Не знаю, определяя 1977 годом окончания строительства комбината в Тайшете, намеревались ли ЦК КПСС и Сов.Мин ознаменовать 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции столь славной трудовой победой. Иначе говоря почему выбрали 1977 год? Да и сделали это в духе тех лет – приурочивать любое достижение социализма к какой- либо исторической дате по коммунистическому календарю. Как бы там не было, сдать комбинат в эксплуатацию в 1977 г. не удалось.
Фомич В.Н. , будучи начальником СМП, затем ТКСИ, много писал статей в газету, и наверное, любил это делать. Есть информация о наличии его мемуаров, помочь в издании которых – собрать деньги – просила администрация города Тайшета при Шрайнере Н.Р. Увы, воспоминания Владимира Никифоровича мы не можем читать, инициативу никто не поддержал, о его роли в жизни города и района как-то быстро подзабыли.
Даже некролога в районной газете не было. Никто его не написал. Никто! Только краткие строки соболезнований администрации Тайшетского района, города Тайшета, управления Ангарстроя по случаю смерти ” бывшего руководителя ведущих предприятий стройиндустрии города Тайшета, уважаемого человека” в августе 2004 г. И все. Это о человеке, награжденном Знаком почета, орденом Трудового Красного знамени, орденом Дружбы народов, медалью за строительство БАМа, то есть достойного большего уважения и памяти чем соболезнования. Стоит добавить – человека строившего новый город Тайшет. Вместе, конечно, с другими строителями.
25.01.1977 г. “Заря коммунизма” опубликовала статью Фомича В.Н. “От нуля к вершинам” об итогах 1976 г. Писал он о делах коллектива СМП-579 за первый год деятельности следующее:
– развернули социальную базу поезда (поселок, столовая, клуб, магазин и др.),
– выкопали котлован и забили сваи под склад готовой продукции комбината.
И это все о базе стройиндустрии. Газета, не только Фомич, как-то все бегло о ней писала, а ведь это был главный бамовский объект для Тайшета. Сообщалось о хорошей работе бригады Кухарука В.И. что возводит огромный корпус для будущего ЗРДСМ, о монтажниках бригады Гевцы Е.К., о хорошем труде коллектива Автоколонны – 3 Ангарстроя, о комсомольцах СМП-597 во главе с Сомбур С. и Чапарином В., о приеме в бригаду СМП – 532 на строительстве вторых путей Тайшет – Лена героя-пионера войны Валентина Котика и о перечислении в Фонд мира 500 рублей, в октябре опять хвалили бригаду Кухарука В.И. на строительстве 300 метровой теплотрассы к новому цеху РМЗ и о другом. А о Стройиндустрии совсем мало!
В январе 1978 г. горисполком подвело итоги работы промпредприятий в 4 квартале 1977 г.: успешно выполнил план СМП-586; а строительные организации СМП-579 , ПМК-175, Бирюсинское СМУ не выполнили.
Тон газетных статей пока еще беспечный за сооружение комбината стройиндустрии. Никакой тревоги за стройки БАМа! Не выполнили план, ну и ладно… А ведь 1977 г. год завершения строительства комбината стройиндустрии согласно постановления ЦК КПСС и СовМина СССР.
Листаем номера “Зари коммунизма” за 1978 год в поисках трудового энтузиазма строителей комбината.
18 января 1978 г. городское собрание партактива отметило: “…сегодня мы не можем говорить о каких-то коренных изменениях в сторону резкого улучшения деятельности строительных организаций, до сих пор руководители, партийные организации строительных подразделений формально относятся к выполнению намеченных мер“. Вот такая суровая оценка, но она в большей степени относительно объектов соцкульбыта и жилья. И это странно – ни слова о строительстве ТКСИ! Из года в год растет незавершенное строительство, за 1977 г план освоения капвложений выполнен был на 79%, не освоено 4.3 млн рублей. О стройках БАМА сказала только выступившая на собрании Барановская Н.И. (секретарь парторганизации РМЗ), но это была не критика , а скорее просьба к строителям СМП-586 – быстрее построить цех по ремонту большегрузных автомашин, завод уже приступил к ремонту “Магирусов”, а цеха нет.
И это все о БАМе! Как то странно вела себя городская власть, строители, тот же Фомич В.Н., он даже не выступал на партхозактиве от пострайкома.
И совсем непонятно на фоне отставаний в строительстве звучат строки газеты от 20 января 1978 г. относительно действий строителей в ответ на письмо ЦК КПСС, СовМина, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ “О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 г. и усиления борьбы за повышение эффективности производства и качества работы”. Строители, мол, обязались работать лучше, горячо приняли положения декабрьского пленума ЦК КПСС 1977 г!
