Не знаю, определяя 1977 годом окончания строительства комбината в Тайшете, намеревались ли  ЦК КПСС и Сов.Мин ознаменовать  60-летие Великой Октябрьской социалистической революции столь славной трудовой победой. Иначе говоря почему выбрали 1977 год? Да и сделали это в духе тех лет – приурочивать любое   достижение социализма к какой- либо исторической дате по коммунистическому календарю. Как бы там не было, сдать комбинат в эксплуатацию в 1977 г. не удалось.

     Фомич В.Н. , будучи начальником СМП, затем ТКСИ, много писал статей в газету, и наверное,  любил это делать. Есть информация о наличии его мемуаров, помочь в издании которых – собрать деньги – просила администрация города Тайшета при Шрайнере Н.Р. Увы, воспоминания Владимира Никифоровича мы не можем читать, инициативу никто не поддержал, о его роли в жизни города и района как-то  быстро подзабыли.

      Даже некролога в районной газете не было. Никто его не написал. Никто! Только краткие строки соболезнований администрации Тайшетского района, города Тайшета, управления Ангарстроя по случаю смерти ” бывшего руководителя ведущих предприятий стройиндустрии города Тайшета, уважаемого человека” в августе 2004 г. И все. Это о человеке, награжденном Знаком почета, орденом Трудового Красного знамени, орденом Дружбы народов, медалью за строительство  БАМа, то есть достойного большего  уважения и памяти чем соболезнования.  Стоит добавить – человека строившего новый город Тайшет. Вместе, конечно, с другими строителями.

        25.01.1977 г. “Заря коммунизма” опубликовала статью Фомича В.Н. “От нуля к вершинам” об итогах 1976 г.  Писал он о делах коллектива СМП-579 за первый год деятельности следующее: 

 – развернули социальную базу поезда (поселок, столовая, клуб, магазин и др.),

– выкопали котлован и забили сваи под склад готовой продукции комбината.

     И это все о базе стройиндустрии. Газета, не только Фомич,  как-то все бегло о ней писала, а ведь это был главный бамовский объект для Тайшета.  Сообщалось о хорошей работе  бригады Кухарука В.И. что возводит огромный корпус для будущего ЗРДСМ, о монтажниках  бригады Гевцы Е.К., о хорошем труде коллектива Автоколонны – 3 Ангарстроя, о комсомольцах СМП-597 во главе с Сомбур С. и Чапарином В., о приеме в бригаду СМП – 532 на строительстве вторых путей Тайшет – Лена   героя-пионера войны Валентина Котика и о  перечислении в Фонд мира 500 рублей, в октябре опять хвалили бригаду Кухарука В.И. на строительстве 300 метровой теплотрассы  к новому цеху РМЗ и о другом. А о Стройиндустрии совсем мало!  

         В январе 1978 г. горисполком подвело итоги работы промпредприятий в 4 квартале 1977 г.: успешно выполнил план СМП-586; а строительные организации СМП-579 , ПМК-175, Бирюсинское СМУ не выполнили.

    Тон газетных статей пока еще беспечный за сооружение комбината стройиндустрии.  Никакой тревоги за стройки БАМа! Не выполнили план, ну и ладно… А ведь 1977 г. год завершения строительства комбината стройиндустрии согласно постановления ЦК КПСС и СовМина СССР.

       Листаем номера “Зари коммунизма” за 1978 год в поисках трудового энтузиазма строителей комбината.

    18 января 1978 г. городское собрание партактива отметило:   “…сегодня мы не можем говорить о каких-то коренных изменениях в сторону резкого улучшения деятельности строительных организаций, до сих пор руководители, партийные организации  строительных подразделений формально относятся к выполнению намеченных мер“. Вот такая суровая оценка, но она в большей степени относительно объектов соцкульбыта и жилья. И это странно –  ни слова о строительстве ТКСИ!  Из года в год растет незавершенное строительство, за 1977 г план освоения капвложений выполнен был на 79%, не освоено 4.3 млн рублей.  О  стройках БАМА сказала только выступившая на собрании Барановская Н.И. (секретарь парторганизации РМЗ), но это была не критика , а скорее просьба к строителям СМП-586 – быстрее построить цех по ремонту большегрузных автомашин, завод уже приступил к ремонту “Магирусов”, а цеха нет.

      И это все о БАМе!  Как то странно вела себя городская власть, строители, тот же Фомич В.Н., он даже не выступал на партхозактиве от пострайкома.

Бригадир Байков Михаил

И совсем непонятно на   фоне отставаний в строительстве  звучат строки газеты  от 20 января 1978 г. относительно действий строителей   в ответ на письмо ЦК КПСС,  СовМина, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ “О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 г. и усиления борьбы за повышение эффективности  производства и качества работы”. Строители, мол, обязались работать лучше, горячо приняли положения декабрьского пленума ЦК КПСС 1977 г!  

