Список учащих школ Тайшетской волости на 1920 год. Обратим внимание каким словом называли учителей – учащие, а учили они учащихся. Так вот, по деревенским школам учащие:
1. Авдюшинское одноклассное училище – Москалев А.
2. Андреевское одноклассное ………………- Захарова А.
3. Бирюсинское двухклассное – Протопопов и Широкова
4. Бирюсинское одноклассное – Цвеклинская
5. Борисовское одноклассное – Горохов ( арестован)
6.Гоголевское одноклассное – Кирчанова
7. Логовское -“- – Ольшевский
8. Надежденское -“- – Врублевский И.
9. Николаевское -“- – Масляев
10. Серафимовское -“- Понкалова М. (уехала)
11. Ст.Шелеховское -“- Бондаренко Б.
12. Ст.Акульшесткое -“- ……………………………….
13. Ново – Шелеховское – “- Есипович
14. Баероновское -“- И.Головешкина и Головешкин
15. Ново – акульшетское -“- Плюсинина
16. Шевченковское -“- Неклюдов М.И.
В Тайшетской волости было ….населенных пунктов. Как видим, школы были не во всех деревнях. А вот село Бирюса , правильнее сказать Бирюсинское, имело две школы! Надо сказать это село было довольно цивилизованное, предсавители бирюсинского сообщества добились весьма впечатляющие успехи в разных сферах жизни Енисейской и Иркутской губернии. например, родом из этого села была известная ……………… Депутатом 3-ей Гос.думы был …. Если постараться, то можно найти сведения и о других известных бирюсинцах. Школьное образование было еще недоступно многим детям. Охват детей просвещением было важнейшей задачей Советского государства.
Любопытны события повседневной жизни школ. Волостной отдел народного образования заключал договоры с подрядчиками по поставке дров школам. Например, Авдюшинской школе на отопительный сезон требовалось 11 куб.сажаней …………….кубометров. Скорее всего школа эта размещалась в какой-нибудь крестьянском доме, а может быть, в специально построенном здании. Андреевской школе подрядчик Щепин Михаил Семенович обязывался поставить пять куб.саженей дров по цене 320 руб. за сажень. Первая советская перепись населения проводилась с 28 августа1920 года . Ею было охвачено только 72% населения России, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. Для переписи в Тайшетской волости были мобилизованы “учителя и учительницы” – Маскалев, Сквирский, Абакумова, Грицкевич, Неклюдов, Чикуленко, Сальникова, как самая грамотная часть местного сообщества. По завершению переписи районным инструктором они были “сняты с мобилизационного учета” , лишь учитель Евстигнеев оставлен для переписи в с. Ст.Акульшет. В октябре Отдел народного образования в лице М.Соловьева вел переписку с уездными (Нижнеудинск), губернскими (Иркутская) комиссиями по отсрочкам от призыва на действительную службу рабочих и служащих для освобождения учителя Георгия Леонидовича Сквирского который был “квалифицированным и единственным работником культурником и взять его на военную службу будет большим ущербом в деле внешкольного образования”. Решение затягивалось: уездные власти отказали рассматривать вопрос о Сквирском так как не имеют всех сведений о нем, и надо писать ходатайство согласно форме опубликованной в газете ” Власть труда” 10 октября 1920 г. Так что пишите все по форме… Тайшетцы обиделись на такое волокитство со стороны уезда и пожаловались в уездный ОНО, читайте сами :
Надо сказать, что Сквирский “26 ноября 1900 года рождения, имел военную учетную специальность каптинармус, был на фронте в 1918 г., грамотный, по званию рядовой не строевой, в школе штатное число учителей 7, в наличии 3”. Результат ходатайства тайшетского отдела образования не возможно установить из наличия имеющихся документов, а по имеющимся Сквирский был нарасхват – где только не работал. Одно ясно, не хватало учителей, оттого ОНО с трудом шло на выполнение моб.планов волисполкома, неохотно соглашалось на отвлечение учителей от занятий с учениками: “Откомандировать учителей на продовольственную работу трудно. Сейчас небывалый недостаток 12 учителей и взять еще из них значит закрыть школы. Сейчас учителя несут важную работу по производству переписи населения в районе исключительно своими силами. На очереди вопрос ликвидации неграмотности, которому предается теперь государственное значение. Постоянно поступают от обществ приговору о желании открыть школы грамотности, а мы не можем удовлетворить эти желания. Вся ответственность за культурно – просветительскую работу ляжет на учителей и отдел нар.образования. Признавая такое положение очень серьезным коллегия отдела нар. образования не может дать учителей троих и только в крайней необходимости можем выделить знающего продовольственное дело зав.ремесленного училища тов. Неклюдова”.
продолжение следует