История знаменитого Тайшетского шпалопропиточного завода начинается 90 лет назад, первого мая, когда впервые прошла обработка древесины специальными составами, положившая начало успешной судьбе одного из крупнейших российских производителей деревянных железнодорожных конструкций.

    В 1935 году на предприятии работало всего лишь 87 человек, а первые производственные помещения представляли собой одноэтажный главный корпус и небольшую инфраструктуру. Но спустя десятилетия ситуация кардинально изменилась: появились дополнительные современные цеха, построен мощный административный комплекс, налажены процессы механической обработки шпал, введен глубокий метод наколки и крепления изделий винтовыми соединениями, позволивший значительно повысить эксплуатационные характеристики готовой продукции.

    Количественный рост персонала впечатляет: штат увеличился практически в двадцать раз, что свидетельствует о стремительном росте масштабов производства и производственной культуры предприятия. Согласно личным карточкам формы Т-2, исторической справке Фонда Л-69 «Тайшетский шпалопропиточный завод, г. Тайшет Иркутской области», хранящимся в архивном отделе администрации Тайшетского района, на заводе существовало большое количество различных профессий, каждая из которых играла важную роль в производстве, большинство из них относится к вредным и дает право на досрочную льготную пенсию.   

    Помимо основной продукции — обработанных шпал, завод производил важный железнодорожный элемент — переводной и мостовой брус, обеспечивая потребности железнодорожного транспорта Сибири и Дальнего Востока.

    Несмотря на многочисленные организационные изменения, главным достижением завода оставалась стабильность производства качественной продукции. За качеством продукции следили с начала работы завода и вплоть до его закрытия, о чем говорится в приказах по личному составу (рис.1):

     Кроме того, на заводе, во все времена тщательно следили за противопожарной безопасностью (рис. 2), а также за техникой безопасности.

На заводе всегда была строгая дисциплина (рис. 3):

     Великая Отечественная война затронула жизнь каждого жителя страны, включая заводских работников, самоотверженно трудившихся в глубоком тылу ради победы над общим врагом. Преодолевая острую нехватку кадров и усталость, сотрудники выходили на заводы вне графика, отдавали все силы выполнению удвоенных производственных норм. Огромная потребность государства в восстановлении разрушенных железнодорожных путей потребовала увеличения объемов производства необходимой продукции (рис.4):

     Документы личного состава предприятия содержат многочисленные свидетельства напряженного труда рабочих — от записей о сверхурочных выходах на смену до благодарственных писем руководства. Среди особо отличившихся постоянно упоминается имя рабочего-грузчика Зайцева С.С., неоднократно отмечаемого приказами по предприятию (Рис. 5, 6) и регулярно освещаемого в публикациях местной газеты «Заря коммунизма» Фонд Р-124 Редакция газеты «Бирюсинская новь», г. Тайшет Иркутской области (Рис.7).

Многие другие фамилии передовиков трудового фронта встречаются в архивных документах Шпалопропиточного завода, в газетных статьях (Рис. 8). Их имена отражают пример массового патриотизма и глубокого чувства ответственности за общее дело защиты Отечества в тяжелейшие военные времена.

Послевоенные годы стали периодом активного развития и роста производительности шпалопропиточного завода, демонстрируя динамику постоянного совершенствования производственного процесса. Руководство предприятия высоко ценило вклад своих сотрудников, регулярно отмечая лучших среди них наградами и почетными грамотами, подчеркивая значимость индивидуального вклада каждого работника в успех общего дела (Рис. 9, 10).

Эти меры стимулировали трудовой энтузиазм персонала, способствуя дальнейшему укреплению авторитета завода и повышению качества выпускаемой продукции.

В ходе реформы организации железных дорог России в 2008 году завод вошел в структуру открытого акционерного общества «ТрансВудСервис», сохранив преемственность традиций и технологическое лидерство среди аналогичных предприятий страны.

Однако судьба гиганта оборвалась в конце 2012 года, когда завод завершил свою работу, оставив после себя память о самоотверженном труде поколений рабочих семей, отмеченных высокими показателями производительности и глубокими традициями трудовых династий. Архивные материалы фонда Л-69 «Тайшетский шпалопропиточный завод, г. Тайшет Иркутской области» отражают историю предприятия во всех деталях, показывая, какой ценной была каждая смена, каждый сотрудник, внесший вклад в общий успех завода.

Документы фонда Р-124 Редакция газеты «Бирюсинская новь», г. Тайшет Иркутской области свидетельствуют о том, что руководство завода успешно преодолевало сложности и экономические кризисы, неизменно выводя производство в плюс, создавая благоприятные условия для дальнейшего процветания коллектива (Рис. 11).

Интересные статьи, о работе завода, о передовиках содержатся в фонде Р-124 (Рис. 12).

     К юбилеям завода традиционно публикуются статьи, насыщенные увлекательными историческими фактами и познавательной информацией. Такие материалы позволяют читателям глубже погрузиться в историю предприятия, раскрывая важные этапы его становления и развития, знакомят с выдающимися достижениями работников, вносят вклад в сохранение памяти поколений (Рис. 12, 13).

Тайшетский шпалопропиточный завод навсегда останется в памяти жителей города и округа как символ советского трудового героизма, коллективного созидательного духа и надежд на светлое будущее!

Архивный отдел администрации Тайшетского района

Loading