Предлагаем вернуть по времени повествования назад и рассматривать приказы по личному составу комбината начиная с начала.   1984 г. – это год   официального пуска первой очереди ТКСИ, и может быть, найдем в приказах информацию не только о состоянии трудовой дисциплины.  Прочтем о  других важных для понимания процесса становления комбината. Например, о   становлении производства и административно-производственной структуре, о руководителях и т.д.  В марте полное название предприятия звучало так – Министерство  транспортного  строительства СССР,  Главного управления промышленного строительства , Красноярсктранстром (управляющий Кайгородов А.С.) Тайшетский комбинат по производству железобетонных  конструкций и строительных  материалов , директор Сахаров В.И.

Котельная ТКСИ

   

В  феврале 1984 г. был утверждена первая организационно-производственная структура:

1.формовочный цех с тремя участками: изготовление плит перекрытия ПГ 3х6, 3х12; изготовление подкрановых балок, колонн, ферм; изготовление свай и звеньев прямоугольных труб; режим работы в две смены;

2.Арматурный цех, работа в две смены;

3.Бетоносмесительный цех со складами цемента, заполнителей, трактов подачи заполнителей, компрессорной , режим работы БСМ в 2 смены, склады цемента и компрессорной круглосуточно;

4.Котельная , режим работы круглосуточный;

5.Ремонтно – механический цех с участками:

а. деревообрабатывающий для изготовления дверей, рам, оконные проемы и т.д. для всех зданий и помещений комбината;

б. участок изготовления закладных деталей для ж\б  изделий с кузнечно-прессовым , сварочным, металлоизоляции, пескоструйным отделениями;

в.слесарный участок по изготовлению воздуховодов вентиляций, вентшахт, систем отопления, кожухов  теплосети, систем водоводов, канализации, пароснабжения;

г.механический участок по изготовлению инструментов, метизов (название широкого круга изделий из металла для крепежа), технологической оснастки;

д.ремонтно-сборочный участок по ремонту станков, изготовлению машин, форм, нестандартного оборудования;

е.малярный участок по покраске оборудования, трубопроводов.

Режим работы цеха в одну смену.

6. Автотранспортный цех, включая гараж с основными средствами, очистными сооружениями, склад ГСМ, режим работы в 2 смены;

7.Железнодорожно – сырьевой с участками – ж/д станция с внешними подъездными и внутренними  путями; участок погрузки – разгрузки, материальный склад, склад готовой продукции; режим работы круглосуточный;

8.Цех ТВК (тепло-водо-канализации) сетей водопровода, теплоснабжения, канализации с участками :

а.водоснабжения (водозабор, насосы I, II, III подъемов) , сети водоснабжения;

б. теплоснабжения (наружные сети);

в. очистные сооружения и канализзации

г.участок обслуживания внутрицеховых  сетей, вентиляционных, пылеулавливающиях, и воздушных отопительных систем. Основной режим  работы в 1 смену, дежурные  бригады круглосуточно;

9.Ремонтно-строительный цех с участками:

а. по ремонту зданий и сооружений

б.по ремонту дорог, подъездных путей, озеленению и благоустройству территории комбината, Режим работы в 1 смену;

10. Электроцех с участками

а. электромонтажный для ремонта э/двигателей и пусковой аппаратуры;

б. зарядная станция

в. ремонт электрокар

г.участок сетей и подстанций; Режим работы в 1 смену с дежурствам  рембригад круглосуточно;

11. Центральная заводская лаборатория. Режим работы в 2 смены;

12.Лаборатория КИПиА и связи, в 1 смену с дужрстовм специалиста круглосуточно

13. Учебный пункт

                                                   Отделы заводоуправления

1. Отдел главного энергетика

2. главного технолога

3. главного механика

4. капитального строительства

5. материально-технического снабжения

6. сбыта

7. технический

8. конструкторский

9. производственно-диспетчерский

10. бухгалтерия

11. плано-экономический

12. организации труда и зарплаты

13. технического контроля

14. отдел кадров

15.  административно – хозяйственный

16. жилищно-коммунальный.

