Эту рубрику нашего сайта мы давно и по разным причинам не пополняли новыми материалами. Прежним взглядом с высоты птичьего полета мы бросили на прошлое и настоящее тайшетского участка Транссиба. Посмотрели изменения в маршрутах дороги и памятники этих изменений (С высоты птичьего полета и прожитых лет — 5, 17.12.2019, Наши публикации. Железная дорога: прошлое и настоящее).
В этот раз мы посмотрим сверху (на карту) на расположение села Бирюса на карте Транссиба 1910 г.
Обратим внимание на местоположение с.Бирюса — оно не на острове образуемом протокой Озерной и основным руслом р.Бирюсы. На карте же село вытянулось вдоль Московского тракта по правому берегу протоки. Это не соответствует нынешним нашим представлениям. Не соответствует и фотографиям начала века, времен гражданской войны Посмотрим эти фотографии :
Схема жд Тинская — Венгерка , выполненная чехословацкими легионерами. И здесь село не располагается на острове. Чехословаки , конечно же, пользовались картами Транссиба для изготовления своих схем.
Обозначили проблему картографии, но объяснения ее , конечно же, нет. Почему так обозначили с.Бирюсу на картах Транссиба периода реконструкции горных ее участков в 1910 — 1911 г. ?