Тем самым газета выставила строителей школьниками , получившими нагоняя за плохую учебу – обещаем работать лучше! Впрочем, это и была советская пропаганда и агитация.
25 января газета сообщала , наконец то, о передовиках-строителях ТКСИ: пять монтажников во главе с Байковым Михаилом вели монтаж подкрановых балок в будущем формовочном цехе завода ЖБК (железобетонных конструкций). Монтажники жаловались на отсутствие надлежащих подъемных кранов, отсутствие в бетонных изделиях закладных.
Вот такая вот организация труда на Всесоюзной ударной стройке. Впрочем, она везде была такой, и вполне рабочей для самих строителей, хотя они и критикуют отсутствие кранов.
Шалаев Л., старший прораб СМП-579, сообщал о принятии годовых соцобязательств его участком: госплан выполнить к 25 декабря 1978 г. (смешно как то это звучит, а к какой дате его еще выполнять! отчего-то не досрочно?), собрать полностью каркасы (всего лишь каркасы!) зданий формовочного, арматурного цехов и склада готовой продукции (запомним это обязательство!), сдать под монтаж закрытую часть главной понизительной подстанции к Дню строителей; повысить производительность труда на 0.2% за счет лучшей организации труда; сдавать объекты предприятий Стройиндустрии с оценкой хорошо и отлично, работая под девизом “Я – хозяин стройки!” Обязательно нужны были лозунги, которые впрочем, ни на что не влияли! Факты это подтверждают, мы их еще увидим.
Бригада Соловья Анатолия вела монтаж конструкций в будущем складе готовой продукции строящегося ТКСИ; бригады плотников -бетонщиков Гребенникова Бориса и Горшанова Моисея готовили монолитные ростверки[1] ; строителям недопоставляли краны подъемные, бетонные конструкции. Комсомольско-молодежная бригада монтажников Чивилева А. боролась за звание “Бригада коммунистического труда”. Неужели без этого нельзя было просто хорошо работать?!
Кочеров В.Ф., 1-й секретарь ГК КПСС, в феврале сообщил о проблемах строительства БАМа в Тайшете: в связи с ростом объема работ в текущем году комплектуется еще два СМП, создается новая мехколонна, расширяется ВОДРЕМ, требуется более 2 тыс. рабочих.
16 февраля 1978 г. СМП-586 продолжал строительство подъездных путей на станцию “Стройиндустрия”. Здесь указан лишь один объект ТКСИ.
24 февраля состоялось собрание пархозактива города, доклад Скубаевой Е.Е. о задачах по выполнению письма ЦК КПСС и ВЦСПС и СовМина , ЦК ВЛКСМ о развитии соцсоревнования по выполнению и перевыполнению планов 1978 г. , повышении эффективности производства и качество работ: состоялось 70 митингов, собраний и т.д. по одобрению письма на которых присутствовало более 8 тыс. человек, выступило 300 человек, подхвачены почины разные и высказано одобрение, 656 человек, 27 цехов, 59 бригад приняли решение завершить задания трех лет пятилетки к первой годовщине Конституции – к 7 октября 1978 г.
Результата от всего этого, как мы это знаем, не было. Вместо экономических рычагов в дело как обычно пустили пропаганду и агитацию, идеологическое оружие .
А между тем на промышленных предприятиях города в 1977 г. было выявлено 1948 прогульщиков, потери – 6948 человек/дней, 442 тыс. рублей. Хуже всего было на Бирюсинском ЛДК – 4495 прогулов ч/дней. Ни слова об объектах БАМа и стройиндустрии, как будто бы там все было хорошо.
1 марта 1978 г. состоялась сессия городского Совета – о работе горисполкома в 1977 г. и его постоянных комиссий Читаем внимательно доклад Бабенко А.В., председателя горисполкома и пытаемся выяснить как обстоят дела по строительству ТКСИ:
– план строительно-монтажных работ 1977 г. выполнен только на 81% Постоянную комиссию ГорСовета по строительству возглавляет депутат Фомич В.Н. Единственный СМП -586 (нач. Рудковский Б.Н.) выполнил план по общему объему (вместе с субподрядчиками), а своими силами план не выполнели. Коллектив поезда не справился с целевыми задачами, не освоены средства на строительство жилья, очистных сооружений, по вводу Городского Дома культуры. Вот и все внимание к стройке века и ТКСИ
СМП -621 и СМП-609 будут строить в основном стройиндустрию: 609-ый (69 рабочих) – энергохозяйство, энергоснабжение, центральную котельную, гараж, ремонтные мастерские, материальный склад и др. Проблема – нехватка рабочих. Уже идет четвертый год сооружения ТКСИ, а Постановление ЦК и Совмина устанавливало три года – 1975-1977 гг. Как видим, СМП-579 уже не участвует в сооружении ТКСИ, и переключился на возведение жилых домов в микрорайоне Новый.