Территория комбината. Спутниковая карта

     С начала года руководство комбината принимало меры повышения квалификации рабочих – приказами директора утверждались программы обучения, состав преподавателей, списки обучающихся в комбинатовском учебном пункте без отрыва от производства. Заботой для комбината стала организация производственной практики для учащихся ГПУ -21 г.Тайшета, ТКСИ стал для него базовым предприятием по подготовке машинистов мостовых кранов, например (20 человек, с временной оплатой труда 44 коп. час + РК = 1.2 руб .

   В январе отрабатывались все производственные участки, расстановку кадров и оборудования. Без подъемных кранов и механизмов производство железобетонной продукции было невозможно, оттого к таким механизмам было повышенное внимание и персональная ответственность. В формовочном цехе на трех пролётах имелось 5 мостовых кранов грузоподъемностью от 20/5 до 32/5 тонн; в арматурном цехе мостовых кранов было два; на складе металла один; на складе готовой продукции еще два, итого 10 кранов, за которыми были закреплены конкретные “экипажи” состоящие большей часть. из женщин.

    Главному механику Палехину В.А. и гл.энергетику Попову А.А. январским приказом директора вменялось ежемесячно по субботам и воскресеньям организовывать работу слесарей-наладчиков и ремонтников по доводке оборудования до рабочих режимов с целью обеспечения бесперебойной работы технологических линий в бетоносмесительном, формовочном цехах и складах заполнителей, цемента, металла. На этих складах завершалась пуско-наладочные и электромонтажные работы, строго прописывалось каждое практически действия рабочих разных механизмов и силовых агрегатов. Ни-ни что бы иначе!

    В январе же приказом директора произведено было закрепление рабочих разных цехов на подъездными ж.д. путями комбината к главным цехам – таковых  было :

– к цеху погрузки и выгрузки – путь №9, №21

– к арматурному цеху – №11

– к бетонно-смесительному цеху – №10, №12, №13

–  к материальному складу – №21

– к котельной – №23,

     итого восемь путей со стрелочными переводами примыкания к путям ст. “Стройиндустрия”. Это не все пути названы.

      16 марта работники бетоносмесительного цеха продемонстрировали умение хорошо работать – бригада Молчановой Т.А.  выпустила 40 кубов бетона, бригада Горловой Н.Н. – 62 кубометра .  Согласно условий соц.соревнования – премировалось работа выдавших за смену 50 куб бетона, если так работать в течение трех смен подряд то премия будет в 250 руб. на смену.

     Это были, видимо, прекрасные результаты женских бригадиров в условиях отладки технологических линий , не с проста  же премировали бригады по 200 рублей.

            26 марта 1984 г. гл.инженера Буковича А.Л.  уволили в связи с ликвидацией  Дирекции стройкомплекса. Было уволено 60 рабочих, служащих, инженерно-технических работников.  Принимались меры к трудоустройству  их  на комбинат.  Наступил новый период существования комбината – детища Дирекции стройкомлекса.  Комбинату предстояло научиться работать!

    В соответствии с требованиями партии и правительства началось внедрение “передовых форм организации труда и внутрипроизводственного хозяйственного расчета”, что не всегда   приводило к успеху, а иногда к деградации предприятий.  В арматурном цехе было создано 2 бригады (30 человек), формовочном цехе  4 бригады (44 человека), в бетоносмесительном цехе 4 бригады (28 человек), в ремонтно – механическом цехе 4 бригады (28 человек), итого 14 бригад ,  130 рабочих основных специальностей.

    Отрабатывалась система премирования рабочих за выполнение особо важных производственных заданий , например, за изготовление ЖБК и ФМП.

       По комбинату объявили апрель назвали времен ударного труда , увеличения выпуска ЖБК и материальной заинтересованности коллектива – выпустить за месяц 2400 куб.бетоноизделий.  Пообещали премию от треста.

