Тайшетский авторемонтно – механический завод
Значительное развитие подсобно-вспомогательного производства произойдет в 1946 г. В мае начнется строительство временных и капитальных цехов будущего центрального авторемонтно-механического завода в Тайшете (ЦАРМЗ), крупнейшего предприятия западного участка БАМа. Его основой послужили ремонтные мастерские бывшего Южного ИТЛ. В 1942 г. эти мастерские были переброшены первоначально в г. Камышин Саратовской области, затем в г. Вольск в распоряжение Приволжского ИТЛ ГУЛЖДС, осуществлявшего строительство Волжской рокадной железной дороги. Заключенные мастерских производили ремонт строительной и военной автотехники.
По воспоминаниям бывшего заключенного Ярлыкова А.Е., путь этих мастерских и его, как подневольного их работника, к фронту начался из Забайкалья: «…Меня арестовали 14 октября 1937 г. якобы за вредительство на железной дороге, объявили срок 10 лет, отправили на строительство железной дороги Улан-Удэ – Наушки. После работ в каменоломнях попал в автомастерские токарем. Мастерские в 1939 г. расформировали и в марте 1941-го перебросили в Костомарово Ташетского района. Затем, кажется, в мае 1942 г. мастерские эти оказались в Камышине, на Волге. Там был консервный завод, вот его помещения и отдали нам под мастерские. Фронт был рядом…Ремонтировали машины для фронта и стройки. Из Камышина перевели нас в Вольск, на территорию цементного завода «Большевик». Работал токарем. В 1943 г. меня и еще 12 человек освободили. Но была бронь, то есть я был прикреплен к мастерским. Так и работал до 1946 года.».[1] По воспоминаниям других работников этих мастерских (АРЗ-5 ГУЛЖДС), они «…прибыли сюда, в Тайшет, в марте 1946 г., …забили первые колышки будущего завода, коллективу которого предстояло ремонтировать автомашины, занятые на строительстве железнодорожной магистрали Тайшет-Лена».[2]
В литературе и газетных материалах об истории этого завода существует неточность в освещении реальных фактов, и в силу этого создается впечатление о строительстве одного завода – ЦАРМЗа. На самом же деле в 1946 г. началось одновременное строительство двух заводов – временного центрального авторемонтного завода и капитального, центрального завода по ремонту строительной техники и изготовлению металлоконструкций. Это подтверждается различными документами, в том числе и архивного отдела администрации Тайшетского района. Например, в решении Тайшетского райисполкома о, принятого в марте 1946 г., названы два завода, для которых выделялось 92.6 га земли, – «центральный авторемонтный» и «центральный завод по ремонту строительных механизмов и оборудования».[3]
В генеральном плане завода фигурирует следующее название – Центральный авторемонтно-механический завод, то есть ЦАРМЗа, а не ЦАРЗа.
Уже в мае 1946 г. коллектив авторемонтного завода (начальник-директор завода Г.И.Шинявский, гл.инженер А.С.Колчанов) в наспех сооруженных временных цехах ЦАРЗа, отремонтировал первые шесть автомашин, к концу года уже 150 автомашин ЗИС-5.
Строительство же капитального авторемонтного завода продолжалось до 1953 г. в соответствии с генпланом, который был разработан техническим отделом управления Ангарского ИТЛ ГУЛЖДС в 1948 г. Объемы капвложений в строительство завода в разные годы составляли:
— 1947 г. -1081.0 тыс.руб., фактическое же освоение составило всего 854 тыс.руб
— 1948 г. – 8085.0 тыс.руб. (стоимость завершенного строительство составило всего 2455 т.руб.);
— 1950 г. – 68,7 тыс. руб.;
— 1951 г. – 1275.0 тыс.руб.;
— 1952 г. – 1.672.0 тыс.руб. из 14800.0 тыс.руб. капвложений в строительно-монтажные работы всего Ангарского ИТЛ.
Незавершенное же строительство по ЦАРМЗу и Тайшетскому железнодорожному узлу по итогам года составило 1151.0 тыс.руб.[4]
Общая территория ЦАРМЗа в 1948 г. согласно генплана составила 600 тыс. кв. метров, на которой предстояло построить более 47 различных производственных, служебных зданий. На территории завода возводилась и жилая зона — 20 бараков для заключенных, клуб, баня, столовая и т.д. Всего 27 строений, включая вахту жилой зоны (приложение 12).
По воспоминаниям бывших заключенных, ЦАРМЗ в 1949 г. выглядел следующим образом: «…По всей территории он был огражден мощным забором со стальными шипами, весь окутан колючей проволокой. Возле забора проходила предупредительная и запретная зоны. По всему забору трехметровой высоты на расстоянии 100 м поставлены были сторожевые вышки, снабженные станковыми и ручными пулемётами на шарнирах. Центральный вход имел каменную вахту с чугунными воротами и хитроумными лабиринтами одиночного прохода для вольнонаёмных. По всему колючему забору установлены мощные юпитера. Завод – это тюрьма, на каждом шагу охрана, …В тылу завода далеко и широко распростерлась жилая зона…, зона состояла из 15 бараков, наскоро сколоченных из горбыля, засыпанного шлаком. Кроме бараков, в зоне была изба санчасти…, были клуб, парикмахерская, столовая, баня. В сравнении с другими зонами и колоннами Озерлага зона 048 была удобоварима для жилья…».[5]
В октябре 1949 г., на момент передачи завода Ангарскому ИТЛ, численность рабочих составила 1.067 чел., в том числе 907 заключенных бывшего Тайшетского ИТЛ ГУЛЖДС, 110 чел. вольнонаемных.[6] В этих пределах, с небольшим увеличением при Озерном ИТЛ, она оставалась вплоть до 1953 г.
В 1951 г. энергетическая база завода состояла из локомобильной электростанции мощностью 870 кВт. / час. и двух дизельных станций по 180 л.с. каждая, общая стоимость всех основных средств завода составила 17874.0 тыс.руб.[7] Завод осуществлял ремонт различной строительной техники и оборудования, изготавливал разнообразную металлопродукцию. В 1951 г. общая стоимость всей продукции завода составила 15 720.0 тыс.рублей. (приложение 13).[8] В 1954 г. завод в составе Ангарского ИТЛ был передан Министерству транспортного строительства на основании приказа МВД от 14 августа 1954 г.
Кроме ЦАРМЗа, для ремонта техники, занятой на строительстве западного участка БАМа, в период до 1953 г. были построены центральные ремонтно-механические мастерские на 68-ом км строящейся дороги, центральные ремонтные мастерские в Братске и на ст.Илим, восемь механических мастерских на важнейших объектах и участках строительства железной дороги, лесозаготовок, семь мелких ремонтных мастерских непосредственно при автоколоннах, несколько мастерских при каждом сельхозе.
Из монографии Селезнева Е.С. «Лагеря НКВД-МВД на западном БАМе 1938 — 1951 гг»
Смотрите фотоальбом ТАРМЗ в разделе «Фотоколлекция»
[1] Личный архив автора исследования.
[2] Слесарев Г. Путь завода // Заря коммунизма, 13 апреля 1997 г.
[3] Архивный отдел администрации Тайшетского района. Ф.1. Оп.1. Д.43. Л.25.
[4] ГАРФ. Ф.9407. Оп.1. Д.1775. Л.28.
[5] Рудаковский Е.А. Озерлаговские марши // Озерлаг: как это было. – Иркутск, 1992. С.139-140.
[6] ГАРФ. Ф. 9407. Оп.1. Д.961. Л.21.
[7] Там же. Д.1456. Л.4.
[8] Там же. Д.1030. Л.22-23.