Для общей картины бамовской эпопеи в Тайшете: на бамовских стройках Тайшета трудились коллективы СМП -319 (нач. Ермолович В.Г.), автоколонны №3 (нач. Попандапуло Ф.Д.).
Но продолжим искать факты , плюсы и минусы строительства ТКСИ.
4 апреля тайшетский комсомол включился в ускорение и улучшение хода строительства БАМа – состоялся пленум ГК ВЛКСМ, заслушан доклад Новикова В.Н. (1-й секретарь горкома):
– отметил положительное в работе строителей
– до настоящего времени горком вел шефство над строительством комплекса стройиндустрии, год над стройкой ГДК – сказал докладчик, и тут же добавил – если это можно назвать шефством!
Так он поставил под сомнение всю предыдущую работу ГК ВЛКСМ!
– шефство выражалось в проведении субботников и воскресников на ГДК, но ком.организации в этом плохо участвовали, например , молодежь РМЗ во главе с секретарем к/о Бычковым Сергеем. Молодежь города не пожелала идти на стройку в качестве плотников; горком не связался с комитетом комсомола завода-поставщика плит перекрытия для ГДК – из-за их отсутствия сорван ввод Дома культуры в 1977 г.
– хорошо работает комитет комсомола СМП-586 – контролирует выполнение соцобязательств, организует соц.соревнование, поводят его итоги и поощряет молодежь: Трофименко Зоя, Ильченко Люба ездили в Венгрию в составе поезда дружбы строителей БАМа; Мазитова Римма побывала на Кубе с делегацией передовиков производства, Таисия Гараева сфотографировалась у крейсера “аврора” по итогам 60 недель ударной вахты к 60летию Октября. Проводятся конкурсы профмастерства среди молодых рабочих; Но комсомольско – молодежные бригады часто расформировываются, их членов перебрасывают на разные объекты, мало молодежи учатся в школе рабочей молодежи для получения среднего образования; приезжающая на стройку молодежь вскоре покидают ее; комсомольцы строители плохо шефствуют над СПТУ-21, в СМП-586 партийная прослойка 3%, а в СМП-579 менее 1%, комсомол строительных организаций плохо работают по росту своих рядов.
Как видим, в докладе Новикова В. вовсе не сказано о ходе строительства ТКСИ, только о внутренних комсомольских делах. И комсомол вроде как не заботится о судьбе ТКСИ.
18 апреля газета писала о делах коллектива СМП – 621 – уже два месяца делает то что 579-му следовало сделать давным-давно! Нет подъездных путей к объектам – стали копать канавы для отвода талых вод, они затопили пути; УМ плохо выделяет технику для этого; бригада Зимина И. плотников-бетонщиков занята фундаментом, бригада Рудых В. продолжает монтаж на складе готовой продукции ЖБК, НО БОЛЬШЕГО ОЖИВЛЕНИЯ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ НЕТ: два Магируса привезли гравий и бульдозер их лениво расталкивает, тут же возятся две группы монтажников ….Тишина! “Слышишь время гудит – БАМ! На широких просторах – БАМ….” – такое только в песне и не в Тайшете. Или , может быть , в автоколонне №3 на подвозе грузов на стройку, или на укладке вторых путей на Невельской, на 6-ом, 5 -ом и 2-ом разъездах по пути на Чуну у СМП – 533.
Удивительны твои дела , Господи! И удивлениям нет конца 22 апреля был организован субботник на строительстве поселка стройиндустрии – возводились жилые сборно-щитовые дома, привлекли к этому учащихся ГПТУ-21 , школы-интернат №2 конопатить щели , приехали рабочих из Магистрального, Улькана, Кунермы! Зачем?! 120 человек на субботнике, отдача – 1300 рублей, из них 350 рублей в фонд десятой пятилетки отчислили. Это уму не постижимо – совершить массу прогулов в 1977 г. чтобы сейчас внести 350 рублей в фонд пятилетки?! Пример худшего варианта социалистической экономики в действии. Впрочем, это пример не экономики , скорее идеологии, пропаганды.