   Ударного труда не получилось – 17 апреля 10 человек (!) второй смены бетоно-смесительного цеха оказались нетрезвыми на рабочем месте и сорвали смену работу смены. Троих уволили, остальным объявили выговоры .   Во втором квартале 1984 г. следовало выпустить 8000 куб железобетонных изделий в связи с чем принимались чрезвычайные меры – дежурство ответственных работников в БСЦ с   вечера до утра и еще по выходным – круглосуточно!

      В ночь с 8 на 9 марта в котельной первой очереди  произошел пожар от попадания горящей угольной пыли на конвейер, убытков на 14,6 тыс.рублей, причина – нарушение противопожарной безопасности по 8 пунктам! Принятие мер по 8 пунктам потребовалось и наказание , а главного энергетика   и начальника котельной освободить от занимаемой должности.

     И опять ЧП! 29 апреля 1984 г. несчастный случай со слесарем по ремонту оборудования в БСЦ в  1.00 час., (  перелом таза, ушиб позвоночника).

     Хозрасчет заставлял избавляться от малоценного инвентаря, инструментов и спецодежды по всем цехам и отделам.

    В административно – бытовом корпусе ремонтно – механического цеха  (РМЦ)  открыли столовую на 76 мест, потом закрыли  –  мало рабочих в цехе и в котельной, нерентабельно содержать столовую, закрыли, оборудование сдали на склад.

   Шла оптимизация производственной структуры комбината, создавались и упразднялись те или другие производственные участки. Например, создан был новый участок цеха тепло-водо-конализации внутренних сантехнических устройств, вентиляций, трубопроводов сжатого воздуха (мастер участка Грязнов В.Н. – август).

   Отрабатывалась и работа диспетчерской службы комбината, особенно своевременная подача любая производственная информации с каждого производственного участка. Весь технологический транспорт подчинялся главному диспетчеру (ПДО –   производственно-диспетческий отдел) , требовалась полная информация!

    Люди учились еще и элементарным вещам – передавать рабочие места, производственное оборудования в каждом цехе по сменам в надлежащем состоянии. Казалось бы простое дело, но из-за небрежностей и халатности оборудование , техника выходила из строя, нарушаются технологические процессы. Но требовались приказы директора о необходимости и ответственности за передачу оборудования от смены к смене в надлежащем, очищенном от бетона, иначе большие потери рабочего времени обеспечено – до двух часов в смену!

    Приняты были меры по отладке работы диспетчерской службы.

   Руководство комбината возлагало надежду на школу  экономической учебы в системе партийно-политического и экономического просвещения советских людей . ГК КПСС обязал создать на ТКСИ Школу коммунистического  труда  по программе “Бережливость – черта коммунистическая” и “Основы экономики и управления”!  Пропагандистами (странно, вроде бы обучение , а  почему не педагоги?) назначили  Глизбург В.М. (ст.инженер ПЭО), Абрамову В.И. (инженер ПЭО), а их заместителем самого директора комбината – Сахарова Валентина Ивановича.  

    Почему то думается, что эти пропагандисты меньше думали о коммунизме, а больше об использования занятий с трудящимися для объяснения элементарных вопросов производства бетонных изделий. Еще думается, что два занятия в месяц  с октября по июнь , да еще в 17.00 час. вряд ли были привлекательны для рабочих и служащих.

    Шла подготовка специалистов, повышение   квалификаций рабочих   и на занятиях в  Учебном пункте  , где преподавателями были 22 специалиста  ТКСИ, от директора до слесаря электроцеха Зыкова Ивана Игоревича.

     23 июня, после предписания Иркутской регионально инспекции по газоочистным сооружениям,  взялись за газо-пылеулавливающее оборудование. На комбинате 25 источников загрязнения воздуха: котлоагрегаты, точильно – шлифовальные станки, смесители, узел закачки цемента, тракты подачи заполнителей, и еще 25 труб    

    В июне контрольной проверкой выяснилось неправильная  работа дозаторов подачи цемента в бетоносмесительный цех, что вело к выпуску некачественных изделий. Получался перерасход цемента на 100 кубов бетона 1500 кг. цемента.  Коллектив продолжал работу по регулированию производственного процесса и приведение в порядок оборудования .

