Евгений СЕЛЕЗНЁВ

Присвоение Тайшету статуса «город» празднуется уже не первый год. В 2008 г. тайшетцы отметили 70-летие этого события.  Важное веха в судьбе Тайшета, ничего не скажешь. Но почему отмечается именно это событие? Почему не основание Тайшета как населенного пункта? Иркутяне, например, празднуют именно основание Иркутского острога, а не присвоение Иркутску статуса «город». Точно так же поступают и наши соседи красноярцы, нижнеудинцы, жители Канска… Да и москвичи тоже, с гордостью за древность Москвы, празднуют уже 864 годовщину её основания. И в этом древнем летоисчислении Москвы находится естественное место празднованию Дня города.  Так что и мы, отмечая дату основания Тайшета как населенного пункта, не лишим себя возможности праздновать и День города.  
Датой основания Тайшета принято считать 1897 год. Почему именно этот год? 
Попробуем проанализировать имеющиеся источники по этому вопросу. Сразу  отметим, что архивных документов, первоисточников, в нашем распоряжении до сих пор нет. А надо бы их найти. Иначе не сможем ничего прояснить, пользуясь лишь краеведческими материалами.   
Обратимся, например, к «Путеводителю по Великой Сибирской железной дороге» 1902 года, в котором сказано о нашем Тайшете буквально следующее: «Станция Тайшет, третьего класса… В полосе отчуждения образовался посёлок разночинцев. Вблизи станции торговое село Тайшет (142 души обоего пола)…». Как видим, речь идет о станции, поселке и селе, то есть двух поселений разного типа с одинаковым названием «Тайшет».   И еще о железнодорожном предприятии – станция. В путеводителе же за 1900 г. упоминается лишь станция, буфет, врачебно-питательный пункт. 
Когда возникли поселок и село, учреждена станция? Путеводитель не дает нам таких сведений.   
В книге «Тайшет – город стальных магистралей», изданной администрацией г. Тайшета  к 70-летию  получения статуса «город»  (2008 г.), повторяется устоявшееся мнение – «Тайшет возник в 1897 г. как железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.». Что интересно в процитированном отрывке? Во-первых, Тайшет, как населенный пункт, происходит от станции.  Во-вторых, дата возникновения Тайшета это дата основания станции. В третьих, дата основания – 1897 г. Казалось бы все просто и ясно. 
Но что значит «возник»? Требуется понять смысл этого слова.  Варианты: появляются (возникают), строятся первые производственные, жилые и иные здания  на месте будущего Тайшета; принято решение МПС или Управления строительства Средне-Сибирского участка Транссиба о создании (учреждения) станции Тайшет; принято решение правительства или еще какого-то государственного органа власти узаконившего существование населенного пункта (посёлок, села)  с идентичным названием.
Рассмотрим каждый предложенный вариант.
В уже названной книге «Тайшет – город стальных магистралей» в главе «Рожденный Транссибом» (9 стр.) говорится «В начале 1893 г. в Канском уезде Иркутской губернии (здесь в тексте допущена ошибка – Канский округ относился к Енисейской губернии- Е.С.) на берегу горной речки Тайшетки,….поселился прибывший для строительства пути инженер Манучаров с несколькими сотрудниками…» и далее на стр. 10 «В первую очередь…были поставлены два барака на 46 семей каждый, небольшая контора для строительного управления, общественный подвал для хранения продуктов, баня, скотный двор…». Как видим, здесь ведется рассказ о  возникновении посёлка строителей («посёлок разночинцев» как сказано в Путеводителе по Транссибу – Е.С.) станции и железной дороги. И названа дата   – начало 1893 года. Получается, что   возник Тайшет, как поселок строителей Транссиба на четыре года раньше официально празднуемой нами даты – 1897 г.  
