуса, вероятно, состоялось подведение итогов. Оценим и мы некоторые деяния устроителей праздника и всего сопутствующего ему. Краеведческую книжную полку пополнило второе издание книги “Тайшет – город стальных магистралей”, посвященное 80-летию нашего города. Правда, о ней , в отличии от книги “Боевой подвиг тайшетцев”, нет никаких восторженных отзывов. Впрочем, вообще никаких. Вероятно краеведение, по-прежнему мало кому интересно. Лично меня, появление новых краеведческих публикаций, тем более книг, радует. Если они правдиво, обосновано и интересно рисуют картинки прошлого. Надеялся порадоваться и в этот раз. Начал читать историческую часть книги в поисках положительных дополнений и переработок первого издания. Нашел: историческая часть расширилась и заняла 55 % всех страниц, в первом издании было лишь 36 %. Однако, вчитавшись понял, это трудно отнести к достоинству книги, так как многое что расширило первую часть, не является хорошими материалами, не относятся к истории Тайшета. Рассказы о Героях Советского союза стали более пространно-подробными (11 страниц против пяти в старом издании). И это хорошо, даже с учетом того, что из восьми Героев жителями города , строго говоря, были лишь Пахотищев Н.Д. да Андреев Н.Т. , правда, совсем недолго проживший в нашем городе. Другой момент, материалы из наградных листов на Героев излишне мифологизируют их, а хотелось бы прочесть о них что-то простое, из их обыденной жизни. Как пишет, например, о ветеранах газета “Бирюсинская новь”. Ведь люди же они, а не только солдаты- герои Отечественной.На этом заканчиваются достоинства второго издания. Далее – многочисленные ошибки, ложные интерпретации, искажения и подмены фактов, непостоянство в указании источников информации, большие пробелы в историческом повествовании, нелогичные доказательства и обоснования умозаключений, неверные выводы, неправильное написание многих фамилий… Невозможно перечислить всего.Следовало бы не перерабатывать первое издание, а по прошествии 10 лет (!) написать новую книгу – так много появилось ранее неизвестных исторических сведений, сложились новые взгляды, представления о прошлом Тайшета. Собраны материалы о ненаписанных периодах и темах истории города. Обратите внимание, как заканчивается исторический очерк – событиями 80-х годов ХХ в., то есть какая то обрубленная история. Нет описания перехода к новой политической, экономической, социальной жизни. Фактически пережили революцию, и не гу-гу об этом. Я уж не говорю об Афганистане , о распаде СССР, крахе КПСС…
У редколлегии второго издания просто напросто не возник замысл новой книги. Он свелся к весьма примитивному плану – взять первое издание книги, кое-что переписать, втиснуть в ее историческую часть все что под руку попадет. Не исправлены ошибки первого издания, а некоторые главы так “переработаны” , что сделало их хуже прежних. Переработано пять , включено в книгу восемь новых статьями к тому же одного автора ( 22 страниц текста – вот место для недостающих глав, необходимых дополнений и других авторов!).
Теперь посмотрим конкретно как все сделано, дополнено и переработано.
Сначала отмечу, редколлегия первого издания не проводила обсуждения с авторами материалов для книги. Оттого в первую книгу проникло много ошибок разного рода. Во втором издании они только не исправлены, но и допущены новые по той же причине – отсутствие обсуждения. Одним словом, с учетом этого и высказанных замечаний, второе издание подготовили дилетанты. Да и издательство ответственно за некоторые вещи, например, за написание фамилий. В книге не нашлось места новым опубликованным краеведческим сведениям о городе из исследовательских работ школьников-краеведов и их руководителей, многих других авторов. Тем самым упущена возможность сделать все статьи исторической части книги подробными и интересными, а ее действительно новой, более близкой к объективности и ко времени. Книга – продукт для общественного интеллектуального восприятия, следовательно, надо писать ее ответственно, с уважением к читателям, тайшетцам. И прежде всего к молодежи. школах изучается “История Тайшетского района”, и при отсутствии учебного пособия любая хорошая краеведческая книга крайне нужна. Именно в таком значении надо было писать ее историческую часть, а не просто как сувенирную лубочную картинку или эпизодические рассказы по истории.
В 2013 г. на средства гранта городской администрации была издана брошюра Селезнёвых “2431 верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет”, материалы которой освободили бы редколлегию от написания ненужных весьма общих сведений о Транссибе в целом и Средне-Сибирской ее части. названной брошюре имеется и схема станции Тайшет на 1903 г., и фотокопии маршрутов тайшетского отрезка пути 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги Красноярск – Иркутск), эпизодов строительства и разных объектов. Даны перечни всех строений станции на 1903 и 1916 годы. 1916 г. их было уже 112 ( станция и поселок росли на глазах!) , при этом в обоих случаях вовсе не упоминается какой-то питательно-переселенческий пункт , называемый в книге на страницах 18 и 20. 1916 г. на станции было две столовых, баня, дом заведующего, будка для выдачи продовольствия, казарма, отхожее место, погреб продовольственного пункта, а не питательно-переселенческого пункта. 1903 г. переселенческий пункт (барак, кухня, три нежилых здания) находился на южной стороне станции, примерно на перекрестке современных улиц им. А. Матросова и Октябрьской, или бывшей тарной базы
обратить внимание на следующее. В брошюре “2431 верста…” предельно ясно высказана мысль о развитии поселка Тайшет именно с северной стороны станции. В книги же отчего-то приписано мне и ученикам-краеведам противоположное мнение – о южном варианте (страница 14), между тем нами лишь процитирована часть статьи Черневского А.Ю. о начале заселения Тайшета с южной стороны станции. И любителю приписывать людям ложные умозаключению невдомек что, не все так просто. Судя по схеме 1903 г. заселение территории прилегающей к железной дороге и с юга, шло одновременно с застройкой северной части. И если уж быть предельно детальным, то надо задаться вопросом – Черневский говорит о Конюкове (а не Конюхове, как в книге написано), Евсееве, Ульянове как о первых жителях какого именно населенного пункта – станционного поселка, выселка или села Тайшет? И в каком году они просили, и у кого, разрешение на поселение на южной стороне станции в полосе железной дороги?