   И еще  областная контора Стройбанка нагрянула проверить сохранность неустановленного оборудования, такого было много, и хранилось оно как попало, инвентаризации не проводились. Одним словом , бесхозяйственность на хозрасчетном предприятии! За что поплатились начальники ОКСа и зам.директора. Вместе с тем на комбинате создана была группа инженеров и слесарей по изготовлению новой техники, во главе с Кассандровым Г.А. (цех РМЦ).

    За июнь – июль железнодорожный цех сработал неудовлетворительно: простои вагонов растут, несвоевременная оправка готовой продукции, низкая трудовая дисциплина – 14 прогулов (и.о.нач.отдела Самусев В.Н., зам.нач. Спорыхин А.В.).

      Организационно-производственная   структура комбината по приказу о начислении премий за успешное выполнение особого производственного задания в апреле. Как видим, премии предусматривались не всем,  потому здесь структура комбината указана не полностью:

1.Заводоуправление – 3 человека (директор, гл.инженер, зам.директора  Черешнев К.И. , Синяков В.И.-?)

2.Отдел главного механика – 4 (гл.инженер, ст.Инженер, инженеры-механики)

3.Отдел главного энергетика – 5 (гл.энергетик, инженеры отдела, гл.энергетик Новиков А.Д.- август)

4.Производственный отдел – 4 (нач.отдела, ст.инженеры, диспетчер)

5.Технический отдел – 3 (начальник, инженеры)

6.Отдел материально -технического снабжения – 4 (нач.отдела, инженеры, экспедитор(нач. Новик Н.К.)

7.ПЭО – 3 (начальник, инженеры)

8. Отдел труда и зарплаты – 2 (нормировщики)

9. ОТК – 5 (инженер, контролеры)

10. Лаборатория – 6 (начальник, лаборанты)

11.Бухгалтерия – 3 (бухгалтер, бухгалтеры-расчетчики)

12. Отдел кадров – 3 (начотдела, ст.инспектор, инспектор) 

13.Отдел сбыта – 3 (инженеры, товаровед)

14.Отдел капстроительства – 4 (начальник, инженеры, нач. Губачев А.Н., Заднепровский В.П.).

 Итого: 52 человека

Цеха

1.Бетоносмесительный – 37 человек (нач. Почечуев  К.Е. , зам. Языков Г.В. – июнь, август)

2.формовочный – 69

3.арматурный – 49 (нач. Качанов С.Т. – июнь)

4.котельная – 49 (нач. Коршунов Н.А. – июнь)

5.склад готовой продукции – 17

6. ремонтно-механический – 32 (Чепурин А.И. – июнь)

 Итого – 253 человека

Всего по комбинату – 305 человек

Поселок СМП-579, строителей ТКСИ, 80-е годы

     В приказе не названы    железнодорожно – сырьевой цех, автотранспортный, цех ТВК и лаборатория ТВК (тепло-водоснабжения и канализация)   ,   административно-бытовой корпус, компрессорная, РСЦ,   ГПП, отдел КИПиА, конструкторский отдел (нач. Скипин В.Л. – июнь) , материальный склад, жилищно – коммунальный отдел, склады цемента и  заполнителей, склад материальный, наружные электросети  с подстанциями,  компрессорные, .

    Однако, этим не заканчивалось совершенствование  производственной деятельности трудового коллектива . По требованию вышестоящего треста , может быть и выше, началось сокращение  штатов комбината – инженерно /технические работники и служащие) и пересмотр окладов. Был издан приказ о новом штатном расписании работников управления комбинатом:

    1. По заводоуправлению оставили 13 работников включая двух уборщиц с окладом 70 руб., директор Сахаров В.И.- 270, замы его – 250 рублей; гл инженер Кришталь Б.М., Исупов ВВ. (зам. по производству), зам по снабжению Синяков В.И., зам по кап.строительству оклад 225 руб., гл экономист  Ломакин А.А. (200 руб.) , нач. штаба ГО – Королев И.А. (150 руб)

2. Производственный отдел – 3 человека, начальник отдела Шутова О.В. (210 руб.), инженер 125 руб.