Есть иное мнение о начале строительных работ на месте будущего Тайшета: «Точными неопровержимыми данными, которые позволили бы нам назвать день, месяц и даже год образования этой конторы (имеется ввиду контора Манучарова – Е.С.), мы не располагаем. Известно лишь, что в 1893 году здесь уже полным ходом шли строительные работы, воздвигалась насыпь, а по северную сторону линии стояли бараки-казармы, в которых жили пришлые рабочие». (1) Читаем на той же 10 стр. названной книги: «…к Манучарову (Кстати, в краеведческих статьях никогда не называлось полное имя этого чрезвычайно важного в нашей истории человека – Василий Львович, начальник Х1 участка  строительства первой колеи Транссиба. Нашего, тайшетского в том числе,  участка. В числе заслуг этого строителя железных дорог есть еще одна, тоже имеющее прямое отношение к Тайшету – его личные  книги  стали  основой первой в нашем городе публичной библиотеки. – Е.С.) (2) обратились несколько человек  с ходатайством об отводе земли под постройку частных домов. Первым жителем Тайшета (здесь автор уже приводится название населенного пункта – «Тайшет», чего нет в отрывке о возникновении посёлка строителей. Возможно, это просто недостаточно хорошая редакция текста автором – Е.С.) стал батрак из села Бирюса Василий Конюхов (Во всех ранее опубликованных в местной газете статьях о возникновении Тайшета называется фамилия первого жителя Тайшета – Василий Конюков, а не Конюхов. Опять ошибка в тексте – Е.С.), который положил начало заселению первой улицы – Юго – вокзальной…». 
Вероятно, что речь идет о возникновении «торгового села», как сказано в упомянутом путеводителе, Тайшет. В каком году легендарный В.Конюков построил свой дом, положив начало селу Тайшет? Неясно, а вот застройка поселка разночинцев началась якобы раньше, чем села – Манучаров со своей строительной организацией уже был, так как именно у него просят землицы под жилые дома.  
Возможно, в рассказе о В.Конюкове речь не идёт о возникновении села, а лишь о расширении поселка строителей в полосе железной дороги.   Дату постройки дома В.Конюковым называет, со слов старожил и потомков первопоселенцев Тайшета, А.Черневский – 1895 г., уточняя при этом других первых жителей южной части нашего города (ул. Юго-вокзальная, ныне им.А.Матросова) – Г.Грязнов, Д.Латак. (3) Почему бы датой основания Тайшета не считать появление здесь поселка первых строителей Транссиба – 1893 г.? В истории отдельных населенных пунктов нашего района  есть такие примеры. Например, станция и посёлок Саранчет, поселок Урало – Ключи…  Или   1895 г.,  а не 1897 г.  
Кстати, так в недавнем прошлом и считали (и не только любители старины, но и органы местной власти – Е.С.) – 1893 г. В архивном отделе администрации Тайшетского района удалось обнаружить такой документ –  «Характеристика г.Тайшета по состоянию на 1 января 1954 год». В нем сказано буквально следующее: «Город Тайшет возник в момент строительства железнодорожной линии в 1893 г. маленьким селением, развивался постепенно, с 1937 г. переименован в город, до 1937 г. он числился поссоветом…» (4). Отметим, что этот документ не краеведческие изыскания любителей местной истории, а вполне официальный документ. Существует еще один документ, в котором датировка основания Тайшета совершенно иная, не 1893, 1895 и не 1897 годы. Это официальный ответ председателя Тайшетского Горисполкома Н.Шишкова от ноября 1961 г. на просьбу государственного издательства «Политическая литература» сообщить точную дату основания нашего города. В письме главы города буквально сказано, что «…населенный пункт возник в 1890 году с присвоением названия Тайшет, городом утверждён в марте 1938 г.». При этом он вовсе не упомянул о Транссибе, о станции Тайшет, об источниках своей информации. Ни каких ссылок  на какие-то документы! На чём же основывался глава города, указывая на 1890 год? Не ясно. 
На 1890 г., как год основания Тайшета, указывает и ещё один документ –  «Отчёт о научно-исследовательской работе. Обследование объектов, представляющих историко-архитектурную ценность, и инвентаризация памятников истории и культуры г. Тайшета».  Это исследование было проведено в апреле-июле 1993 г. лабораторией архитектурного наследия при Архитектурном факультете ИрГТУ по заказу Иркутского Центра сохранения историко-культурного наследия.    Так вот, в этом документе сказано буквально следующее: «История Тайшета писалась с «чистого» листа» начиная с 1890 года.». К названной исследовательской работе приложен список объектов представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, всего 59 зданий. Из них 15 (это 25.4 %) якобы построены в период 1890-1895 гг. (девять жилых домов, два здания контор, два здания жилых казарм, одно здание школы, одно здание склада). 