В главе 9 названной брошюры подробно рассмотрены все вопросы датировки возникновения населенного пункта Тайшет. Если бы были учтены эти сведения, то избежали бы грубой ошибки : на восьмой странице первого и второго издания написано, что Тайшет возник в 1897 г., а на 18-й указан первый этап его застройки – 1890-1897 гг. Так в каком году возник по вашему Тайшет? И еще: написано “Тайшет возник в 1897 г. как железнодорожная станция на Транссибирской магистрали”. Предложение весьма неправильное. Следовало писать : в 1897 г. возникла станция Тайшет и при ней одноименный поселок. Не стоит путать транспортное предприятие и населенный пункт. А ведь правильно написано в главе “Историко-культурная оценка территории Тайшета” генерального плана г.Тайшета, том 2, страница 44: ” Тайшет возник в 1897 г. как станционный поселок при железной дороге”. Надо было бы говорить в книге и о существующем предложении краеведов считать началом тайшетской истории год начала строительства – 1894 г. От этого хуже не стало бы, зато не было бы в тексте указанных безобразий.
Кстати, что лежит в основе даты 1897 г.? Отнюдь не возникновение станции, а факт прокладки главного рельсового пути до будущей станции Тайшет, это конец мая – начало июня 1897 г. Документального подтверждения этому факту нет, есть официальное свидетельство существования действующей станции Тайшет с 1899 г.
Впрочем, нет надобности здесь вновь пересказывать написанное в названной брошюре Селезневых Е.С. и Т.А. , в статье Селезнева Е.С. “Размышление над юбилейными датами”, в исследовательской работе Сорока Е. “История строительства 2-го участка Средне – Сибирской железной дороги и станции Тайшет” (2014 г.).
подан материал о Манучарове В.Л. – помещена фотокопия руководителей 11-го участка строительства не укрупняя портрета Василия Львовича, не дав описание его жизни и роли в становлении Тайшета (в первом издании о нем нет сведений, лишь упоминается имя). И это весьма непонятно на фоне помещения биографических сведений о Шпицмахере М.Ф. , да еще в рубрике “Твои люди, Тайшет!”. Манучарову В.Л. следовало бы уделить больше место в книге, и в этой рубрике. Что, собственно, примечательного в тайшетской биографии Шпицмахера с точки зрения влияния на историю нашего города? Ничего – был здесь 1912 – 1920 годы, работал, переселился… А Василий Львович был одним из первых строителей (!) Тайшета и основателем первой публичной библиотеки, а не просто очередным начальником.
Ко времени переиздания книги у нас уже был перечень имен других служащих станции. Например, 1901 год – начальник участка службы пути 11-го участка Адольф Иосифович Поплавский, его помощник Гешель Рудольф Федорович, начальник оборотного депо Иосиф Юлианович Гинтовт, врач Шмаков Иван Николаевич; 1911 г. – врач Булгаков Иван Алексеевич, начальники участков служб путей Николай Павлович Шабанов и Карл Мартович Тимушко, их помощники Гешель Р.Ф. и Павел Николаевич Кайдалов, ревизор 10-го участка движения Александр Иванович Александров, начальник оборотного депо Дмитрий Тимофеевич Тимофеев, начальник станции Федор Алексеевич Нечаев; 1912 г. – врач станции Булгаков И.А., начальники участков служб пути Победоносцев Александр Михайлович и Тимушко К.М., помощники их Гешель Р.Ф. и Кайдалов П.Н., начальник депо Тимофеев Д.Т., начальник станции Нечаев Ф.А; 1914 г. – врач Булгаков И.А., начальники участков служб пути Шпицмахер Михаил Фридрихович и Николай Михайлович Зотов, их помощники Шапошников Сергей Ивановрч и Кайдалов П. Н., начальник депо Тимофеев Д.Т., начальник станции Иван Васильевич Донченко. Так что нет основания говорить лишь о Шпицмахере, тем более неизвестен никакой вклад в историю города.
было бы в раздел “Твои люди, Тайшет!” включить описание династии железнодорожников-тайшетцев, например, Зыковых. Вот он на фото ” XXI участок служба пути Сибирской ж.д.”, что на странице 17, третий слева от Шпицмахера М.Ф. – Зыков Иван Егорович, чьи родные до сих пор живут в Тайшете. В музее локомотивного депо, наверняка, хранятся сведения и о других первых династиях тружеников станции Тайшет, да и первом издании они были названы.
к этой главе подписаны неправильно, впрочем, не только к ней, а ко многим другим тоже Например, на странице 9 “Группа рабочих на строительстве Средне-Сибирской железной дороги, 1 дистанция пути, 11 участок, 23 июня 1898 г.”. Вот и гадай, уважаемый читатель, где это? Надо подписать так, как она названа была изначально, что это ст.Юрты Или вот эта подпись: “Рабочие отсыпают земляное полотно, которое должно пройти по заболоченной низине”. Ясно какие вопросы, замечания вызывает эта подпись, а какие вопросы к редколлегии. “Локомотивное депо” – какой станции, сомнительно , что это тайшетское (фасад здания не похож на депо Тайшета), да и нет документального подтверждения. А ведь имеется целый альбом видов строительства 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги (Красноярск – Иркутск), включая 11-й тайшетского участка, но увы, редколлегия неоправданно проигнорировала их.
У автора, переработавшего эту главу, плоховато с аргументациями . Читаем на странице 11: “Сохранившиеся до наших дней участки земляного полотна и инженерно-технических водопропускных сооружений, построенных с 1893-го по 1897 год, наглядно свидетельствуют о том, что одним местным крестьянам такие масштабные работы были бы не под силу” . И без созерцания таких сооружений понятно, тем более доказано в научных трудах , что местное крестьянство не являлись основной рабочей силой – все они квалифицированные рабочие нанятые в центральных районов России. Даже землекопов не было. Все это написано в отчете Меженинова по итогам постройки Средне-Сибирской железной дороги. Можно было оспорить и другие утверждения автора главы, да нет места в этой газетной статье на это.