    Тем самым газета выставила строителей   школьниками   , получившими нагоняя за плохую учебу – обещаем работать лучше! Впрочем,  это и была советская пропаганда и агитация.

      25 января газета сообщала , наконец то,  о передовиках-строителях ТКСИ: пять монтажников во главе с Байковым Михаилом вели монтаж подкрановых балок в будущем формовочном цехе завода ЖБК (железобетонных конструкций). Монтажники жаловались на отсутствие надлежащих подъемных кранов,   отсутствие в бетонных изделиях закладных. 

    Вот такая вот организация труда на Всесоюзной ударной стройке. Впрочем, она везде была такой, и вполне рабочей для самих строителей, хотя они и критикуют отсутствие кранов.

  

Слева корпус склада металла, далее арматурный, формовочный  цеха, теплый переход в столовую и административно – бытовой корпус ТКСИ

Шалаев Л., старший прораб СМП-579, сообщал о принятии годовых соцобязательств его участком: госплан выполнить к 25 декабря 1978 г. (смешно как то это звучит, а к какой дате  его еще выполнять! отчего-то не досрочно?), собрать полностью каркасы (всего лишь каркасы!) зданий формовочного, арматурного цехов и склада готовой продукции (запомним это обязательство!), сдать под монтаж закрытую часть главной понизительной подстанции к Дню строителей; повысить производительность труда на 0.2% за счет лучшей организации труда; сдавать объекты предприятий Стройиндустрии с оценкой хорошо и отлично, работая под девизом “Я – хозяин стройки!”   Обязательно нужны были лозунги, которые впрочем, ни на что не влияли! Факты это подтверждают, мы их еще увидим.

  

Бригада Соловья Анатолия вела монтаж конструкций в будущем складе готовой продукции строящегося ТКСИ; бригады плотников -бетонщиков Гребенникова Бориса  и Горшанова Моисея  готовили монолитные ростверки[1]   ; строителям недопоставляли краны подъемные, бетонные конструкции. Комсомольско-молодежная бригада монтажников Чивилева А. боролась за звание “Бригада коммунистического труда”. Неужели без этого нельзя было просто хорошо работать?!

Новицкий М. с сыном на фоне строящегося ТКСИ и котельной

Кочеров  В.Ф., 1-й секретарь ГК КПСС, в феврале сообщил  о проблемах строительства БАМа в Тайшете: в связи с ростом объема работ в текущем году комплектуется еще два СМП, создается новая мехколонна, расширяется ВОДРЕМ, требуется более 2 тыс. рабочих.

    16 февраля 1978 г.  СМП-586    продолжал строительство подъездных путей на станцию “Стройиндустрия”. Здесь указан лишь один объект ТКСИ. 

      24 февраля состоялось собрание пархозактива города, доклад Скубаевой Е.Е. о задачах по выполнению письма ЦК КПСС и ВЦСПС и СовМина , ЦК ВЛКСМ о развитии соцсоревнования по выполнению и перевыполнению планов 1978 г. , повышении эффективности производства и качество работ:  состоялось 70 митингов, собраний и т.д. по одобрению письма  на которых  присутствовало  более 8 тыс. человек,  выступило 300 человек, подхвачены почины разные и высказано одобрение, 656 человек, 27 цехов,  59 бригад приняли решение завершить задания трех лет пятилетки к первой годовщине Конституции – к 7 октября 1978 г.

    

Бабенко А.С.

Результата от всего этого, как мы это знаем,    не было. Вместо экономических рычагов в дело как обычно пустили пропаганду и агитацию, идеологическое оружие .

     А между тем на промышленных предприятиях города в 1977 г. было выявлено 1948 прогульщиков, потери –  6948 человек/дней, 442 тыс. рублей. Хуже всего было на Бирюсинском ЛДК – 4495 прогулов ч/дней. Ни слова об объектах БАМа и стройиндустрии, как будто бы там все было хорошо.