Неизвестно каким методом был определен возраст зданий. Остается только доверять научным работником сделавшим это. 
Процитируем еще некоторые места из названного отчёта, в которых обоснована мысль о возникновении Тайшета в 1890 г.:
– стр.5, «Условно можно разделить архитектурную историю Тайшета на несколько этапов: 1. Этап первоначального строительства 1890 – 1897 гг.»;
– стр. 6. «Схема первоначальной планировки /реконструкция на 1895 г./. Точка архивной фотосъёмки приблизительно 1893 г.».
Согласно рассматриваемого документа, получается, что за семь лет до 1897 г. и за три года до 1893 г. Тайшет уже «возник» как населенный пункт.   Отчего же тогда нам не вести летоисчисление с 1890 г. и не отпраздновать нынче 111-летие со дня основания Тайшета. Это ж  что получается – более века существует Тайшет, а не каких-то там 70 лет со дня присвоения статуса «город»!  
Есть еще один источник содержащий разные сведения, косвенно касающаеся даты возникновения станции Тайшет (5)Рассмотрим эти сведения. В связи со строительством дороги было предложена как то спрогнозировать развитие населенных пунктов на линии. В 1895 г. архитектор Лебедев Д. преподаватель Института путей сообщения предлагал обратить внимание на необходимость планов застройки их и развития. Записку разослали губернаторам, те исправникам и гор. Думам – просили составить планы развития. Удачнее всех спрогнозировал развитие Нижнеудинский окружной исправник – он писал, что будет развитие  успешное поселков при станциях Бирюса, Тайшет, Камышет, Нижнеудинск и Тулун.  Все это происходило в октябре – феврале 1896 г. (6).Как видим, станция Тайшет в 1896 г. существовала!
И еще из этой же книги:  летом 1895 г. произошла экономическая забастовка 100 землекопов у с. Бирюса и Тайшета. (7)Село Бирюса существовало, это ясно, а вот что имелось ввиду под словом «Тайшет» ? Вероятно, станция, пусть даже строящаяся, но она уже была на карте маршрута Транссиба, следовательно, реально существовала в 1895 году. Так отчего же мы празднуем 1897 год?
Но вернемся к тексту книги «Тайшет – город стальных магистралей». Цитируемая глава не единственное и не первый источник о начале заселения территории будущего Тайшета, о первых его жителях. Автор цитируемой главы книги о Тайшете просто повторял уже ранее опубликованные краеведческие сведения, и прежде всего газетную статью Криволуцкого П. (8) А вот совершенно новое и иное мнение о первых жителях Тайшета. В «Бирюсинской нови» была опубликована статья А.Диденко с претензионным заголовком – «Первый житель Тайшета». (9) Им был якобы Роберт Черчеглян, работник партии изыскателей Транссиба на тайшетском участке. Поселился Черчеглян якобы на месте будущего вокзала станции Тайшет еще до 1893 г., то есть до Конюкова. (Кстати, время поселения В.Конюкова на будущей улице Юго-вокзальной ни в одной статье, из опубликованных в местной печати, не указывается. Впрочем, как и  год поселения здесь Черчегляна. – Е.С.). 
Ну да ладно с ними, с первыми жителями неизвестно когда основанного Тайшета… Обратим лишь внимание на то, что Черчеглян не местный житель, он из числа строителей Транссиба, а вот Василий Конюков наш, местный. 
Если   архивного свидетельства даты основания Тайшета нет, то почему таковой считается 1897 г.?  Какое событие дало основание взять его за год возникновения Тайшета?   Завершение укладки железнодорожного полотна на тайшетской земле, то есть в пределах современной территории нашего района? Прибытие первого поезда на ст. Тайшет?
Автор главы «Рождённый Транссибом»  книги «Тайшет – город стальных магистралей» кроме появления здесь группы Манучарова в 1893 г., описывает, с ссылкой на «Сибирский путеводитель» (?) еще одно событие – «…в начале мая 1897 года под громкоголосое «Ура», пыхтя и кряхтя, медленно прикатил строительный поезд…» (стр.11). («Прикатил», видимо, на будущую ст.Тайшет, автор же это не уточняет. Сомнительно, что это заурядное для строителей событие могло вызвать такой восторг. Некому было так радоваться, а для строителей Транссиба движение таких рабочих поездов было обычным делом. Автор в своей статье придал этому факту торжественности, видимо, по примеру описания радостных встреч первых поездов в Канске, Нижнеудинске. На деле же такой торжественности и не было – Е.С.).