Глава “Земля коттов” написана практически заново, но крайне неудовлетворительно. Стоило бы в начале, если уж обратились к древнейшей истории нашего края, сказать о наличии в черте города достопримечательных археологических мест (“Тайшетская горка”, “Лепешкино”, “Сельхоз-10”, “Правобережье Тайшетки”; археологические объекты “Грибанова гора – 6,7,8”, “Большая Тайшетка 1,2”, “Пионерлагерь – 1, 2” и др.), а не начинать повествование с середины 17 века. Раздвигать надо территориальные и временные рамки истории Тайшета. Согласно археологическим сведениям первые люди заселили долины наших рек в эпоху палеолита. Обнаружены стоянки древних людей, подъемный материал эпохи позднего палеолита, мезолита, бронзового века. Так что, земля тайшетская и ее история весьма древняя. К приходу русских заселяли ее кетоязычные племена (котты, асаны, арины и др.), а левобережье Бирюсы стало западной границей расселения одного из бурятских родов. В истоках рек Большая и Малая Бирюса обитали тофалары (кстати, они сами не называли себя черными карагасами), а в низовьях Бирюсы и Уды обитали эвенки (тунгусы). Их обитание на территории средней полосы современно территории Тайшетского района свидетельствуют более важные и серьезные исторические источники, чем рассказы партизан отряда Я.Пепула. Например, в отчетах-челобитных сотника Бекетова П., атамана Перфильева М. сказано о тунгусах и их князцах Тасее, Иркинее, Тарее, Мунти, чьи родовые объединения проживали по рекам Мура, Чадобец, Кова, Карабала, а так же Чуне (Уда), среднего течения Бирюсы (Она). В 1920 г. остатки южных приангарских эвенков были обнаружены и в бассейне левых притоков Бирюсы – Туманшет, Пойма. В 1926 г. сотрудники Красноярского краеведческого музея сделали описание на основе опросов нескольких тунгуских родов – эвенки по фамилии Долгалёнок, Чамдальский, Богдаль, Ичериль, Топоркильский (топорки), что проживали в недавнем прошлом в даже в юной части Шиткинского района, вплоть до устья р.Топорок.
Среди множества разноязычных народностей, которых повстречали русские в бассейне Среднего Енисея, кеты были известны под названиями арины, асаны, ястынцы, буклинцы и т.д (кетоязычные народы). Это были южная группа кетов, северная же обитала на территории Мангазейского уезда. Котты и асаны расселились к востоку от Енисея, выше устья Ангары (в долинах рек Усолка, Она, Кан), арины — в долине р. Енисей, в верховьях Енисея — яринцы и бокатинцы. К этому времени XVII — XVIII века происходило растворение кетов в иноязычной среде, слияние их с соседними народами. Котты дольше других сохранили свой язык — до второй половины XVIII века. Потомки кеттов живут ныне в низовьях Енисея. Свидетельством того, что древнейшими обитателями территории нашего района, включая место будущего Тайшета, были именно кетоязычные котты и арины, является наличие множества географических названий с характерным топоформатом «шет» (чет) — вода, река. Таких названий более сотни.
Совершенно невнятно и неверно рассказано о объясачивании коренных народов наших мест, находящихся в большей степени зависимости от енисейских киргизов, и в меньшей степени от бурят. При этом допущен термин завоевание их земель, в то время как в исторической науке придерживаются мнения о мирном присоединении коренного населения и территории среднего течения Енисея к России. Русские служилые люди воевали не с кетами, эвенками, тофами, а с енисейскими киргизами, подстрекаемые Джунгарией к войне с русскими. Обряды воинственных киргизов не раз жгли Канский острог, осаждали Красноярский.
И помещенная в книгу схема расселения народов Сибири 17 в. без условных знаков, непонятно для чего она и как ее читать, а следовательно, это лишь цветная картинка.
Подробные и интересные сведения о древней истории земли тайшетской можно было взять из брошюр №10 серии “Тайшет – город, рожденный Транссибом” – “Тайшетский район: обретение своего места” (2016 г.), №1 “На земле древних кеттов” (1996 г.). Жаль, что редколлегия не воспользовалась этими источниками.
переработан материал о начале складывания тайшетского сообщества, что не улучшило второе издание. Предавая этому процессу важнейшее значение, за десять лет из разных источников удалось узнать некоторые сведения о Тайшета 1911-1912 годов: почетным блюстителем Тайшетского двухклассного училища была Анна Штейн (1911 г.); чайную лавку держал ссыльно-поселенец Братской волости Наджав Кули Намаз-оглы (1911 г.); в этом же году было создано мелкое Тайшетское кредитное общество с основным капиталом 3 тыс. рублей и правом вести деятельность в селах Тайшет , Бирюса, Баероновка, деревням Новый и Старый Акульшеты, Сполох, на хуторе Грибановский и участке Гоголевским; в 1912 г. в губернский реестр союзов и обществ было внесено Тайшетское общественное собрание; в марте 1912 г. с торгов за долги был продан дом Офштейна Давыда Иннокентьевича по ул. Вокзальной; а чиновник особых поручений переселенческого управления VII класса заведующий Тайшетским подрайоном Писарев был награжден орденом Св. Станиславом 3 класса…
личном архиве Черневского А.Ю. хранятся воспоминания о многих жителях зарождающегося села, помимо Супруна и Кабанова, чьи имена кочуют из статьи в статью давно, с изменяющимися до крайностей оценками их жизни – от эксплуататоров трудового народа до полезных Тайшету предпринимателей. Приведем некоторые сведения из воспоминаний Панкалова Д.И., записанные Адольфом Юрьевичем: ” На углу Юго-вокзальной и Супруновского переулка был дом и магазин купца Кочергина….(где теперь склад райпотребсоюза), магазин дорогих товаров – мануфактура, золото. Кабанов был его приказчиком, женился на его дочери…, вышел в люди, купил дом, где теперь детский сад рядом с хлебным магазином с рощей. Когда он умер, Кабанов стал жить в этом доме Кочергина. от этот …и сгорел после НЭПа, примерно в 1923-1924 гг. При НЭПе Кабанов во всю торговал, а потом уехал. После пожара приехал и откопал золото в железном сундучке «чемоданчике»; “Дом, напротив Дома пионеров, как и теперь, был пекарней Льва асильевича Криволуцкого. Он только пек и продавал оптом, торговали другие (сайки, сушки)”; “Столовая на углу Трактовой и ….., а также 2-этажный дом на Трактовой, где сейчас горкомхоз и ЗАГС принадлежали нэпману Сорокину, но он появился у нас в 1921 или 1922 году в период НЭПа, а раньше столовой этой не было, он ее построил в 1924 г. Не за деньги, а за водку. …Сорокин построил также 2-этажный дом на олостном переулке между Тихоненко и Розенталем по нашу сторону”.