3. Технический отдел – 3 человека, нач. Косоротова Л.П. 190 руб.

4. Отдел гл.энергетика – 3 человека, нач. Новиков А.Д., оклад 200 руб.

5. Отдел гл. механика – 3, нач. Палехин В.А.(оклады от специалистов отдела колеблется от 200 до 125 руб.)

6. Отдел Технического контроля – 3 нач. Пушкарева Л.И. (175 руб.)

7.Планово-экономический отдел –  4 (нач.Семенова Н.В., оклады от 180 до 125 руб.)

8.Отдел организации и труда и зар.платы – 3 (нач. не назначен еще, оклады от 180 – 125 руб.)

9.Отдел кап.строительства – 7 (нач.Губачев А.Н. , оклады от 180 до 100 руб)

10. Отдел материально-технического снабжения – 4 (нач.Новик Н.К., оклады  180 – 100 руб.)

11. Отдел сбыта – 3 (нач. Запекин В.М., оклады от 180- 120 руб)

12. Отдел кадров –  3 (нач. Черешнев К.И., оклады 170 – 100 руб.)

13. Бухгалтерия  – 10 (гл.бухгалтер  Компанец В.П., оклады 180 – 85 руб.)

14.Диспетческая группа – 5 (ст.диспетчер Чугаевский В.А., оклады 150-115 руб)

15.Технологический отдел – 3 (гл.технолог – вакансия, оклады 210 – 120 руб.)

16. Производственная лаборатория–  3 (нач. Воробьева В.В., 170 – 100 руб.)

17. Конструкторский отдел –  5 (нач. Скипин В.Л. оклады от 200 до 90 руб.)

18. Формовочный цех – 10 ( в т.ч. 4 сменных мастера, нач. Качанов С.Т., 190 – 140 руб.)

19. Арматурный цех –  8 (нач.Щукина Т.Н., оклады от 190-140т руб)

20. Бетоносмесительных цех –  6 (нач. цеха – вакансия, оклады 190 – 130 руб)

21. Автотранспортный цех –  5 (нач.Мариенко П.Д.,, мастер по ремонту и обслуживания грузо-подъемных механизмов Малиновский М.В.,  оклады 170 – 145 руб.)

22. Цех наружных сетей , водоснабжения, канализации и очистных сооружений  –6 (нач.Попкович Ю.С., оклады от 190 – 120 руб.)

23. Котельная – 6 (нач. Коршунов Н.А., оклады 185-120 руб.)

24. Электроцех с участком электросети и подстанции –  4 (нач. Попов А.А., нач. участка Новиков А.Я., оклады   160 – 140 руб.)

25. Железнодорожно – сырьевой  –11 (нач. Глизбург Л.З., оклады 190 – 140 руб.)

26.Ремонтно – механический цех  5– (нач.Бакланов Е.Г., оклады 160 – 140 руб.)

27.Лаборатория КИПиА –  5 (нач. Гацко В.С., от 180 до  140 руб.)

                    Непромышленная группа

1. Ремонтно – механический цех –  2 (нач. Подолинский В.И., оклады 155 – 130 руб.)

2.Жилищно-коммунальное хозяйство  – 1 (нач. Коршунов А.И., оклад 120 руб.)

3.Учебный пункт  –1 директор Сиволонская Л.А. оклад 177-50 руб.

4.Зав.общежитием   – 3 (зав.. Головко Н.Л., бухгалтер, паспортистка , секретарь – машинистка , оклады 190 – 75 руб)

5.Детский комбинат – 2, зав. Володяшкина Г.Г., завхоз Григорьева Л.А., оклады 115 – 90 руб.

   Семь человек перевели на другие должности ,  14 человек сохранили персональные надбавки от 30 до 15 % к должностным окладам.

