20 марта 1967 г. инспектором Хромовым В. была проведена проверка Колючинской школы по теме «Контроль и руководство». Докладная по результатам проверки почему-то направлена инспектору Иркутского ОБЛАНО.
«В школе обучалось 116 учеников в 8 классах комплектах. Директор школы Селезнев С.П. руководит школой один, без завуча и завхоза.
В коллективе 7 учителей, в .ч. 5 со средним образованием и небольшим стажем от 1 до 3-х лет; 2 человека имеют образование в объеме учительского института и стаж 25 — 26 лет.
Коллектив работает дружно, слажено, отношения с директором школы хорошие, ведет работу в контакте с месткомом.
В школе хороший порядок, чисто и уютно. Школа оформлена хорошо, имеются стенды новости литературы и искусства, слава комсомолу, герои-пионеры, навстречу 50-летия Октября, к открытию 23 съезда КПСС, доска почета лучших учеников.
Работы школы спланирована на весь год, Хорошо прописаны цели и задачи, правильно намечены общеполитические мероприятия: охватить всех детей учебой, лучше вести педагогическую пропаганду и этим укреплять авторитет школы; внедрять передовой опыт учителя Некрасовой А.М.; эффективно использовать время урока; шире применять наглядность; учить детей самостоятельной творческой работе; умело организовывать внеклассную работу; улучшить работу кружков; вести подготовку к 50-етию Октября; расширить связь с воинской частью, коллективом химлесхоза и общественностью; улучшить учет знаний и умений учащихся; выполнить все задания практической части и лабораторных работ.
Ежемесячно выпускаются стенгазеты — Голос школы, Глобус, Родное слово, Юный математик, Юный физик, классные газеты.
Работают кружки литературы — 11 учеников; русского языка — 35, краеведческий — 27, спортивный — 32, юных киномехаников — 34, радиотехники и радиосвязи — 11, драматический — 45, юных натуралистов — 18, фотолюбителей — 7 учеников.
Заседания педсоветов проведены по темам: по использованию наглядности и технических средств обучения; постановка самостоятельной работы учеников; итоги выполнения программ по итогам 1 четверти; о роли учителя в семейном воспитании; о переводе учеников и допуске к экзаменам; о плане летних оздоровительных мероприятий; итоги учебного года. Все вопросы готовятся тщательно.
Систематически проводятся методические мероприятия:
обзор методической литературы; планирование работы кл.руководителя; о пионерском самоуправлении; отдых учеников в школе и вне; кл.руководитель и самостоятельность учеников. Организовано взаимно посещение уроков.
Для учеников проведено 6 тематических вечеров — русские народные танцы, песни и др. Празднование знаменательных дат, чаепития. Встреча с ветераном войны Бирюковой Р. П.
10 марта состоялся обмен комсомольских билетов, в школе 10 комсомольцев, состоялся концерт их силами.
Проведено два диспута о дружбе и товариществе.
Проводятся всевозможные выставки, соревнования, шахматный турнир.
Для иллюстрации этой справки прилагается три фотографии кружка фотографов, ансамбля баянистов.
Связь с общественностью и родителями постоянная и достаточная. Проведено 4 общешкольных собраний, классные собрания ежемесячные, работает род. комитет 7 человек, проводятся его заседания совместно с классными род.комитетами общим числом 18 человек. Родители выступают по радио поселка.
Директор 8 марта приказом объявил благодарность женщинам — работницам за помощь школе. Готовится рукотворный сборник рассказов жителей поселка, участников октябрьских событий 1917 г. Эти примеры говорят о тесной связи школы с общественностью.
Всеобуч. Поселок разбит на микрорайоны, закрепленные за учителями. Создан пионерский штаб всеобуча, он следит за прибытием новых семей в поселок и привлечение их к школьной жизни, следит за пропусками. Все дети школьного возраста охвачены учебой.
Контроль и руководство. Директор вникает во все участки школьной жизни и всегда решает поднятые вопросы. Привлекает к этому род.комитет. Директор посетил к дню проверки 73 урока учителей, что конечно, не совсем достаточно. Посещенные уроки разбирает с учителями, перепроверяет совместные меры исправления недостатков» (сохранен подлинный текст докладной записки — Е.С.). В цитируемом документе нет объяснения почему это докладная, а не обычно справка по итогам инспекторской проверки. Как известно, докладные записки пишутся по конкретному вопросу вышестоящего органа управления, или по итогам завершения какого-либо дела, ранее принятого решения.