Разберемся с датировками даже столь незначительного события для больших «громкогласных» торжеств. В приведенном отрывке указывается довольно таки конкретно –  май 1897 г. В других краеведческих статьях есть и иная датировка прибытия первого поезда на станцию Тайшет – весна 1897 г.  без уточнения, что это за поезд. 
Скорее всего, речь идет о рабочих поездах, которые подвозили различные строительные материалы к местам ведения работ. 
Первый поезд рабочий мог прибыть на ст.Тайшет, конечно же, лишь по уложенному пути. Так вот, в 1896 г. рельсы уложены были от Красноярска до 330 версты, а в следующем году еще уложено 308 верст.
Это где 330 верста? Это ст.Ключи (359 – это Юрты). К апрелю 1897 г. был уложен путь на отрезке  Тайшет – Нижнеудинск-Тулун. (10) От ст.Ключи до Тайшета всего то 40-60 км. (верста -1,0668 км (11) и, при среднем темпе укладки рельсового пути 5-6 верст в день, дорога до Тайшета должна была бы уложена еще задолго до весны 1897 г. , так как в апрель 1897 г. путь уже проложили до Нижнеудинска!!! Значит, первый рабочий поезд пришел в Тайшет не весной, а уже зимой 1897 г.
Теперь подумаем, что более важно как дата основания Тайшета: укладка пути или открытие движения поездов, временного, а потом постоянного?
Средне-Сибирская железная дорога открывалась для временного движения поездов участками: участок Канск-Ключи – 1 января 1898 годы; Ключи – Тулун – 15 февраля 1898 года. (12) Правильное же движение поездов на всем протяжении дороги от Красноярска до Иркутска началось 1 января 1899 года. (13) Пассажирское движение между станциями Ключинская – Иркутск, между ними Тайшет, открылось 1 сентября 1898 г. Тогда же началось товарное движение. (14)Так что же празднуем, уважаемые тайшетцы?
Вывод же из всего анализа один – требуются достоверные сведения о дате основания Тайшет, не учитывая даже  какого типа (поселок, село) поселения он был.
 1) Черневский А. Как и когда возник населенный пункт Тайшет2) Библиотека Восточно-Сибирской железной дороги. Из прошлого в будущее. 1901 -2001. К 100-летию Транссибирской магистрали. – Иркутск, 2001. Стр. 22.3) Черневский А. Там же.4) Архивный отдел адм. Тайшетского района. Ф.77. Оп.1. Ех.17. Л.Л.1-2.5) Ж\д транспорт вост. Сибири . Из 19 в 20 век. Т.1. 1837-1941 г. И., 2001 г. стр 42.  Изд. Облмашинформ. МПС, ВСЖД. ИИИЖТ. Под общ. ред Третьякова В.Г.6) Там же. Стр.102.7) Там же. Стр. 132.8) Криволуцкий П. Рассказ дедушки В.Т.Конюкова. Заря коммунизма, 7 ноября 1987 г.9) Диденко А. Первый житель Тайшета. Бирюсинская новь, 29 августа, 9 сентября 1997 г.10) Ж\д транспорт вост. Сибири . Из 19 в 20 век. Т.1. 1837-1941 г. И., 2001 г. стр 42.  Изд. Облмашинформ. МПС, ВСЖД. ИИИЖТ. Под общ. ред Третьякова ВГ. Стр.141.11) БСЭ. – М., изд. Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 4. стр.549.12) Эл.ресурс. http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid. Портал региональных корпоративных газет. Тамилова Т. От Красноярска до Иркутска.13) Эл. ресурс http://www.1520mm.ru/history/sibirRail2.phtml.  Как строили Сибирскую дорогу14) Ж\д транспорт вост. Сибири . Из 19 в 20 век. Т.1. 1837-1941 г. И., 2001 г. стр 42.  Изд. Облмашинформ. МПС, ВСЖД. ИИИЖТ. Под общ. ред Третьякова ВГ. Стр. 144

Loading