    1 марта 1978 г. состоялась сессия городского Совета – о работе горисполкома в  1977 г. и его постоянных комиссий Читаем внимательно доклад Бабенко А.В., председателя горисполкома и пытаемся выяснить как обстоят дела по строительству ТКСИ: 

– план строительно-монтажных работ 1977 г. выполнен только на 81%  Постоянную комиссию ГорСовета по строительству возглавляет депутат Фомич В.Н. Единственный СМП -586 (нач. Рудковский Б.Н.) выполнил   план по общему объему (вместе с субподрядчиками), а своими силами план не выполнели. Коллектив поезда не справился с целевыми задачами, не освоены средства на строительство жилья, очистных сооружений, по вводу Городского Дома культуры.  Вот и все внимание к стройке века и  ТКСИ

     СМП -621 и СМП-609 будут строить в основном стройиндустрию: 609-ый (69 рабочих) – энергохозяйство, энергоснабжение, центральную котельную, гараж, ремонтные  мастерские, материальный склад и др.       Проблема – нехватка рабочих.   Уже идет четвертый год сооружения ТКСИ, а Постановление ЦК и Совмина устанавливало три года – 1975-1977 гг. Как видим, СМП-579 уже не участвует в сооружении ТКСИ, и переключился на возведение жилых домов в микрорайоне Новый.

     Для общей картины бамовской эпопеи в Тайшете: на бамовских стройках Тайшета трудились коллективы  СМП -319 (нач. Ермолович В.Г.), автоколонны №3 (нач. Попандапуло Ф.Д.).

      Но продолжим искать факты , плюсы и минусы строительства ТКСИ.

   4 апреля тайшетский комсомол включился в ускорение и улучшение хода строительства БАМа – состоялся пленум ГК ВЛКСМ, заслушан доклад Новикова В.Н. (1-й секретарь горкома):

– отметил положительное в работе строителей 

– до настоящего времени горком вел шефство над строительством комплекса стройиндустрии, год над стройкой ГДК – сказал докладчик, и тут же добавил – если это можно назвать шефством!

     Так он поставил под сомнение всю предыдущую работу ГК ВЛКСМ! 

 –  шефство выражалось в проведении субботников и воскресников на ГДК, но ком.организации в этом плохо участвовали, например , молодежь РМЗ во главе с секретарем к/о Бычковым Сергеем. Молодежь города не пожелала идти на стройку в качестве плотников; горком не связался с комитетом комсомола завода-поставщика плит перекрытия для ГДК – из-за их отсутствия сорван ввод Дома культуры в 1977 г.

– хорошо работает комитет комсомола СМП-586 – контролирует выполнение соцобязательств, организует соц.соревнование, поводят его итоги и поощряет молодежь: Трофименко Зоя, Ильченко Люба ездили в Венгрию в составе поезда дружбы строителей БАМа; Мазитова Римма побывала на Кубе с делегацией передовиков производства, Таисия Гараева сфотографировалась у крейсера “аврора” по итогам 60 недель ударной вахты  к 60летию Октября. Проводятся конкурсы профмастерства среди молодых рабочих;  Но комсомольско – молодежные бригады часто расформировываются, их членов  перебрасывают на разные объекты, мало молодежи учатся в школе рабочей молодежи для получения среднего образования; приезжающая на стройку молодежь вскоре покидают ее; комсомольцы строители плохо шефствуют над СПТУ-21, в СМП-586 партийная прослойка  3%, а в СМП-579 менее 1%, комсомол строительных организаций плохо работают по росту своих рядов.

    Как видим, в докладе Новикова В. вовсе не сказано о ходе строительства ТКСИ, только о внутренних комсомольских делах.  И комсомол вроде как не заботится   о судьбе ТКСИ.

       18 апреля газета писала о делах коллектива СМП – 621 –  уже два месяца делает то что 579-му следовало сделать давным-давно! Нет подъездных путей к объектам – стали копать канавы для отвода талых вод, они затопили пути; УМ плохо выделяет технику для этого; бригада Зимина И. плотников-бетонщиков занята фундаментом, бригада Рудых В. продолжает монтаж  на складе готовой продукции ЖБК, НО БОЛЬШЕГО ОЖИВЛЕНИЯ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ НЕТ: два Магируса привезли гравий и бульдозер их лениво расталкивает, тут же возятся две группы монтажников ….Тишина!  “Слышишь время гудит – БАМ! На широких просторах – БАМ….” – такое  только в песне и не в Тайшете. Или , может быть , в автоколонне №3 на подвозе грузов на стройку, или на укладке вторых путей на Невельской, на 6-ом,  5 -ом и 2-ом  разъездах по пути на Чуну  у СМП – 533.

    Удивительны твои дела , Господи! И удивлениям нет конца       22 апреля был организован субботник на строительстве поселка стройиндустрии – возводились жилые сборно-щитовые дома, привлекли к этому учащихся ГПТУ-21  , школы-интернат №2 конопатить щели , приехали рабочих из Магистрального, Улькана, Кунермы! Зачем?! 120 человек на субботнике, отдача  –  1300 рублей, из них 350 рублей в фонд десятой пятилетки отчислили. Это уму не постижимо – совершить массу прогулов в 1977 г. чтобы сейчас внести 350 рублей в фонд пятилетки?!   Пример худшего варианта социалистической экономики в действии. Впрочем, это   пример не  экономики , скорее идеологии, пропаганды.