* * *
О директорах Колючинской школы. За период 1940-1970 гг. в школе сменилось несколько директоров. В одной из статей о школе дана уже информация на эту тему. Дополним ее следующими сведениями.
Голято Василий Абрамович до прибытия в Колючий и после работал вместе с женой Марией Григорьевной в разных школах Шиткинского – Тайшетского района: Бузыкановской, Колючинской, Старо-Акульшетской.
Селезнев С.П. возглавил школу в 1965 -1966 уч.году, прибыл в район из Хакассии, где был директором двух школ Аскизского района. Что позвало его в Сибирь? Сергей Павлович в 1979 г. писал так об этом: «Более чем тридцать лет назад председатель Правления Союза писателей Чувашии , народный поэт Александр Алга, выступил на съезде литераторов республики с большим докладом о грандиозных планах по развитию Сибири и Дальнего Востока, о задачах писателей в связи с этим. Одновременно он напомнил о том, что в далекой Сибири живут и трудятся и наши земляки, что у многих из них богатая биография, стоит , мол, рассказать о них в книгах. Сегодня его слова о об этом крае особенно злободневны. Тут и целина! Тут и «Ангарстрой»! Десятки тем и фактах для пишущих. А люди!? Каждая встреча – это стих, каждая улыбка – это песня, а труд их достоин повестей и романов! В первое десятилетие сибирской жизни, кроме рассказов и очерков, я написал поэму «За годом год». Поэма охватывает…всю историю переселения чувашей в Сибирь до наших дней». Селезнев С.П. в этой статье сказал — я учитель, поэтому важной темой его творчества является жизнь школы, воспитания детей, сохранение чувашского языка.
От литературного творчества отрывали насущные задачи управления школой. «Тут более чем-чем где-либо понадобилось директору третье призвание – умение руководить людьми, воспитывать воспитателей, учить учителей. А учить и воспитывать кадры на было. Не смог новый директор мириться с обывательской тенденцией, бытующей среди части местных преподавателей, которые считали, что до центра далеко, проверки из района бывают редко, не более раза в год, – значит и работать можно не в полную силу. Пришлось расстаться со школой учителю труда, который не умел да и не хотел чему-нибудь научиться и организовать детей, не место оказалось в школе рвачам и грубиянам. Зато появился в ней совершенно новый человек — Дмитрий Максимович Бездубный, новый в школе и в педагогике. Не имеет он диплома о получении какого-то диплома о законченном образовании, но имеет добрый, покладистый характер и любовь к детям. Спокойно ходит он из класса в класс, ведет уроки труда и пения, а после занятий вокруг нового педагога собираются маленькие любители музыки. И когда на кустом смотре художественной самодеятельности в Шелаево на сцену вышел оркестр из 16-ти баянистов, зал ахнул. Такого в Колючем не знали. Зато познали победу на смотре художественной самодеятельности школьников. Это впервые. Многое еще узнают впервые колючинцы о своей школе, потому что во главе ее стоит целеустремленный человек, требовательный к себе и к окружающим. Б. Бароновский. Директор из Колючего // Заветы Ленина, 18 мая 1966 г.)
В 1965-1966 уч.год, 1966-1967 уч. г. коллектив: Селезнев С.П. (история)., Селезнева П.С.(1-3 кл), Некрасова Анна Михайловна — русский яз.; Хромова Галина Васильевна нем.яз , пение; Шаповал Галина Ивановна — физика, химия, биология; Николаева Зинаида Васильевна — математика, физика, труд; Кожемякина Людмила Ивановна — математика, черчение; Бездубный Дмитрий Максимович — труд (в тарификационном списке почему-то нет указания на уроки пения) ; Дарбутайте Вероника Адамовна; в школе 123 ученика, в т.ч. 1-4 кл — 49 учеников, в 8 кл. — 16 учеников.
Продолжение следует
Материал подготовили: Селезнева Т.А. и Селезнев Е.С.