лишь этой малой толикой сведений, так нет в данной статье места продолжить рассказ о всех предпринимателях, коммерсантах и других представителей зарождавшегося тайшетского сообщества, что является само по себе важным и интересным социально-историческим процессом. Визуальное представление сословного многообразия дает фотография группы тайшетцев, первого поколения жителей нашего города, на перроне вокзала 25 июня, в день памяти Николая – 1 , основателя железных дорог России”. Какого года фотография неизвестна, но ясно что датируется временем до февральской революции. Кстати, день рождения императора с 1896 г. по июнь 1917 г. стал профессиональным праздником железнодорожников. Если эта фотография 1896 г., то станция Тайшет основана ранее чем 1897 г., но это лишь предположение, основанное на мысли , что фотографировали не рядовые события, а неординарные, например, первые. Кстати сказать, это был не единственный светский праздник у тайшетцев, праздновали и день освобождения крестьян – отмена крепостного права.
раздела “Город с чистого листа” по многим моментам вызывает сомнения и замечания. Во первых, город рождался не с чистого листа, а он вырастал на базе села Тайшет. С чистого листа рождался, например, Усть-Илимск, Братск, или тайшетские микрорайоны “Новый”, им.Мясникова. Во вторых, не мог застраиваться Тайшет с 1890 г. Об этом уже сказано. В третьих, не все улицы Тайшета были ориентированы на железную дорогу. Как известно, улица Трактовая была ориентирована на Московско-Сибирский тракт. В четвертых, нет объяснений урбанонимов, не отслеживается увеличение и разнообразие объектов села , города, изменения их названий. Это сделано в исследовательской работе Грибовой Д. “Тайшетская урбанонимия. Особенности их образования и изменений” (2016 г.). Этот раздел весьма пространных и общих рассуждений о застройке, архитектуре Тайшета прекрасно дополнили бы сведения из большой исследовательской работы Селезневых Т.А. и Е.С., их учеников-краеведов Аристархова Н., Сорока К. “Звуки окаменевшей музыки”. В ней даны подробные описания архитектурных ансамблей Тайшета, Бирюсинска, Юрт. В том числе и архитектурного ансамбля “Станционный”, с описанием многих каменных зданий конца 19 и начала 20 века. А какие прекрасные подробности есть о водоёмном здании! Именно так она названа в исторических источниках, следовательно, так и надо ее называть и сейчас, но по привычке говорим башня, имея ввиду особенности строения. Без подробностей из нашей статьи рассказ о башне на странице 19 второго издания просто пустой звук – искажено историческое название сооружения и даты ее постройки, утверждается что работает, нет размеров, нет описания элементов и деталей здания… А ведь это редчайший памятник кирпичного архитектурного стиля: от станции Юрты на западе до станции Горхон на востоке Бурятии (это 1261 км.) высятся по станциям 36 водоемных башен, из которых лишь три (Тайшет, Тулун, Зима) сдвоенные. Тайшетская башня своей макушкой взметнулась ввысь на 23 метра, украсившись неповторимыми многообразными элементами и деталями кирпичной кладки… Ныне она не работает, выведена из системы водоснабжения города за ненадобностью – изменилась система подачи воды потребителям.
Кирпич для таких станционных зданий производился не мелкими предпринимателями Ульяновым и Поляковым (возможно, и ими тоже), а на кирпичном заводе, что располагался на месте современных улиц Локомотивная, Железнодорожная.
подробностей и в статье “Деревянное кружево Тайшета”, которые ожидаешь прочтя заголовок, но есть лишь общие какие-то фразы о чалдонах, переселенцах, о дереве, топоре, пиле, лобзике, каком-то начальном этапе чего-то… Вчитайтесь : “Поэтому некоторая часть сохранившихся построек старого Тайшета отражают высокое мастерство и сложные технические приемы плотников, столяров и резчиков по дереву. Однако на сегодняшний день в городе почти не осталось домов с оригинальной отделкой фасадов…”. В таком случае вопрос – о каких таких деревянных кружевах говорится если ничего не осталось? Представленные фотографии не передают красоты художественно-декоративного оформления зданий. Почему-то не поместили фотографии даже упомянутых зданий с улицы Северовокзальной с элементами деревянной резьбы. Фотография “Дом во дворе магазина” что на странице 22 не порождает вопроса о предмете разговора, а только недоумение – где эта улица и где этот дом? И где здесь кружева? Одним словом нет в этой статье ни фотодоказательств наличия пресловутых кружев, ни описаний их элементов , не указаны адреса зданий с богатой деревянной резьбой. Если и была, но традиция резьбы по дереву не стала особенностью архитектуры Тайшета. В 2004 г. учащиеся-краеведы школы №2 Пересыпкин М. и Белослудцев И. провели исследование “Художественно-декоративное оформление наличников: тенденции развития”, собрав около 70 фотоснимков наличников зданий города, провели на их основе анализ, сравнения, обобщения для определения причин отмирания искусства резьбы по дереву и украшения очелья, подзора, сандрика, лобани и других элементов, деталей деревянных наличников, карнизов и других частей зданий. Осуществлена была попытка проследить все это в историческом развитии, для чего велась работа по выявлению дат постройки зданий с элементами декоративной резьбы по дереву.
этой главе допущены смысловые и иные неточности: ” К 1917 году на землях, административным центром которых сегодня является Тайшет, проживало около 25 процентов старожилов (чалдоны, тунгусы, тофы), остальные – добровольно приехавшие из европейских регионов России”. Тунгусы, тофы не относятся к старожилам. И чалдоны добровольно шли в Сибирь. Переселенцы не внесли ничего нового в архитектурный облик города Тайшета, во всяком случае нет характеристики этого вклада. Городом то он стал, как известно , в 1938 г., правильнее говорить об облике села. Автор статьи не говорит конкретно как именно отразилась культура украинцев, татар, булгар, эстонцев, поляков в архитектуре Тайшета. Какая такая провинциальная индивидуальность у Тайшета?
Не сетуя на уничтожение памятников деревянного зодчества, стоило обратиться к городскому реестру таких памятников и назвать здания, которые еще охраняются администрацией города, а какие уничтожены или в плохом состоянии.