3 июня 1978 г. номер районной газеты “Заря коммунизма” вышла с передовицей “Задачи строителей”. Брежнев Л.И. , будучи на Дальнем Востоке , провел совещание партийных и советских руководителей и обратил их внимание на необходимость своевременного ввода в строй промышленных предприятий и сокращение объектов незавершенного строительства.
Это требование непосредственно относилось к тайшетским строителям комбината стройиндустрии! Какая была реакция на выступление Брежнева Л.И. с их стороны?
10 июня 1978 г. состоялось собрание партхозактива города , обсуждались вопросы выполнения брежневских указаний и предложений. Поищем в довольно критическом докладе Кочерова В.Ф. оценки работы строителей, не рассматривая работу промышленных предприятий которая тоже не отличалась конечными успехами.
Доклад повторял тезисы статьи “Задачи строителей” от 3 июня 1978 г., которую мы уже проанализировали. 10 июня Кочеров В.Ф. в своем докладе повторяет многое из нее, посмотрим относящееся к ТКСИ :
– строительным организациям в 1978 г. предстояло освоить 32.7 млн руб капитальных вложений по всем объектам, из этой суммы 22.6 млн. руб это строительно-монтажные работы.
– хорошо работали в СМП-586, ПМК-175, новый СМП-621; плохи дела в СМП-579
– в Тайшете создана оперативная группа “Ангарстроя” во главе с зам.нач Управления Сережко А.П. для активизации строительных работ, но…
– Управление производственно-технической (или технологической?) комплектации – УПТК, работает плохо, оно было создано в 1978 г. Разместили УПТК на площадке складов СМП-586 недалеко от РМЗ в сторону жд станции. Отведенная площадка была мала, работе мешали опоры высоковольтной линии, мало было и подъездных путей, для переработки грузов не хватало специальной площадки. Один пример: 10 апреля поставлен вагон цемента под разгрузку, разгрузили лишь 3 мая! 1296 часов простоя, 7711 руб штрафа;
– прогулы на предприятиях промышленности и строительства за 1977 г. 9802 человеко-дней, 2165 ч/д уже в первом квартале 1978 г.
Далее следует уже знакомая критика в адрес СМП-586 который ничего не сделал на сооружении очистных для станции Тайшет.
Никакой тревоги не видим за судьбу объектов ТКСИ! В газете можно прочесть только отдельные статейки о передовиках-строителях, общей же картины строительства комбината невозможно представить.
20 июня 1978 г. в рубрике “Стройка века” в газете помещена статья “Кухарук” (о бригадире Василии Ивановиче Кухаруке из СМП-579) и в ней руководитель бригады на сооружении теплотрассы длиной 1130 метров для будущего комбината стройиндустрии , сокрушает о состоянии дел, трассу предстоит сдать к августу 1978 г.:
– УМ не выдел два подъемных крана
– в бригаде осталось всего 11 человек, много человек ушло неудовлетворенные работой и зарплатой.
Статья писалась для примера остальным и с благодарностью человеку, но состояние дел на объекте передает в общем, без конкретики – 1130 м. трассы это много? и что уже сделано кроме ограждения объекта;
Бригада Рудых В. из СМП-621 (статья “Важный объект” за 19.07.1978 г.) на строительстве одного из объектов комбината (какого – неясно из статьи: плохая организация труда – нет бетонно- растворного узла и это ведет к простою монтажа здания объекта, нет нужной техники, подъемные краны из УМ выделяют низкой грузоподъемности, техника постоянно ломается…Вечные проблемы стройки, стыдно сказать- ВЕКА.
31 июля газета вновь пишет о бригаде Рудых Василия Платоновича из СМП-621 (коллектив поезда имеет переходящее Красное знамя победителя соц.соревнования) : бригада УСПЕШНО и ДОСРОЧНО завершила перекрытие ПЕРВОГО пролета формовочного цеха будущего ТКСИ. Здесь работают опытные монтажники Городюк А.Д. (строил Шелеховский алюминиевый завод), Кутейников В.Г. (работал на стройках Усть-Илимска), сам бригадир приехал в Тайшет после строек Иркутска.
Трудно понять из статьи – а какие сроки сдачи объекта? успевают или нет?
(продолжение следует)
[1] Ростверк – (горизонтально расположенный элемент свайного фундамента сооружения (своеобразный пояс или подушка, плита), который принимает на себя всю нагрузку здания и, равномерно распределяя, передает ее на опорные колоны)