     

Брежнев Л.И. во время поездки по Сибири и ДВ

3 июня 1978 г. номер районной газеты “Заря коммунизма” вышла с передовицей “Задачи строителей”. Брежнев Л.И. , будучи на Дальнем Востоке , провел совещание партийных и советских руководителей и обратил их внимание на необходимость своевременного ввода в строй промышленных предприятий и сокращение объектов незавершенного строительства.

    Это требование непосредственно относилось к тайшетским строителям комбината стройиндустрии! Какая была реакция на выступление Брежнева Л.И. с их стороны?

   10 июня 1978 г. состоялось собрание партхозактива города , обсуждались вопросы выполнения брежневских указаний и предложений. Поищем в довольно критическом докладе Кочерова В.Ф. оценки работы строителей, не рассматривая работу промышленных предприятий которая тоже не отличалась конечными успехами.

    Доклад повторял тезисы статьи “Задачи строителей” от 3 июня 1978 г., которую мы уже проанализировали. 10 июня Кочеров В.Ф. в своем докладе повторяет многое из нее, посмотрим относящееся к ТКСИ :

– строительным организациям в 1978 г. предстояло освоить 32.7 млн руб капитальных вложений по всем объектам, из этой суммы 22.6 млн. руб это строительно-монтажные работы.

– хорошо работали в СМП-586, ПМК-175, новый СМП-621; плохи дела в СМП-579

– в Тайшете создана оперативная группа “Ангарстроя” во главе с зам.нач Управления Сережко А.П. для активизации строительных работ, но…

– Управление производственно-технической (или технологической?) комплектации – УПТК, работает плохо, оно было создано в 1978 г. Разместили УПТК на площадке складов СМП-586 недалеко от РМЗ в сторону жд станции. Отведенная площадка была мала,  работе мешали опоры высоковольтной линии, мало было и подъездных путей, для переработки грузов не хватало специальной площадки. Один пример: 10 апреля поставлен вагон цемента под разгрузку, разгрузили лишь 3 мая!  1296 часов простоя, 7711 руб штрафа;

– прогулы на предприятиях промышленности и строительства за 1977 г. 9802 человеко-дней, 2165 ч/д уже в первом квартале 1978 г.

   Далее следует уже знакомая  критика в адрес СМП-586 который ничего не сделал на сооружении очистных для станции Тайшет.

        Никакой тревоги не видим за судьбу  объектов  ТКСИ!  В газете можно прочесть только отдельные статейки о передовиках-строителях, общей же картины строительства комбината невозможно представить.

     20 июня  1978 г. в рубрике “Стройка века” в газете помещена статья “Кухарук” (о бригадире Василии Ивановиче Кухаруке из СМП-579) и в ней  руководитель бригады на сооружении теплотрассы длиной 1130 метров для будущего комбината стройиндустрии , сокрушает о состоянии дел, трассу предстоит сдать к августу 1978 г.:

– УМ не выдел  два подъемных крана 

– в бригаде осталось всего 11 человек, много человек ушло неудовлетворенные работой и зарплатой.

   Статья писалась для примера остальным и с благодарностью человеку, но состояние дел на объекте передает в общем, без конкретики – 1130 м. трассы это много? и что уже сделано кроме ограждения объекта;

      Бригада Рудых В. из СМП-621 (статья “Важный объект” за 19.07.1978 г.) на строительстве одного из объектов комбината (какого – неясно из статьи: плохая организация труда – нет бетонно- растворного узла и это ведет к простою  монтажа здания объекта, нет нужной техники, подъемные краны из УМ  выделяют низкой грузоподъемности, техника постоянно ломается…Вечные проблемы стройки, стыдно сказать- ВЕКА.

     31 июля газета вновь пишет о бригаде Рудых Василия Платоновича из СМП-621 (коллектив поезда имеет переходящее Красное знамя победителя соц.соревнования) : бригада УСПЕШНО и ДОСРОЧНО завершила перекрытие ПЕРВОГО пролета формовочного цеха будущего ТКСИ. Здесь работают опытные монтажники Городюк А.Д. (строил Шелеховский алюминиевый завод), Кутейников В.Г. (работал на стройках Усть-Илимска), сам бригадир приехал в Тайшет после строек Иркутска.

          Трудно понять из статьи – а какие сроки сдачи объекта? успевают или нет?

(продолжение следует)


[1] Ростверк – (горизонтально расположенный элемент свайного фундамента сооружения (своеобразный пояс или подушка, плита), который принимает на себя всю нагрузку здания и, равномерно распределяя, передает ее на опорные колоны)

Loading