Нет описания и здания церкви св. Николая, а ведь это образец деревянного зодчества (страница 23), пусть даже типичный, о которой идет речь выше. А вся статья свелась к описанию судьбы священника Шаравина В., хотя заголовок предполагает рассказ о самой церкви. Да и статью хорошо было бы сопроводить рисунком церкви тайшетского художника Жамова В., который более детально передает особенности архитектуры церкви, чем помещенная в книгу фотография. И был бы, между прочим, упомянут человек, имя которого уместно в рубрике “Твои люди, Тайшет”. Ни одного тайшетца труженика сферы искусства и образования нет в этой рубрике в исторической части книги. Автор статьи не знает не только архитектуры здания , но и его судьбы (основанное в 1908 г.), а между тем оно было снесено по решению Исполкома Тайшетского районного Совета в 1946 г. по причине якобы ветхости и отсутствия общины верующих. Исполком отмечал, что на протяжении 25 лет здание не ремонтировалось, грибок уничтожил половые балки и поразил потолочные, окладной венец сгнил по всему периметру и т.д., существовала угроза обвала и возможность жертв (церковь стоит на территории пионерского сквера ). Однако, все это вызывает сомнения – неужели здание церкви так сгнило за каких-то сорок лет? Здание церкви в д.Авдюшино, которая немного то и младше по возрасту, крепко стоит по сей день даже после жесточайшей колхозной эксплуатации не по назначению.
Было бы неплохо поместить в эту статью еще и сведения о метрических книгах тайшетской церкви, хранящихся в фондах районного краеведческого музея, фотокопии некоторых их страниц. Эти книги есть исторические письменные памятники развития тайшетского социума. В свое время мы со школьниками писали исследовательские работы по этим книгам: Кушков М., Сосин А., Селезнева П. “Метрические книги тайшетских церквей как исторические источники” (2002 г.), Именно в одной из них была обнаружена запись о жене Манучарова В.Л., о враче Булгакове и др. тайшетцах, получены сведения о среднем возрасте бракосочетавшихся, о незаконнорожденных, о роде занятий тайшетцев, о причинах смертности, о факте крушения поездов и т.д. Это все сведения о тайшетском сообществе, а не просто какие-то любопытные частности.
совсем корректно выбран о название очередной главы – “Война на стыке двух эпох”. понятно о каких эпохах пойдет речь, о какой войне – первой мировой или гражданской, почему лишь об одной из них? Повествуется о гражданской войне, но в таком случае выбранное название главы не совсем верно отражает суть события. Скорее всего война способствовала формированию условий для наступления новой социалистической эпохи.
Говоря о местной политической ссылке и ее представителей, плохо освещена их роль в революционных событиях и установлении Советской власти в Тайшете. Такое ощущение, что сообщается о политссыльных ради демонстрации знаний о таковых, но никак не с целью показа их роли в политической жизни Тайшета. Совершенно неверно сообщение о каком-то большом влиянии и какой-то инициативе большевиков, хотя в характеристике политссылки нет ни слова о ссыльных членах РСДРПб. Есть лишь маленький рассказ об одном якобы большевике – Тийсе В.Ж. , и вовсе не сказано о его соратнике Кепуле А.К.
повествования о событиях после Февральской революции, о новой земской власти и тайшетской земской управе, а речь сразу об Октябрьской революции и о создании ( якобы “через несколько дней” после получения известия о ней) Тайшетского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. После известия о вооруженном восстании в Петрограде и до создания местного Совета прошло вовсе не несколько дней, а довольно большой отрезок времени. Местные политические события описаны совершенно непоследовательно, искаженно, отрывочно, многое упущено. Кстати говоря, в книге вся политическая история Тайшета плохо изложена. Опять приходится сетовать: ведь есть в распоряжении большая статья в “Бирюсинской нови” – “Дули ветры в феврале…” (2017-2018 г. г.), грех было не воспользоваться.
Очередное игнорирование нового хорошего краеведческого материала привело к усилению ущербности исторической части юбилейного издания. И ошибкам: на странице 27 написано неправильно название одной из первых общественных организаций Тайшета – Общество физического развития и устройства культурных развлечений, а надо так – “Общество содействия физическому развитию и устройству общественно-культурных развлечений” (зарегистрировано в 1910 г.).
главы “Война на стыке эпох” надо читать предельно внимательно – ошибки, неточности, неграмотное построение предложений по всей статье. Например, не указано когда партизанский фронт получил название Шиткинский; Канско-Енисейского уезда не существовало – были Канский и Енисейские уезды, и не Красноярской губернии, а Енисейской; партизанский штаб шиткинцев был создан не 27 февраля 1919 г. и не в Нижней Заимке; правильное написание фамилии – Швайдецкий; семь полноценных (?) партизанских отрядов возглавляли вовсе не названные на странице 30 партизаны; налёт партизан на станцию Тайшет произошел в ночь на 8 мая 1919 г., а не на 9 мая; чех не Генрих Скатель, а капитан Генрик Викентьевич Скацел; фамилия партизанского деятеля не Баранович, а Богданович (Волгин); вызывает сомнение подсчет жертв белогвардейского террора – сотни жителей волостного села и окрестных деревень избиты шомполами , десятки казнены; не помещены имеющиеся фотографии боевых действий и чехо-славаков в Тайшете, а фотография на странице 32 сопровождена какой-то странным текстом – гражданская война скоро разведет этих людей по разные стороны фронта (?), без объяснения что за эпизод запечатлен, что это за люди изображены на ней; фотография памятника на странице 31 подписана неправильно – памятник сооружен в 1935 г., но снимок то явно сделан в более позднее время; воспоминания Г.Скацела на странице 32 требует комментария, уточнения – столько партизан в нападении не участвовало и, согласно всем источникам, так много их не погибло. Не совсем верна фраза – “менее года Тайшет находился в зоне боевых действий”. Если быть точнее, то боевые действия разной степени интенсивности, размаха и форм в окрестностях Тайшета происходили в течении лишь трех – четырех месяцев 1919 г. В известной книжке Криволуцкого П.Д. есть сведения о 13 боевых актов, диверсий, мелких стычек с применением оружия, то есть боевые действия, за период февраль – июнь. Село же Тайшет испытало на себе лишь одно боевое действие – налет партизан на станцию в ночь с 7 на 8 мая 1919 г., а в январе 1920 г. Красная армия заняла Тайшет без боя.
