
(греч. παροικία (от греч. παρά — «близ» и греч. οἶκος — «дом») церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Притч — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе), как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц. Дьякон — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Псаломщики — сотрудник православного храма, отвечающий за правильное пение и чтение на клиросе и за согласованность установленного порядка богослужения с допустимыми пожеланиями служащего священника.
В церковнославянских языках слово «Приход» образовано от глагола приходить, то есть приход — это совокупность прихожа́н и прихожа́нок — людей, регулярно посещающих какой-либо храм, часовню, молитвенный дом и так далее. В современной России один мирянин может быть постоянным прихожанином (и даже штатным сотрудником) сразу нескольких храмов, хотя до революции (переворота) 1917 года каждый православный христианин жёстко приписывался только к одному какому-либо приходу, исключительно в котором он должен был молиться, исповедываться, причащаться, венчаться, собороваться, освящать какие-либо свои вещи. Более того, приходские храмы вели метрические книги и выполняли функции современных ЗАГСов, нотариусов и паспортных столов, в них регистрировалось всё: кто, у кого и когда родился, умер, вступил в брак, приехал с другого места жительства (или выехал с намерением поселиться где-то), акты купли, продажи, дарения и даже фиксировалась политическая благонадёжность каждого местного жителя.

Первый приход на чунско-тайшетской земле возник в 1754 году – это Чунский Петропавловский приход, располагавшийся на Реке Чуне, в п. Чунском. На 1917 год существовало6 приходов: Конторский Николаевский приход существует более 100 лет, в 1817 г., Нижне-Заимский Богородице-Казанский приход открыт в 1889 г., Чунский Петро-Павловский приход открыт в 1754 г., Шелаевский Николаевский приход открыт в 1857 г., Шелеховский Троицкий приход открыт в 1910 г., Туманшетский Покровский приход открыт в 1914 г. Количество населённых пунктов на время приходов было разное. Например, к Чунскому приходу относились следующие населённые пункты: Выдрина, Берёзово, Кондратьево, Кадарейская, Малеева, Ярковская, Хая, Федино. К Шелаевскому Николаевскому приходу относились деревни Пойма, Лапино, Покатей, Соколова, переселенческие участки Длинный и Маркелов, и др. К Шелеховскому Троицкому приходу относились деревни Талая, Ингашет, Рождественка, Преображенка и Старо-Шелехово. К Туманшетскому Покровскому приходу относились Камышлеевка, Догадаевка(она же Рождественка), Светловская, Еланская, Цыганково и Перевоз. Населённые пункты находились на очень большом расстоянии от церквей. Так, например, в Чунском приходе среднее расстояние между церквью и населёнными пунктами составляло 88 вёрст, а в Туманшетском приходе среднее расстояние составляло 10 вёрст до церкви.
Самым обширным приходом является Чунский Петропавловский приход – в него входило 8 населённых пунктов.
Автор: Коротаева Н. ученица 9 «А» класса, СОШ №85. Источник: Вестник районного краеведческого музея №1/2012 г., «История православных приходов Тайшетского района»; Калинина И.В. Православные храмы Иркутской Епархии. ХVII-начало ХХ века, альбом, — М.: «ГАЛАРТ», 2000 г. На фото: церковь г.Бирюсинска; здание церкви в д.Авдюшино