Селезнёв Е.С., педагог дополнительного

 образования ЦТР и ГО «Радуга»., канд. ист.наук

Селезнёва Т.А., учитель истории школы № 85

 

Ретроспекция [1]

О пользе от чтения старых газет

  Знания, представления, понимания, чувства  о  разных аспектах истории и содержания  праздников « День Победы» в Тайшете,  полученные  на основе анализа  материалов   газет   Шиткинского и Тайшетского районов   прошедших  69 лет.

  1. О празднике.

    Для начала отметим, что  в СССР и в России было и   два праздника  двух  Побед:

                                – победы над фашистской Германией (9 мая) и

                                – победы над милитаристской Японией (3 сентября) 

     9 мая 1945 г. изначально был «Праздником Победы», а не «Днём Победы». 3 сентября 1945 г. тоже было   «Праздником Победы».  Так они назывались  в Указах Президиума Верховного Совета СССР 1945 года. 

      Словосочетание «День Победы» впервые появилось в номере  районной газеты «Сталинский путь» за 8 мая 1952 г. в названии статьи некоего генерал-лейтенанта  Платонова С. Кстати, статья была размещена лишь на второй странице газеты. Местоположения статьи  указывает на степень понимания  редакцией  газеты её важности.  Понимание же это проистекает от отношения руководства страны к дню Победы – он не праздновался.

   В 1955 г. в названии газетной  рубрики   «Сегодня день Победы» второй раз было использовано словосочетание день Победы.

     Официально праздник 9 мая стал называться Днем Победы  в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» дата 9 мая была названа Днем воинской славы России — Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).[2]

       Генеральная Ассамблея ООН  в 2004 г. провозгласила Дни поминовения и примирения, посвященные памяти жертв II-й мировой войны, – 8 и 9 мая, признавая, что государства могут иметь и свои дни победы, дни освобождения и дни празднования окончания войны.

  1. О победе над Японией.

    В СССР   праздник Победы над   Японией (2 сентября – день капитуляции Японии)  последний раз состоялся в 1947 г.  В районной газете  на протяжении 69 лет, ни разу и  никаким образом не упоминалось это событие и связанный с ним праздник.  Победа над Японией считалась  не столь значимым, хотя это не так. Разгром Японии – это завершение  II-й мировой войны.     Сегодня в соответствии с  Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”
всего лишь Памятная дата – 2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год);
   Это событие в 2015 г. возможно как-то и отметят, но   праздника победы над Японией  точно  не будет. Это видно уже сейчас – в соответствии с законом, да и речь идет только о 70-летии победы над фашистской Германией. Так что забудем о Японии, вспомнив лишь об отсутствии мирного договора между нашими странами.

3.О праздничных эпитетах в заголовках газет.

       Прежде чем говорить по существу, надо сначала надо уточнить самые общие понятия и термины журналистского искусства и мастеров верстки газет:

подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках газеты и объединяют одним общим заголовком — шапкой.

шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв.

тематическая страница —  занимает всю полосу и посвящена важной теме или событию:  юбилею, важным мероприятиям и т.п.  Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п.;  чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной. 

газетным разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах; чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота:  посвящены разным темам или   одной теме.

      Еще процитируем  интернет на тему близкую к нашему разговору:  – «Отечественная пресса всегда была и остается тонким механизмом воздействия на настроения общества, своеобразным камертоном его духовного и  интеллектуального здоровья»;

– «Мода на газетные заголовки шагает в ногу со временем. Влияние на этот процесс оказывают смена политического строя и изменения настроений в обществе. В советском Союзе заголовки носили нарочито торжественный или агитационный характер».

     С учетом с этими разъяснения и будем анализировать праздничные номера районной  газеты. 

    Идеи, мысли заголовков  редакционных и иных официальных статьей, шапки, шпигели о великом событии были разные. Казалось бы, нет возможности в этом их  разнообразии найти какие-то признаки  смысловых сходств, по которым можно было бы их классифицировать, выделить в них что-то общее, усмотреть тенденции, особенности, устремления, мысли. Тем не менее, попытаемся. Ведь если есть множество сходных объектов, то можно их классифицировать, сравнивать, обобщать. Без этого не понять  изменения  отношения   к войне и Победе. А оно, это отношение, не всегда было одинаковым.

     Анализ праздничных номеров  газет дал    результат, выраженный в  таблицу №1. В ней около 110 заголовков передовиц, репортажей о митингах и манифестациях, тематических страниц.  

      Отметим самое общее,  что сразу бросается в глаза при чтении заголовков и некоторых других материалов праздничных номеров районной газеты:

[1] БЭС. Ретроспекция (от лат. retro – назад и specio – смотрю) – обращение к прошлому, обзор прошедших событий. 

Читать весь материал

 

 

 

 

 

Loading