Глава “Воинские захоронения в Тайшете и Тайшетском районе” вызывает сомнение в необходимости, требует критического прочтения. И прежде всего потому, что в Тайшете всего два из 11 захоронения относящихся к категории воинских. Стоило ли писать об остальных? Только почему-то автор статьи не назвал о существовании в парке третьего захоронения – могилы Бича-Таежного И.А., о которой постоянно писали тайшетские краеведы. И еще: почему захоронение секретаря Треминского сельсовета, погибшего в 1930 г., считается воинским? Погиб он не в ходе военных действий, он не военный человек, войны не было. В книге этого формата и назначения довольно пространные повествования о каких-то неустановленных захоронениях совершенно неуместны. Впрочем, как и рассказы о захоронениях вне Тайшета. Если объектом повествования является прошлое города Тайшета, то всем законам жанра писать о том, что было и есть вне этой истории и границ нельзя. А описание о трех тайшетских воинских захоронений уместно было бы включить в главу “Война на стыке двух эпох”, как и это и сделано частично (памятник Бичу-Таежному И.А. , памятник Шиткинским партизанам на страницах 30 и 31). Это сохранило бы страницы книги для более широкого описания иных периодов и событий истории города.
Как все-таки неправильно подписываются фотографии! Страница 38: под сообщением о закладке памятника шиткинским партизанам в дни I-го районного съезда работников культуры и передовиков сельского хозяйства (именно так назывался съезд!) помещена фотография с сопроводительной надписью “На снимке на заднем плане церковь Николая Чудотворца, 20-23 июня 1935 года”. Какая-то странная логика – говорить о памятнике партизанам , а подпись о церкви? А ведь в фотоальбоме о съезде есть фотография закладки памятника! Вот она на странице 35, но подписана почему так “Открытие памятника Ивану Бичу-Таежному”. Да и кто это, почему без отчества? На странице 39: фотография подписана так -“Партизаны Шиткинского фронта у мемориала”. Без комментариев понятна несуразность такой подписи.
И заканчивая критическое прочтение этой главы (хотя можно и продолжить) отметим какую-то непонятную настойчивость, вопреки всем историческим источникам , утверждать о налете партизан на Тайшет с 8 на 9 мая 1919 г. Это было с 7 на 8 мая, понятно, что в ночь.
Да и предложения какие-то чрезмерно витиеватые, то есть замысловатые словесными оборотами: “Партизаны приступили к диверсионным действиям на Транссибирской магистрали, первоначально направленными на то, чтобы дестабилизировать движение подвижного состава в окрестностях железнодорожной станции Тайшет. Со временем размах диверсионных действий на железной дороге создал для белых серьезные проблемы”. Ведь можно же проще писать в целях экономии страниц и без ущерба сути изложения.
перейдем к главе “Второе рождение”, которая целиком взята из первого издания и не подверглась переработки, а следовало бы. Удивляют такие пассажи: превращается из крестьянского (не может быть село иным!) села в рабочий поселок, пролетаризация (это что за процесс, урбанизация что ли?) стала в стране повсеместной, в начале 20-х годов в строительстве снова стали использовать кирпич, например, при возведении здания, которое заложил еще до революции купец Зюзенцев. Или вот это – тайшетский участок магистрали смещен и с востока и запада станции установили семафоры, увеличилось количество путей, стало двухпутное движение …, и тут же – “К сожалению, в 1921-1922 годы все это было почти полностью разрушено…”. О чем все-таки идет речь – о втором рождении Тайшета или о переустройстве Средне-Сибирской магистрали к 1910 гг. ? При чем здесь рассказ о Дзержинском Ф.Э.? О чем это : “земля , переданная во владение крестьянам, начала давать урожай”,… “к 1930 году вокруг Тайшета насчитывалось свыше тридцати крестьянских хозяйств”… А у кого во владении была до этого земля? А при чем здесь Тайшет? О каких крестьянских хозяйствах идет речь? Индивидуальных? Тогда отчего так мало – 30 хозяйств. Или имеются в виду колхозы? Так и назовите. Почему читателю надо гадать? Если уж о колхозах речь пошла (коллективизация), то было бы уместно поместить к тексту этой главы фотографию первой Тайшетской районной газеты “За реконструкцию”, переименованной вскоре в “Сталинский путь”. Газета эта создавалась как раз для пропаганды колхозного строя и помощи в его становлении. Да и появление газеты есть важное событие общественно-политической, культурной жизни Тайшета. Любопытно было ее видеть. Материал о газете опубликован в нескольких номерах Бирюсинской нови”: “Все силы пролетарской общественности на борьбу с бездорожьем!” (13.05.2016 г., “Буржуазия как гибнущий класс, бъётся в судорогах, а потому наглеет…”(26.08.2016 г.); “Наша партия очищает себя, чтобы …рабочему классу и крестьянству лучше жилось” (11, 16.11.2016 г.).
Фотография на странице 44 подписана неправильно – это железнодорожная средняя школа, а не городская, и учитель не Челпакова, а Челпанова.
Мало того, что глава не повествует ни о каком втором рождении (или речь идет о втором рождении станции?), и заставляет усомниться в способности редколлегии писать заново и правильно историю города.
Глава “Как Тайшет стал городом” не вызывает особой критики. писал ее опытный человек. Только вот фамилия составителя докладной записки о переводе Тайшета в категорию городов пишется через е – Офенгенден.
Глава “Тайшетская каторга и ссылка” получила новое название в целом и в своих разделов – “Или в колхоз, или в лагерь”, “Приговор “по воле народа”, “Фундамент больших строек” не совсем отражают их суть. Да и не стоило в рубрике “Узники Озерлага” рассказ о Руслановой Л.А., которая оказалась в неволе вовсе не как борец с существовавшим в стране режимом. Рассказа ли как в первой книге о русском офицере Войцеховском С.Н., судьба которого оказалась дважды связанной с тайшетской землей. Или о поэте Жигулине А., мемориальная доска которому на здании нашего вокзала. Или о писателе Добровском Ю. Одним словом, есть о ком рассказать, а здесь получилось какое-то очарование именем, да и легендами о непокорных генералах и птичках, не поющих в клетках. Подробные материалы на тему главы опубликованы в монографии Селезнева Е.С. ” Лагеря НКВД-МВД СССР на западном участке БАМа. Тайшет – Братск-Усть-Кут, 1938-1951 гг.” (2015 г.); “Лагерное прошлое” (2000 г.) и многие другие статьи.
