Селезнёв Е.С., педагог дополнительного
образования ЦТР и ГО «Радуга»., канд. ист.наук
Селезнёва Т.А., учитель истории школы № 85
Ретроспекция [1]
О пользе от чтения старых газет
Знания, представления, понимания, чувства о разных аспектах истории и содержания праздников « День Победы» в Тайшете, полученные на основе анализа материалов газет Шиткинского и Тайшетского районов прошедших 69 лет.
- О празднике.
Для начала отметим, что в СССР и в России было и два праздника двух Побед:
– победы над фашистской Германией (9 мая) и
– победы над милитаристской Японией (3 сентября)
9 мая 1945 г. изначально был «Праздником Победы», а не «Днём Победы». 3 сентября 1945 г. тоже было «Праздником Победы». Так они назывались в Указах Президиума Верховного Совета СССР 1945 года.
Словосочетание «День Победы» впервые появилось в номере районной газеты «Сталинский путь» за 8 мая 1952 г. в названии статьи некоего генерал-лейтенанта Платонова С. Кстати, статья была размещена лишь на второй странице газеты. Местоположения статьи указывает на степень понимания редакцией газеты её важности. Понимание же это проистекает от отношения руководства страны к дню Победы – он не праздновался.
В 1955 г. в названии газетной рубрики «Сегодня день Победы» второй раз было использовано словосочетание день Победы.
Официально праздник 9 мая стал называться Днем Победы в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» дата 9 мая была названа Днем воинской славы России — Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).[2]
Генеральная Ассамблея ООН в 2004 г. провозгласила Дни поминовения и примирения, посвященные памяти жертв II-й мировой войны, – 8 и 9 мая, признавая, что государства могут иметь и свои дни победы, дни освобождения и дни празднования окончания войны.
- О победе над Японией.
В СССР праздник Победы над Японией (2 сентября – день капитуляции Японии) последний раз состоялся в 1947 г. В районной газете на протяжении 69 лет, ни разу и никаким образом не упоминалось это событие и связанный с ним праздник. Победа над Японией считалась не столь значимым, хотя это не так. Разгром Японии – это завершение II-й мировой войны. Сегодня в соответствии с Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”
всего лишь Памятная дата – 2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год);
Это событие в 2015 г. возможно как-то и отметят, но праздника победы над Японией точно не будет. Это видно уже сейчас – в соответствии с законом, да и речь идет только о 70-летии победы над фашистской Германией. Так что забудем о Японии, вспомнив лишь об отсутствии мирного договора между нашими странами.
3.О праздничных эпитетах в заголовках газет.
Прежде чем говорить по существу, надо сначала надо уточнить самые общие понятия и термины журналистского искусства и мастеров верстки газет:
– подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках газеты и объединяют одним общим заголовком — шапкой.
– шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв.
– тематическая страница — занимает всю полосу и посвящена важной теме или событию: юбилею, важным мероприятиям и т.п. Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п.; чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной.
– газетным разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах; чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота: посвящены разным темам или одной теме.
Еще процитируем интернет на тему близкую к нашему разговору: – «Отечественная пресса всегда была и остается тонким механизмом воздействия на настроения общества, своеобразным камертоном его духовного и интеллектуального здоровья»;
– «Мода на газетные заголовки шагает в ногу со временем. Влияние на этот процесс оказывают смена политического строя и изменения настроений в обществе. В советском Союзе заголовки носили нарочито торжественный или агитационный характер».
С учетом с этими разъяснения и будем анализировать праздничные номера районной газеты.
Идеи, мысли заголовков редакционных и иных официальных статьей, шапки, шпигели о великом событии были разные. Казалось бы, нет возможности в этом их разнообразии найти какие-то признаки смысловых сходств, по которым можно было бы их классифицировать, выделить в них что-то общее, усмотреть тенденции, особенности, устремления, мысли. Тем не менее, попытаемся. Ведь если есть множество сходных объектов, то можно их классифицировать, сравнивать, обобщать. Без этого не понять изменения отношения к войне и Победе. А оно, это отношение, не всегда было одинаковым.
Анализ праздничных номеров газет дал результат, выраженный в таблицу №1. В ней около 110 заголовков передовиц, репортажей о митингах и манифестациях, тематических страниц.
Отметим самое общее, что сразу бросается в глаза при чтении заголовков и некоторых других материалов праздничных номеров районной газеты:
[1] БЭС. Ретроспекция (от лат. retro – назад и specio – смотрю) – обращение к прошлому, обзор прошедших событий.