    В октябре решался важный вопрос   сдачи  в постоянную эксплуатацию множества подъездных железнодорожных путей и  заключение договора С ВСЖД на подачу и уборку вагонов. Надо было закончить постройку СЦБ  на перегоне ст.Акульшет – ст.Стройиндустрия, закончить стрелочный перевод, подготовить локомотивные бригады для сдачи экзаменов для права выезда на ст. Акульшет. Комбинат выходил на большую дорогу, в прямом и переносном смысле .

Последний директор ТКСИ, Запекин Виталий Матвеевич, 2019 год, территория комбината

    Управлению, всему коллективу комбината расслабляться было некогда. В октябре нагрянула комиссия по проверке организации и состояния охраны труда из ЦК профсоюза. Сами виноваты – прежние замечания не устранили, натворили новые нарушения, охрана труда на низком уровне. Замечаний было выявлено множество и самых разных. Всех не перечесть. Укажем главные на наш взгляд: оборудование не имело заземлений, кислородные болоны разбросаны по комбинату, у рабочих нет допусков, без касок работают, испытания оборудования не проводится вовремя, канализация в аварийном состоянии, эл.цеха залиты водой, очистные сооружения не прошли наладки технологической линии очистки, не были введены письменные формы учету охраны воды, воздуха на источниках загрязнения….

   19 пунктов в приказе директора комбината по итогам проверки выговора, сделать то и это, выполнить обязательно…

    В октябре гл.инженером был назначен Кришталь Борис Маркович, в соответствии с распоряжением Главстрйпрома.

    Казалось бы, пора быть хоть каким-то производственным успехам. Однако их не было. На отгрузке вагонов с готовой продукцией за первую декаду ноября не было освоено 17 вагонов (из 46 вагонов было отгружено 29). Три бригады из четырех выполняли отгрузку лишь на 34 – 50 %.

   Такое неудовлетворительное  освоение вагонов было хроническим: в октябре из 180 вагонов было отгружено всего 80,  ни один вагон  из 154 , прибывших под выгрузку, не был разгружен. Плохо выгружал БСЦ , по их вине начислен штраф 5391 руб.  За плохую отгрузку продукции штраф 3318 руб. Вот и весь хозрачёт!

    Но были и премии  для шестерых работников по …30 рублей!.  За выполнение особого задания Минтрансстроя по поставкам пяти наименований спец.бетонных изделий.

  А работники железнодорожно-сырьевого цеха продолжали плохо разгружать-разгружать вагоны, за что было указано на несоответствии занимаемой должности нач.цеха, понижен в должности на 2 месяца его зам. За вторую декаду ноября не освоено было 13 вагонов. Хорошо грузила только бригада Бакарюкина А.В., им дали премию …12 рублей, бригадиру 25 руб!

    Стимулы и мотивации не работали…В ноябре нарушили трудовую дисциплину 26 человек, много прогулов среди рабочих жд и формовочном цехах. Допускались прогулы от 1 дня до 5,7 дней.

    Большие потери времени в 1984 г. были из-за неудовлетворительной работы отдела материально-технического отдела.  В июле  комбинат простоял  12 дней, в августе 2 дня из-за отсутствия цемента; в декабре 12 дней из-за отсутствия песка. Итого – недополучено было товарной продукции на 284.3 тыс.рублей ! А если добавить прогулы… Да еще материальные потери из-за аварий по вине работников… Неудовлетворительно хранилось неустановленное оборудование. Одним словом причин хозяйственных потерь было предостаточно.   22 декабря, к примеру,  нетрезвый бульдозерист “порвал” две нитки  60 погонных метров теплотрассы на станции “Стройиндустрии”.

    Список рабочих специальностей:

– механики, слесари, рабочие, сварщики, крановщики, пропарщики, водители атотранспорта, энергетики, электрики, электромеханики, машинисты , мотористы, аппаратчики ХВО, машинисты бойлерных установок, токари , стропальщики, кладовщики, станочники, рабочие по изготовлению закладных, рабочие по ремонту оборудования и др.

фотографии с сайт wikimapia .org/ продолжение следует

Loading