Главу “Никто войны забыть не сможет” следовало бы переписать, так как она не отражает полно и подробно жизнь и труд тайшетцев в годы войны. И начинать ее следовало бы с повествования о призыве тайшетцев на фронт с учетом всех новых сведений. Осталась неисправленной цифра “более 12 тысяч человек призвано…” (официально называется сейчас иная цифра), не указано сколько жителей города Тайшета ушло на фронт, сколько погибло. Названия глав “Все для фронта, все для победы” и “Мобилизация всех сил” по сути схожи, и не отражают всей картины жизни Тайшета в годы войны. Не сказано ничего о производстве оборонной продукции, о демографических процессах, о руководстве города, о снабжении горожан хлебом и о многом другом. Одним словом, крайне бедно написано о Тайшете военных лет. Вчитайтесь в текст главы “Все для фронта, все для победы”, идет быстрый перечень: о фонде обороны, о подписке на госзаймы, пожертвованиях на танковую колонну, выполнение норм выработки, посылки на фронт. И все, на самом же деле жизнь была гораздо многообразнее, как и вклад в Победу тоже. Имеются исследовательские работы школьников, статьи на тему “Тайшет в годы войны”: Мишина В. “Естественное движение населения Тайшета в годы Великой Отечественной войны”, Чуднов Д. “Оборонная продукция Тайшетского района в годы войны”, Богданова В. “Карточная система распределения продовольствия в годы войны”, Спасска И. “О чем поведала книга приказов школы №85”, “Война началась…”, “Единство фронта и тыла: Тайшетлаг в годы войны” , “Ретроспекция” и другие.
Глава “В победном сорок пятом” не передает полноты картины социально-экономической жизни города, работы предприятий и учреждений Тайшета. Это лишь картинка внешних событий, правда не всех, на самом же деле обстановка в городе была крайне тяжёлой. С какой целью создана, выделена эта глава , предполагающая рассказ только об одном годе из жизни Тайшета – 1945 г., непонятно? В исторической науке рассматривают события не одного года, а послевоенного десятилетия. Оттого то автор статьи об одном послевоенном годе скатывается к повествованию о более поздних событиях. Стоило бы рассказать о демобилизация фронтовиков и организация их встречи в Тайшете, но об этом лишь одна строчка, в то время как это важное событие. Ни слова о том, как отмечались два праздника Победы – день Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. Автор статьи допустил серьезную ошибку: в 1945 г. особый лагерь Озерный и 101 колонна не существовали, и они никак не могли “изменять облик поселения”; эшелоны с японскими военнопленными стали прибывать в Тайшет не с конца сентября , а в октябре – декабре.
Кстати говоря, главу следовало посветить социально-экономическому развитию Тайшета в послевоенное десятилетие и далее, так как последующий рассказ о событиях уже 70 – 80 годов. Получается, характеристика развития Тайшета в большой и важный период – 1945 – 1960 гг. вовсе отсутствует в книге, есть лишь небольшие фрагменты в статьях о Толкачеве М.А., Ефимовой С.В. , в главе о ТАРМЗ-РМЗ-ЗРДСМ , странно названной “Честь завода”. Это чрезвычайно серьезное упущение! Ведь указанный период жизни страны, района, города был чрезвычайно важным и насыщенным событиями.
полно и интересно рассказать об событиях этого периода есть информация, но редколлегия второго издания совершенно игнорирует краеведческий материал, накопленный и созданный за время после издания первой книги: Рубцов П., Фокин В. “Авиационный транспорт Тайшетского района”, Чуднов Д. “Речной транспорт Тайшетского района”, Селезнев Е.С. “Эксплуатация железной дороги Тайшет – Усть-Кут на завершающем этапе её строительства”, Коренева А. “Из истории тайшетского филиала Нижнеудинской слюдяной фабрики”, Фокин В. “Тайшетские стройки коммунизма. Город в годы семилетки” и другие.
“Удостоить звания героя” значительно улучшена – рассказы о Героях Советского союза стали более подробные за счет материалов наградных листов с сайта “Подвиг народа”, но как и прежде нет рассказа о послевоенной жизни этих людей. И это обстоятельство опять таки излишне мифологизирует наших земляков, без рассказов об их обычной трудовой послевоенной жизни.
Далее в книгу помещен материалы о представленных, но не получивших звание Героя Советского союза, о Герое социалистического труда Масквитисе Ф.И., пространное и неуместное в данной книге рассуждения о приказе №227 и командире штрафной роты Высоцком (а не Высотском) Г.Г., глава “Тайшетцы в военных конфликтах и войне с Японией”. Эти материалы не имеют отношения к истории города Тайшета – они не жители города, при всем уважении к подвигам людей, о которых рассказано. Лучше был бы рассказ об участии тайшетцев в войне на разных ее фронтах, в разных послевоенных вооруженных конфликтах. Примеров можно привести множество, к сожалению, понимая что это военные конфликты и люди рисковали, а не работали на мирных стройках СЭВ. Кстати, это тема для книги.
Говоря о вкладе тайшетцев в Победу стоило включить в книгу фрагменты статьи “Героическое небо тайшетцев”, исследование Урыкиной О. о тайшетском вкладе в строительство АЛСИБа и участии наших летчиков в перегоне самолетов, перевозке грузов и пассажиров по этой трассе.
Некоторые статьи в главе “Годы больших перемен” следовало бы переработать. Непонятно статья “Маленький город на карте страны” – в ней нет последовательного и всестороннего повествования о развитии города. Да и смысл названия статьи не отражает желания показать большие изменения в городе.
В статье “Тайшетская власть” сведения о председателях сельского, поселкового, городского Совета депутатов трудящихся неполные, не все руководители названы, фотографии многих отсутствуют, по причине якобы отсутствия архивных сведений. Однако, за прошедшее время удалось найти кое-какие сведения. Первым председателем Тайшетского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был , как известно, Тийс В.К. Без уточнения – какого Совета, волостного или сельского. В воспоминаниях Панкалова Д.И. , записанных Черневским А.Ю., сообщается: ” Первый, известный мне ревком в 1920 г. помещался в волости и председателем его был моряк Шинкаренко Михаил, пришедший с регулярной Красной армией. Я был у него делопроизводителем, но вскоре ушел я на фронт. Его сменил бывший партизан Тимошечкин Михаил Ильич, тайшетский, среднего роста, корявенький, а затем тоже партизан Серафимовского фронта с участка Козловка из под Талой Иванов…”. Удалось установить имена руководителей и других времен: 1934 г. председатель Тайшетского райисполкома некто Рождественский , секретарь Бобков, а председателем Тайшетского сельсовета был Разматнев; 1941 г. – председатель городского Совета Кашина Варвара Дмитриевна, председатель Райисполкома 1938-1942 гг. Красулин П.К. Есть и фотографии Красулина П.К, Чашкина Ф.П.
Отчего-то в статье ни слова не говорится о районных, городских комитетах ВКПб – КПСС. Власть то была партийно-советской.
Нет в книге и статьи, хотя бы главы, по истории городского комсомола. В новое издание следовало бы включить ее, как никак 2018 г. это столетие ВЛКСМ.
В главе “Честь завода” (странно названа) есть неточности: Тайшетский ремонтно-механический завод не мог ступить в действие в 1939 г. – его не было, а были лишь мастерские Южлага. Название РМЗ появилось гораздо позднее. В 1942 г. не завод, а именно мастерские перебазировались а Камышин – Вольск, для ремонта техники строящейся Волжской рокадной железной дороги к Сталинграду. В Тайшете труженики мастерских, заключенные начали ремонт техники для строителей западного участка БАМа и параллельно строить настоящий, новый завод, генплан которого был принят руководством Ангарлага в 1947 г.
разделе “Годы больших перемен” (1960-1980 гг.) крайне неполно написано о социально-экономического развития города. Вовсе не повествуется о многих событиях, изменивших облик Тайшета: за 22 года (1945-1967 гг.) население города Тайшета, например, выросло на 21,3 тыс. человек; число промышленных предприятий г.Тайшета увеличилось до 27, численность рабочих, служащих, ИТР в 1967 г. составила 14.5 тыс. человек; стоимость валовой продукции промышленных предприятий города выросла с 1577 тыс.рублей до 46305,5 тыс.рублей. Значительные изменения произошли в социальной сфере, в 5 раз увеличилось число школ, количество больничных коек увеличилось в 6 раз, а магазинов почти в 5 раз. елось благоустройство города – были построены первые два благоустроенных пятиэтажных жилых дома, так называемых «хрущёвок»; строился путепровод соединяющий южную и северную стороны города, чем существенно облегчилось транспортное сообщение. В 1967 году в Тайшетском районе насчитывалось 500 грузовых автомашин, 100 легковых, 60 автобусов, в городе в 1959 г. насчитывалось 32 радиостанции и 10 тыс. радиоточек, в селах и деревнях более 3 тыс.человек имели возможность слушать радио. 1964 г. было закончено строительство нового железнодорожного вокзала, началось создание Братско-Чунско-Тайшетского территориально-промышленного комплекса в котором большую роль играл западный участок БАМа и Тайшет, Братская ГЭС; в марте 1953 г. по решению правительства СССР Управление Ангарстроя, принадлежавшее Министерству внутренних дел СССР, было передано в состав Главного управления железнодорожного строительства Сибири и Дальнего остока МПС СССР, а исправительно-трудовой лагерь «Ангарлаг» – из МД в подчинение Министерства юстиции СССР. Так появилось гражданское Управление «Ангарстрой», а коллективы прорабских участков его СУ-21 начал строить новый Тайшет. На базе этих участков возникнут впоследствии известные тайшетские СМП, коллективы которых составляла большая часть трудящихся города. Практически вся северная часть Тайшета в период середина 50 – 60 годы был одной большой строительной площадкой. Современный его район – от ул.Суворова на западе до ул. Бурлова на востоке, от ул. Крупской на севере до ул.Транспортной на юге, был единым строительным участком. Это название – «Стройучасток» так и остался в лексиконе горожан, даже в официальных документах, в названии автобусной остановки. События этих лет стали легендами нашего города.
с Тайшетом бурно развивался его спутник Суетиха, строились десятки поселков лесозаготовителей и лесохимиков . Лесозаготовительный комбинат Тайшетлес , управление которого было в Тайшета на ул.им.Ленина, объединял в 1962 г. 15 химлесхозов (ХЛХ) и леспромхозов (ЛПХ): Полинчетский ХЛХ, Тайшетский ХЛХ, Октябрьский ХЛХ, Чунский ХЛХ, Тайшетский ЛТХ, Юртинский ЛПХ, Ново-Чунский ЛПХ, Чунский ЛПХ, Бирюсинский ЛПХ, Шиткинский ЛПХ, Туманшетский ЛПХ и другие. Многие из этих хозяйств возникли на база предприятий Ангарского ИТЛ, Озерлага МВД СССР.
Другой важной стройкой было сооружение магистральной линии электропередачи Камала – Тайшет (от Назаровской ГРЭС) – ЛЭП -500, завершившееся в 1961 г.
Очень важной и большой стройкой стала электрификация станции Тайшет и участков Транссиба от нашего города на запад до станции Иланской и на восток к Нижнеудинску. СМП-266 Ангарстроя и его колонны №1 (прораб Нелень Д.В.) и №5 (прораб Фомич В.Н.) вели электрификацию железной дороги от Тайшета до Иланской, и два квартала 1960 г. удерживали переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и Министерства транспортного строительства и полгода Красное знамя управления Ангарстроя. Вот рассказ о Фомиче В.Н. следовало бы поместить в рубрике “Твои люди, Тайшет!”.
Другой очень важной стройкой, к которой оказался причастным Тайшет, было сооружение нефтепровода Туймазы (Башкирия) – Ангарск протяженностью 2330 километров. По этому нефтепроводу шла нефть на Ангарский нефтеперерабатывающий завод, структурное подразделение Камбината-16. По проекту завод должен был работать на углях, а в 1957 г. было принято решение о переработке нефти вместо углей.
Невозможно в этой статье рассказать о славных годах 6-й пятилетки и семилетки для Тайшета, о многих предприятиях города (странно, что нет в книге рассказа о шпалозаводе, швейной, слюдяной фабриках), школах, но смело можно сказать об этом времени – оно было знаменательным для города. Этот материал есть в исследовательской работе Фокина В. “Тайшетские стройки коммунизма”, и при желании редколлегии, он великолепно украсил бы второе издание.
очерк о Тайшете не должен заканчиваться так , как в книге, словно бы не было 90-х годов 20 в. с его коренными изменениями экономики и политического устройства страны, развитие частного предпринимательства, новых органов местной власти и т.д. Первые исследования на эту тему уже проведены и опубликованы – “1991 г. Эхо Москвы”. Таким образом получается, что редколлегия не в состоянии представить подлинную новейшую историю города, а ведь это четверть века , если считать с 1985 г.
Впрочем, не в состоянии вообще написать хорошую новую книгу, как показал анализ имеющейся.